Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.

Архитектура Реклама
mainImg
Компaния:
Holcim
Контакты:
Холсим Россия
Москва, Серебряническая набережная, дом 29 
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья – MUCEM © Lisa icciotti
zooming
Паскаль Пине / Pascal Pinet
бизнес-инженер направления Ductal® компании LafargeHolcim
Archi.ru:
– Что такое Ductal® и зачем он архитектору?

Паскаль Пине:
– Ductal®, или UHPC (ultra high performance concrete), – это сверхвысокопрочный дисперсно-армированный бетон, обладающий высокой прочностью на сжатие. Самое ценное в Ductal® для архитекторов – сочетание феноменальных конструктивных и декоративных качеств. Финишная отделка этому материалу не требуется: его внешняя красота и так безусловна. Элементы из Ductal® производятся на заводе, это гарантирует высокое качество монтажных и строительных работ. Для улучшения конструктивных свойств и исключения армирования в Ductal® используется фибра. Она бывает трёх видов: стальная, полимерная и стекло-пластиковая. Стальная фибра применяется для создания и усиления различных инженерных конструкций.
zooming
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Lisa Ricciotti
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
zooming
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture


Ductal® производится в двух премиксах: сером и белом. Когда мы применяем белый премикс (например, в фасадных панелях), то использование металлической фибры может привести к образованию пятен ржавчины на поверхности. Поэтому для белых фасадов применяется фибра из нержавеющей стали. Стекло-пластиковая фибра применяется при производстве панелей методом напыления на опалубку.
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®
zooming
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Edmund Sumner


– На рынке много видов фибробетона – в чем отличие Ductal®?

– Хороший вопрос. Фибробетон – это не то же самое, что UHPC (Ultra High Performance Concrete). Эти виды бетона принципиально отличаются. Бетонная матрица совсем разная. Все дело в плотности упаковки матрицы, которая в Ductal® очень высокая, а в обычном бетоне присутствуют довольно крупные поры. Благодаря этому Ductal® имеет очень высокую водонепроницаемость, прочность и гладкость поверхности. Максимальный класс прочности общестроительного бетона – В80. Архитектурный Ductal® имеет минимальную прочность В100, а Ductal® для инженерных сооружений достигает прочности В150 и выше. Это колоссальная прочность, сравнимая с металлом. Со временем поверхности обычного фибробетона теряют свои свойства и внешний вид, а к Ductal® это не относится.

– Насколько долговечны здания из Ductal®?

– Первая постройка из Ductal® появилась в Мадриде в 1990-х. Материал придуман давно, но активно применяться стал только 10 лет назад. Когда материал был изобретен, в лабораторных условиях у него была феноменальная прочность – до 500 МПа. Сейчас это 130-250 МПа, что значительно выше прочности обычного бетона, то есть Ductal® гораздо более долговечный материал.

– Насколько я понимаю, Ductal® открыл перед архитекторами новые выразительные возможности. Поговорим о конкретных зданиях.

– Да, это действительно так. И мы сами до конца не знаем всех вариантов того, как могут выглядеть элементы из Ductal®, поэтому заинтересованы в совместной работе с архитекторами. Но то, что уже построено – многообещающе. Наиболее известные из реализованных проектов: Mucem – Музей Цивилизаций в Марселе, Jean Bouin Stadium – стадион Жана Буэн в Париже архитектора Руди Ричотти. Сейчас строится железнодорожная станция TGV в Монпелье с элементами сборной кровли из белого Ductal®. По проекту Жана Нувеля в Марселе возводят башню с фасадными элементами из Ductal®. Вскоре в Нью-Йорке появится здание из Ductal® по проекту Ренцо Пьяно.
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Lisa Ricciotti
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Lisa Ricciotti
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © © Lafarge Media Library – Charles Plumey-Faye (photographer)
zooming
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Lisa Ricciotti
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © © Lafarge Media Library – Charles Plumey-Faye (photographer)
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Julie Nicolas/LeMoniteur.fr
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti


– Кружевной фасад Mucem – Музея цивилизаций в Марселе – нечто уникальное. Никогда не видела, чтобы бетон выглядел как женское белье. Разве что считать предшественником дом Андрея Бурова на Тверской стиле ар деко... Как устроено кружево из Ductal®?

– Сетка фасада с толщиной «нити» 10 см состоит из панелей 6 х 3 м. Они имеют не только декоративное, но и конструктивное значение. Панель опирается на плиту фундамента, а вторая панель встает на первую. Между ними и внутренним фасадом из колонн (тоже из UHPC) есть пространство. И в этом пространстве на арматурных канатах подвешены два пешеходных моста из нашего материла. Таким образом Ductal® в Mucem обеспечивает одновременно эстетическое и конструктивное решение.

Эти фасадные панели и приспособления для их монтажа на верхний уровень были изготовлены на заводе. В сборе конструкции всё механизировано, быстро и удобно. На объекте использовано четыре типа панелей из Ductal®. По проекту каждую панель поворачивали на 180 градусов по вертикали и горизонтали, таким образом мы получили 16 разных комбинаций узоров. Рисунок панелей создавал Руди Ричотти, а варианты их стыковки подбирал дизайнер, так чтобы края одного узора совпадали с краями другого универсальным образом. Получилась своего рода инженерно-художественная игра.
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Стадион «Жан Буэн» © Air Images. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture


Этот же дизайнер помогал прорисовывать узор и стыковочные элементы для стадиона Жан Буэн. Если Mucem создавался как новый объект, где Ductal® был изначально заложен в проекте в виде архитектурного и инженерного решения, то со стадионом было иначе. Архитектурная оболочка из Ductal® на стадионе Жан Буэн выглядит как новый элегантный фасад на старом здании. Этот регби-стадион 2012 года постройки был перекрыт металлическими фермами довольно грубой формы, а оболочка появилась позже.

Мы использовали тонкие панели толщиной 3-5 сантиметров и длиной 9 метров со вставками из стекла: три типа панелей для крыши и два – для фасада. Соединения деталей продуманы так, чтобы обеспечить отвод воды с кровли. У нас не было необходимости отводить воду с боковых фасадов, поэтому мы сделали линии более обтекаемыми и плавными. Узор выглядит как ветви деревьев. Обратите внимание: рядом находится известный футбольный стадион 1970-х годов постройки – Parc des Princes stadium. На нем в своё время возникла необходимость защитить трибуны от осадков и фактически построить здание на здании, что было одновременно сложно и долго, а крыша все равно будет требовать обслуживания впоследствии. Для кровли из UHPC не требуется дополнительная гидроизоляция: ни алюминиевые оболочки, битумные покрытия или другие решения.
zooming
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture
zooming
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture
zooming
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture
zooming
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®


Развитием темы применения Ductal® для объектов гражданского строительства можно считать станцию в Монпелье (Monpellier). Кровля станции в Монпелье (Montpellier TGV station) собрана из бетонных элементов длиной 18 м и толщиной всего 4 см (лишь ребро жесткости доходит до 30 см). Этот легкий купол из Ductal® является и конструкцией, и декорацией.Если архитектурные панели стадиона Жана Буэн опирались на фермы, то кровля станции в Монпелье – самонесущая. А декоративные отверстия в куполе кровли заполнены стеклом, оно было заформовано в детали на заводе. В данных элементах использован белый премикс и фибра из нержавеющей стали. Таким образом элементы кровли из UHPC могут быть самонесущими. Благодаря стойкости к различным средам, Ductal® может использоваться как кровельный материал, он не требует дополнительной защиты.
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®


– Для создания архитектурного фасада здания Ductal® незаменим. Что еще может Ductal®?

– Хочу рассказать о здании фонда Луи Вюитон в Париже – Louis Vuitton Foundation архитектора Фрэнка Гери. Все наружные стены фонда сделаны из архитектурных белых панелей с уникальной геометрией. Когда дело дошло до их производства, мы использовали специальную вакуумную 3D-опалубку, технологию которой запатентовали. Программа самостоятельно задавала радиусы и форму опалубки, геометрию, после опалубка заполнялась Ductal®. Так получились уникальные изогнутые формы готового изделия. Эти белые гибкие стены несут знаменитые стеклянные паруса фонда Louis Vuitton.

– Ductal® подходит только для уникальных объектов?

– Многие во Франции и в Европе говорят: «Ну, ваш инновационный материал подходит для музеев и театров». Но это совершенно не так. Например, башня Жана Нувеля в Марселе – Jean Nouvel Marseillaise tower – офис риэлторской компании. Ductal® годится не только для «зданий-аристократов», но может быть и очень демократичным материалом. У нас есть типовые панели одинаковой формы и одинаковой толщины (15 мм), подходящие для стандартных конструкций.
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Мост Республики в Монпелье © Lisa Ricciotti


– Расскажите о Башне Жана Нувеля подробнее. Это первое применение Ductal® в высотном строительстве?

– Высота здания около 140 метров. Для Франции это небоскреб. Зданию нужна защита от осадков, ветра и солнца. Различные элементы фасада этого небоскрёба выполнены из Ductal®, применение которого оправдано защитой от солнца и влаги. Жан Нувель придумал фасад многоцветным, и, хотя Ductal® можно окрашивать в массе, в данном случае ради замысла архитектора красили только поверхности. Детали фасада очень тонкие и при этом габаритные. Трудно поверить, что они отлиты из бетона.

– Насколько легко монтировать элементы из Ductal®? Имеет ли значение при их монтаже квалификация рабочих? На российских стройках она часто не очень высокая.

– О, рабочие и во Франции такие же. Для того чтобы минимизировать влияние человеческого фактора на строительном объекте, мы уделяем особое внимание разработке высокоточной опалубки. При производстве бетонных элементов на заводе все крепёжные элементы с высокой точностью заформовываются в изделие, что исключает ошибки при монтаже. Мы тратим больше времени и средств на металлоформу, но получаем идеальный результат при монтаже.

Вот, например, детский сад в Париже – La crèche Pierre Budin. Вся архитектурные панели выполнены из Ductal®. Все элементы уникальны, при этом стыкуются очень точно, так как сделаны на заводе. Стыки панелей практически не заметны. Каждый элемент имеет закладные крепёжные детали, в том числе резиновые уплотнители и утеплитель. Это существенно ускоряет монтажные работы.

Кстати, я обратил внимание, что в России строительные работы выполняются на высоком уровне.
Мост Республики в Монпелье © Lisa Ricciotti
zooming
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Lisa Ricciotti


– Расскажите о конструктивных свойствах Ductal®: стоит ли применять его во всех частях конструкции или где-то можно обойтись без него?

– Мост Республики в Монпелье – Monpellier Republic bridge, демонстрирует конструктивные свойства Ductal®: из него сделаны мостовые Т-образные балки длиной по 23 метра. Опоры моста также сделаны из UHPC. При этом плита настила моста выполнена из обычного бетона, так как нет технической необходимости делать из нашего сверхвысокопрочного дисперсно-армированного бетона все элементы. Ductal® имеет смысл использовать только там, где он дает преимущество.

Если сравнивать стоимость Ductal® с обычным бетоном, то он дороже, зато вам нужно в пять раз меньше материала для достижения конструктивной прочности. Из-за применения элементов, произведенных на заводе, монтаж, как правило, выполняется в пять раз быстрее. Качество строительства намного выше. Оптимизация процесса строительства с использованием Ductal® очевидна.

Поставщики, технологии

Holcim

18 Июня 2018

Holcim: другие статьи и новости
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Мыслить радикально
В апреле фонд LafargeHolcim проведёт VI форум в Каире. Его тема – «Ре-материализация строительства», с 4 по 6 апреля 2019 года мировые эксперты обсудят радикальный подход к строительным материалам, основанный на сокращении их потребления. Регистрация открыта до 31 января.
Новые горизонты «устойчивой архитектуры»
Премия LafargeHolcim Awards ищет новые, более целостные и сложные, критерии sustainability. Среди лучших отмеченных решений – способы интегрировать промышленность в городское пространство, снизив затраты, но сохранив индустрию в городе, и дешевое жилье над парковками в Лондоне. Одну из премий для молодых архитекторов получила российская студентка.
LafargeHolcim Awards 2017: улучшаем жизнь местных сообществ
Конкурс с призовым фондом $2 000 000 проводится в сотрудничестве с ведущими техническими университетами мира: Швейцарским технологическим университетом, Высшей архитектурной школой Касабланки, Массачусетским институтом технологий и другими.
Названы самые «зеленые» проекты Европы
В Милане подведены итоги III Международного архитектурного конкурса Holcim Awards for Sustainable Construction. Россия не вошла в число победителей, но заняла почетное четвертое место по общему числу поданных на конкурс проектов.
Holcim Awards приглашает российских архитекторов
17 ноября в Москве на фестивале инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект 2010» состоялась презентация III Международного архитектурного конкурса Holcim Awards for Sustainable Construction. Состязание с общим призовым фондом 2 миллиона долларов ставит перед собой более чем амбициозную задачу – найти на каждом континенте планеты архитектурные проекты, соответствующие требованиям устойчивого развития.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.