English version

Солнце, воздух и вода

По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.

mainImg
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
Россия, Ялта, поселок городского типа Гурзуф, Ленинградская улица, дом 41З

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, А. Заключаев, В. Алёхин, Е. Антонова, А. Седачева, А. Мауль, Е. Коробской, А. Цыплаков, С. Коробков, И. Морозов
Генеральный план: К. Харитонова, Ю. Сундова, И. Сафронов
Конструкторы: Д. Свирский, Г. Сопруненко, Т. Лосицкая
Инженеры: Р. Бекмухамедов, С. Воронянский, М. Кислов, Г. Шатохин, С. Товкач, В. Романова, О. Горелова, С. Толстова, Е. Барнева, Е. Родионова, А. Тарасов, Ю. Синеокая, А. Иванов
Технологи: А. Уставицкий, М. Евстратова, Г. Калинова, Е. Гусарова
Интерьеры: А. Халитова, Э. Стрельникова

2016 / 2020

Заказчик: ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ»      

Твой мир без пятен и чернот,
Твой день без суетных забот,
И только жаль, что он пройдет.

Песня «Артек» 

«Артек» начинался в 1925 году как небольшой палаточный лагерь, а в 2016 году принял полуторамиллионного гостя. После 2014 в лагере началась «перезагрузка»: поменялась программа – теперь «Артек» развивается как круглогодичная «инновационная площадка общего и дополнительного образования, а также оздоровления и отдыха», вслед за программой начали обновлять и здания. 

За годы существования «Артек» разросся до пяти лагерей: «Прибрежный» (дружины «Лесная», «Полевая», «Речная», «Озерная»), «Горный» (дружины «Алмазная», «Хрустальная», «Янтарная»), «Морской», «Кипарисный» и «Лазурный». Совсем скоро откроется новый и самый крупный лагерь, готовый принять 1000 детей за смену – «Солнечный». Он станет первым с 1995 года лагерем, построенным с нуля. 
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»

Автор генерального плана всего «Артека» и большинства его корпусов – советский архитектор Анатолий Полянский. Строительство лагеря, террасами спускающегося к морю, он задумал еще в 1960-х годах в южной части территории «Артека». Генеральный план в полном объеме, однако, в те годы осуществить не удалось. В постсоветское время территория «Артека» сократилась в южной части, уступив место частной застройке, парку и пляжу. А участок побережья между «Кипарисным» и «Лазурным», прямо напротив скал Адалар, остался на полвека неосвоенным из-за сложного рельефа, риска оползней и отсутствия подъездных дорог.

  

В 2000-х годах, разрабатывая программу развития «Артека» на ближайшие десятилетия, руководство лагеря обратилось к идее застроить пустующий участок, между «Кипарисным» и «Лазурным», что, в том числе позволило бы сделать территорию связной и непрерывной от горы Аю-Даг на севере до поселка Гурзуф. Для решения этих задач пригласили ПИ «АРЕНА», уже принимавший в развитии лагеря значительное участие: архитекторы работали над реконструкцией и строительством новых корпусов для лагеря «Прибрежный», проектировали «Артек Арену» на участке бывшей костровой площади, а также образовательный центр для будущего «Солнечного». 

Конфигурация «Солнечного», принципы объемно-пространственного построения воссоздают идеи Полянского на новом месте. 

Чтобы нивелировать воздействие грунтов, перед строительством был установлен каскад подпорных стенок из буро-набивных свай.  
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»

Перед архитекторами определенно стояла задача вписать здание в рельеф, а также попытаться сделать его сомасштабным окружению и предусмотреть движение, иногда броуновское, многочисленных потоков людей. Институту, должно быть, сильно помог опыт проектирования стадионов: все-таки тысяча детей в одном месте сразу – это немало. 
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»
Город Солнца
Чем больше разглядываешь здание, тем настойчивее маячит мысль об утопических городах: возможно, дело в названии «Солнечный», или в особенностях лагерной жизни, в которой есть форма и принадлежность к отряду, или же в архитектурных решениях, создающих замкнутое на себе пространство. Лето, как известно, – маленькая жизнь, в которую утопия как раз может поместиться.   
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»

«Солнечный» состоит из четырех отдельностоящих корпусов, устроенных по одинаковому принципу: три уровня по два этажа располагаются ступенями так, что кровля нижних ярусов служит террасой верхним. Получается 12 блоков, что соответствует 12 отрядам, это же число подсказало использовать названия месяцев для идентификации и оформления каждого блока – они отличаются цветом, а также пластикой фасадов. Последний ярус боковых корпусов почти в два раза у́же, чем у центральных, благодаря этому террасированность проявлена и при фронтальном обзоре с моря. 
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»

Каждая комната – ячейка, «кирпичик» в общем объеме здания, что роднит его с образцами советской архитектуры и прежде всего ялтинским пансионатом «Дружба». Здесь те же узнаваемые «зубцы» комнат, которые, впрочем, появляются больше как пластический прием, нежели функциональная необходимость: поскольку здание линейно и стоит почти у кромки воды, море и так видно из каждого окна. 
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»

И все же архитекторы стремятся, чтобы моря было как можно больше: южная стена каждой комнаты полностью остеклена и имеет выход на небольшой балкон, защищенный от солнца козырьком из цветного поликарбоната. Закрыться от соседей, выходящих на балкон, позволяет плотная штора. «Зубцы» чередуются с «финскими» балкончиками, что позволяет диверсифицировать корпуса еще больше. Хрупкие кристаллические объемы из витражей архитекторы дополняют натуральным камнем, который позволяет зданию вписаться в каменистый склон.
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»


Благоустройство по-эшеровски 

Четыре корпуса соединяются между собой «мембранами» – сложной системой из переходов и лестниц, которая служит горизонтальным и вертикальным коммуникационным ядром, а также местом для отдыха и мероприятий. Это решение уподобляет здание «острову расходящихся тропок»: из любой точки можно попасть в любую другую множеством путей, а переплетение лестниц и мостиков напоминает лабиринт.
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»

В каждой «мембране» лестница ведет от самого верхнего яруса до набережной и пляжа. На уровне входных групп она разрастается до амфитеатров, которые закрывают от солнца «паруса», напоминающие парящих птиц. У каждого корпуса, таким образом, появляется площадка для общих сборов, а функцию небольших двориков берут на себя озелененные террасы.
  • zooming
    1 / 5
    Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 5
    Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 5
    Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 5
    Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 5
    Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
    © ПИ «АРЕНА»

Верхний уровень кровли предлагает достаточно большие площадки для массовых мероприятий, также он дополнен образовательной функцией: технические блоки закрыты яркими цилиндрами с ламелями, через которые дети могут рассмотреть инженерные коммуникации. Цилиндры на кровле, вероятно, тоже являются отсылкой к пансионату «Дружба».  
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»

«Солнечный» целиком и каждый его блок, таким образом, оказываются самодостаточны. На территории «городка» компактно умещается все необходимое: спальни, закрытые и открытые событийные площадки, тихие уголки для самоподготовки, а также море буквально у порога. Само здание становится объектом исследования и познания: спускаясь и поднимаясь каждый день по лестницам, выходя на балконы и террасы невозможно не уловить его сложное архитектурное и инженерное устройство.  
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
© ПИ «АРЕНА»

Замкнутость здания на себе, впрочем, никак не ограничивает детей в получении разнообразных впечатлений, поскольку в их распоряжении обширная территория всего «Артека». В самом «Солнечном», к слову, будет своя достопримечательность: останки христианской базилики VI века, которые были обнаружены и вновь засыпаны еще в советское время. На новом витке строительства их расчистили и законсервировали, а в дальнейшем планируют интегрировать в благоустройство. Базилика украсит территорию образовательного центра, который дополнит «Солнечный» и расположится чуть выше спальных корпусов. В его состав войдет и столовая – как только ее достроят, лагерь сможет открыть двери новым гостям.
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Международный детский центр «Артек». Лагерь «Солнечный»
Россия, Ялта, поселок городского типа Гурзуф, Ленинградская улица, дом 41З

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, А. Заключаев, В. Алёхин, Е. Антонова, А. Седачева, А. Мауль, Е. Коробской, А. Цыплаков, С. Коробков, И. Морозов
Генеральный план: К. Харитонова, Ю. Сундова, И. Сафронов
Конструкторы: Д. Свирский, Г. Сопруненко, Т. Лосицкая
Инженеры: Р. Бекмухамедов, С. Воронянский, М. Кислов, Г. Шатохин, С. Товкач, В. Романова, О. Горелова, С. Толстова, Е. Барнева, Е. Родионова, А. Тарасов, Ю. Синеокая, А. Иванов
Технологи: А. Уставицкий, М. Евстратова, Г. Калинова, Е. Гусарова
Интерьеры: А. Халитова, Э. Стрельникова

2016 / 2020

Заказчик: ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ»      

18 Января 2023

ПИ «АРЕНА»: другие проекты
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Музыка и танец
Образовательные центры в Кемерово, Калининграде, Владивостоке и Севастополе – часть программы по созданию культурных кластеров, которая реализуется в регионах с 2018 года. В трех городах кампусы, построенные по проектам ПИ «АРЕНА», уже приняли первых воспитанников. Рассказываем об устройстве этих школ.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Лабиринт памяти
В концепции мемориального комплекса Севастополя архитекторы Проектного института «АРЕНА» постарались учесть сразу несколько важных этапов в истории города, используя для этого символизм формы, а также разнообразные фасадные решения – от глухих каменных стен до полностью зеленых.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.