руководители «Кооперативной студии «Новгород»:
«В этом году студия «Новгород» продолжала исследования невидимых аспектов архитектуры. Дипломная студия связывала вместе три компонента: Выборг как место архитектурной интервенции, жилищный кооператив как тип жилья, недостаточно развитый в России, и фасад как архитектурный феномен, утративший свое значение в течение XX века.
Работа началась с поездки в Выборг и исследования зданий, построенных в финском городе в 1900–1930-е. Студенты изучали видимые и неочевидные характеристики фасадов, а затем перешли к обследованию участков для проектирования – эти впечатления питали их проекты на протяжении всего года.
Вернувшись в Москву, студия перешла к изучению того, как формировался язык фасадов городского палаццо в итальянской архитектуре XIV–XVI веков. В результате стало понятно, что фасад – это самостоятельный архитектурный жанр со своими законами, отсылками и языком.
После этого работа каждого над своим жилищным кооперативом началась с разработки фасадов с опорой на примеры из истории, трансформированные в собственные принципы. Параллельно студенты изучали кооперативные жилые проекты в Швейцарии и собственное жилье.
Затем необходимо было разработать программу будущего здания в Выборге и включить в нее дополнительную городскую функцию для первого этажа – части, с помощью которой здание общается с горожанами.
Разработанные фасады необходимо было соотнести с другими частями здания: программой, планом, пространственной схемой, окружением. Устанавливая эти связи, студенты постоянно трансформировали свое здание, чтобы целое существовало как сумма всех своих частей. Отдельное внимание уделялось окнам как главной части фасада, с которой постоянно взаимодействуют жильцы дома.
В ходе работы каждый студент выступал куратором собственного исследования и дисциплинированным автором, внимательно относящимся ко всему, что он делает».
***
Divi I Puri
Александра БоеваУчасток, который выбрала Александра, находится на пересечении четырех улиц: Сторожевой Башни, Красноармейской, Титова и Крепостной. Когда-то здесь была городская усадьба, но от нее уцелели только два больших камня – остатки подъездных ворот. Именно с опорой на их характер была выстроена структура фасада, сами камни стали частью здания.
Кооператив построен на основе британской модели «live-in», переосмысленной под российскую реальность: люди не только живут в нем, но и занимаются бизнесом.
Устройство задает иерархию. На первом этаже располагаются баня и бар. Второй этаж занимают инициаторы создания кооператива, здесь же располагается гостевая квартира, а окна на этом уровне самые большие. Третий этаж со средними по величине окнами отведен для съемных квартир: аренда приносит кооперативу дополнительные средства для существования. На последнем этаже живут сотрудники бара и бани, здесь самые маленькие окна. Фасады, таким образом, отражают социальную иерархию.
В общем распоряжении большая гостиная. Лестницы спроектированы таким образом, что невозможно выйти из дома, не миновав ее: таким образом каждый хоть немного приобщается к жизни сообщества.
Divi I Puri в переводе с латыни значит «божественный и чистый», также эти два слова созвучны названию Выборга на финском языке – Bиипури (Viipuri). А еще эти два слова с одинаковым количеством букв – как две равнозначных части здания, и разделены они буквой I – то есть трубой.
***
Кооператив ткачей
Алия ШигаповаАлия Шигапова работала с тем же участком. По теории Готфрида Земпера, появление главного элемента архитектуры – стены – восходит к ткачеству. Кроме того, именно ткачи были основателями первого кооператива в Рочдейле. Исходя из этого автор решила проектировать кооператив ткачей, используя каменный цоколь, оставшийся на улице Сторожевой башни от сгоревшего деревянного дома XIX века.
Кооператив создают 18 семей, разных по составу, имеющих возможность работать дистанционно. Современные ткачи – это модельеры, производители кожаных изделий, ковроткачи, вязальщики.
На первом этаже располагается просторная мастерская с необходимым оборудованием, залы для приема и выдачи заказов, выставочные залы, пространство для ритейла, склады. Одно из важнейших помещений – зал для собраний, на которых принимаются решения о жизни кооператива.
Два жилых этажа имеют меньшую высоту, чем первый общественный. На каждом расположено по девять квартир с разными планировками, почти из всех открывается вид на залив.
Через окна в коридорах можно рассмотреть, как хранится ткань и как работают специалисты. Входные двери регулируют потоки посетителей и жителей таким образом, что прохожие не могут попасть в лестничный блок, ведущий на верхние жилые этажи. Кооператив ткачей – это город в городе со своим уставом, улицами и туристами.
***
Кооператив «Второе дыхание»
Геннадий ДружининГеннадий Дружинин разработал кооператив для пожилых людей. Чтобы объяснить суть проекта, он придумал «легенду» о пожилой паре, которая устала жить в большом городе, но скучала по даче, земле. Друг Миша советует им переехать в Выборг и поселиться в кооперативном доме, попутно вспоминая, что сам никогда не жил один: родился в коммунальной квартире, затем переехал с родителями, бабушкой и сестрой в отдельную квартиру, ездил в пионерлагеря, прошел армию, жил в общежитии с женой и ребенком. И так до тех пор, пока не овдовел. Кооператив «Второе дыхание» в небольшом городе пришелся ему по душе.
Здание состоит из нескольких общих зон разной степени приватности, а на последнем четвертом этаже расположены небольшие квартиры, в которых есть спальня, санузел и кабинет. Окна в каждой квартире выходят на две стороны. Подниматься можно по лестницам или с помощью платформ. В гостевых комнатах можно принимать друзей и родственников.
Вот личные впечатления жильцов:
«Я посмотрел на здание и подумал, что Михаил поселился весьма аскетично. Дом был новый, но без претензии. Фасад был гладким, а окна... Окна были просто окнами. Второй этаж весь с балконам, и все. В общем ничего особенного».
«Миша стал объяснять устройство дома: вход у каждого свой. Там дальше проход во двор, там огород и сад. Cбоку хозяйственная комната и кладовка. Я поднимусь по лестнице, а ты вставай тут. Меня поставили в угол, Миша нажал на что-то и комната поехала вниз. Это была платформа. Вроде лифта, но открытая».
«Мы пошли к противоположной от камина стене, свернули в коридор и, поднявшись по лестнице, оказались у обычной двери. Миша открыл ее и мы вошли в небольшую студию. Я бывал в похожих за границей. Комната с кроватью и креслом. Письменный стол и шкаф. Есть своя кухня и ванная комната. Приятный гостиничный номер».
***
Кооператив Kaupungin Olohuone
Даниил Наринский
Даниил также отталкивался от гипотетического сценария формирования коммуны: многие молодые люди переезжают из Москвы в Петербург, например, и выбирают жизнь в коммунальных квартирах. Исходя из этого Даниил разработал новое пространство, подходящее для совместной жизни – кооператив в Выборге по знакомой улице Сторожевой башни, 22.
Пластика фасада – отдельный сюжет, который откликается на окружающие здания и историю города (автор исследовал фасад жилого дома, спроектированного финским архитектором Оле Грипенбергом в 1930-х годах), и в то же время рассказывает об иерархии и назначении внутренних помещений дома. Динамичная пластика дворового фасада контрастирует с почти плоским главным фасадом. Разницу в приватности зон подчеркивает руина во дворе кооператива – флигель, сохранившийся от усадьбы XIX века.
В здании четыре этажа. На первом – городская гостиная (Kaupungin Olohuone по-фински), то есть общественное пространство с баром и магазином одежды, которое принадлежит жильцам кооператива, но доступно всем горожанам. Здесь можно выпить, зайти в мастерскую художника, посмотреть небольшую выставку или набить татуировку. Карниз над первым этажом отделяет общественную и жилую части здания.
Жилые этажи равны между собой, а вот размеры квартир – нет: материальное положение жильцов кооператива разное. В доме есть как маленькие гостевые номера с общим душем, так и более комфортные квартиры со своей гостиной, ванной комнатой, эркером.
Общее пространство в жилой части дома объединяет винтовая лестница. Каждый жилец может пользоваться верандой на втором этаже или каминным залом на четвертом.
***