Мария Трошина: «Творческие индустрии нивелируют зазор между Россией и Западом»

Главред Проект international Мария Трошина – о креативных индустриях, новой теме следующего блока журналов, и о выступлениях представителей этого жанра из Нидерландов, которым посвящен свежий номер.

mainImg
Выступления Робина Кемме, креативного директора дизайнерского агентства Fabrique, и Мартина Пола из space&matter, архбюро, занятого в равной мере творческими реконструкциями зданий и не лишенными левого эпатажа выставочными проектами, состоятся как в Трёхгорной мануфактуре, так и в МАРШе и даже в Нижнем Новгороде. Мы задали несколько вопросов организатору этого турне.

14 октября, пятница, 16:30 – презентация Пi41 «Креативные индустрии Нидерландов» на Трёхгорке

14 октября, пятница, 19:30 – лекции Робина Кемме и Мартайна Пола в МАРШе // на английском языке

15 октября, суббота, 15:00 – лекция Робина Кемме в Гараже

15 октября, суббота, 14:00 – лекция Мартайна Пола в Арсенале, Нижний Новгород
 

Мария Трошина, главный редактор Пi

Архи.ру: 
– Креативные индустрии сейчас – страшно актуальное понятие. Судя по всему, предполагается, что они спасут наш постиндустриальный мир в период кризиса. А как бы ты определила это явление, что в нём главное?

Мария Трошина: 
– Мне кажется, главное в творческих индустриях – это их обращенность к индивидуальности, к конкретному человеку с его желаниями, мыслями. Это стало особенно очевидным после работы над номером, посвященном этой, не побоюсь сказать, отрасли в Нидерландах. Именно отрасли, так как в этой стране сейчас на всех уровнях созданы условия, благоприятствующие развитию творческих инициатив.

– Почему Пi именно сейчас взялся за серию журналов, посвященных креативным индустриям?

– За пару лет моей работы над журналом, который был задуман как дайджест, мне стало понятно, что интересно говорить и читать о трендах. О мировых трендах. Особенно нашим читателям.

Поясню. У нас существует какой-то странный перекос: где-то мы опаздываем на десять лет, если сравнивать с Европой, а где-то бежим «впереди паровоза». Мне кажется, что тема творческих индустрий как-то нивелирует этот зазор. Описывая зарубежную архитектуру в нашей стране, всё время чувствуешь, что мы на периферии, так как в технологиях и материалах мы безнадежно опаздываем, а кризис только усугубляет ситуацию. Бесспорно, что у нас есть прекрасная архитектура, но её мало, а с кризисом стало еще меньше. Мне кажется, креативные индустрии – тот момент, в котором мы схожи с зарубежными странами. При этом мы всё-таки архитектурный журнал. И архитектура становится в один ряд с творческими индустриями, обогащаясь схожими идеями и смыслами.

Я вижу нашу серию как чужой опыт, который нам может быть интересен и полезен, а не как картинку на тему «что у нас могло бы быть, но почему-то нету». Это какая-то волна, которая идёт не от профессионалов, диктующих миру, каким он должен быть. Профессионалы вынуждены быть чувствительными к запросам обычных людей. И мне кажется, что это происходит повсеместно. Такая смена парадигмы. В этом смысле мне симпатична тема Венецианской биеннале, заявленная Аравеной. Reporting from the front – это касается всех.

И да, мы живем вот так, как это показано в нашем павильоне. Архитектура – самый главный индикатор времени и места. Это то, чем они маркируются.

– По какому принципу ты выбираешь героев публикаций?

– Всегда есть свобода выбора. Номер по Нидерландам мы планировали с Бартом Голдхорном. Он, конечно, в курсе всего, что происходит у него на родине. Но потом контент менялся. Хотелось сказать больше, но журнальный формат – вещь достаточно суровая и не терпит излишеств. Именно поэтому мы пригласили наших героев в Россию, чтобы лучше понять то, что происходит «у них» и насколько это действительно резонирует «с нами».

Герои публикаций в разных рубриках, если мы говорим о персонах и бюро – попытка понять разные стороны Нидерландов. Многих из них я знаю давно, мы публиковали их проекты, и было интересно наблюдать, как они растут. Но всё же надо говорить о проектах как о главных действующих лицах. И в этом смысле мы старались взять проекты, способные показать, каким образом архитектура и дизайн, если они чувствительны к запросам людей, могут трансформировать общество.

При этом мы не на секунду не забывали, что всё это на самом деле – бизнес. Но основанный на каких-то других механизмах, чем у нас. И, что самое интересное, эти механизмы не сами собой родились. Они были выстраданы и отвоёваны. Этот момент для меня лично очень важен в отношении Нидерландов.
zooming
Сайт Рейксмузеума © Fabrique

– Среди выступающих – Робин Кемме из Fabrique, дизайн-агентства, совмещающего работу над супер-сайтами, ориентированными на мобильники и приложениями к ним же, с брендированием городов. Они придумали бренд города Агры в виде буковки А с силуэтом Тадж-Махала и размножили его повсюду в городе. Напоминает брендирование Москвы… А вот от их сайта Рейксмузея я не могла оторваться, это, прямо скажем, восхитительный сайт. А у тебя есть любимый проект Fabrique?

– В этом пристрастии мы с тобой, видимо, схожи, не зря заканчивали Отделение истории искусств МГУ. Это восторг встречи с прекрасным. Но надо сказать, что подход этого агентства подкупает тем, что они создают, простите, «продукты», которые вас делают причастным практически любому процессу, будь то искусство живописи или музыка, превращая это в увлекательную историю. Высокие искусства – это понятно, но когда ты проходишь досмотр в аэропорту без напряжения, это уже касается всех.

Что касается Агры, то я не вижу сходства с Москвой – мне кажется, они смогли уловить ритм и множественность образов города прошлого, настоящего и будущего и встроить его в ту систему, которая будет понятна и местным, и гостям города.
zooming
Бренд города Агра © Fabrique

– Честно говоря, портфолио space&matter мне понравилось меньше. Идея ограничить развитие аэропорта Хитроу, устроив по соседству кладбище членов Гринписа, которых в год умирает в среднем 300 человек, кажется какой-то чрезмерной… Хотя их архитектурные проекты неплохи, вот к примеру дизайн-код для города из домов на воде или мини-гостиницы в домиках смотрителей мостов, которые стали не нужными с развитием новых технологий – очень даже ничего. Почему позвали именно их?

– Признаться, это и есть то самое бюро, которое я наблюдаю в течение последних несколько лет. Они молоды, но у них какое-то правильное понимание пространства не только в физическом, а отчасти и в метафизическом смысле: мы все живём вместе, и важно слышать друг друга. Иногда для этого не хватает медиатора, и они готовы стать им. И становятся. Их проекты, где они становятся посредниками между людьми и физическими пространствами – это и есть настоящая современная архитектура. Делать непонятное понятным и своим – в этом я вижу путь архитектуры. Ведь мы видим прекрасное там, где мы видим своё – то, что мы можем понять и принять.
zooming
Проект SWEETS, мини-гостиницы из домиков смотрителей мостов в Амстердаме © space&matter
zooming
Проект Rest in Greenpeace © space&matter

– Голландия – страна, креативная индустрия которой известна как одна из самых развитых, то, что начали с неё, понятно. Какие страны следующие?

– Конечно всё понятно. Отец-основатель нашего журнала Барт Голдхорн – голландец (смеется). Пока будем сохранять интригу. В наше время сложно прогнозировать. Но я точно знаю, есть несколько тем из номера про Нидерланды, очень актуальных для нашей страны, и они обязательно будут освещены в следующем выпуске. Но уже в другой стране. Проблемы везде одни и те же.
 

14 Октября 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.