Большая Москва: начало

В субботу и воскресенье, 24–25 марта, 10 архитектурных команд – участников разработки «концепции развития Московской агломерации» (проще говоря, «Большой Москвы»), докладывали экспертам и общественности о своих самых первых наблюдениях и выводах.

Автор текста:
Анастасия Каркошкина

mainImg
0 С момента объявления списка команд-участниц разработки концепции прошло чуть больше месяца, и результаты работы, конечно же, были очень предварительными. Это, первое, обсуждение однако заняло целых два дня (программу можно увидеть здесь) и стало скорее дискуссией о проблемах города и путях их решения. Команды проектировщиков рассматривали Москву на различных уровнях – мировом, европейском, государственном, региональном. Оценивали позиции столицы в различных рейтингах, сравнивали сегодняшнюю ситуацию и перспективы ее развития с опытом других мегаполисов. Обсуждали несовершенство столичной инфраструктуры, проблемы изолированности Москвы от области. Говорили, наконец, о необходимости более эффективного диалога между градостроителями и экспертами.

Напомним, в числе проектировщиков Большой Москвы есть как российские, так и иностранные архитекторы, причем среди последних преобладают разработчики концепции развития Большого Парижа – едва ли не самого близкого нам по идеологии и масштабу градостроительного проекта последнего десятилетия.

Знаменитый французский градостроитель Антуан Грумбах и приглашенный им в качестве партнера по разработке московского проекта не менее знаменитый проектировщик Жан-Мишель Вильмотт начали с изучения ключевых аспектов московской агломерации. Они изучили ее геополитическое положение по ночным космическим снимкам, сравнив полученные их с аналогичными снимками крупнейших европейских мегаполисов. Тут же выяснилась любопытнейшая вещь: если в Европе крупные города почти срастаются друг с другом (образуя «голубой банан», названный так специалистами по форме урбанизированной территории) – то в России светятся лишь две яркие точки, расположенные далеко друг от друга, Москва и Петербург. К примеру, между Лондоном, Парижем и Роттердамом, формирующими главный треугольник европейской агломерации, их жители могут перемещаться не дольше, чем за два часа, а на дорогу между Москвой и Петербургом уходит минимум 4 часа. В долгосрочной перспективе, по мнению Антуана Грумбаха, Россия могла бы сформировать собственные высоко урбанизированные зоны: российский «банан» следовало бы протянуть с юга на север через Сочи, Ростов-на-Дону, Москву и Петербург, а с запада на восток от Москвы через Нижний Новгород к Казани.

И все же в том, что Москва – мегаполис общемирового значения, у французских архитекторов никаких сомнений нет. К числу «признаков мирового города» они, в частности, отнесли культуру, по количественным и качественным параметрам развития которой российская столица уверенно опережает почти все другие города планеты.

Французские архитекторы уделили много внимания оценке связей города с природой, точнее даже – факту предопределенности города ландшафтом. Так, во Франции все границы регионов страны совпадают с долинами крупнейших рек, и именно речная система обеспечивает оптимальное сообщение между населенными пунктами. Тему рек затронули в своем докладе также и итальянские архитекторы Бернардо Сеччи и Паола Вигано. Они привели для примера Брюссель – бельгийскую, а теперь и общеевропейскую столицу, структура которой во многом определена конфигурацией долин трех рек, в пределах которых она находится. Сегодня Брюссель считается важнейшим перекрестком между крупнейшими европейскими агломерациями, в частности, Роттердамом, Парижем, Руром, Лондоном.
Жан Мишель Вильмотт (слева), Антуан Грумбах (в центре). Фотографии Анастасии Каркошкиной
Бернардо Сеччи, Паола Вигано

Обе упомянутые команды – французская и итальянская, также уделили много внимания проблемам транспорта. Бернардо Сеччи подробно рассказал о том, как сформировалась нынешняя транспортная структура «Большого Парижа»: изначально французская столица, как и Москва, имела радиально-кольцевую структуру, но на территории агломерации были выделены локальные центры, образовавшие в результате плотную сеть «магнитов» – элементов транспортной системы. Итальянцы также отмечают, что хотя сегодня и сложно представить город без машин, однако пешеходные зоны нужно постепенно создавать и расширять. Грумбах и Вильмотт заострили внимание на том, что транспортная сеть присоединяемой к Москве территории развита чрезвычайно слабо, настолько, что они считают возможным поднять вопрос о целесообразности расширения столицы именно на юго-запад области. По мнению архитекторов, лучше было бы развить транспорт в Москве, создав многоуровневые транспортные узлы, своего рода «город над городом». Это и дешевле, и удобнее, так как позволит связать в единую сеть разные виды транспорта. К слову, Сеччи и Вигано тоже недоумевают по поводу идеи экспансии города в неосвоенные с точки зрения инфраструктуры районы, в то время как в принятии решительных реабилитационных мер нуждается нынешняя территория города.
Рейнир де Грааф, ОМА

Знаменитое голландское бюро OMA работает над концепцией «Большой Москвы» совместно с институтом «Стрелка» и архитектурным бюро «Проект Меганом», а в качестве консультантов пригласило компании «Сименс» (транспортные системы и оборудование) и McKinsey&Company (оценка бизнес-эффективности). Команда детально изучила планы развития Москвы, разработанные и осуществленные с 1922 года, а также состояние нынешних урбанизированных территорий Подмосковья, и в качестве альтернативы протуберанцу на юго-запад области предложила идею развития мегаполиса равномерно в границах всего региона, что превратит его в крупнейший город мира, увеличив численность населения города до 19 миллионов человек. Главный потенциал развития подобного сверхмегаполиса OMA видит в объединении городских и подмосковных железнодорожных сетей и использовании сегодняшних лесных территорий как будущих рекреационных зон.
Владимир Коротаев

Партнерами ЦНИИП Градостроительства выступают японское архитектурное бюро Nikken Sekkei Ltd., британская архитектурно-дизайнерско-планировочная компания RTKL, а также международные консультанты по недвижимости Knight Frank. Глава института Владимир Коротаев в своем выступлении отметил, что приоритетом развития московской агломерации его команда считает повышение уровня жизни населения. Что же касается сравнения «Большой Москвы» с аналогичными мировыми проектами, то специалисты ЦНИИП Градостроительства пришли к выводу, что наиболее сопоставимым примером является Токио (где к городу также приделали «хвост», правда на северо-западе). Концепция развития Большого Токио была принята в 1958 году и с тех пор преодолела несколько этапов. В частности, с 1976 года развитие этой агломерации стало осуществляться по принципу многоядерности: в ее состав были включены окрестные самостоятельные города, а транспортная система дополнилась кольцевыми элементами. Современный этап развития Токийской агломерации, который начался в 1999 году, подразумевает создание структуры рассредоточенной региональной сети, включающей деловые и производственные центры и кольцевые опорные города с единой транспортной системой «Большого кольца», обеспечивающей кратчайшую связь между отдельными районами. На протяжении всего этого периода происходило рассредоточение различных столичных функций (промышленной, жилой, исследовательской, логистической, производственной, правительственной и т.д.). Экспертам ЦНИИП Градостроительства этот сценарий кажется наиболее подходящим для Москвы. Тем более, что на территории будущей Большой Москвы уже сегодня можно выделить некоторые функциональные центры, в частности подмосковные наукограды.
Андрей Чернихов

Архитектурная мастерская Андрея Чернихова для работы над концепцией развития Большой Москвы собрала вокруг себя команды из нескольких стран мира (США, Дании, Великобритании, Хорватии, Болгарии, Украины) и крупнейших российских специалистов (А.И. Трейвиша, А.М. Куренного, В.Н. Княгинина, Т.А. Касьяновой, Ю.В. Громыко, С.Н. Градировского). Так что эта группа разработчиков имеет в своем составе экономистов и географов, специалистов аграрной сферы, экологии, урбанистов, крупных градостроителей, проектировщиков дверных ручек, БАМа, Казани, аэропорта Домодедово, олимпийских сооружений в Сочи и авторов реконструкции Нью-Йоркской железнодорожной системы. По убеждению команды Андрея Чернихова самые серьезные проблемы создает разрыв между численностью населения и качеством жизни. За последние десятилетия Москва утратила свою роль «логистического центра» интеллектуальных, культурных, духовных ценностей и сегодня фактически занята только распределением товаров – считают архитекторы. Команда Чернихова уделила особое внимание идее развития московских промзон и зон отчуждения транспорта, в том числе набережных (хотя надо признать, что другие команды тоже поднимали тему неиспользованной земли). Эти территории сегодня мертвы, хотя и окружены полноценной инфраструктурой. Создание аналогичной инфраструктуры в юго-западном «хвосте» агломерации, по убеждению команды, потребует баснословных капиталовложений, которые, скорее всего, так и не будут найдены. Максимум, чем может закончится освоение данной территории, уверен Андрей Чернихов, – это строительство там очередных панельных массивов.

Итак, мы видим, что четыре из пяти команд, представивших свои предварительные размышления в прошедшую субботу, высказались против создания юго-западного «протуберанца» Москвы в пользу других решений. И только одна – ЦНИИП Градостроительства, нашла поддерживающую это решение аналогию в истории с Токио. О мнениях других пяти команд мы расскажем вскоре.

28 Марта 2012

Автор текста:

Анастасия Каркошкина
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Пресса: Агломерация – мера разумности
Слово «агломерация» возникало при обсуждениях городских проблем и прежде. Однако регулярно и напористо оно стало звучать из уст власть предержащих только недавно и применительно к самой большой российской агломерации – Московской. Минрегион предлагается узаконить само понятие агломерации, подготовил проект «дорожной карты» по их развитию и выработке особого градостроительного порядка для городских группировок.
Пресса: ""Большая Москва" получится, если у нее будет хозяин"
Экс-министр правительства Франции, посвятивший шесть лет разработке и продвижению проекта "Большой Париж", Морис Леруа будет работать советником вице-мэра Москвы по градостроительной политике на общественных началах. Первое интервью после назначения — "Огоньку".
Пресса: Марат Хуснуллин нашел советника в отставке
Как стало известно "Ъ", бывший министр по вопросам развития Большого Парижа Морис Леруа стал советником по градостроительному развитию вице-мэра и главы стройкомплекса Москвы Марата Хуснуллина. Господин Леруа может также возглавить бюро "Большая Москва", которое будет разрабатывать Генплан столицы с учетом присоединенных территорий.
Пресса: Смычка города с деревней
В Гостином Дворе прошел 2-й Российский инвестиционно-строи-тельный форум «РИСФ-2013», организованный Минрегионом, национальными объединениями строителей, проектировщиков и ведущими стройфирмами десятков регионов страны. На стенде «Москва» специалисты Москомархитектуры представили самые яркие инвестиционные проекты развития региона в рамках концепции новой Москвы.
Пресса: Вжик, вжик, вжик – уноси готовенького!
Давно прошли те времена, когда знаток искусств Григорий Ревзин воспевал стройные колоннады и гулкие анфилады. Сейчас он – боец, его слово – разящий булат. Именно такой человек нам был нужен, чтобы подвести итоги минувшего года в области архитектуры.
Пресса: Большая Москва не вышла из кабинетов
Одним из крупнейших для мэрии Сергея Собянина в 2012 году стал проект Большой Москвы. Площадь столицы официально увеличилась более чем вдвое, а власти не только пообещали перенести административный центр столицы за МКАД директивно, но и выяснили, как это лучше сделать, у ведущих архитектурных бюро на конкурсе концепций. Однако окончательного одобрения проекта со стороны Владимира Путина не последовало.
Пресса: Сиротский год
В этом году не только урбанистическая, но и архитектурная деятельность в России продемонстрировала свою бессмысленность. Не обошлось и без курьезов.
Пресса: Марат Хуснуллин о будущем промзон, расширении магистралей...
«Афиша» продолжает серию интервью с большими людьми из правительства Москвы. Заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал «Афише» о том, чем метро лучше автобусов, почему в промзонах строят жилые дома и зачем чиновники расширяют улицы.
Пресса: Большой Москве требуется большой орган
Проект Большой Москвы не сможет нормально развиваться без создания нового федерального ведомства из первых лиц столичных и подмосковных властей, правительства РФ и администрации президента. К такому выводу пришли руководство ГУП НИиПИ Генплана Москвы и столичные депутаты по итогам прошедшего конкурса концепций развития московской агломерации.
Пресса: Московия будущего: кольцевой центр и оси агломерации
Редакция «АВ», инициировавшая дискуссию вокруг перспектив развития Московской агломерации, продолжает получать «письма с мест». На этот раз содержательный отклик, представляющий собой, по сути, альтернативное проектное предложение, принадлежит молодому архитектору Николаю Коренькову.
Пресса: Столицу хотят «пронзить» городскими электричками
ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генплана» представил в мэрию официальный доклад по итогам конкурса концепций по развитию московской агломерации. В докладе, в частности, предлагается организовать три радиальных маршрута городских электричек.
Пресса: 7 вопросов о застройке Новой Москвы архитектору Александру...
Правительство Москвы тихо и незаметно завершило Международный конкурс на разработку концепции развития Московской агломерации, или Большой Москвы. Он не внес ясность в то, как будут развиваться присоединенные к столице территории. Мэрия, тем не менее, обещает учесть те градостроительные предложения, которые эксперты сочли наиболее интересными. О том, нужны ли в принципе такие конкурсы и какой будет новая Москва, рассказал «РР» Александр Скокан — руководитель архитектурного бюро «Остоженка», одного из победителей конкурса.
Пресса: Большая Москва для юношества
Параллельно с официальным конкурсом концепций развития «Большой Москвы» информагентство «Архитектор» и Международная академия архитектуры провели аналогичный конкурс, но уже среди молодых архитекторов. Назывался он «Большая Москва: проект-манифест», был объявлен этой весной, а 25 октября его результаты показали депутатам Мосгордумы на специально организованном круглом столе. БГ ознакомился с проектами, вышедшими в финал, и попросил архитектора и дизайнера Эдуарда Хаймана их прокомментировать.
Пресса: «Москва и область не могут развиваться друг без друга»
Кардинальное изменение правительством Москвы градостроительной политики - главное достижение в данной сфере за прошедшие два года. Это с пониманием воспринято и жителями Москвы, и инвестиционно-строительным сообществом. Так считает руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Выбран лучший сценарий развития Большой Москвы
5 сентября состоялось объявление победителей конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. Торжественная церемония прошла в павильоне Парка Горького, где сейчас экспонируются работы всех участников.
Город поколения Z
22 и 23 августа в столице прошел заключительный отчетный семинар конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. На нем участники состязания представили окончательные варианты своих предложений по развитию присоединенных территорий и созданию федерального правительственного центра. Публикуем рассказ о проектах первых четырех команд.
Центробежное ускорение для Большой Москвы
В начале недели были подведены первые итоги исследования возможностей роста московской агломерации десятью международными командами архитекторов и градостроителей. По результатам голосования экспертов наибольший балл – 7,8 из 10 возможных набрала сборная в составе архитектурных бюро OMA и «Проект Меганом», Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компании Siemens. Рассказываем вкратце обо всех 10 проектах.
Большая Москва: день второй
25 марта, во второй день международного семинара, проведенного в рамках конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации, участники продолжили дискуссию о проблемах, стоящих перед Большой Москвой.
Десятка отважных для «Большой Москвы»
20 февраля были подведены итоги отборочного тура конкурса на разработку проекта Концепции развития Московской агломерации. Право проектировать «Большую Москву» получили 10 архитектурных команд.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?