Белое внутри

Обновленный по проекту бюро ГОРА интерьер филармонии имени Ростроповича в Кремле Нижнего Новгорода – белый и текучий, – по словам архитекторов, как мелодия. Он действительно стал ощутимо свежее и современнее, проявил и усилил достоинства, заложенные при реконструкции 1960-х, добавив современной цельности, пластичности и медитативности.

mainImg
Архитектор:
Станислав Горшунов
Мастерская:
Архитектурное бюро С. Горшунова ГОРА http://gor-a.pro/
Проект:
Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, Кремль, корп. 2

Авторский коллектив:
С.В. Горшунов, А.М. Зимова 

2020 / 2021
Нижегородский Кремль снаружи большой и красивый, но внутри, как многие Кремли, пустоват и несколько официален. Он заполнен административными зданиями поздне-имперского вида.

В одной из таких построек: желтых и с колоннами, расположена нижегородская филармония, которой в 2004 году присвоили имя Мстислава Ростроповича. С 1970 года она занимает половину северного корпуса бывшего военного училища, ранее Присутственных мест. Все здание перестраивали множество раз (историю см. здесь), а в 1966–1970 часть крыла, вытянутого параллельно волжскому склону, радикально перепланировали для зала филармонии.
Северный фасад здания Нижегородской филармонии
Предоставлено ГБУК НО «Нижегородская государственная академическая филармония имени М. Ростроповича»

Надо сказать, что Присутственные места – одно из самых канцелярских мест Российской империи, они обладают духом, который сложно выветривается, то ли он в пропорциях, то ли в композиции, кто разберет. Филармония, наоборот, теоретически должна быть прибежищем мелодии, чего-то легкого, летящего, свободного, никак не канцелярского, хотя портик и желтый цвет сами по себе никак не противоречат образу традиционного театра. Тут много разных эмоциональных тонкостей и противоречий. 

Между тем одна из задач нижегородской филармонии – выглядеть современно, в том числе в глазах молодой аудитории. Так что перед Станиславом Горшуновым и бюро ГОРА в 2020–2021 годах при обновлении интерьеров была поставлена задача: освежить интерьеры, сделать более привлекательными для молодежи (фасад не обсуждается, здание – «частичное ОКН»). Обновление получилось, причем декоративным его не назовешь – вмешательство скорее архитектурное, поскольку пространство радикально изменило свое качество. 

Нельзя сказать, что задача была простой, хотя определенные предпосылки у трехэтажного фойе филармонии были. Во-первых, оно освещено с двух сторон, севера и юга, перегородок нет, внутри сетка колонн 1966–1970 годов, 2 и 3 этажи соединены атриумом. К реконструкции 1966–1970, вероятнее всего, относится и лестница, пристроенная к южному фасаду со стороны двора. Она соединяет три яруса и добавляет много света, поскольку в плане лестница – прямоугольный треугольник, больший катет которого примыкает к фойе, а гипотенуза и второй катет смотрят во двор. Угол скруглен, со стороны двора получается полуротонда. 
  • zooming
    1 / 3
    План 1 этажа. Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    2 / 3
    План 2 этажа. Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    3 / 3
    План 3 этажа. Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА

Фактически, вся красота театральных фойе, известных современной архитектуре: свет, скульптурность, связь внешнего и внутреннего пространства – в этой лестнице были свернуты, «концентированы» в подобии спирали-улитки, особенно эффектной при взгляде снизу или сверху. 
  • zooming
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА

Все это уже было заложено в реконструкции 50-летней давности, но предшествующий интерьер не то чтобы раскрывал свои достоинства полностью. Стены были выкрашены в желтый цвет, который вторил классицистическим фасадам, подшивные потолки были стандартными, а особенно глаз цеплялся за металлические балюстрады: они визуально разрезали пространство и вовсе не подчеркивали красоту лестницы, которая, при всех своих достоинствах, казалась несколько «пионерской», особенно с натянутой для безопасности сеткой. 
  • zooming
    1 / 3
    Интерьеры Нижегородской филармонии до обновления 2020-2021
    Предоставлено ГБУК НО «Нижегородская государственная академическая филармония имени М. Ростроповича»
  • zooming
    2 / 3
    Интерьеры Нижегородской филармонии до обновления 2020-2021
    Предоставлено ГБУК НО «Нижегородская государственная академическая филармония имени М. Ростроповича»
  • zooming
    3 / 3
    Интерьеры Нижегородской филармонии до обновления 2020-2021
    Предоставлено ГБУК НО «Нижегородская государственная академическая филармония имени М. Ростроповича»

На мой взгляд, ключевым элементом обновления интерьера стало переосмысление лестницы. Внутренний поручень стал сплошным объемом, белым и текучим. Он подчеркивает спиральный порыв, отражает свет из больших окон и превращает коммуникационный узел в знаковый элемент, в скульптуру, проявляя изначально заложенный здесь, но не вполне использованный в 1960-е годы пластический потенциал.

Иными словами, после взгляда на лестницу никаких сомнений не остается, что мы – именно в филармонии.
  • zooming
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА

Белый изгиб ограждения оттеняет желтый латунный поручень – он мог бы показаться сохраненным элементом старого интерьера, но нет, его здесь не было. 

В центральном пространстве лестницы архитекторы поместили «говорящий» объект: на тонкие лески здесь нанизаны листы партитуры Ростроповича. 

Свой проект архитекторы объясняют так: «почти все музыкальные инструменты имеют плавные сглаженные очертания» – они и вдохновили текучие линии, как и сама музыка, которая «течет, преобразовываясь в интерьерные формы». 

Так и есть: белый интерьер, связанный лейтмотивом скульптурной лестницы тянется как некая нота или мелодия, чьи ответвления вторят основной теме. Все формы, которые можно было сделать тягучими, стали таковыми. Во входном холле при гардеробе потолок испещрен фонариками на грибовидных «ногах», они «вырастают» из белой плоскости, образуя равномерное поле прохладных световых точек, а их отражения в стеклянных дверях иллюзорно расширяют пространство. Раньше за подсветку отвечали несколько встроенных в подшивной потолок квадратов – теперь точки ламп образуют своего рода «облако» света, или, точнее говоря, натянутую над головой световую сеть. 

Кажется даже, что и колонны стали тоньше: то ли от света, то ли потому, что убрали поздние кольца из керамогранитной плитки в основании. 
Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
© бюро ГОРА
Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
© бюро ГОРА

На стенах вдоль лестницы светильники помещены в подобие прямоугольных лепестков: они «отслаиваются» от поверхности, как будто тоже намереваются взлететь и присоединиться к листкам партитуры в инсталляции по центру. 
  • zooming
    Фонари, встроенные в стену лестницы. Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Фонари, встроенные в стену лестницы. Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Центральный зал фойе двусветный, объединяет 2 и 3 этажи. С трех сторон зал окружен галереей, на стеклянных ограждениях – градиент шелкографии, белый цвет сгущается к полу и растворяется кверху, ну, как туман под ногами. На втором этаже выставочный зал, на третьем, на галерее, как было и раньше – столики кафе, но теперь они, конечно же, белые. 

Главных акцента здесь два, один смысловой – пиксельный портрет Ростроповича на стене филармонического зала (как говорят, архитекторы, портрет собран из 40 тысяч элементов; он заменил собой медную чеканку в духе 1970-х с изображением Нептуна и, кажется, Ярила; и что они там делали?). Другой акцент пластический – это большой круглый светильник, который вырастает из потолка наподобие «грибов» первого этажа – но широкого диаметра и единственный в своем роде. Его замечаешь не сразу, но затем он становится центром внимания: крупный фонарь, чьи стенки плавно «стекают» с белого потолка.
Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
© бюро ГОРА

В светильнике можно увидеть и раструб музыкального инструмента, этакую «трубу геликона», и какой-то космический перископ-вытяжку, что-то фантастическое сродни «Отрокам во вселенной», лестница нас ведет, а этот светильник «втягивает» вверх, к молочному свету – форма смелая, она хорошо, медитативно завершает ленточный порыв лестницы. В целом понятно, там музыка течет и завивается, здесь – крещендо.

Светильник, конечно, напоминает и многие зенитные фонари архитектуры модернизма. Свет в данном случае искусственный, но матовый и белый, иллюзию естественного он создает.
  • zooming
    1 / 10
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    2 / 10
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    3 / 10
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    4 / 10
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    5 / 10
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    6 / 10
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    7 / 10
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    8 / 10
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    9 / 10
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА
  • zooming
    10 / 10
    Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
    © бюро ГОРА

Хочется, конечно, рекомендовать руководству филармонии проделать в кровле зенитные фонари, но вряд ли это возможно в здании с чердаком, вальмовой кровлей и статусом ОКН.

Интерьер и без того хорош, как и планировалось, очень свеж. В данном случае, пожалуй, фойе 1960-х не представляло самостоятельной ценности – в нем были некие находки, все их архитекторы усилили и использовали в обновленном пространстве. 

Если раньше интерьер выглядел не очень смелым продолжением «желтого» фасада – то теперь стал его противоположностью, сюрпризом, который ждет входящего внутрь. Новый интерьер обволакивает и увлекает, хотя кричащих ультрасовременных приемов тут нет, все же филармония, а не дискотека... Но ощущение слитности и даже погружения в какой-то особенный мир (не буду судить, мир ли это музыки, пластики или монохрома), столь неожиданное в оболочке бывшего военного училища – присутствует. Может быть, сюда даже стоит прийти специально, как в Арсенал, когда-то переосмысленный Евгением Ассом.

Сейчас завершена реконструкция примерно половины общей площади филармонии, собственно зал еще ждет обновления. 
Архитектор:
Станислав Горшунов
Мастерская:
Архитектурное бюро С. Горшунова ГОРА http://gor-a.pro/
Проект:
Реновация интерьера Нижегородской филармонии имени М.Л. Ростроповича в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, Кремль, корп. 2

Авторский коллектив:
С.В. Горшунов, А.М. Зимова 

2020 / 2021

10 Января 2023

Похожие статьи
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.