В конкурсе участвовало 25 роликов и их, как всегда с долей условности, можно подразделить на несколько групп. В первых новые постройки выступают как абсолютное зло – не постройки, скорее застройка – взгляд в разной степени критичен, отбор скорее отрицательный.
В других отбор положительный, нам показывают здания разной степени примечательности. И тут авторам очевидно сложнее: если в том случае, когда постройку/застройку можно с легким сердцем отругать за то, что она есть, – то когда для портрета выбран объект со знаком плюс, его уже требуется как-то интерпретировать. И тут понимаешь, что, с одной стороны, видео это отличный способ показывать архитектуру – лучший, чем фотография, задающая нам статичный и предопределенный взгляд на вещи, – поскольку дает возможность перемещения и восприятия пространства в динамике. А с другой стороны, в этом достоинстве заключается ловушка, поскольку сама по себе подвижность дает не очень много: покрутили камеру раз, покрутили два, еще сильнее покрутили. Что дальше?
Кино как жанр подталкивает вперед – крутить недостаточно, это то же самое, что крутить головой в новом пространстве. Надо что-то еще. Сюжет?
С ним-то и сложности. Сюжет и историю проще всего добавить, вменить постройке или среде. И тут мы мгновенно куда-то уходим «от архитектуры», проще всего – в сторону жизни в ней и около нее. Самый киношный сюжет вертится вокруг человека, что и понятно. Архитектура / или застройка послушно отступает к привычной роли кулис, а разговор не о форме, а о среде и о человеческих отношениях.
Как показать архитектуру, да еще современную, так, чтобы рассказ был именно о ней и был в то же время художественным? К слову, ни одного буквального «путеводителя» по интересному и новому зданию на конкурсе не оказалось. Единственное, пожалуй, исключение – фильм КоД про аэропорт в Саратове: и снят хорошо, и здание привлекательное. Но его проблема, вечная проблема конкурсов, в том, что качество само по себе – вещь хорошая, однако усредненная. Не позволяет «прыгнуть выше головы».
И тут мы возвращаемся к вопросу: возможно ли вообще ответить на заданную конкурсом задачу, раскрыть тему и сделать киновысказывание, посвященное собственно архитектуре.
Редакция решила отметить ролик «По дороге с облаками» (иФедя_проект), герой которого – мальчик, передвигается от одной постройки к другой, с чем-то сравнивает то их, то облака – на перегонах между осмотрами. И не потому, что, когда главный герой ребенок, фильм получается обаятельным по определению. Хотя представить себе в роли героя такого ролика взрослого сложнее – это, к слову сказать, задача более высокого порядка. А потому, что действие, «зашитое» в сюжете – базовая основа для анализа архитектуры: описание и сравнение. Иными словами, мы узнали в главном герое себя.
Ну и еще только здесь нашлась фантастическая (!) тварь – крабовые «глаза» над саратовским аэропортом – совершенно нас покорили.
Радуемся, что фаворит Архи.ру занял первое место по результатам голосования жюри. Хотя у каждого из победивших высказываний есть свои несомненные достоинства.
Ниже – гран-при и три победителя.
Трансляцию награждения см. здесь. Все фильмы фестиваля Кинза 2022 года.
гран-при
ЛучшеMIIOO / Чердаков Андрей, Савенкова Екатерина
I место
По дороге с облакамииФедя_проект / Федор Назимов
II место
ПолеКоД / Ольга Калинина, Полина Русяева
III место
Симуляция?Genesis: Роман Капёнкин, Владимир Мещеряков