Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.09.2022

Глядя в небо

Юлия Тарабарина

В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».

Фестиваль «Кинза» – что переводится как «Кино за архитектуру» – проводят в Саратова четвертый раз подряд. Впервые, однако, его темой стала современная архитектура: устроители даже дали фестивалю 2022 года подзаголовок «фантастические творения / фантастические твари» (ну, как у приквела Гарри Поттера). В общем, ждали чего-то ползучего – хотя бы. А получилось в очередной раз понять, как же оно непросто, рассказывать о современной архитектуре. 

В конкурсе участвовало 25 роликов и их, как всегда с долей условности, можно подразделить на несколько групп. В первых новые постройки выступают как абсолютное зло – не постройки, скорее застройка – взгляд в разной степени критичен, отбор скорее отрицательный.

Фрагмент фильма  «Препятствие» . Dary.roo / Дарья Рогачева
Фрагмент фильма «Препятствие». Dary.roo / Дарья Рогачева
cкриншот / цитата

В других отбор положительный, нам показывают здания разной степени примечательности. И тут авторам очевидно сложнее: если в том случае, когда постройку/застройку можно с легким сердцем отругать за то, что она есть, – то когда для портрета выбран объект со знаком плюс, его уже требуется как-то интерпретировать. И тут понимаешь, что, с одной стороны, видео это отличный способ показывать архитектуру – лучший, чем фотография, задающая нам статичный и предопределенный взгляд на вещи, – поскольку дает возможность перемещения и восприятия пространства в динамике. А с другой стороны, в этом достоинстве заключается ловушка, поскольку сама по себе подвижность дает не очень много: покрутили камеру раз, покрутили два, еще сильнее покрутили. Что дальше?
Фрагмент фильма  «О пластике формы» . Анна Луконина
Фрагмент фильма «О пластике формы». Анна Луконина
cкриншот / цитата

Кино как жанр подталкивает вперед – крутить недостаточно, это то же самое, что крутить головой в новом пространстве. Надо что-то еще. Сюжет?

С ним-то и сложности. Сюжет и историю проще всего добавить, вменить постройке или среде. И тут мы мгновенно куда-то уходим «от архитектуры», проще всего – в сторону жизни в ней и около нее. Самый киношный сюжет вертится вокруг человека, что и понятно. Архитектура / или застройка послушно отступает к привычной роли кулис, а разговор не о форме, а о среде и о человеческих отношениях. 
Фрагмент фильма  «Курьер» . ДО-МИ / Костырина Софья, Анущенкова Светлана, Слободской Михаил, Ивашин Данил, Савицкая Ирина
Фрагмент фильма «Курьер». ДО-МИ / Костырина Софья, Анущенкова Светлана, Слободской Михаил, Ивашин Данил, Савицкая Ирина
cкриншот / цитата
Фрагмент фильма  «Адаптация» . ТУЯ / Алена Щеголева, Анна Гранкина
Фрагмент фильма «Адаптация». ТУЯ / Алена Щеголева, Анна Гранкина
cкриншот / цитата

Как показать архитектуру, да еще современную, так, чтобы рассказ был именно о ней и был в то же время художественным? К слову, ни одного буквального «путеводителя» по интересному и новому зданию на конкурсе не оказалось. Единственное, пожалуй, исключение – фильм КоД про аэропорт в Саратове: и снят хорошо, и здание привлекательное. Но его проблема, вечная проблема конкурсов, в том, что качество само по себе – вещь хорошая, однако усредненная. Не позволяет «прыгнуть выше головы».

И тут мы возвращаемся к вопросу: возможно ли вообще ответить на заданную конкурсом задачу, раскрыть тему и сделать киновысказывание, посвященное собственно архитектуре.

Редакция решила отметить ролик «По дороге с облаками» (иФедя_проект), герой которого – мальчик, передвигается от одной постройки к другой, с чем-то сравнивает то их, то облака – на перегонах между осмотрами. И не потому, что, когда главный герой ребенок, фильм получается обаятельным по определению. Хотя представить себе в роли героя такого ролика взрослого сложнее – это, к слову сказать, задача более высокого порядка. А потому, что действие, «зашитое» в сюжете – базовая основа для анализа архитектуры: описание и сравнение. Иными словами, мы узнали в главном герое себя.
Фрагмент фильма «По дороге с облаками». иФедя_проект, Федор Назимов
Фрагмент фильма «По дороге с облаками». иФедя_проект, Федор Назимов
cкриншот / цитата

Ну и еще только здесь нашлась фантастическая (!) тварь – крабовые «глаза» над саратовским аэропортом – совершенно нас покорили.
Фрагмент фильма «По дороге с облаками». иФедя_проект, Федор Назимов
Фрагмент фильма «По дороге с облаками». иФедя_проект, Федор Назимов
cкриншот / цитата

Радуемся, что фаворит Архи.ру занял первое место по результатам голосования жюри. Хотя у каждого из победивших высказываний есть свои несомненные достоинства.

Ниже – гран-при и три победителя. 
Трансляцию награждения см. здесь. Все фильмы фестиваля Кинза 2022 года. 

 

гран-при

Лучше
MIIOO / Чердаков Андрей, Савенкова Екатерина
 

 
I место

По дороге с облаками
иФедя_проект / Федор Назимов

 
II место

Поле
КоД / Ольга Калинина, Полина Русяева

 
III место

Симуляция?
Genesis: Роман Капёнкин, Владимир Мещеряков