Суперлобби «Суперметалла»

Общедоступное лобби культурно-делового комплекса «Суперметалл», спроектированное архитектором Марией Яско, – масштабное пространство, раскрывающее, подчеркивающее и усиливающее промышленную специфику здания. Оно выстроено на контрастах и подчинено интригующему маршруту.

mainImg
Архитектор:
Мария Яско
Мастерская:
YoYo bureau https://www.yoyobureau.net/
Проект:
«Суперметалл»
Россия, Москва, 2-я Бауманская, 9/23

Авторский коллектив:

Архитектор, автор концепции интерьеров пространства Цеха и мест общего пользования: Мария Яско; Никита Тихонов – 3д визуализатор; Дмитрий Чернавский – архитектурная графика; Леонид Черников – директор по строительству; Евгения Ермакова, Кристина Резникова – озеленение
Хлебозавод 9: руководитель мастерской – Алексей Капитанов; Леонид Черников



9.2019 — 1.2020 / 1.2020 — 8.2021

заказчик: Михаил Малов
генеральный проектировщик: ООО «ПМ «Эталон»
В конце 2021 года в Москве начал свою работу культурно-деловой комплекс «Суперметалл», созданный на Яузской набережной в рамках ревитализации части построек Института черной металлургии имени Бардина. Несколько корпусов бывшего НИИ превращены в офисные здания, а «Цех», где когда-то велась разработка специализированных сплавов, трактован как визитная карточка всего проекта – масштабное общедоступное лобби. Зрелищное пространство последнего – проект архитектора Марии Яско.
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов

Развитием «Суперметалла» занимается команда девелопера Алексея Капитанова, хорошо известная в Москве проектами «Хлебозавод 9» и «Красная стрела». Само же броское название пространства – это, как ни странно, наследие 1990-х, когда часть построек НИИ были приватизированы, и тогдашние владельцы нашли вольный аналог словосочетания чермет. Когда за объект взялась команда Алексея Капитанова, название было решено сохранить. Теперь, стилизованное под название нового элемента таблицы Менделеева, «Суперметалл» стало узнаваемым брендом, объединяющим сразу несколько корпусов – «Лаб», «Гараж» и уже упомянутый «Цех».
Здание цеха. Аксонометрия. Лобби пространства «Суперметалл»
© YoYo bureau
«Суперметалл»
© Команда «Хлебозавода 9»

Собственно, через «Цех» на «Суперметалл» и попадают. Это здание общей площадью 2 000 м2, которым бывший НИИ выходит в Технический переулок. Миновав придуманные Марией Яско гигантские порталы из горячекатаной черной стали, отмечающие вход в «Цех», здание можно пройти насквозь и попасть на внутреннюю территорию комплекса, а можно остаться в самом главном лобби, задуманном как функциональный микс небольших арендных офисов и разнообразных общественных пространств, разбросанных то тут, то там в границах буйнорастущего зимнего сада.
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Артем Голяков

Обилие живой зелени, вспоминает архитектор, было одним из немногих обязательных пунктов ТЗ, которое сформулировала команда Алексея Капитанова: пространство, задуманное как лицо всего проекта, должно было получиться максимально комфортным, дружелюбным и привлекательным. Что же касается собственно функционального наполнения бывшего «Цеха», то перед Марией Яско стояла задача органично соединить в одном пространстве офисы, объекты ритейла, кофейню, несколько общедоступных переговорных и рабочие места. Все это нужно было уместить в прямоугольный по своей конфигурации корпус с характерным ритмом вертикальных пилонов, разделяющих выложенные стеклоблоками оконные проемы. Стеклоблоки, кстати, заменили на современные, сохранив исходный масштаб этих элементов, но применив вместо стекла зеленоватого оттенка полностью прозрачное заполнение – во имя обеспечения обновленного пространства дневным светом. Сами же бетонные конструкции и металлические фермы кровли сохранены по максимуму – везде, где это возможно, они были расчищены и предстают в своем первозданном брутальном виде, зримо проявляя и характер исходной структуры здания, и его былое предназначение.
  • zooming
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Артем Голяков
  • zooming
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов

Планировочное решение пространства изначально во многом было подчинено желанию заказчика создать здесь два уровня с небольшими по площади офисами, которые могли бы арендовать различные мастерские, творческие команды, креативные бюро. И поскольку высота до ферм здесь составляет порядка 7 метров, само собой напрашивалось решение с организацией антресольного этажа, который бы, с одной стороны, позволил организовать нужное количество рабочих мест, а с другой сохранил бы исходное ощущение пространства и света, струящегося сквозь гигантские витражи. Этой антресоли Мария Яско придает подчеркнуто плавные очертания – фактически это волна, бегущая вдоль заднего фасада, и мы видим несколько ее скругленных гребней, которыми она словно обращена к пространству Цеха. И понятно, что вдоль стены расположены собственно офисы, а перед ними проходит галерея, которая за счет предложенной архитектором пластики приобретает роль, во-первых, довольно протяженного, а во-вторых, очень зрелищного маршрута. Оттуда отлично видны и фермы кровли, и все, что происходит на первом уровне. Общая длина радиусной галереи – порядка 100 метров, а длина выполненного все из той же горячекатаной стали ограждения превысила 140 метров.
Здание цеха. Разрез. Аксонометрия. Лобби пространства «Суперметалл»
© YoYo bureau
План 1 этажа. Лобби пространства «Суперметалл»
© YoYo bureau
План антресольного этажа. Лобби пространства «Суперметалл»
© YoYo bureau

На первом этаже тему волны подхватывают три отдельно стоящих объема офисных ячеек, которым архитектор придает похожую пластику – фактически в плане это такие же гребни, которые уже на этом уровне формируют более сложные маршруты и визуальные связи. Дополнительным развитием той же темы служат объемы переговорных, отлитые из бетона с применением опалубки с искажением в двух плоскостях, а также круглые и каплевидные бетонные кадки для растений, круглый стол с музеефицированным агрегатом из металлургического прошлого НИИ, круглые мягкие кресла и диваны.
  • zooming
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Артем Голяков

Но поскольку пространство очень масштабно, оформлять его исключительно с помощью смягченных, округлых элементов было бы неправильно – оно слишком велико для одного единственного приема, – поэтому архитектор трактует его как сцену, на которой разыгрывается очень контрастный диалог. Мягкой (и в смысле материалов, и в смысле форм) мебели здесь противопоставлены словно высеченные из металла прямоугольные столы и кресла (на самом деле, конечно, обшитые листовой сталью), брутальной текстуре исходных бетонных конструкций – нежная поверхность бетона архитектурного (его идеально ровная, как будто полированная текстура – заслуга очень сложной, идеально вышлифованной опалубки), облицовке из горячекатаной стали – обилие живой зелени.
  • zooming
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов

Зелень, кстати, здесь очень разная: есть невысокие кустарники, есть «снопы» стрелиции и монстеры, есть и многолетние деревья. Большая часть растений приехали из голландских питомников, а несколько самых крупных фикусов, возраст которых насчитывает почти 40 лет, были вывезены из закрывшейся в Пушкино частной оранжереи и больше года ждали окончания стройки для того, чтобы спокойно пустить корни на новом месте.
 
Видеорассказ, позволяющий «окунуться» в новое пространство и прочувствовать его особенности в сопровождении автора проекта Марии Яско – в youtube-блоге Анны Мартовицкой:


Еще одним важным материалом облицовки внутренних стен здесь стала заржавленная сталь, которую окисляли и «старили» прямо на месте – для застройщика это был способ и сэкономить (в том числе на сроках монтажа, поскольку одним из следствий пандемии стали чрезвычайно удлинившиеся сроки поставки любых импортных материалов), и получить более выразительную и разнообразную поверхность. Заметим однако, что данный вариант окисленного металла – не сертифицированный COR-TEN®, а похожий на него материал. 

Состаренную сталь использовали в обшивке вертикальных простенков, разделяющих офисы между собой. В структуре всего здания «ржавые» акценты работают как своего рода хребет, собирающий это очень сложное по своей пластике и перспективам пространство в единую визуальную систему. Впрочем, Мария Яско признается, что одновременно металл позволил решить и важную утилитарную задачу: создавая глухие вставки между полностью прозрачными стенами офисных ячеек, формирующих «волну», он позволил уйти от необходимости применения моллированного стекла.
  • zooming
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Артем Голяков
В процессе реализации. Лобби пространства «Суперметалл»
Предоставлено © YoYo bureau

Отдельного упоминания заслуживает каждая из двух лестниц, связывающих между собой первый и антресольный этажи. Одна, угловая, расположена в дальнем от входа торце здания и фактически трактована архитектором как продолжение той самой волны: ограждение антресоли переходит в ограждение лестницы и эффектным каскадом спускается с верхнего уровня на нижний. Вторая лестница размещена в самом широком месте антресоли, получила два прямых разнонаправленных марша, а промежуточная площадка между ними организована таким образом, чтобы хватило места для высадки растений. Специально организованное освещение обеспечивает их достаточным количеством света и одновременно создает очень живописное полотно из зеленых вертикалей на фоне из черной стали. Не удивительно, что здесь архитектор отдает предпочтение открытым ступеням – сквозь узкие щели свет падает максимально фотогенично, придавая подлестничному пространству самодостаточную графичность. В будущем именно здесь планируется повесить качели – получится инстаграмный уголок, популярность которому, похоже, уже обеспечена.
 
  • zooming
    1 / 9
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    2 / 9
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 9
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    4 / 9
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    5 / 9
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    6 / 9
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    7 / 9
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    8 / 9
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Артем Голяков
  • zooming
    9 / 9
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов

Соответствующим образом сложилась сложная, но неброская палитра этого пространства: в ней преобладают серые, коричневые и зеленые оттенки. Единственное исключение – ярко-красный угол кофейни «Человек-пароход», хорошо заметный из любой точки пространства и работающий как ориентир, в том числе и для обозначения главного входа в здание, рядом с которым расположен.

Работая с честными архитектурными материалами – металлом и бетоном, – и противопоставляя их брутальности мягкую пластику форм, Мария Яско, с одной стороны, создает очень харизматичное пространство, подчеркнуто современное по своему характеру и наполнению, а с другой – отдает дань уважения прошлому «Суперметалла» и максимально воплощает саму суть этого нового топонима на карте Москвы.
 
Архитектор:
Мария Яско
Мастерская:
YoYo bureau https://www.yoyobureau.net/
Проект:
«Суперметалл»
Россия, Москва, 2-я Бауманская, 9/23

Авторский коллектив:

Архитектор, автор концепции интерьеров пространства Цеха и мест общего пользования: Мария Яско; Никита Тихонов – 3д визуализатор; Дмитрий Чернавский – архитектурная графика; Леонид Черников – директор по строительству; Евгения Ермакова, Кристина Резникова – озеленение
Хлебозавод 9: руководитель мастерской – Алексей Капитанов; Леонид Черников



9.2019 — 1.2020 / 1.2020 — 8.2021

заказчик: Михаил Малов
генеральный проектировщик: ООО «ПМ «Эталон»

07 Февраля 2022

Похожие статьи
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.