Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.02.2022

Суперлобби «Суперметалла»

Арина Стрижова
Объект:
«Суперметалл»
Адрес:
Россия, Москва. 2-я Бауманская, 9/23
Мастерская:
YoYo bureau
Авторский коллектив:

Архитектор, автор концепции интерьеров пространства Цеха и мест общего пользования: Мария Яско; Никита Тихонов – 3д визуализатор; Дмитрий Чернавский – архитектурная графика; Леонид Черников – директор по строительству; Евгения Ермакова, Кристина Резникова – озеленение
Хлебозавод 9: руководитель мастерской – Алексей Капитанов; Леонид Черников

Общедоступное лобби культурно-делового комплекса «Суперметалл», спроектированное архитектором Марией Яско, – масштабное пространство, раскрывающее, подчеркивающее и усиливающее промышленную специфику здания. Оно выстроено на контрастах и подчинено интригующему маршруту.

В конце 2021 года в Москве начал свою работу культурно-деловой комплекс «Суперметалл», созданный на Яузской набережной в рамках ревитализации части построек Института черной металлургии имени Бардина. Несколько корпусов бывшего НИИ превращены в офисные здания, а «Цех», где когда-то велась разработка специализированных сплавов, трактован как визитная карточка всего проекта – масштабное общедоступное лобби. Зрелищное пространство последнего – проект архитектора Марии Яско.

Лобби пространства «Суперметалл»
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов

Развитием «Суперметалла» занимается команда девелопера Алексея Капитанова, хорошо известная в Москве проектами «Хлебозавод 9» и «Красная стрела». Само же броское название пространства – это, как ни странно, наследие 1990-х, когда часть построек НИИ были приватизированы, и тогдашние владельцы нашли вольный аналог словосочетания чермет. Когда за объект взялась команда Алексея Капитанова, название было решено сохранить. Теперь, стилизованное под название нового элемента таблицы Менделеева, «Суперметалл» стало узнаваемым брендом, объединяющим сразу несколько корпусов – «Лаб», «Гараж» и уже упомянутый «Цех».
Здание цеха. Аксонометрия. Лобби пространства «Суперметалл»
Здание цеха. Аксонометрия. Лобби пространства «Суперметалл»
© YoYo bureau
«Суперметалл»
«Суперметалл»
© Команда «Хлебозавода 9»

Собственно, через «Цех» на «Суперметалл» и попадают. Это здание общей площадью 2 000 м2, которым бывший НИИ выходит в Технический переулок. Миновав придуманные Марией Яско гигантские порталы из горячекатаной черной стали, отмечающие вход в «Цех», здание можно пройти насквозь и попасть на внутреннюю территорию комплекса, а можно остаться в самом главном лобби, задуманном как функциональный микс небольших арендных офисов и разнообразных общественных пространств, разбросанных то тут, то там в границах буйнорастущего зимнего сада.
Лобби пространства «Суперметалл»
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Артем Голяков

Обилие живой зелени, вспоминает архитектор, было одним из немногих обязательных пунктов ТЗ, которое сформулировала команда Алексея Капитанова: пространство, задуманное как лицо всего проекта, должно было получиться максимально комфортным, дружелюбным и привлекательным. Что же касается собственно функционального наполнения бывшего «Цеха», то перед Марией Яско стояла задача органично соединить в одном пространстве офисы, объекты ритейла, кофейню, несколько общедоступных переговорных и рабочие места. Все это нужно было уместить в прямоугольный по своей конфигурации корпус с характерным ритмом вертикальных пилонов, разделяющих выложенные стеклоблоками оконные проемы. Стеклоблоки, кстати, заменили на современные, сохранив исходный масштаб этих элементов, но применив вместо стекла зеленоватого оттенка полностью прозрачное заполнение – во имя обеспечения обновленного пространства дневным светом. Сами же бетонные конструкции и металлические фермы кровли сохранены по максимуму – везде, где это возможно, они были расчищены и предстают в своем первозданном брутальном виде, зримо проявляя и характер исходной структуры здания, и его былое предназначение.
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Артем Голяков
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Артем Голяков
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов

Планировочное решение пространства изначально во многом было подчинено желанию заказчика создать здесь два уровня с небольшими по площади офисами, которые могли бы арендовать различные мастерские, творческие команды, креативные бюро. И поскольку высота до ферм здесь составляет порядка 7 метров, само собой напрашивалось решение с организацией антресольного этажа, который бы, с одной стороны, позволил организовать нужное количество рабочих мест, а с другой сохранил бы исходное ощущение пространства и света, струящегося сквозь гигантские витражи. Этой антресоли Мария Яско придает подчеркнуто плавные очертания – фактически это волна, бегущая вдоль заднего фасада, и мы видим несколько ее скругленных гребней, которыми она словно обращена к пространству Цеха. И понятно, что вдоль стены расположены собственно офисы, а перед ними проходит галерея, которая за счет предложенной архитектором пластики приобретает роль, во-первых, довольно протяженного, а во-вторых, очень зрелищного маршрута. Оттуда отлично видны и фермы кровли, и все, что происходит на первом уровне. Общая длина радиусной галереи – порядка 100 метров, а длина выполненного все из той же горячекатаной стали ограждения превысила 140 метров.
Здание цеха. Разрез. Аксонометрия. Лобби пространства «Суперметалл»
Здание цеха. Разрез. Аксонометрия. Лобби пространства «Суперметалл»
© YoYo bureau
План 1 этажа. Лобби пространства «Суперметалл»
План 1 этажа. Лобби пространства «Суперметалл»
© YoYo bureau
План антресольного этажа. Лобби пространства «Суперметалл»
План антресольного этажа. Лобби пространства «Суперметалл»
© YoYo bureau

На первом этаже тему волны подхватывают три отдельно стоящих объема офисных ячеек, которым архитектор придает похожую пластику – фактически в плане это такие же гребни, которые уже на этом уровне формируют более сложные маршруты и визуальные связи. Дополнительным развитием той же темы служат объемы переговорных, отлитые из бетона с применением опалубки с искажением в двух плоскостях, а также круглые и каплевидные бетонные кадки для растений, круглый стол с музеефицированным агрегатом из металлургического прошлого НИИ, круглые мягкие кресла и диваны.
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Артем Голяков
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Артем Голяков

Но поскольку пространство очень масштабно, оформлять его исключительно с помощью смягченных, округлых элементов было бы неправильно – оно слишком велико для одного единственного приема, – поэтому архитектор трактует его как сцену, на которой разыгрывается очень контрастный диалог. Мягкой (и в смысле материалов, и в смысле форм) мебели здесь противопоставлены словно высеченные из металла прямоугольные столы и кресла (на самом деле, конечно, обшитые листовой сталью), брутальной текстуре исходных бетонных конструкций – нежная поверхность бетона архитектурного (его идеально ровная, как будто полированная текстура – заслуга очень сложной, идеально вышлифованной опалубки), облицовке из горячекатаной стали – обилие живой зелени.
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов

Зелень, кстати, здесь очень разная: есть невысокие кустарники, есть «снопы» стрелиции и монстеры, есть и многолетние деревья. Большая часть растений приехали из голландских питомников, а несколько самых крупных фикусов, возраст которых насчитывает почти 40 лет, были вывезены из закрывшейся в Пушкино частной оранжереи и больше года ждали окончания стройки для того, чтобы спокойно пустить корни на новом месте.
 
Видеорассказ, позволяющий «окунуться» в новое пространство и прочувствовать его особенности в сопровождении автора проекта Марии Яско – в youtube-блоге Анны Мартовицкой:


Еще одним важным материалом облицовки внутренних стен здесь стала заржавленная сталь, которую окисляли и «старили» прямо на месте – для застройщика это был способ и сэкономить (в том числе на сроках монтажа, поскольку одним из следствий пандемии стали чрезвычайно удлинившиеся сроки поставки любых импортных материалов), и получить более выразительную и разнообразную поверхность. Заметим однако, что данный вариант окисленного металла – не сертифицированный COR-TEN®, а похожий на него материал. 

Состаренную сталь использовали в обшивке вертикальных простенков, разделяющих офисы между собой. В структуре всего здания «ржавые» акценты работают как своего рода хребет, собирающий это очень сложное по своей пластике и перспективам пространство в единую визуальную систему. Впрочем, Мария Яско признается, что одновременно металл позволил решить и важную утилитарную задачу: создавая глухие вставки между полностью прозрачными стенами офисных ячеек, формирующих «волну», он позволил уйти от необходимости применения моллированного стекла.
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Артем Голяков
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Артем Голяков
В процессе реализации. Лобби пространства «Суперметалл»
В процессе реализации. Лобби пространства «Суперметалл»
Предоставлено © YoYo bureau

Отдельного упоминания заслуживает каждая из двух лестниц, связывающих между собой первый и антресольный этажи. Одна, угловая, расположена в дальнем от входа торце здания и фактически трактована архитектором как продолжение той самой волны: ограждение антресоли переходит в ограждение лестницы и эффектным каскадом спускается с верхнего уровня на нижний. Вторая лестница размещена в самом широком месте антресоли, получила два прямых разнонаправленных марша, а промежуточная площадка между ними организована таким образом, чтобы хватило места для высадки растений. Специально организованное освещение обеспечивает их достаточным количеством света и одновременно создает очень живописное полотно из зеленых вертикалей на фоне из черной стали. Не удивительно, что здесь архитектор отдает предпочтение открытым ступеням – сквозь узкие щели свет падает максимально фотогенично, придавая подлестничному пространству самодостаточную графичность. В будущем именно здесь планируется повесить качели – получится инстаграмный уголок, популярность которому, похоже, уже обеспечена.
 
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Артем Голяков
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Артем Голяков
Лобби пространства «Суперметалл» Фотография © Илья Иванов
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов

Соответствующим образом сложилась сложная, но неброская палитра этого пространства: в ней преобладают серые, коричневые и зеленые оттенки. Единственное исключение – ярко-красный угол кофейни «Человек-пароход», хорошо заметный из любой точки пространства и работающий как ориентир, в том числе и для обозначения главного входа в здание, рядом с которым расположен.

Работая с честными архитектурными материалами – металлом и бетоном, – и противопоставляя их брутальности мягкую пластику форм, Мария Яско, с одной стороны, создает очень харизматичное пространство, подчеркнуто современное по своему характеру и наполнению, а с другой – отдает дань уважения прошлому «Суперметалла» и максимально воплощает саму суть этого нового топонима на карте Москвы.