Дорога к парку

«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.

mainImg
Архитектор:
Григорий Гурьянов
Денис Чистов
Мастерская:
Архитектурное бюро Практика http://www.bureau-praktika.ru/
Проект:
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Россия, Москва, начало перголы -- на повороте, где Братеевская улица переходит в Алма-Атинскую

Авторский коллектив:
Григорий Гурьянов, Денис Чистов, Александрина Левандовская

2018 / 2018
«Братеевские телепортеры» были отмечены спецпризом жюри премии АРХИWOOD в прошлый четверг. Ранее проект входил в тридцатку премии журнала «Проект Россия», и в целом уже достаточно известен. Функционально «телепортеры» представляют собой навес под очень мощной линией электропередач, которая проходит над парком, в том числе над его северным входом у жилых домов 3 и 4 микрорайонов Братеева. Согласно нормативам под ЛЭП нельзя ходить, поэтому понадобились навесы, которые архитекторы превратили в ажурную перголу, по совместительству – портал в парк и объект, тяготеющий к лэнд-парку, хотя практическое назначение делает его скорее парковым павильоном.
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика

Парк Братеевская пойма, самая широкая часть парка Братеево, который тянется вдоль берега Москвы-реки, подхватывая дело Коломенского и Дьякова, от Борисовских прудов до МКАДа, – два года назад был благоустроен по проекту, разработанному бюро «Практика» совместно с генеральным проектировщиком – компанией «САП Проект», – в сущности навес-портал стал самой известной частью этого проекта из-за своей вынужденно-неожиданной типологии. Хотя тема навеса над тропой, причем даже более капитального, чем «телепортеры», не чужда парку в принципе.
  • zooming
    1 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    2 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    3 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    4 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    5 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    6 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    7 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика

Вход-навес и правда больше всего похож на портал перехода из одного пространства, в данном случае спально-микрорайонного, в другое, зеленое приречное. Дверь в чистом поле, ведущую в какой-то другой мир, визуально освоили и закрепили в культуре сюрреалисты и Рене Магритт, – но наше время она, конечно, интуитивно понятна, будучи хорошо освоена компьютерными играми и литературой. В данном случае мы видим не дверь между мирами, а, скажем так, убранистического типа коридор: чтобы попасть из одного пространства в другое, необходимо пройти пешком некоторое расстояние. Хорошо бы «коридор между мирами» еще и действовал, как у Макса Фрая или Льюиса Кэролла, то есть можно было бы попасть куда угодно по своему выбору. Но признаем, что как бы ни хотелось и впрямь перенестись в иной мир по своему выбору, парк тоже неплохой вариант.
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика

Между тем мы уточнили, в чем была суть разногласий в судействе АРХИWOODа, приведших к появлению экстра-премии, доставшейся объекту: часть жюри была категорически против объекта, другая часть – категорически «за». Почему против?

«Претензий к архитектурному решению нет, – говорит член жюри, глава компании «Сергей Киселёв и Партнеры» Игорь Шварцман. – Архитекторы выкручиваются в предлагаемых обстоятельствах с должным творческим подходом и профессиональной смекалкой. Вопрос к самим обстоятельствам. Под ЛЭП запрещено размещение запроектированных функций. Но коль скоро они нужны и уместны именно в этом месте, то правильнее убрать кабельные линии под землю с проведением необходимых защитных мероприятий, а не исхитряться с приспособлениями. Просто не хочется продвигать подобные решения и широким жестом дарить ответственным структурам идеи, позволяющие спокойно и беззатратно взирать на происходящее».

Горячим сторонником проекта в жюри оказался архитектурный критик, главред сайта ArchSpeech Александр Змеул, вот как он комментирует свою позицию: «Легко и приятно давать премию проектам, подчёркивающим красоту природного ландшафта или историческую архитектуру. Но гораздо важнее отметить проект, работающий со средой, в которой живет чуть ли не большинство. Спальный район, состоящий из типовых домов, линия электропередач, тянущаяся за горизонт, пустыри и пустоты. Братеевские порталы не просто решают функциональную задачу, но и осуществляют настоящую эстетическую интервенцию».
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика

Итак, в технических аргументах есть смысл, который, впрочем, не отменяет эстетической ценности объекта. На границе микрорайонов он смотрится уместно и хорошо, позволяет людям «срезать» вход в парк. Густая двухслойная решетка из тонких деревянных реек дает переплетающуюся ажурную тень, а теплый цвет дерева (интересно, когда он станет серым и станет ли) немного разгоняет тоску панельной застройки.

Дадим же слово архитекторам, публикуем их комментарий к проекту полностью, включая «лирическое отступление»: 
  • zooming
    1 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    2 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    3 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    4 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    5 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика

«Братеевская пойма – место на юго-востоке Москвы, где река покидает город, пересекая МКАД. Раньше это был огромный, местами заболоченный пустырь, исполосованный инженерными коммуникациями. Главный визуальный маркер территории – ЛЭП. Высотные решетчатые мачты маячат в поле зрения задолго до приближения, уходят каскадами к горизонту. Их здесь десятки. Высоковольтные линии пересекают территорию широкими полосами в разных направлениях. Некоторые уходят на другой берег реки. Теперь здесь появился парк «Братеевская пойма».

Первое, что встречает у входа в парк – защитные навесы под высоковольтными (500 кВ!) проводами. Другого пути, чтобы добраться до реки, здесь просто нет. По нормативам безопасности ФСК ЕЭС пешеходные дорожки должны быть защищены от возможного обрыва и падения проводов. Это требование именно для 500-киловольтных линий (видимо, падение 150-кВ провода для человека уже не опасно). Защиту надо обеспечить в зоне 25 метров от проекции провода на землю, и, разумеется, из непроводящего материала. Ответом на задачу стала пространственная деревянная конструкция-туннель с решетчатыми стенами и потолком.
  • zooming
    1 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Фрагмент генплана
    © АБ Практика
  • zooming
    2 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Генплан
    © АБ Практика
  • zooming
    3 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Фасад
    © АБ Практика
  • zooming
    4 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Рабочий макет
    © АБ Практика
  • zooming
    5 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика

Расстояния – главная сложность территории. От крайних жилых многоэтажек до прибрежной благоустроенной зоны идти больше километра. Навесы помогают преодолеть первый участок пути. Попадая внутрь, движешься как будто в другом измерении времени и пространства. Туннель-телепортер длиной 215 метров переносит вас сразу вглубь парковой территории.

Визуальный код места: сюрреалистичная красота природной территории, подвергшейся необратимому внедрению техногенной инфраструктуры. Решетчатые конструкции высоковольтных мачт живут в нашем дизайне навесов и парковых павильонов. В результате эта абсолютно вынужденная конструкция превратилась в нашу любимую часть проекта. Дружелюбная, наполненная светом, удивительным образом она создает атмосферу места и его идентичность.
  • zooming
    1 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    2 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    3 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    4 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика


Лирическое отступление
ЛЭП завораживают, инспирируют и провоцируют художественное осмысление. Дело в сюрреалистичном сочетании огромного масштаба, иррациональности (кажется, они идут из ниоткуда в никуда, поверх ландшафта, никогда не совпадая с направлением дорог) с очевидной антропоморфностью причудливых силуэтов. ЛЭП – часть генетического кода русского ландшафта.
zooming
Внутреннее Дегунино
Павел Отдельнов

Поле, лес вдалеке, небо, облака, домики со скатными крышами (опционально – белая церквушка), и ЛЭП. Еще недавно храм на Нерли и мачты ЛЭП дополняли друг друга. Теперь провода убрали под землю: не потерял ли этот иконический пейзаж частичку своей пронзительной идентичности?».
zooming
Церковь Покрова на Нерли
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру. 1998
Архитектор:
Григорий Гурьянов
Денис Чистов
Мастерская:
Архитектурное бюро Практика http://www.bureau-praktika.ru/
Проект:
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Россия, Москва, начало перголы -- на повороте, где Братеевская улица переходит в Алма-Атинскую

Авторский коллектив:
Григорий Гурьянов, Денис Чистов, Александрина Левандовская

2018 / 2018

25 Сентября 2019

Похожие статьи
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Из моря на равнину
Мини-дом площадью 30 м2 бюро Piglova architects спроектировало на базе морского контейнера. Фасады облицованы планкеном, а внутри есть все для круглогодичного проживания двух человек. По мнению авторов, дом лучше всего смотрится на равнине – например, среди виноградников Краснодарского края.
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.