Дорога к парку

«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg

Архитектор:

Григорий Гурьянов
Денис Чистов

Мастерская:

Архитектурное бюро Практика

Проект:

Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Россия, Москва, начало перголы -- на повороте, где Братеевская улица переходит в Алма-Атинскую

Авторский коллектив:
Григорий Гурьянов, Денис Чистов, Александрина Левандовская

2018
«Братеевские телепортеры» были отмечены спецпризом жюри премии АРХИWOOD в прошлый четверг. Ранее проект входил в тридцатку премии журнала «Проект Россия», и в целом уже достаточно известен. Функционально «телепортеры» представляют собой навес под очень мощной линией электропередач, которая проходит над парком, в том числе над его северным входом у жилых домов 3 и 4 микрорайонов Братеева. Согласно нормативам под ЛЭП нельзя ходить, поэтому понадобились навесы, которые архитекторы превратили в ажурную перголу, по совместительству – портал в парк и объект, тяготеющий к лэнд-парку, хотя практическое назначение делает его скорее парковым павильоном.
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика

Парк Братеевская пойма, самая широкая часть парка Братеево, который тянется вдоль берега Москвы-реки, подхватывая дело Коломенского и Дьякова, от Борисовских прудов до МКАДа, – два года назад был благоустроен по проекту, разработанному бюро «Практика» совместно с генеральным проектировщиком – компанией «САП Проект», – в сущности навес-портал стал самой известной частью этого проекта из-за своей вынужденно-неожиданной типологии. Хотя тема навеса над тропой, причем даже более капитального, чем «телепортеры», не чужда парку в принципе.
  • zooming
    1 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    2 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    3 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    4 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    5 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    6 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    7 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика

Вход-навес и правда больше всего похож на портал перехода из одного пространства, в данном случае спально-микрорайонного, в другое, зеленое приречное. Дверь в чистом поле, ведущую в какой-то другой мир, визуально освоили и закрепили в культуре сюрреалисты и Рене Магритт, – но наше время она, конечно, интуитивно понятна, будучи хорошо освоена компьютерными играми и литературой. В данном случае мы видим не дверь между мирами, а, скажем так, убранистического типа коридор: чтобы попасть из одного пространства в другое, необходимо пройти пешком некоторое расстояние. Хорошо бы «коридор между мирами» еще и действовал, как у Макса Фрая или Льюиса Кэролла, то есть можно было бы попасть куда угодно по своему выбору. Но признаем, что как бы ни хотелось и впрямь перенестись в иной мир по своему выбору, парк тоже неплохой вариант.
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика

Между тем мы уточнили, в чем была суть разногласий в судействе АРХИWOODа, приведших к появлению экстра-премии, доставшейся объекту: часть жюри была категорически против объекта, другая часть – категорически «за». Почему против?

«Претензий к архитектурному решению нет, – говорит член жюри, глава компании «Сергей Киселёв и Партнеры» Игорь Шварцман. – Архитекторы выкручиваются в предлагаемых обстоятельствах с должным творческим подходом и профессиональной смекалкой. Вопрос к самим обстоятельствам. Под ЛЭП запрещено размещение запроектированных функций. Но коль скоро они нужны и уместны именно в этом месте, то правильнее убрать кабельные линии под землю с проведением необходимых защитных мероприятий, а не исхитряться с приспособлениями. Просто не хочется продвигать подобные решения и широким жестом дарить ответственным структурам идеи, позволяющие спокойно и беззатратно взирать на происходящее».

Горячим сторонником проекта в жюри оказался архитектурный критик, главред сайта ArchSpeech Александр Змеул, вот как он комментирует свою позицию: «Легко и приятно давать премию проектам, подчёркивающим красоту природного ландшафта или историческую архитектуру. Но гораздо важнее отметить проект, работающий со средой, в которой живет чуть ли не большинство. Спальный район, состоящий из типовых домов, линия электропередач, тянущаяся за горизонт, пустыри и пустоты. Братеевские порталы не просто решают функциональную задачу, но и осуществляют настоящую эстетическую интервенцию».
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика

Итак, в технических аргументах есть смысл, который, впрочем, не отменяет эстетической ценности объекта. На границе микрорайонов он смотрится уместно и хорошо, позволяет людям «срезать» вход в парк. Густая двухслойная решетка из тонких деревянных реек дает переплетающуюся ажурную тень, а теплый цвет дерева (интересно, когда он станет серым и станет ли) немного разгоняет тоску панельной застройки.

Дадим же слово архитекторам, публикуем их комментарий к проекту полностью, включая «лирическое отступление»: 
  • zooming
    1 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    2 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    3 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    4 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    5 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика

«Братеевская пойма – место на юго-востоке Москвы, где река покидает город, пересекая МКАД. Раньше это был огромный, местами заболоченный пустырь, исполосованный инженерными коммуникациями. Главный визуальный маркер территории – ЛЭП. Высотные решетчатые мачты маячат в поле зрения задолго до приближения, уходят каскадами к горизонту. Их здесь десятки. Высоковольтные линии пересекают территорию широкими полосами в разных направлениях. Некоторые уходят на другой берег реки. Теперь здесь появился парк «Братеевская пойма».

Первое, что встречает у входа в парк – защитные навесы под высоковольтными (500 кВ!) проводами. Другого пути, чтобы добраться до реки, здесь просто нет. По нормативам безопасности ФСК ЕЭС пешеходные дорожки должны быть защищены от возможного обрыва и падения проводов. Это требование именно для 500-киловольтных линий (видимо, падение 150-кВ провода для человека уже не опасно). Защиту надо обеспечить в зоне 25 метров от проекции провода на землю, и, разумеется, из непроводящего материала. Ответом на задачу стала пространственная деревянная конструкция-туннель с решетчатыми стенами и потолком.
  • zooming
    1 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Фрагмент генплана
    © АБ Практика
  • zooming
    2 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Генплан
    © АБ Практика
  • zooming
    3 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Фасад
    © АБ Практика
  • zooming
    4 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Рабочий макет
    © АБ Практика
  • zooming
    5 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика

Расстояния – главная сложность территории. От крайних жилых многоэтажек до прибрежной благоустроенной зоны идти больше километра. Навесы помогают преодолеть первый участок пути. Попадая внутрь, движешься как будто в другом измерении времени и пространства. Туннель-телепортер длиной 215 метров переносит вас сразу вглубь парковой территории.

Визуальный код места: сюрреалистичная красота природной территории, подвергшейся необратимому внедрению техногенной инфраструктуры. Решетчатые конструкции высоковольтных мачт живут в нашем дизайне навесов и парковых павильонов. В результате эта абсолютно вынужденная конструкция превратилась в нашу любимую часть проекта. Дружелюбная, наполненная светом, удивительным образом она создает атмосферу места и его идентичность.
  • zooming
    1 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    2 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    3 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    4 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика


Лирическое отступление
ЛЭП завораживают, инспирируют и провоцируют художественное осмысление. Дело в сюрреалистичном сочетании огромного масштаба, иррациональности (кажется, они идут из ниоткуда в никуда, поверх ландшафта, никогда не совпадая с направлением дорог) с очевидной антропоморфностью причудливых силуэтов. ЛЭП – часть генетического кода русского ландшафта.
zooming
Внутреннее Дегунино
Павел Отдельнов

Поле, лес вдалеке, небо, облака, домики со скатными крышами (опционально – белая церквушка), и ЛЭП. Еще недавно храм на Нерли и мачты ЛЭП дополняли друг друга. Теперь провода убрали под землю: не потерял ли этот иконический пейзаж частичку своей пронзительной идентичности?».
zooming
Церковь Покрова на Нерли
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру. 1998


Архитектор:

Григорий Гурьянов
Денис Чистов

Мастерская:

Архитектурное бюро Практика

Проект:

Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Россия, Москва, начало перголы -- на повороте, где Братеевская улица переходит в Алма-Атинскую

Авторский коллектив:
Григорий Гурьянов, Денис Чистов, Александрина Левандовская

2018

25 Сентября 2019

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.

Сейчас на главной

Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».