Дорога к парку

«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg

Архитектор:

Григорий Гурьянов
Денис Чистов

Мастерская:

Архитектурное бюро Практика

Проект:

Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Россия, Москва, начало перголы -- на повороте, где Братеевская улица переходит в Алма-Атинскую

Авторский коллектив:
Григорий Гурьянов, Денис Чистов, Александрина Левандовская

2018
«Братеевские телепортеры» были отмечены спецпризом жюри премии АРХИWOOD в прошлый четверг. Ранее проект входил в тридцатку премии журнала «Проект Россия», и в целом уже достаточно известен. Функционально «телепортеры» представляют собой навес под очень мощной линией электропередач, которая проходит над парком, в том числе над его северным входом у жилых домов 3 и 4 микрорайонов Братеева. Согласно нормативам под ЛЭП нельзя ходить, поэтому понадобились навесы, которые архитекторы превратили в ажурную перголу, по совместительству – портал в парк и объект, тяготеющий к лэнд-парку, хотя практическое назначение делает его скорее парковым павильоном.
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика

Парк Братеевская пойма, самая широкая часть парка Братеево, который тянется вдоль берега Москвы-реки, подхватывая дело Коломенского и Дьякова, от Борисовских прудов до МКАДа, – два года назад был благоустроен по проекту, разработанному бюро «Практика» совместно с генеральным проектировщиком – компанией «САП Проект», – в сущности навес-портал стал самой известной частью этого проекта из-за своей вынужденно-неожиданной типологии. Хотя тема навеса над тропой, причем даже более капитального, чем «телепортеры», не чужда парку в принципе.
  • zooming
    1 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    2 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    3 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    4 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    5 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    6 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика
  • zooming
    7 / 7
    Парк «Братеевская пойма»
    Фотография © Практика

Вход-навес и правда больше всего похож на портал перехода из одного пространства, в данном случае спально-микрорайонного, в другое, зеленое приречное. Дверь в чистом поле, ведущую в какой-то другой мир, визуально освоили и закрепили в культуре сюрреалисты и Рене Магритт, – но наше время она, конечно, интуитивно понятна, будучи хорошо освоена компьютерными играми и литературой. В данном случае мы видим не дверь между мирами, а, скажем так, убранистического типа коридор: чтобы попасть из одного пространства в другое, необходимо пройти пешком некоторое расстояние. Хорошо бы «коридор между мирами» еще и действовал, как у Макса Фрая или Льюиса Кэролла, то есть можно было бы попасть куда угодно по своему выбору. Но признаем, что как бы ни хотелось и впрямь перенестись в иной мир по своему выбору, парк тоже неплохой вариант.
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика

Между тем мы уточнили, в чем была суть разногласий в судействе АРХИWOODа, приведших к появлению экстра-премии, доставшейся объекту: часть жюри была категорически против объекта, другая часть – категорически «за». Почему против?

«Претензий к архитектурному решению нет, – говорит член жюри, глава компании «Сергей Киселёв и Партнеры» Игорь Шварцман. – Архитекторы выкручиваются в предлагаемых обстоятельствах с должным творческим подходом и профессиональной смекалкой. Вопрос к самим обстоятельствам. Под ЛЭП запрещено размещение запроектированных функций. Но коль скоро они нужны и уместны именно в этом месте, то правильнее убрать кабельные линии под землю с проведением необходимых защитных мероприятий, а не исхитряться с приспособлениями. Просто не хочется продвигать подобные решения и широким жестом дарить ответственным структурам идеи, позволяющие спокойно и беззатратно взирать на происходящее».

Горячим сторонником проекта в жюри оказался архитектурный критик, главред сайта ArchSpeech Александр Змеул, вот как он комментирует свою позицию: «Легко и приятно давать премию проектам, подчёркивающим красоту природного ландшафта или историческую архитектуру. Но гораздо важнее отметить проект, работающий со средой, в которой живет чуть ли не большинство. Спальный район, состоящий из типовых домов, линия электропередач, тянущаяся за горизонт, пустыри и пустоты. Братеевские порталы не просто решают функциональную задачу, но и осуществляют настоящую эстетическую интервенцию».
Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Фотография © АБ Практика

Итак, в технических аргументах есть смысл, который, впрочем, не отменяет эстетической ценности объекта. На границе микрорайонов он смотрится уместно и хорошо, позволяет людям «срезать» вход в парк. Густая двухслойная решетка из тонких деревянных реек дает переплетающуюся ажурную тень, а теплый цвет дерева (интересно, когда он станет серым и станет ли) немного разгоняет тоску панельной застройки.

Дадим же слово архитекторам, публикуем их комментарий к проекту полностью, включая «лирическое отступление»: 
  • zooming
    1 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    2 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    3 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    4 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    5 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика

«Братеевская пойма – место на юго-востоке Москвы, где река покидает город, пересекая МКАД. Раньше это был огромный, местами заболоченный пустырь, исполосованный инженерными коммуникациями. Главный визуальный маркер территории – ЛЭП. Высотные решетчатые мачты маячат в поле зрения задолго до приближения, уходят каскадами к горизонту. Их здесь десятки. Высоковольтные линии пересекают территорию широкими полосами в разных направлениях. Некоторые уходят на другой берег реки. Теперь здесь появился парк «Братеевская пойма».

Первое, что встречает у входа в парк – защитные навесы под высоковольтными (500 кВ!) проводами. Другого пути, чтобы добраться до реки, здесь просто нет. По нормативам безопасности ФСК ЕЭС пешеходные дорожки должны быть защищены от возможного обрыва и падения проводов. Это требование именно для 500-киловольтных линий (видимо, падение 150-кВ провода для человека уже не опасно). Защиту надо обеспечить в зоне 25 метров от проекции провода на землю, и, разумеется, из непроводящего материала. Ответом на задачу стала пространственная деревянная конструкция-туннель с решетчатыми стенами и потолком.
  • zooming
    1 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Фрагмент генплана
    © АБ Практика
  • zooming
    2 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Генплан
    © АБ Практика
  • zooming
    3 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Фасад
    © АБ Практика
  • zooming
    4 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма». Проект. Рабочий макет
    © АБ Практика
  • zooming
    5 / 5
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика

Расстояния – главная сложность территории. От крайних жилых многоэтажек до прибрежной благоустроенной зоны идти больше километра. Навесы помогают преодолеть первый участок пути. Попадая внутрь, движешься как будто в другом измерении времени и пространства. Туннель-телепортер длиной 215 метров переносит вас сразу вглубь парковой территории.

Визуальный код места: сюрреалистичная красота природной территории, подвергшейся необратимому внедрению техногенной инфраструктуры. Решетчатые конструкции высоковольтных мачт живут в нашем дизайне навесов и парковых павильонов. В результате эта абсолютно вынужденная конструкция превратилась в нашу любимую часть проекта. Дружелюбная, наполненная светом, удивительным образом она создает атмосферу места и его идентичность.
  • zooming
    1 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    2 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    3 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика
  • zooming
    4 / 4
    Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
    Фотография © АБ Практика


Лирическое отступление
ЛЭП завораживают, инспирируют и провоцируют художественное осмысление. Дело в сюрреалистичном сочетании огромного масштаба, иррациональности (кажется, они идут из ниоткуда в никуда, поверх ландшафта, никогда не совпадая с направлением дорог) с очевидной антропоморфностью причудливых силуэтов. ЛЭП – часть генетического кода русского ландшафта.
zooming
Внутреннее Дегунино
Павел Отдельнов

Поле, лес вдалеке, небо, облака, домики со скатными крышами (опционально – белая церквушка), и ЛЭП. Еще недавно храм на Нерли и мачты ЛЭП дополняли друг друга. Теперь провода убрали под землю: не потерял ли этот иконический пейзаж частичку своей пронзительной идентичности?».
zooming
Церковь Покрова на Нерли
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру. 1998


Архитектор:

Григорий Гурьянов
Денис Чистов

Мастерская:

Архитектурное бюро Практика

Проект:

Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма»
Россия, Москва, начало перголы -- на повороте, где Братеевская улица переходит в Алма-Атинскую

Авторский коллектив:
Григорий Гурьянов, Денис Чистов, Александрина Левандовская

2018

25 Сентября 2019

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.