06.07.2018

Звучание мастерской

В ГЦСИ на Зоологической улице открылась выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука».

информация:

Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру

Выставка – на третьем этаже, в небольшом зале, но он в четыре раза больше, чем была мастерская мастера кинетических объектов Вячеслава Колейчука. Собственно же мастерская, как сказала на открытии дочь Колейчука Анна, год назад погибла – ее затопило горячей водой, «…но тут прибежали друзья, все пришли, и все спасли». Чуть позже, в апреле этого года, Вячеслав Колейчук умер, не закончив работу над повторением своего объекта «Атом» 1967 года перед зданием «Гаража» в парке Горького. Работу закончила Анна, она же вместе с кураторами организовала эту выставку.
Анна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Анна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру

Выставка так и называется – «Мастерская Вячеслава Колейчука» и попадает в программу «Творческие мастерские» ГЦСИ. Сам по себе жанр выставка-мастерская, обладает мощным поминальным зарядом, неудивительно, что своего рода памятником Давиду Саркисяну у музее архитектуры стал его заставленный всякой всячиной кабинет. Мастерская, как любая комната ушедшего человека, становится памятником, случается, что их и не разбирают, а восходит это, как кажется, к древним погребениям, и не только египетским, а к человеческому желанию положить в гроб все, что понадобится на том свете. На открытии атмосфера поминок ощущалась, во-первых, было и видно, и много раз сказано и повторено, что собрались друзья, вспомнить, да и банки с сушками и конфетами на столе из мастерской – они есть на каких-то фотографиях – более чем похожи на поминальное угощение. Во-вторых, объекты нарочно собраны в основном звучащие, с молоточками, и пара детей, да и все другие посетители почти все время поддерживали в зале звон, как будто звали хозяина мастерской; из динамиков раздаются голоса. Может быть, голоса – лишние, но все получилось довольно пронзительно.
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Марина Владимировна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Марина Владимировна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру

Настоящая ретроспектива, по словам Анны Колейчук, планируется в 2021 году, к 80-летнему юбилею художника, архитектора, ученого – сложно придумать, как назвать автора кинетических объектов. До этого задумано еще несколько выставок и разбор архива, чтобы в итоге получилась настоящая монография. Замысел подкупает, выглядит последовательным.

Сейчас, впрочем, тоже проделана немалая работа: с 14 экранов, большинство из которых плазмы, а два консервативные старые телевизоры, транслируются интервью с воспоминаниями. Вещи из мастерской аккуратно распределены в пространстве, местами формируя недоступные углы, к примеру с автопортретами, где Колейчук похож то на Гоголя, то на Горького. Что-то подвешено к потолку, так что надо задирать голову, как это и бывает в мастерской, заставленной сверху донизу. Что-то на уровне глаз и можно руками потрогать те самонапряженные структуры, про которые человек непричастный первым делом стремится понять, почему они кинетические, если не движутся.
Вячеслав Колейчук. Невозможный треугольник. Справа тень от Стоящей нити. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Невозможный треугольник. Справа тень от Стоящей нити. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру

Стоящая нить и треугольник Мёбиуса – наиболее парадоксальные изобретения и ключевые, наверное, вещи для будущей монографии, – почти незаметны. Основное внимание, следуя теме выставки, достается объектам, традиционно привлекающим внимание гостя мастерской: тем самым крутящимся и звенящим. Безусловный хит – Овалоид из двух гигантских дюралевых «расчесок» с группами разномастных зубчиков: он может издавать космический, своего рода огранный звук, если к нему правильно подойти с молоточком, или же может трещать на все, кажется, лады.
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994.  Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994.  Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру

Самонапряженные структуры побольше и поменьше дополнены другим рядом вещей, тоже привлекательных для глаза – оптическими иллюзиями, и прежде всего стереографикой, которую, как вид искусства, изобрел Вячеслав Колейчук. Чем-то она похожа на популярные сейчас фракталы, но рисунок повторяющихся фигур наносится методом вращения на полированную металлическую поверхность, после чего падающий свет в какой-то момент делает хаотичное, казалось бы, мельтешение на что-то похожим – например, на стакан, как в совестной инсталляции Вячеслава и Анны Колейчук, – или же просто красивым орнаментальной регулярностью. Существенно, что свет обозначен в экспликации как инструмент, на месте пресловутого «холст, масло» – сталь, гравировка, свет. Но не менее важен зритель, стремящийся встать под правильным углом и разглядеть фигуру – в этом смысле соучастия искусство Колейчука очень современно.
Вячеслав Колечук. Стереографика. Пересекающиеся параллелепипеды. Нержавеющая сталь, гравировка, свет. 2003. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колечук. Стереографика. Пересекающиеся параллелепипеды. Нержавеющая сталь, гравировка, свет. 2003. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру

Вывернутый наизнанку фанерный овалоид под потолком и его сосед – анти-яблоко из красных полос картона, убеждают в том, что написано рядом в объявлении на стене: Колейчук работал с физикой явлений, и есть запатентованные изобретения, но больше с формообразованием – предметом, популярным в семидесятые, ускользающим, но крайне существенным, особенно в контексте искусства, которое ищет новую форму. В этих вещах есть многое из того, к чему стремятся современные архитекторы на острие прогресса, как минимум параметрика.
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру

Куратор Наталья Гончарова и автор экспозиции Анна Колейчук трактуют ее как инсталляцию, в которой они хотели поймать «энергии, дух мастерской». Для момента, когда монографическая выставка еще не составлена, жанр выбран точно – он позволяет вынести на первый план то, что просто хочется показать, и в то же время делает экспозицию эмоциональной, а зрителя – причастным. Поход в мастерскую всегда очень интересен, он позволяет попасть в нетипичное пространство, созданное автором в процессе работы и участвующее в нем, очутиться, до некоторой степени, не просто внутри картины, а внутри в момент ее становления. Неудивительно, что ГЦСИ запустил такой цикл. И в то же время – во всяком случае, по ощущениям, мастерская сейчас в инсталляции-выставке кажется, с одной стороны, живой и звучащей, а с другой – разъятой, разлетевшейся и застывшей в пространстве перед трансформацией, как на картинах сюрреалистов и как принято теперь в фантастическом кино. Может быть, это из-за того, что маленький зал больше, чем мастерская, но кажется, что эффект намеренный, и возможно, он правильный. Мастерская застыла перед тем, как превратиться в серию выставок, и, вероятно, в книгу; нам же пока позволяют рассмотреть ее изнутри и прикоснуться, позвенеть.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Шилова
  • Александр Попов
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Романов
  • Никита Явейн
  • Антон Надточий
  • Катерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Сенкевич
  • Валерия Преображенская
  • Иван Рубежанский
  • Евгений Герасимов
  • Зураб Басария
  • Сергей Труханов
  • Александра Кузьмина
  • Левон Айрапетов
  • Станислав Белых
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Токарев
  • Константин Ходнев
  • Николай Миловидов
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Скуратов
  • Валерий Лукомский
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Реутт
  • Олег Мединский
  • Олег Шапиро
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Карлсон
  • Александр Бровкин
  • Василий Крапивин
  • Екатерина Кузнецова
  • Игорь Шварцман
  • Александр Порошкин
  • Тотан Кузембаев
  • Иван Кожин
  • Вероника Дубовик
  • Сергей Орешкин
  • Кристина Павлова
  • Наталия Зайченко
  • Наталия Порошкина
  • Илья Уткин
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Чобан
  • Полина Воеводина
  • Вера Бутко
  • Всеволод Медведев
  • Павел Андреев
  • Марк Сафронов
  • Юлия Тряскина
  • Александр Скокан
  • Никита Бирюков
  • Александр Асадов
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Яр-Скрябин
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Лукомский
  • Рустам Керимов
  • Михаил Канунников
  • Илья Машков
  • Арсений Леонович
  • Карен Сапричян
  • Юлий Борисов
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Ликин
  • Юрий Сафронов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Интерьер офиса группы компаний «Эркафарм»
  • Офис компании Cabel Industry
  • Жилой комплекс со зданием гостиницы в г. Грозный
  • Редевелопмент территории «Севкабель Порт»
  • Мастерская Т+Т Architects
  • Клубный жилой комплекс «Долгоруковская»
  • Ресторанный комплекс «7 Небо»
  • Ландшафтный отель Велс
  • Международный детский санаторно-оздоровительный комплекс «Камчия»

Технологии:

07.06.2019

Итоги конкурса АРХИGRADAS-2019

Конкурс АРХИGRADAS-2019 подошел к концу. Компания GRADAS завершила оценку работ конкурсантов, прошедших во второй этап, и с радостью представляет работы победителей.
GRADAS
30.05.2019

Декорации для Театрального дома

За реконструированными историческими корпусами комплекса апартаментов «Театральный дом» разыгрывается целый спектакль в стиле «модерн», в подготовке декораций к которому участвовала компания «ОРТОСТ-ФАСАД».
ОртОст-Фасад
29.05.2019

Клинкер как знак элегантной жизни

Жилой комплекс Intermezzo в амстердамском районе Зёйдас получил фасад из светлого клинкера Hagemeister созданной специально для этого проекта сортировки.
Inbo Architekten, Amsterdam, АО «Фирма «КИРИЛЛ»
16.05.2019

Олег Панитков: «Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность»

Генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения – о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.
15.05.2019

Итоги конкурса Insulating Design

Проекты участников продемонстрировали функциональные и декоративные решения с применением стеновых и кровельных панелей Isopan и архитектурной фасадной системы ARK WALL.
ISOPAN
другие статьи