06.07.2018

Звучание мастерской

В ГЦСИ на Зоологической улице открылась выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука».

информация:

Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Выставка – на третьем этаже, в небольшом зале, но он в четыре раза больше, чем была мастерская мастера кинетических объектов Вячеслава Колейчука. Собственно же мастерская, как сказала на открытии дочь Колейчука Анна, год назад погибла – ее затопило горячей водой, «…но тут прибежали друзья, все пришли, и все спасли». Чуть позже, в апреле этого года, Вячеслав Колейчук умер, не закончив работу над повторением своего объекта «Атом» 1967 года перед зданием «Гаража» в парке Горького. Работу закончила Анна, она же вместе с кураторами организовала эту выставку.
Анна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Анна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Выставка так и называется – «Мастерская Вячеслава Колейчука» и попадает в программу «Творческие мастерские» ГЦСИ. Сам по себе жанр выставка-мастерская, обладает мощным поминальным зарядом, неудивительно, что своего рода памятником Давиду Саркисяну у музее архитектуры стал его заставленный всякой всячиной кабинет. Мастерская, как любая комната ушедшего человека, становится памятником, случается, что их и не разбирают, а восходит это, как кажется, к древним погребениям, и не только египетским, а к человеческому желанию положить в гроб все, что понадобится на том свете. На открытии атмосфера поминок ощущалась, во-первых, было и видно, и много раз сказано и повторено, что собрались друзья, вспомнить, да и банки с сушками и конфетами на столе из мастерской – они есть на каких-то фотографиях – более чем похожи на поминальное угощение. Во-вторых, объекты нарочно собраны в основном звучащие, с молоточками, и пара детей, да и все другие посетители почти все время поддерживали в зале звон, как будто звали хозяина мастерской; из динамиков раздаются голоса. Может быть, голоса – лишние, но все получилось довольно пронзительно.
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Марина Владимировна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Марина Владимировна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Настоящая ретроспектива, по словам Анны Колейчук, планируется в 2021 году, к 80-летнему юбилею художника, архитектора, ученого – сложно придумать, как назвать автора кинетических объектов. До этого задумано еще несколько выставок и разбор архива, чтобы в итоге получилась настоящая монография. Замысел подкупает, выглядит последовательным.

Сейчас, впрочем, тоже проделана немалая работа: с 14 экранов, большинство из которых плазмы, а два консервативные старые телевизоры, транслируются интервью с воспоминаниями. Вещи из мастерской аккуратно распределены в пространстве, местами формируя недоступные углы, к примеру с автопортретами, где Колейчук похож то на Гоголя, то на Горького. Что-то подвешено к потолку, так что надо задирать голову, как это и бывает в мастерской, заставленной сверху донизу. Что-то на уровне глаз и можно руками потрогать те самонапряженные структуры, про которые человек непричастный первым делом стремится понять, почему они кинетические, если не движутся.
Вячеслав Колейчук. Невозможный треугольник. Справа тень от Стоящей нити. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Невозможный треугольник. Справа тень от Стоящей нити. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Стоящая нить и треугольник Мёбиуса – наиболее парадоксальные изобретения и ключевые, наверное, вещи для будущей монографии, – почти незаметны. Основное внимание, следуя теме выставки, достается объектам, традиционно привлекающим внимание гостя мастерской: тем самым крутящимся и звенящим. Безусловный хит – Овалоид из двух гигантских дюралевых «расчесок» с группами разномастных зубчиков: он может издавать космический, своего рода огранный звук, если к нему правильно подойти с молоточком, или же может трещать на все, кажется, лады.
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994.  Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994.  Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Самонапряженные структуры побольше и поменьше дополнены другим рядом вещей, тоже привлекательных для глаза – оптическими иллюзиями, и прежде всего стереографикой, которую, как вид искусства, изобрел Вячеслав Колейчук. Чем-то она похожа на популярные сейчас фракталы, но рисунок повторяющихся фигур наносится методом вращения на полированную металлическую поверхность, после чего падающий свет в какой-то момент делает хаотичное, казалось бы, мельтешение на что-то похожим – например, на стакан, как в совестной инсталляции Вячеслава и Анны Колейчук, – или же просто красивым орнаментальной регулярностью. Существенно, что свет обозначен в экспликации как инструмент, на месте пресловутого «холст, масло» – сталь, гравировка, свет. Но не менее важен зритель, стремящийся встать под правильным углом и разглядеть фигуру – в этом смысле соучастия искусство Колейчука очень современно.
Вячеслав Колечук. Стереографика. Пересекающиеся параллелепипеды. Нержавеющая сталь, гравировка, свет. 2003. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колечук. Стереографика. Пересекающиеся параллелепипеды. Нержавеющая сталь, гравировка, свет. 2003. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Вывернутый наизнанку фанерный овалоид под потолком и его сосед – анти-яблоко из красных полос картона, убеждают в том, что написано рядом в объявлении на стене: Колейчук работал с физикой явлений, и есть запатентованные изобретения, но больше с формообразованием – предметом, популярным в семидесятые, ускользающим, но крайне существенным, особенно в контексте искусства, которое ищет новую форму. В этих вещах есть многое из того, к чему стремятся современные архитекторы на острие прогресса, как минимум параметрика.
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Куратор Наталья Гончарова и автор экспозиции Анна Колейчук трактуют ее как инсталляцию, в которой они хотели поймать «энергии, дух мастерской». Для момента, когда монографическая выставка еще не составлена, жанр выбран точно – он позволяет вынести на первый план то, что просто хочется показать, и в то же время делает экспозицию эмоциональной, а зрителя – причастным. Поход в мастерскую всегда очень интересен, он позволяет попасть в нетипичное пространство, созданное автором в процессе работы и участвующее в нем, очутиться, до некоторой степени, не просто внутри картины, а внутри в момент ее становления. Неудивительно, что ГЦСИ запустил такой цикл. И в то же время – во всяком случае, по ощущениям, мастерская сейчас в инсталляции-выставке кажется, с одной стороны, живой и звучащей, а с другой – разъятой, разлетевшейся и застывшей в пространстве перед трансформацией, как на картинах сюрреалистов и как принято теперь в фантастическом кино. Может быть, это из-за того, что маленький зал больше, чем мастерская, но кажется, что эффект намеренный, и возможно, он правильный. Мастерская застыла перед тем, как превратиться в серию выставок, и, вероятно, в книгу; нам же пока позволяют рассмотреть ее изнутри и прикоснуться, позвенеть.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Владимир Плоткин
  • Даниил Лоренц
  • Николай Миловидов
  • Илья Машков
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Александр Скокан
  • Евгений Герасимов
  • Антон Барклянский
  • Валерия Преображенская
  • Юлий Борисов
  • Дмитрий Ликин
  • Алексей Курков
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей  Орешкин
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Труханов
  • Владимир Биндеман
  • Никита Явейн
  • Константин Ходнев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Василий Крапивин
  • Всеволод Медведев
  • Зураб Басария
  • Антон Лукомский
  • Илья Уткин
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Шилова
  • Станислав Белых
  • Сергей Чобан
  • Александр Попов
  • Арсений Леонович
  • Екатерина Кузнецова
  • Анатолий Столярчук
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Карен Сапричян
  • Юлия Тряскина
  • Олег Шапиро
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Романов
  • Андрей Асадов
  • Екатерина Грень
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Антон Бондаренко
  • Вера Бутко
  • Антон Надточий
  • Сергей Сенкевич
  • Никита Бирюков
  • Александр Бровкин
  • Павел Андреев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Михаил Канунников
  • Иван Кожин
  • Олег Карлсон
  • Никита Токарев
  • Роман Леонидов
  • Полина Воеводина
  • Антон Ладыгин
  • Дмитрий Селивохин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи