Звучание мастерской

В ГЦСИ на Зоологической улице открылась выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука».

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Выставка – на третьем этаже, в небольшом зале, но он в четыре раза больше, чем была мастерская мастера кинетических объектов Вячеслава Колейчука. Собственно же мастерская, как сказала на открытии дочь Колейчука Анна, год назад погибла – ее затопило горячей водой, «…но тут прибежали друзья, все пришли, и все спасли». Чуть позже, в апреле этого года, Вячеслав Колейчук умер, не закончив работу над повторением своего объекта «Атом» 1967 года перед зданием «Гаража» в парке Горького. Работу закончила Анна, она же вместе с кураторами организовала эту выставку.
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Анна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка так и называется – «Мастерская Вячеслава Колейчука» и попадает в программу «Творческие мастерские» ГЦСИ. Сам по себе жанр выставка-мастерская, обладает мощным поминальным зарядом, неудивительно, что своего рода памятником Давиду Саркисяну у музее архитектуры стал его заставленный всякой всячиной кабинет. Мастерская, как любая комната ушедшего человека, становится памятником, случается, что их и не разбирают, а восходит это, как кажется, к древним погребениям, и не только египетским, а к человеческому желанию положить в гроб все, что понадобится на том свете. На открытии атмосфера поминок ощущалась, во-первых, было и видно, и много раз сказано и повторено, что собрались друзья, вспомнить, да и банки с сушками и конфетами на столе из мастерской – они есть на каких-то фотографиях – более чем похожи на поминальное угощение. Во-вторых, объекты нарочно собраны в основном звучащие, с молоточками, и пара детей, да и все другие посетители почти все время поддерживали в зале звон, как будто звали хозяина мастерской; из динамиков раздаются голоса. Может быть, голоса – лишние, но все получилось довольно пронзительно.
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Марина Владимировна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Настоящая ретроспектива, по словам Анны Колейчук, планируется в 2021 году, к 80-летнему юбилею художника, архитектора, ученого – сложно придумать, как назвать автора кинетических объектов. До этого задумано еще несколько выставок и разбор архива, чтобы в итоге получилась настоящая монография. Замысел подкупает, выглядит последовательным.

Сейчас, впрочем, тоже проделана немалая работа: с 14 экранов, большинство из которых плазмы, а два консервативные старые телевизоры, транслируются интервью с воспоминаниями. Вещи из мастерской аккуратно распределены в пространстве, местами формируя недоступные углы, к примеру с автопортретами, где Колейчук похож то на Гоголя, то на Горького. Что-то подвешено к потолку, так что надо задирать голову, как это и бывает в мастерской, заставленной сверху донизу. Что-то на уровне глаз и можно руками потрогать те самонапряженные структуры, про которые человек непричастный первым делом стремится понять, почему они кинетические, если не движутся.
Вячеслав Колейчук. Невозможный треугольник. Справа тень от Стоящей нити. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Стоящая нить и треугольник Мёбиуса – наиболее парадоксальные изобретения и ключевые, наверное, вещи для будущей монографии, – почти незаметны. Основное внимание, следуя теме выставки, достается объектам, традиционно привлекающим внимание гостя мастерской: тем самым крутящимся и звенящим. Безусловный хит – Овалоид из двух гигантских дюралевых «расчесок» с группами разномастных зубчиков: он может издавать космический, своего рода огранный звук, если к нему правильно подойти с молоточком, или же может трещать на все, кажется, лады.
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Самонапряженные структуры побольше и поменьше дополнены другим рядом вещей, тоже привлекательных для глаза – оптическими иллюзиями, и прежде всего стереографикой, которую, как вид искусства, изобрел Вячеслав Колейчук. Чем-то она похожа на популярные сейчас фракталы, но рисунок повторяющихся фигур наносится методом вращения на полированную металлическую поверхность, после чего падающий свет в какой-то момент делает хаотичное, казалось бы, мельтешение на что-то похожим – например, на стакан, как в совестной инсталляции Вячеслава и Анны Колейчук, – или же просто красивым орнаментальной регулярностью. Существенно, что свет обозначен в экспликации как инструмент, на месте пресловутого «холст, масло» – сталь, гравировка, свет. Но не менее важен зритель, стремящийся встать под правильным углом и разглядеть фигуру – в этом смысле соучастия искусство Колейчука очень современно.
Вячеслав Колечук. Стереографика. Пересекающиеся параллелепипеды. Нержавеющая сталь, гравировка, свет. 2003. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вывернутый наизнанку фанерный овалоид под потолком и его сосед – анти-яблоко из красных полос картона, убеждают в том, что написано рядом в объявлении на стене: Колейчук работал с физикой явлений, и есть запатентованные изобретения, но больше с формообразованием – предметом, популярным в семидесятые, ускользающим, но крайне существенным, особенно в контексте искусства, которое ищет новую форму. В этих вещах есть многое из того, к чему стремятся современные архитекторы на острие прогресса, как минимум параметрика.
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Куратор Наталья Гончарова и автор экспозиции Анна Колейчук трактуют ее как инсталляцию, в которой они хотели поймать «энергии, дух мастерской». Для момента, когда монографическая выставка еще не составлена, жанр выбран точно – он позволяет вынести на первый план то, что просто хочется показать, и в то же время делает экспозицию эмоциональной, а зрителя – причастным. Поход в мастерскую всегда очень интересен, он позволяет попасть в нетипичное пространство, созданное автором в процессе работы и участвующее в нем, очутиться, до некоторой степени, не просто внутри картины, а внутри в момент ее становления. Неудивительно, что ГЦСИ запустил такой цикл. И в то же время – во всяком случае, по ощущениям, мастерская сейчас в инсталляции-выставке кажется, с одной стороны, живой и звучащей, а с другой – разъятой, разлетевшейся и застывшей в пространстве перед трансформацией, как на картинах сюрреалистов и как принято теперь в фантастическом кино. Может быть, это из-за того, что маленький зал больше, чем мастерская, но кажется, что эффект намеренный, и возможно, он правильный. Мастерская застыла перед тем, как превратиться в серию выставок, и, вероятно, в книгу; нам же пока позволяют рассмотреть ее изнутри и прикоснуться, позвенеть.

06 Июля 2018

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.