06.07.2018

Звучание мастерской

В ГЦСИ на Зоологической улице открылась выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука».

информация:

Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Выставка – на третьем этаже, в небольшом зале, но он в четыре раза больше, чем была мастерская мастера кинетических объектов Вячеслава Колейчука. Собственно же мастерская, как сказала на открытии дочь Колейчука Анна, год назад погибла – ее затопило горячей водой, «…но тут прибежали друзья, все пришли, и все спасли». Чуть позже, в апреле этого года, Вячеслав Колейчук умер, не закончив работу над повторением своего объекта «Атом» 1967 года перед зданием «Гаража» в парке Горького. Работу закончила Анна, она же вместе с кураторами организовала эту выставку.
Анна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Анна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Выставка так и называется – «Мастерская Вячеслава Колейчука» и попадает в программу «Творческие мастерские» ГЦСИ. Сам по себе жанр выставка-мастерская, обладает мощным поминальным зарядом, неудивительно, что своего рода памятником Давиду Саркисяну у музее архитектуры стал его заставленный всякой всячиной кабинет. Мастерская, как любая комната ушедшего человека, становится памятником, случается, что их и не разбирают, а восходит это, как кажется, к древним погребениям, и не только египетским, а к человеческому желанию положить в гроб все, что понадобится на том свете. На открытии атмосфера поминок ощущалась, во-первых, было и видно, и много раз сказано и повторено, что собрались друзья, вспомнить, да и банки с сушками и конфетами на столе из мастерской – они есть на каких-то фотографиях – более чем похожи на поминальное угощение. Во-вторых, объекты нарочно собраны в основном звучащие, с молоточками, и пара детей, да и все другие посетители почти все время поддерживали в зале звон, как будто звали хозяина мастерской; из динамиков раздаются голоса. Может быть, голоса – лишние, но все получилось довольно пронзительно.
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Марина Владимировна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Марина Владимировна Колейчук. Открытие выставки «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Настоящая ретроспектива, по словам Анны Колейчук, планируется в 2021 году, к 80-летнему юбилею художника, архитектора, ученого – сложно придумать, как назвать автора кинетических объектов. До этого задумано еще несколько выставок и разбор архива, чтобы в итоге получилась настоящая монография. Замысел подкупает, выглядит последовательным.

Сейчас, впрочем, тоже проделана немалая работа: с 14 экранов, большинство из которых плазмы, а два консервативные старые телевизоры, транслируются интервью с воспоминаниями. Вещи из мастерской аккуратно распределены в пространстве, местами формируя недоступные углы, к примеру с автопортретами, где Колейчук похож то на Гоголя, то на Горького. Что-то подвешено к потолку, так что надо задирать голову, как это и бывает в мастерской, заставленной сверху донизу. Что-то на уровне глаз и можно руками потрогать те самонапряженные структуры, про которые человек непричастный первым делом стремится понять, почему они кинетические, если не движутся.
Вячеслав Колейчук. Невозможный треугольник. Справа тень от Стоящей нити. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Невозможный треугольник. Справа тень от Стоящей нити. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Стоящая нить и треугольник Мёбиуса – наиболее парадоксальные изобретения и ключевые, наверное, вещи для будущей монографии, – почти незаметны. Основное внимание, следуя теме выставки, достается объектам, традиционно привлекающим внимание гостя мастерской: тем самым крутящимся и звенящим. Безусловный хит – Овалоид из двух гигантских дюралевых «расчесок» с группами разномастных зубчиков: он может издавать космический, своего рода огранный звук, если к нему правильно подойти с молоточком, или же может трещать на все, кажется, лады.
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994.  Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994.  Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колейчук. Овалоид, звучащий объект, дюраль, сталь. 1994. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Самонапряженные структуры побольше и поменьше дополнены другим рядом вещей, тоже привлекательных для глаза – оптическими иллюзиями, и прежде всего стереографикой, которую, как вид искусства, изобрел Вячеслав Колейчук. Чем-то она похожа на популярные сейчас фракталы, но рисунок повторяющихся фигур наносится методом вращения на полированную металлическую поверхность, после чего падающий свет в какой-то момент делает хаотичное, казалось бы, мельтешение на что-то похожим – например, на стакан, как в совестной инсталляции Вячеслава и Анны Колейчук, – или же просто красивым орнаментальной регулярностью. Существенно, что свет обозначен в экспликации как инструмент, на месте пресловутого «холст, масло» – сталь, гравировка, свет. Но не менее важен зритель, стремящийся встать под правильным углом и разглядеть фигуру – в этом смысле соучастия искусство Колейчука очень современно.
Вячеслав Колечук. Стереографика. Пересекающиеся параллелепипеды. Нержавеющая сталь, гравировка, свет. 2003. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Вячеслав Колечук. Стереографика. Пересекающиеся параллелепипеды. Нержавеющая сталь, гравировка, свет. 2003. Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Вывернутый наизнанку фанерный овалоид под потолком и его сосед – анти-яблоко из красных полос картона, убеждают в том, что написано рядом в объявлении на стене: Колейчук работал с физикой явлений, и есть запатентованные изобретения, но больше с формообразованием – предметом, популярным в семидесятые, ускользающим, но крайне существенным, особенно в контексте искусства, которое ищет новую форму. В этих вещах есть многое из того, к чему стремятся современные архитекторы на острие прогресса, как минимум параметрика.
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.ру
Выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука». Фотография: Архи.руоткрыть большое изображение

Куратор Наталья Гончарова и автор экспозиции Анна Колейчук трактуют ее как инсталляцию, в которой они хотели поймать «энергии, дух мастерской». Для момента, когда монографическая выставка еще не составлена, жанр выбран точно – он позволяет вынести на первый план то, что просто хочется показать, и в то же время делает экспозицию эмоциональной, а зрителя – причастным. Поход в мастерскую всегда очень интересен, он позволяет попасть в нетипичное пространство, созданное автором в процессе работы и участвующее в нем, очутиться, до некоторой степени, не просто внутри картины, а внутри в момент ее становления. Неудивительно, что ГЦСИ запустил такой цикл. И в то же время – во всяком случае, по ощущениям, мастерская сейчас в инсталляции-выставке кажется, с одной стороны, живой и звучащей, а с другой – разъятой, разлетевшейся и застывшей в пространстве перед трансформацией, как на картинах сюрреалистов и как принято теперь в фантастическом кино. Может быть, это из-за того, что маленький зал больше, чем мастерская, но кажется, что эффект намеренный, и возможно, он правильный. Мастерская застыла перед тем, как превратиться в серию выставок, и, вероятно, в книгу; нам же пока позволяют рассмотреть ее изнутри и прикоснуться, позвенеть.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Роман Леонидов
  • Валерия Преображенская
  • Алексей Курков
  • Илья Машков
  • Андрей Романов
  • Даниил Лоренц
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский
  • Сергей Кузнецов
  • Тотан Кузембаев
  • Евгений Герасимов
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Токарев
  • Сергей  Орешкин
  • Олег Карлсон
  • Павел Андреев
  • Станислав Белых
  • Екатерина Кузнецова
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Ликин
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Биндеман
  • Никита Явейн
  • Александр Бровкин
  • Василий Крапивин
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Шилова
  • Сергей Труханов
  • Левон Айрапетов
  • Олег Шапиро
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Александр Попов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Бондаренко
  • Всеволод Медведев
  • Иван Кожин
  • Екатерина Грень
  • Наталья Сидорова
  • Александр Скокан
  • Арсений Леонович
  • Александра Кузьмина
  • Антон Ладыгин
  • Карен Сапричян
  • Зураб Басария
  • Антон Барклянский
  • Илья Уткин
  • Антон Надточий
  • Валерий Лукомский
  • Михаил Канунников
  • Андрей Асадов
  • Николай Миловидов
  • Сергей Скуратов
  • Никита Бирюков
  • Андрей Гнездилов
  • Владимир Плоткин
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Селивохин
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Сенкевич
  • Юлий Борисов
  • Антон Лукомский

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»
  • ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
  • Архитектурная композиция Recycle Chapel
  • Комплекс апартаментов в микрорайоне Тушино
  • Павильон «Фермерия»
  • Проект реновации территории «Проспект Вернадского»
  • Проект застройки малоэтажными жилыми домами в респ. Карелия

Технологии:

11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи