11.05.2018

В орбите заряженных частиц

В парке Горького перед зданием «Гаража» открылась инсталляция Вячеслава Колейчука, первая и, так получилось, последняя работа знаменитого кинетиста.

Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Кинетический объект под названием «Атом» впервые был сооружен к 50-летию революции на площади перед Курчатовским институтом в 1967 году. Тогда шестиметровую сферу самонапряженной конструкции из алюминиевых трубок спроектировали и построили 26-летний Вячеслав Колейчук, его жена Марина и инженер Геннадий Рыкунов. Инженеры Курчатовского института, располагавшие передовыми на тот момент технологиями и знаниями, принимали участие в создании объекта, – говорится в экспликации «Гаража». Ажурный шар на тонкой металлической штанге, воткнутой в землю одним концом, подсвечивался тремя цветами и крутился от ветра, его сопровождала музыка Льва Термена на изобретенном им инструменте терменвоксе. Полуторавековой юбилей революции в Москве праздновали пышно, но конструкция, придуманная Вячеславом Колейчуком, тогда недавним выпускником МАРХИ, была, определенно, самым футуристическим объектом торжеств, предметом искусства, а не идеологии.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Сейчас Музей современного искусства «Гараж» воссоздал «Атом» в рамках программы Garage Square Commissions в пандан посвященной кинетическому искусству выставке «Трансатлантическая инициатива» – впрочем, выставка и «Атом» пересеклись как небесные тела – всего лишь на три дня, с 6 по 9 мая. Идея воссоздания объекта принадлежит куратору «Гаража» Снежане Кръстевой, создавать его помогала дочь художника Анна Колейчук, в конструкции использовали современные технологии, но вот центральный шарик-протон сконструировал собственноручно Вячеслав Колейчук с сыном Дмитрием.

Музыку взамен утраченного трека написал композитор Николай Хруст по правилам (или логике?) алеаторики, то есть трек будет постепенно меняться и полностью повторяться не будет, а сыграна она на том же терменвоксе Термена и на овалоиде – инструменте, который придумал Колейчук. Мелодия космическая, из области музыки сфер; ну как еще может петь атом? По-своему как-нибудь.



Выставка уже закрылась, а «Атом» – разноцветная звезда в ночном небе над парком, подпевающая себе скрипами и звонами – стоит на лужайке перед торцом выставочного павильона «Гаража», преобразованного в 2012-2015 по проекту Рема Колхаса. Вместе они напоминают корабль футуризма, немного ушедший в землю за прошедшие 60 лет. Покрытый поликарбонатом павильон, римейк ресторана «Времена года» 1960-х годов – это корабль; атомический шар на штанге, возрожденный объект 1967 года – его нос.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Они неплохо спелись, оба светятся и поблескивают, то ли шевелятся, то ли нет – замерли, опасаясь что-то нарушить в XXI веке. Не зря Ирина Кулик называет «Атом» ретрофутуризмом: для того, чтобы, глядя на него, восхититься романтической невозможностью полета, нужно напряжение эмоций и интеллекта, подсказывающего, что перед нами – воспроизведение, памятник футуристической мечте. Что мечте 60 лет и восприятие изменилось. Что делает инсталляцию еще более хрупкой, как будто немного ломкой, хочется ее беречь и страшно задеть растяжки – страшно повредить этот чудной шар, залетевший к нам из легких и свободных шестидесятых.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Анна Колейчук сказала на открытии, что одним из любимых слов-определений ее отца было слово «легко» – он и впрямь создавал очень легкие объекты, к примеру Стоящая нить – что может быть тоньше. Вот и шар, проницаемый, парящий, чуть покачивающийся, очень легок. Похожие на него элементы потом можно обнаружить во многих конструкциях Колейчука – трубки, связи… и невозможность быстро понять, что там напряжено, какие силы его держат, и желание поверить: умный человек сделал, все держится и немого даже поет, – ничего не трогай.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Вячеслав Колейчук помогал воссоздавать «Атом» в парке Горького и не дожил до открытия объекта всего лишь месяц. Получается, что «Атом» в некотором роде замкнул круг его творчества – он был первым крупным объектом, он же стал и последним. Сейчас – и это ощущалось на открытии – он воспринимается как памятник Колейчуку, одному из самых заметных, и уж наверное, самому увлеченному мастеру русского кинетизма, автору Стоящей нити, Гравицапы из «Кин-дза-дзы!», объемного треугольника с тремя прямыми углами и книги про Кинетизм. Человеку, который всю жизнь, как в прессе писали в год открытия двух персональных выставок (2012), расширял пределы возможного и наши представления о невозможном. Хороший памятник – кинетический, тут даже тот факт, что его разберут, не плох, – да и вряд ли кто-нибудь будет спорить, что при жизни Вячеслав Колейчук был «заряженной частицей».

«Атом» простоит перед «Гаражом» до 26 августа.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Игорь Шварцман
  • Антон Барклянский
  • Сергей Чобан
  • Илья Машков
  • Антон Надточий
  • Андрей Романов
  • Наталия Шилова
  • Зураб Басария
  • Андрей Гнездилов
  • Михаил Канунников
  • Антон Бондаренко
  • Олег Карлсон
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Бирюков
  • Арсений Леонович
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Скуратов
  • Всеволод Медведев
  • Алексей Курков
  • Олег Шапиро
  • Владимир Плоткин
  • Даниил Лоренц
  • Наталия Зайченко
  • Евгений Герасимов
  • Полина Воеводина
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Ладыгин
  • Валерия Преображенская
  • Екатерина Кузнецова
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Асадов
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Грень
  • Павел Андреев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Уткин
  • Юлий Борисов
  • Владимир Биндеман
  • Василий Крапивин
  • Антон Лукомский
  • Олег Мединский
  • Вера Бутко
  • Константин Ходнев
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Бровкин
  • Александр Асадов
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Васильев
  • Рустам Керимов
  • Никита Явейн
  • Никита Токарев
  • Дмитрий Селивохин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Орешкин
  • Александр Попов
  • Станислав Белых
  • Марк Сафронов
  • Юлия Тряскина
  • Карен Сапричян
  • Юрий Сафронов
  • Сергей Труханов
  • Наталья Сидорова
  • Роман Леонидов
  • Валерий Лукомский
  • Иван Кожин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи