11.05.2018

В орбите заряженных частиц

В парке Горького перед зданием «Гаража» открылась инсталляция Вячеслава Колейчука, первая и, так получилось, последняя работа знаменитого кинетиста.

Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Кинетический объект под названием «Атом» впервые был сооружен к 50-летию революции на площади перед Курчатовским институтом в 1967 году. Тогда шестиметровую сферу самонапряженной конструкции из алюминиевых трубок спроектировали и построили 26-летний Вячеслав Колейчук, его жена Марина и инженер Геннадий Рыкунов. Инженеры Курчатовского института, располагавшие передовыми на тот момент технологиями и знаниями, принимали участие в создании объекта, – говорится в экспликации «Гаража». Ажурный шар на тонкой металлической штанге, воткнутой в землю одним концом, подсвечивался тремя цветами и крутился от ветра, его сопровождала музыка Льва Термена на изобретенном им инструменте терменвоксе. Полуторавековой юбилей революции в Москве праздновали пышно, но конструкция, придуманная Вячеславом Колейчуком, тогда недавним выпускником МАРХИ, была, определенно, самым футуристическим объектом торжеств, предметом искусства, а не идеологии.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сейчас Музей современного искусства «Гараж» воссоздал «Атом» в рамках программы Garage Square Commissions в пандан посвященной кинетическому искусству выставке «Трансатлантическая инициатива» – впрочем, выставка и «Атом» пересеклись как небесные тела – всего лишь на три дня, с 6 по 9 мая. Идея воссоздания объекта принадлежит куратору «Гаража» Снежане Кръстевой, создавать его помогала дочь художника Анна Колейчук, в конструкции использовали современные технологии, но вот центральный шарик-протон сконструировал собственноручно Вячеслав Колейчук с сыном Дмитрием.

Музыку взамен утраченного трека написал композитор Николай Хруст по правилам (или логике?) алеаторики, то есть трек будет постепенно меняться и полностью повторяться не будет, а сыграна она на том же терменвоксе Термена и на овалоиде – инструменте, который придумал Колейчук. Мелодия космическая, из области музыки сфер; ну как еще может петь атом? По-своему как-нибудь.



Выставка уже закрылась, а «Атом» – разноцветная звезда в ночном небе над парком, подпевающая себе скрипами и звонами – стоит на лужайке перед торцом выставочного павильона «Гаража», преобразованного в 2012-2015 по проекту Рема Колхаса. Вместе они напоминают корабль футуризма, немного ушедший в землю за прошедшие 60 лет. Покрытый поликарбонатом павильон, римейк ресторана «Времена года» 1960-х годов – это корабль; атомический шар на штанге, возрожденный объект 1967 года – его нос.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Они неплохо спелись, оба светятся и поблескивают, то ли шевелятся, то ли нет – замерли, опасаясь что-то нарушить в XXI веке. Не зря Ирина Кулик называет «Атом» ретрофутуризмом: для того, чтобы, глядя на него, восхититься романтической невозможностью полета, нужно напряжение эмоций и интеллекта, подсказывающего, что перед нами – воспроизведение, памятник футуристической мечте. Что мечте 60 лет и восприятие изменилось. Что делает инсталляцию еще более хрупкой, как будто немного ломкой, хочется ее беречь и страшно задеть растяжки – страшно повредить этот чудной шар, залетевший к нам из легких и свободных шестидесятых.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Анна Колейчук сказала на открытии, что одним из любимых слов-определений ее отца было слово «легко» – он и впрямь создавал очень легкие объекты, к примеру Стоящая нить – что может быть тоньше. Вот и шар, проницаемый, парящий, чуть покачивающийся, очень легок. Похожие на него элементы потом можно обнаружить во многих конструкциях Колейчука – трубки, связи… и невозможность быстро понять, что там напряжено, какие силы его держат, и желание поверить: умный человек сделал, все держится и немого даже поет, – ничего не трогай.
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вячеслав Колейчук, «Атом», 2018. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вячеслав Колейчук помогал воссоздавать «Атом» в парке Горького и не дожил до открытия объекта всего лишь месяц. Получается, что «Атом» в некотором роде замкнул круг его творчества – он был первым крупным объектом, он же стал и последним. Сейчас – и это ощущалось на открытии – он воспринимается как памятник Колейчуку, одному из самых заметных, и уж наверное, самому увлеченному мастеру русского кинетизма, автору Стоящей нити, Гравицапы из «Кин-дза-дзы!», объемного треугольника с тремя прямыми углами и книги про Кинетизм. Человеку, который всю жизнь, как в прессе писали в год открытия двух персональных выставок (2012), расширял пределы возможного и наши представления о невозможном. Хороший памятник – кинетический, тут даже тот факт, что его разберут, не плох, – да и вряд ли кто-нибудь будет спорить, что при жизни Вячеслав Колейчук был «заряженной частицей».

«Атом» простоит перед «Гаражом» до 26 августа.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Асадов
  • Сергей Орешкин
  • Станислав Белых
  • Карен Сапричян
  • Иван Рубежанский
  • Александр Порошкин
  • Евгений Герасимов
  • Константин Ходнев
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Асадов
  • Олег Мединский
  • Никита Токарев
  • Наталья Сидорова
  • Зураб Басария
  • Игорь Шварцман
  • Катерина Грень
  • Наталия Шилова
  • Олег Шапиро
  • Левон Айрапетов
  • Михаил Канунников
  • Александра Кузьмина
  • Наталия Порошкина
  • Юлий Борисов
  • Валерия Преображенская
  • Тотан Кузембаев
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Скуратов
  • Вероника Дубовик
  • Илья Машков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Карлсон
  • Юлия Тряскина
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Ликин
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Кузнецов
  • Кристина Павлова
  • Павел Андреев
  • Наталия Зайченко
  • Евгений Подгорнов
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Даниил Лоренц
  • Арсений Леонович
  • Василий Крапивин
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Труханов
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Лукомский
  • Дмитрий Реутт
  • Роман Леонидов
  • Иван Кожин
  • Андрей Романов
  • Вера Бутко
  • Сергей Чобан
  • Антон Надточий
  • Екатерина Кузнецова
  • Анатолий Столярчук
  • Илья Уткин
  • Никита Явейн

Постройки и проекты (новые записи):

  • Кёнигсберг–Калининград
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция
  • Архитектурно-градостроительная концепция территории «Рублево-Архангельское»
  • Туристический кластер в Оймяконе, проект-победитель конкурса
  • Административно-деловой комплекс с подземным паркингом на Ленинградском проспекте
  • Технопарк на базе Университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича
  • Комплекс Snail-apartments
  • Музейно-выставочный комплекс Обуховского завода

Технологии:

11.09.2019

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel

Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
AkzoNobel , Dulux
10.09.2019

Разреши себе творить

Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Dulux
03.09.2019

Когда отель становится достопримечательностью…

Отель GF Victoria в городе Адехе на юге острова Тенерифе стал местной достопримечательностью благодаря трехступенчатой покрытой растительностью крыше.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
28.08.2019

Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном конкурсе

По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
другие статьи