21.03.2018

Глоток воздуха

Подробнее об инсталляции Александра Бродского и Надежды Корбут «Кабинет директора» в ГМИИ.

Нижний ярус. Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Нижний ярус. Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение

Александр Бродский с Надеждой Корбут сделали инсталляцию «Кабинет директора» в ГМИИ. В прессе это событие уже назвали тихой революцией. Пять лет назад Марина Лошак сменила Ирину Антонову, которая находилась на посту директора ГМИИ с 1961 по 2013 год, а работала в музее с 1945 года, то есть почти 70 лет: при Сталине, Хрущеве, Брежневе, Горбачеве, Ельцине и Путине. Стиль ГМИИ должен был измениться, и он изменился. Он стал более открытым и менее чопорным как в формировании выставочной политики (позвали контемпорари-арт и архитекторов), так и в повседневной работе. И чтобы это подчеркнуть, Марина Лошак решила открыть для публики даже собственный рабочий кабинет, а для оформления позвала своего любимого художника Александра Бродского.

Надо понимать, что здесь было раньше. Куб 6 х 6 х 6 м – высокое официальное пространство с витражом, закрытым гофрированными занавесками. В нем стояла антикварная мебель из коллекции музея, происходили рабочие встречи. Бродский разделил этот куб на два этажа: личное и общественное пространство, причем мало того, что личное оказалось над общественным, личный кабинет еще и выше, – ему из шести метров высоты достались четыре. Если кто помнит, девизом советского пионера прошлой эпохи было «общественное выше личного»; здесь наоборот.
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018 / Эскиз Александра Бродского
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018 / Эскиз Александра Бродскогооткрыть большое изображение

Внизу по-прежнему происходят переговоры и офисная работа, стоит массивный стол с зеленым сукном, музейные витрины с артефактами и мебель XVII-XIX веков, уплотненная в результате инсталляции. Разве что часть витрин заклеена скотчем крест-накрест, а скточ потом неряшливо ободран – как бы после переезда, фирменный прием Бродского.
Нижний ярус. Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Нижний ярус. Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродскийоткрыть большое изображение
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродскийоткрыть большое изображение
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродскийоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография © Лара Копылова, Архи.ру
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография © Лара Копылова, Архи.руоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение

А наверху образовалась комната для отдыха и медитации – легкое белое пространство, а котором парят артефакты – личные вещи Марины Лошак: крепдешиновое винтажное платье, украинская икона Божией Матери в манере детского рисунка; их дополняют существующая люстра и винтажный стол с зеленой лампой. Причем поскольку верхнее пространство получилось простым перегораживанием – в раннее советское время так, бывало, разгораживали храмы и дворцовые залы на коммуналки, – а люстра осталась на своем месте как была, то и висит она в белой части кабинета почти что у пола, у ног, позволяет взглянуть на себя сверху. То есть из осветительного прибора превращается в артефакт, элемент экспозиции.
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродскийоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография © Лара Копылова, Архи.ру
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография © Лара Копылова, Архи.руоткрыть большое изображение

Это почти будуар – место, в котором можно отдохнуть от людей и вещей, особенно по контрасту с затесненностью нижнего кабинета. Очень хорош освобожденный от занавесок дореволюционный витраж с точеными деревянными профилями и чугунной (?) расстекловкой. Бродский как специалист по старым форточкам, создавший из них однажды Павильон для водочных церемоний, «увидел» этот витраж и с помощью белого фона помог увидеть его другим. В белый будуар ведет лестница – 13 ступенек. Входящего встречает платье времен оттепели. Там удивительно хорошо.
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродскийоткрыть большое изображение
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИоткрыть большое изображение
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродскийоткрыть большое изображение

Вспоминается Давид Саркисян, бывший директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева, который свой кабинет тоже превратил в артефакт. Но там кабинет никто специально не оформлял, он сложился как отпечаток личности Давида, и акцент был как раз на вещах, которые жили у него на столе и скрывали в себе истории знаменитых людей, с ними связанных. Здесь же два кабинета: один «классический», музейный, наполненный подлинниками, с египетскими масками и Брейгелем, похожий на отдел хранения – и второй, очищенный. В одном зеленое сукно, в другой «вознеслась» зеленая лампа. Один восходит ко времени основания музея, другой современный, легкий, минималистичный. Это и два разных способа показа предметов – из XIX века и из XX-го, хотя все сложнее, разумеется, но две идеи здесь зримо расслоились, почувствуйте разницу. Верхний кабинет воспаряет над нижним – как можно мыслью воспарить. С другой стороны – так или иначе, а в музее два директора, прежний и нынешний, что тоже можно разглядеть в композиции Бродского / Корбут.

Белая комната Марины Лошак – про воздух и свет. Сам по себе набор предметов, акцентированный белизной и пространством, значим: окно, икона, люстра, стол, платье. И говорит про образ директора. Про то, что королева музея теперь – не строгая железная леди, видавшая генсеков, а хрупкая и красивая женщина. И отношение к власти теперь в музее другое: его власть будет сменяться часто, инсталляция Александра Бродского – только часть художественной программы.

На Випперовских чтениях объявили, что периодически в ГМИИ будут на царство приглашать директоров крупных музеев мира. Директора Прадо и Центра Помпиду уже согласились. Ожидается, что каждый из них будет править музеем один день, и заказывать какому-либо художнику инсталляцию, которая задержится на три месяца.

Инсталляция Бродского и Корбут сохранится в музее до 2 июня. Ее можно посетить в составе группы по предварительной записи.
 

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлия Тряскина
  • Наталия Зайченко
  • Полина Воеводина
  • Владимир Ковалёв
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Асадов
  • Екатерина Кузнецова
  • Марк Сафронов
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Попов
  • Сергей Сенкевич
  • Илья Уткин
  • Михаил Канунников
  • Зураб Басария
  • Вера Бутко
  • Олег Шапиро
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Олег Мединский
  • Рустам Керимов
  • Владимир Плоткин
  • Антон Надточий
  • Алексей Гинзбург
  • Станислав Белых
  • Андрей Романов
  • Антон Бондаренко
  • Наталия Шилова
  • Сергей Чобан
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Грень
  • Роман Леонидов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Лукомский
  • Валерия Преображенская
  • Константин Ходнев
  • Александр Бровкин
  • Юлий Борисов
  • Александр Скокан
  • Владимир Биндеман
  • Игорь Шварцман
  • Олег Карлсон
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Барклянский
  • Иван Рубежанский
  • Николай Миловидов
  • Арсений Леонович
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Орешкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Труханов
  • Наталья Сидорова
  • Иван Кожин
  • Никита Бирюков
  • Даниил Лоренц
  • Никита Явейн
  • Сергей Кузнецов
  • Василий Крапивин
  • Илья Машков
  • Юрий Сафронов
  • Карен Сапричян
  • Павел Андреев
  • Александра Кузьмина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Кампус МГУ
  • Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса в Сетуньском проезде
  • Многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой на Киевской улице
  • Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
  • ЖК «Николаевский»
  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
другие статьи