Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.03.2018

Глоток воздуха

Лара Копылова

Подробнее об инсталляции Александра Бродского и Надежды Корбут «Кабинет директора» в ГМИИ.

Нижний ярус. Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Нижний ярус. Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ

Александр Бродский с Надеждой Корбут сделали инсталляцию «Кабинет директора» в ГМИИ. В прессе это событие уже назвали тихой революцией. Пять лет назад Марина Лошак сменила Ирину Антонову, которая находилась на посту директора ГМИИ с 1961 по 2013 год, а работала в музее с 1945 года, то есть почти 70 лет: при Сталине, Хрущеве, Брежневе, Горбачеве, Ельцине и Путине. Стиль ГМИИ должен был измениться, и он изменился. Он стал более открытым и менее чопорным как в формировании выставочной политики (позвали контемпорари-арт и архитекторов), так и в повседневной работе. И чтобы это подчеркнуть, Марина Лошак решила открыть для публики даже собственный рабочий кабинет, а для оформления позвала своего любимого художника Александра Бродского.

Надо понимать, что здесь было раньше. Куб 6 х 6 х 6 м – высокое официальное пространство с витражом, закрытым гофрированными занавесками. В нем стояла антикварная мебель из коллекции музея, происходили рабочие встречи. Бродский разделил этот куб на два этажа: личное и общественное пространство, причем мало того, что личное оказалось над общественным, личный кабинет еще и выше, – ему из шести метров высоты достались четыре. Если кто помнит, девизом советского пионера прошлой эпохи было «общественное выше личного»; здесь наоборот.
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018 / Эскиз Александра Бродского
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018 / Эскиз Александра Бродского

Внизу по-прежнему происходят переговоры и офисная работа, стоит массивный стол с зеленым сукном, музейные витрины с артефактами и мебель XVII-XIX веков, уплотненная в результате инсталляции. Разве что часть витрин заклеена скотчем крест-накрест, а скточ потом неряшливо ободран – как бы после переезда, фирменный прием Бродского.
Нижний ярус. Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Нижний ярус. Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография © Лара Копылова, Архи.ру
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография © Лара Копылова, Архи.ру
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ

А наверху образовалась комната для отдыха и медитации – легкое белое пространство, а котором парят артефакты – личные вещи Марины Лошак: крепдешиновое винтажное платье, украинская икона Божией Матери в манере детского рисунка; их дополняют существующая люстра и винтажный стол с зеленой лампой. Причем поскольку верхнее пространство получилось простым перегораживанием – в раннее советское время так, бывало, разгораживали храмы и дворцовые залы на коммуналки, – а люстра осталась на своем месте как была, то и висит она в белой части кабинета почти что у пола, у ног, позволяет взглянуть на себя сверху. То есть из осветительного прибора превращается в артефакт, элемент экспозиции.
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография © Лара Копылова, Архи.ру
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография © Лара Копылова, Архи.ру

Это почти будуар – место, в котором можно отдохнуть от людей и вещей, особенно по контрасту с затесненностью нижнего кабинета. Очень хорош освобожденный от занавесок дореволюционный витраж с точеными деревянными профилями и чугунной (?) расстекловкой. Бродский как специалист по старым форточкам, создавший из них однажды Павильон для водочных церемоний, «увидел» этот витраж и с помощью белого фона помог увидеть его другим. В белый будуар ведет лестница – 13 ступенек. Входящего встречает платье времен оттепели. Там удивительно хорошо.
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора. Фотография © Александр Бродский
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ
Кабинет директора ГМИИ. Инсталляция. Александр Бродский, Надежда Корбут. 2018. Фотография: предоставлена ГМИИ

Вспоминается Давид Саркисян, бывший директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева, который свой кабинет тоже превратил в артефакт. Но там кабинет никто специально не оформлял, он сложился как отпечаток личности Давида, и акцент был как раз на вещах, которые жили у него на столе и скрывали в себе истории знаменитых людей, с ними связанных. Здесь же два кабинета: один «классический», музейный, наполненный подлинниками, с египетскими масками и Брейгелем, похожий на отдел хранения – и второй, очищенный. В одном зеленое сукно, в другой «вознеслась» зеленая лампа. Один восходит ко времени основания музея, другой современный, легкий, минималистичный. Это и два разных способа показа предметов – из XIX века и из XX-го, хотя все сложнее, разумеется, но две идеи здесь зримо расслоились, почувствуйте разницу. Верхний кабинет воспаряет над нижним – как можно мыслью воспарить. С другой стороны – так или иначе, а в музее два директора, прежний и нынешний, что тоже можно разглядеть в композиции Бродского / Корбут.

Белая комната Марины Лошак – про воздух и свет. Сам по себе набор предметов, акцентированный белизной и пространством, значим: окно, икона, люстра, стол, платье. И говорит про образ директора. Про то, что королева музея теперь – не строгая железная леди, видавшая генсеков, а хрупкая и красивая женщина. И отношение к власти теперь в музее другое: его власть будет сменяться часто, инсталляция Александра Бродского – только часть художественной программы.

На Випперовских чтениях объявили, что периодически в ГМИИ будут на царство приглашать директоров крупных музеев мира. Директора Прадо и Центра Помпиду уже согласились. Ожидается, что каждый из них будет править музеем один день, и заказывать какому-либо художнику инсталляцию, которая задержится на три месяца.

Инсталляция Бродского и Корбут сохранится в музее до 2 июня. Ее можно посетить в составе группы по предварительной записи.