Впечатления, которые производит эта монография, разнообразны – начиная от интервью, которое не похоже на традиционный допрос-отчет о творческих успехах, а больше похоже на дружескую беседу об архитектуре – и не столько о своей, сколько вообще о предмете. Далее следует очень теоретическая, насыщенная понятиями статья Ксении Аксерольд, а потом – комментарии к объектам, местами формально-искусствоведческие, местами почти хулиганские – чего стоит хотя бы пассаж о фрустрации архитектора в историческом центре Москвы.
Мне кажется, что подобным разнообразием впечатлений отличается также и архитектура Надточия и Бутко – им как-то удалось перенести эффект интерьера, в котором взгляд все время падает на что-то новое, на целые здания и комплексы. Их архитектура постоянно меняется. Если план прямоугольный, то ей прямо-таки становится нехорошо и она устраивает заварушку на уровне верхних этажей. Если дом не удается изогнуть и завязать узлом, как пластину «кориана», тогда линии ломаются под острыми углами. Если острых ракурсов недостаточно – включается цвет и фактура. Впрочем, они есть всегда и всегда активны. Ну и в крайнем случае можно проделать отверстие в полу, закрыв его стеклом. Каким образом архитекторам удается при такой пластической активности избежать перенасыщения – сложно сказать, но как-то удается.
Многие архитекторы начинают с интерьеров. Но большинство либо «застревает» в какой-то типологии, либо быстро и надежно отказывается от «пройденного», оставляя его «позади» и затем тщательно специализируются. Путь Бутко и Надточия традиционен для тех, кто начинал в девяностые: от интерьера к виллам и далее к городским постройкам, но они не стремятся к специализации, находя архитектуру – и, по их собственному утверждению, всегда только ее – и в малом в большом масштабе. Это выигрышно, потому что ставит творчество выше типологии и убирает лишние рамки, но это и сложно, потому что специализация придумана для облегчения работы. Однако такой подход обеспечивает постоянный рост – после реконструкций, интерьеров и вилл комплекс интерната в Кожухово вызвал всеобщий интерес и получил все возможные награды. Кто знает, хотя архитекторы и сравнивают пластику небоскреба по сложности с чайником, может быть, в обозримом будущем стоит ожидать появления и башни от «Атруима» – какой-нибудь особенной.