Зодчие на Трёхгорке

На днях кураторы фестиваля «Зодчество» заявили, что переходят от слов к делам и будут обустраивать Трёхгорную мануфактуру. Планируется и конкурс-воркшоп для молодых архитекторов.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
Тема предстоящего фестиваля – «Пространство потом». Кураторы развили тему прошлого года, но радикализировали её: по примеру шанхайской биеннале «Зодчество» теперь пройдёт не на традиционной гламурной выставочной площадке, а послужит инструментом реогранизации промзоны – в данном случае, Трехгорной мануфактуры, которая расположена на набережной Москвы-реки между Белым домом и Москвой-Сити. Выставка должна помочь Трёхгорке, которую реконструировать вроде бы уже собирались, но всё пока никак, искать пути своего развития и преображения. Но прежде всего привлечь к ней всеобщее внимание. До сих пор Трёхгорка служила преимущественно офисным пространством, сохраняя даже немного производства. Часть зданий не использовалась.
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. 5-й корпус. Фотография © Александр Портов
Территория Трехгорной мануфактуры. Фотография из презентации Андрея Асадова

Как пояснили Андрей и Никита Асадовы, которые уже третий раз выступают кураторами «Зодчества», заявленную тему они рассматривают широко, включая пространственное развитие не только городов, но и страны в целом. С другой стороны, тема отчасти провокационная, поскольку если есть «потом», то что же было «сначала»? Фестиваль попытается ответить на вопросы об условиях возникновения качественной архитектуры, о том, как профессия должна реагировать на современные вызовы и что вообще она может предложить обществу. И, наконец, еще один смысл заявленной темы – реновация наследия, способы оживления заброшенных пространств, превращения их в точки роста новой городской экономики.
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. Фотография © Александр Портов

Очень заблаговременная презентация фестиваля, который состоится в октябре, началась солнечным днем, 14 апреля, с экскурсии по территории Трехгорной мануфактуры. Кураторы продемонстрировали его основные площадки, два ткацких корпуса, один из которых – памятник архитектуры. Фабричные пространства пообещали оставить в нетронутом полузаброшенном виде, подчеркнув красоту залов с высокими потолками и вереницами стройных колонн освещением и лаконичным дизайном. В одноэтажном корпусе 1905 года, освещенном через шедовые фонари на крыше, разместятся стенды регионов, архитектурных мастерских, девелоперских компаний и поставщиков материалов. В высоком, построенном в 1897 корпусе номер пять выставки займут несколько этажей – по спецпроекту на каждом.
Трехгорная мануфактура. Интерьер залов в 5-м корпусе. Фотография из презентации Андрея Асадова
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. Интерьер 24-го корпуса. Фотография © Александр Портов

Дворы и площади мануфактуры превратятся, по замыслу кураторов, в «городские гостиные» – общественные пространства, которые планируется создать с участием поставщиков и производителей стройматериалов, и которые сохранятся после завершения фестиваля, став первым шагом к обновлению Трёхгорки.

Запланировано много образовательных проектов и воркшопов: центральную конференцию по новым форматам развития территорий проведет Джемал Сурманидзе, куратором образовательных программ станет Оскар Мамлеев, пообещавший привлечь лучшие архитектурные школы страны. Свою образовательную программу подготовит школа МАРШ и Никита Токарев: она будет проходить в дискуссионном формате. Анна Медлева, архитектор проекта развития ВДНХ, в рамках «Зодчества» планирует возродить премию для молодых архитекторов «Авангард». Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, курирует павильон Москвы, который расскажет об основных проектах реновации в столице. Эдуард Кубенский, директор издательства Татлин, готовит серию спецпроектов, посвященных советскому архитектурному наследию. Архитектор Илья Заливухин продолжит прошлогоднюю тему эффективного города. Николай Палажченко, куратор множества арт-проектов, планирует вовлечь в фестиваль представителей современного искусства. Эркен Кагаров и студия Артемия Лебедева размышляют о возможном спецпроекте на тему дизайна городской среды. А основатели сообщества «Живые города» Лев Гордон, Николай Новичков, Валерия Терентьева, Сергей Самарцев и другие поднимут тему всестороннего развития больших и малых городов.
Трехгорная мануфактура. Визуализация бюро «Рождественка» из презентации Андрея Асадова

Важной частью фестиваля станет воркшоп-конкурс для молодых архитекторов на концепцию развития и благоустройства территории бывшей мануфактуры, который планируется объявить в ближайшее время. ТЗ конкурса напишет Наринэ Тютчева, чьё бюро «Рождественка» разработало концепцию развития территории фабрики. Первый этап отбора участников – по портфолио. На втором этапе участникам предложат ТЗ и пожелания заказчика, на основании которых будут разработаны общественные пространства. Финальная часть конкурса пройдет в формате воркшопа в дни проведения «Зодчества». На последний фестивальный день запланирована открытая защита итоговых проектов. Проекты-победители обещают реализовать.
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. 24-й корпус. Фотография © Александр Портов

Помимо территории Трёхгорной мануфактуры, фестиваль охватит ещё две площадки – территорию ГЭС-1 на Раушской набережной и ткацкую фабрику в Озерах.

Андрей Асадов – о трансформациях фестиваля
специально для Архи.ру 

«Фестиваль серьёзно меняет формат, становясь не просто выставочной и лекционной площадкой, а реальным инструментом, двигателем развития территории. В прошлом году была заявлена тема развития территорий с помощью новых индустрий. Были собраны лучшие российские примеры реновации территорий, прошли конференции, лекции и мастер-классы от ведущих экспертов. В этом году фестиваль делает следующий шаг и становится мастерской, фабрикой мысли, реальным инициативным проектом, в который вовлекаются не только архитекторы, но и все заинтересованные в развитии города лица.
Конференция «Анатомия города». Фотография из презентации Андрея Асадова

Идея подобного формата была в некотором роде «подсмотрена» у наших китайских коллег. Всё началось с того, что Союз архитекторов был приглашен на биеннале урбанистики и архитектуры в Шеньчжэне курировать российский павильон. Там мы с удивлением обнаружили, насколько простым и эффективным может быть фестиваль, когда сам он становится инструментом развития территории. В Китае это была шестая по счету биеннале, проходившая каждый раз на новой промышленной площадке. В процессе подготовки фестиваля на территории промзоны участникам и организаторам удалось создать качественную инфраструктуру, которая в дальнейшем осталась на территории фабрики, превратив ее в готовый культурный кластер.

Нас очень вдохновил подобный опыт, поэтому мы решили провести конкурс среди москоских промышленных площадок и довольно быстро вышли на Трехгорную мануфактуру. В Москве не так много территорий, расположенных в центре города и имеющих серьезную историческую и культурную ценность. Дальше мы обсудили с управляющей компанией, что они хотели бы получить от фестиваля. Так, возникла идея проведения конкурса на концепцию общественных пространств. Конкурс будет запущен уже в ближайшее время, и к началу «Зодчества» мы планируем получить промежуточные результаты. Помимо этого, мы решили привлечь производителей в области городской мебели и уличного дизайна, которые совместно с архитекторами смогут создать интересные благоустроенные пространства в качестве выставочных образцов хорошего городского дизайна. Это стало бы существенным вкладом в развитие территории.

Именно поэтому для привлечения большого количества заинтересованных лиц, мы заранее объявляем о фестивале: это не недельное мероприятие, но долгоиграющий проект, растянутый во времени. Также мы привлекли большую и многоплановую команду кураторов, одни из которых продолжат свои идеи прошлого года, другие – подготовят новые спецпроекты. При этом мы открыты любым интересным идеям в рамках общей темы.

Параллельно события фестиваля будут происходить еще на двух площадках. ГЭС-1 на Раушской набережной станет местом проведения воркшопа по развитию территории, которая в ближайшее время будет менять свою функцию. Наша цель – понять направление развития и выявить связь с окружением, в том числе – с парком «Зарядье». Еще одна площадка – ткацкая фабрика в городе Озеры, побратим Трехгорной мануфактуры. У этой площадки огромный потенциал для развития и все шансы стать ключевой точкой притяжения в городе. Мы постараемся понять, какими функциями ее следует наполнить. Этой теме будет посвящен отдельный исследовательский воркшоп в формате летней школы.
ГЭС-1. Фотография из презентации Андрея Асадова
Ткацкая фабрика в Озерах. Фотография из презентации Андрея Асадова

Если опыт и эксперимент этого года окажется удачным и плодотворным, я надеюсь, что и следующий фестиваль сохранит за собой роль двигателя и инструмента развития городской среды. Возможно, будут задействованы новые площадки, причем не только московские. Ведь «Зодчество» – это фестиваль, охватывающий всю страну. Мы открыты для проведения региональных мероприятий, мини-фестивалей, которые могли бы происходить в течение года в разных уголках России. Я понимаю, что в регионах реализовать проекты реновации гораздо сложнее. Но для каждой территории можно найти новый и эффективный формат использования. В прошлом году мы показывали целую коллекцию площадок в стадии преобразования. Предложенный сценарий реновации территории с помощью фестиваля, как мне кажется, может оказаться крайне выгодным и для предприятий, и для самих городов: помимо привлечения внимания, широкого общественного обсуждения, фестиваль приносит реальные плоды при относительно небольших затратах.

Вокруг идей по развитию территорий, затронутых «Зодчеством» в прошлом году, уже собралась обширная команда единомышленников, среди которых я бы особо выделил экспертную группу «Живые города». Это сообщество экспертов из различных профессий, которые вместе формируют новое видение развития российских городов в XXI веке. Я надеюсь, что конечным итогом наших совместных усилий станет постепенное и последовательное преобразование страны с помощью простых, но точных «инъекций» качественной городской среды и архитектуры".

18 Апреля 2016

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Зодчество 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.