Зодчие на Трёхгорке

На днях кураторы фестиваля «Зодчество» заявили, что переходят от слов к делам и будут обустраивать Трёхгорную мануфактуру. Планируется и конкурс-воркшоп для молодых архитекторов.

mainImg
Тема предстоящего фестиваля – «Пространство потом». Кураторы развили тему прошлого года, но радикализировали её: по примеру шанхайской биеннале «Зодчество» теперь пройдёт не на традиционной гламурной выставочной площадке, а послужит инструментом реогранизации промзоны – в данном случае, Трехгорной мануфактуры, которая расположена на набережной Москвы-реки между Белым домом и Москвой-Сити. Выставка должна помочь Трёхгорке, которую реконструировать вроде бы уже собирались, но всё пока никак, искать пути своего развития и преображения. Но прежде всего привлечь к ней всеобщее внимание. До сих пор Трёхгорка служила преимущественно офисным пространством, сохраняя даже немного производства. Часть зданий не использовалась.
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. 5-й корпус. Фотография © Александр Портов
Территория Трехгорной мануфактуры. Фотография из презентации Андрея Асадова

Как пояснили Андрей и Никита Асадовы, которые уже третий раз выступают кураторами «Зодчества», заявленную тему они рассматривают широко, включая пространственное развитие не только городов, но и страны в целом. С другой стороны, тема отчасти провокационная, поскольку если есть «потом», то что же было «сначала»? Фестиваль попытается ответить на вопросы об условиях возникновения качественной архитектуры, о том, как профессия должна реагировать на современные вызовы и что вообще она может предложить обществу. И, наконец, еще один смысл заявленной темы – реновация наследия, способы оживления заброшенных пространств, превращения их в точки роста новой городской экономики.
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. Фотография © Александр Портов

Очень заблаговременная презентация фестиваля, который состоится в октябре, началась солнечным днем, 14 апреля, с экскурсии по территории Трехгорной мануфактуры. Кураторы продемонстрировали его основные площадки, два ткацких корпуса, один из которых – памятник архитектуры. Фабричные пространства пообещали оставить в нетронутом полузаброшенном виде, подчеркнув красоту залов с высокими потолками и вереницами стройных колонн освещением и лаконичным дизайном. В одноэтажном корпусе 1905 года, освещенном через шедовые фонари на крыше, разместятся стенды регионов, архитектурных мастерских, девелоперских компаний и поставщиков материалов. В высоком, построенном в 1897 корпусе номер пять выставки займут несколько этажей – по спецпроекту на каждом.
Трехгорная мануфактура. Интерьер залов в 5-м корпусе. Фотография из презентации Андрея Асадова
zooming
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. Интерьер 24-го корпуса. Фотография © Александр Портов

Дворы и площади мануфактуры превратятся, по замыслу кураторов, в «городские гостиные» – общественные пространства, которые планируется создать с участием поставщиков и производителей стройматериалов, и которые сохранятся после завершения фестиваля, став первым шагом к обновлению Трёхгорки.

Запланировано много образовательных проектов и воркшопов: центральную конференцию по новым форматам развития территорий проведет Джемал Сурманидзе, куратором образовательных программ станет Оскар Мамлеев, пообещавший привлечь лучшие архитектурные школы страны. Свою образовательную программу подготовит школа МАРШ и Никита Токарев: она будет проходить в дискуссионном формате. Анна Медлева, архитектор проекта развития ВДНХ, в рамках «Зодчества» планирует возродить премию для молодых архитекторов «Авангард». Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, курирует павильон Москвы, который расскажет об основных проектах реновации в столице. Эдуард Кубенский, директор издательства Татлин, готовит серию спецпроектов, посвященных советскому архитектурному наследию. Архитектор Илья Заливухин продолжит прошлогоднюю тему эффективного города. Николай Палажченко, куратор множества арт-проектов, планирует вовлечь в фестиваль представителей современного искусства. Эркен Кагаров и студия Артемия Лебедева размышляют о возможном спецпроекте на тему дизайна городской среды. А основатели сообщества «Живые города» Лев Гордон, Николай Новичков, Валерия Терентьева, Сергей Самарцев и другие поднимут тему всестороннего развития больших и малых городов.
Трехгорная мануфактура. Визуализация бюро «Рождественка» из презентации Андрея Асадова

Важной частью фестиваля станет воркшоп-конкурс для молодых архитекторов на концепцию развития и благоустройства территории бывшей мануфактуры, который планируется объявить в ближайшее время. ТЗ конкурса напишет Наринэ Тютчева, чьё бюро «Рождественка» разработало концепцию развития территории фабрики. Первый этап отбора участников – по портфолио. На втором этапе участникам предложат ТЗ и пожелания заказчика, на основании которых будут разработаны общественные пространства. Финальная часть конкурса пройдет в формате воркшопа в дни проведения «Зодчества». На последний фестивальный день запланирована открытая защита итоговых проектов. Проекты-победители обещают реализовать.
Экскурсия по территория Трехгорной мануфактуры. 24-й корпус. Фотография © Александр Портов

Помимо территории Трёхгорной мануфактуры, фестиваль охватит ещё две площадки – территорию ГЭС-1 на Раушской набережной и ткацкую фабрику в Озерах.

Андрей Асадов – о трансформациях фестиваля
специально для Архи.ру 

«Фестиваль серьёзно меняет формат, становясь не просто выставочной и лекционной площадкой, а реальным инструментом, двигателем развития территории. В прошлом году была заявлена тема развития территорий с помощью новых индустрий. Были собраны лучшие российские примеры реновации территорий, прошли конференции, лекции и мастер-классы от ведущих экспертов. В этом году фестиваль делает следующий шаг и становится мастерской, фабрикой мысли, реальным инициативным проектом, в который вовлекаются не только архитекторы, но и все заинтересованные в развитии города лица.
Конференция «Анатомия города». Фотография из презентации Андрея Асадова

Идея подобного формата была в некотором роде «подсмотрена» у наших китайских коллег. Всё началось с того, что Союз архитекторов был приглашен на биеннале урбанистики и архитектуры в Шеньчжэне курировать российский павильон. Там мы с удивлением обнаружили, насколько простым и эффективным может быть фестиваль, когда сам он становится инструментом развития территории. В Китае это была шестая по счету биеннале, проходившая каждый раз на новой промышленной площадке. В процессе подготовки фестиваля на территории промзоны участникам и организаторам удалось создать качественную инфраструктуру, которая в дальнейшем осталась на территории фабрики, превратив ее в готовый культурный кластер.

Нас очень вдохновил подобный опыт, поэтому мы решили провести конкурс среди москоских промышленных площадок и довольно быстро вышли на Трехгорную мануфактуру. В Москве не так много территорий, расположенных в центре города и имеющих серьезную историческую и культурную ценность. Дальше мы обсудили с управляющей компанией, что они хотели бы получить от фестиваля. Так, возникла идея проведения конкурса на концепцию общественных пространств. Конкурс будет запущен уже в ближайшее время, и к началу «Зодчества» мы планируем получить промежуточные результаты. Помимо этого, мы решили привлечь производителей в области городской мебели и уличного дизайна, которые совместно с архитекторами смогут создать интересные благоустроенные пространства в качестве выставочных образцов хорошего городского дизайна. Это стало бы существенным вкладом в развитие территории.

Именно поэтому для привлечения большого количества заинтересованных лиц, мы заранее объявляем о фестивале: это не недельное мероприятие, но долгоиграющий проект, растянутый во времени. Также мы привлекли большую и многоплановую команду кураторов, одни из которых продолжат свои идеи прошлого года, другие – подготовят новые спецпроекты. При этом мы открыты любым интересным идеям в рамках общей темы.

Параллельно события фестиваля будут происходить еще на двух площадках. ГЭС-1 на Раушской набережной станет местом проведения воркшопа по развитию территории, которая в ближайшее время будет менять свою функцию. Наша цель – понять направление развития и выявить связь с окружением, в том числе – с парком «Зарядье». Еще одна площадка – ткацкая фабрика в городе Озеры, побратим Трехгорной мануфактуры. У этой площадки огромный потенциал для развития и все шансы стать ключевой точкой притяжения в городе. Мы постараемся понять, какими функциями ее следует наполнить. Этой теме будет посвящен отдельный исследовательский воркшоп в формате летней школы.
ГЭС-1. Фотография из презентации Андрея Асадова
Ткацкая фабрика в Озерах. Фотография из презентации Андрея Асадова

Если опыт и эксперимент этого года окажется удачным и плодотворным, я надеюсь, что и следующий фестиваль сохранит за собой роль двигателя и инструмента развития городской среды. Возможно, будут задействованы новые площадки, причем не только московские. Ведь «Зодчество» – это фестиваль, охватывающий всю страну. Мы открыты для проведения региональных мероприятий, мини-фестивалей, которые могли бы происходить в течение года в разных уголках России. Я понимаю, что в регионах реализовать проекты реновации гораздо сложнее. Но для каждой территории можно найти новый и эффективный формат использования. В прошлом году мы показывали целую коллекцию площадок в стадии преобразования. Предложенный сценарий реновации территории с помощью фестиваля, как мне кажется, может оказаться крайне выгодным и для предприятий, и для самих городов: помимо привлечения внимания, широкого общественного обсуждения, фестиваль приносит реальные плоды при относительно небольших затратах.

Вокруг идей по развитию территорий, затронутых «Зодчеством» в прошлом году, уже собралась обширная команда единомышленников, среди которых я бы особо выделил экспертную группу «Живые города». Это сообщество экспертов из различных профессий, которые вместе формируют новое видение развития российских городов в XXI веке. Я надеюсь, что конечным итогом наших совместных усилий станет постепенное и последовательное преобразование страны с помощью простых, но точных «инъекций» качественной городской среды и архитектуры".

18 Апреля 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.