Биеннале Петербурга: отчет за пятнадцать лет

В Мраморном зале этнографического музея в пятый раз открылась биеннале «Архитектура Петербурга».

Автор текста:
Анастасия Пальчик

mainImg
Ядром фестиваля стала выставка бюро, входящих в Объединение архитектурных мастерских (ОАМ), причем помимо проектов последних двух лет впервые в истории петербургской архитектурной биеннале посетителям предложено также оценить постройки, реализованные за предыдущие пятнадцать лет существования ассоциации.

На открытии президент петербургского союза архитекторов Олег Романов сказал, что главной целью биеннале становится не только презентация достижений петербургских архитекторов, но и диалог с горожанами. «Необходим обмен мнениями, ведь не все воспринимают современную архитектуру. Такие биеннале предназначены для того, чтобы мы смогли рассказать, что такое современная архитектура и какие тенденции есть в городе», – отметил Романов.
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia
Большинство из представленных работ уже хорошо известны горожанам. Речь, например, идет о реконструированном Главном штабе Никиты и Олега Явейнов, новой сцене Александринского театра Юрия Земцова и Михаила Кондиайна, проекте депозитария Этнографического музея Михаила Мамошина, концепции застройки намывной территории Васильевского острова от бюро «Союз 55». Впрочем, можно было взглянуть и на проекты, реализация которых проходила более спокойно, без столь пристального внимания общественности. На выставке также фигурируют проекты крупных конкурсов, к примеру таких, как Судебный квартал, Музей Гуггенхайма в Хельсинки.

Михаил Мамошин:
«Мне кажется, что строительство в Петербурге, особенно в исторической части города, всегда имело свою отличительную особенность. Мы видим совершенно разные работы, но в них есть что-то общее – в подтексте каждой из них мы считываем Петербург. Архитектура в целом стала умнее, более содержательной и качественной, более интегрированной в диалог с городом. Мало осталось пятен в центре, поэтому много внимания уделено реконструкции – архитектура становится более интровертной».


И если организаторы дали мастерским некоторую свободу в выборе того, что будет представлено к этому диалогу на биеннале, то отбор для «Архитектурного ежегодника 2015», презентованного на открытии мероприятия, был куда более тщательным. В него вошли лучшие, по мнению ассоциации, работы ее членов за минувший год – всего 91 проект.
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia
Важное отличие юбилейного биеннале в том, что гостей на этот раз решили погрузить в экскурс того, что ассоциация успела сделать за пятнадцать лет своего существования – на втором этаже представлен краткий фото-отчет о проделанной работе. Это дает прекрасную возможность проследить, как менялось отношение к архитектуре города с 2000 года по наши дни.

Евгений Подгорнов:
«Многие здания, которые здесь представлены из ретроспективы, раньше они вызывали нарекания, но мы видим, что эти проекты прижились в городе. Между тем сегодня создание смелого проекта, о котором все будут говорить, не является главной задачей архитектора. Смелый проект должен быть к месту, особенно это касается центра. Должна присутствовать тактичность застройки».
 

Глядя на ретроспективу можно заметить, как изменяются функциональные предпочтения в соответствии со временем: в сытые годы больше проектов деловых и развлекательных, офисов и торговых центров – время финансовых трудностей переносит приоритет на жильё. Впрочем, пока что мы по-прежнему видим много общественных проектов с государственным финансированием.

Многие архитектурные студии стали активнее работать на экспорт, то ли перенося петербургских дух в другие регионы страны, то ли напротив, позволяя себе выходить за рамки местной атмосферы. В частности, «Студия 44» представила свои монументальные проекты Театра хореографии и здания Минобороны в Астане, концепцию развития исторического центра Калининграда, похвастала сделанным в режиме цейтнота железнодорожным вокзалом в олимпийском Сочи. Мастерская Б-2 Феликса Бунова подготовила проект целого курортного города в горах Италии, бюро Мамошина кроме презентации новой сцены Малого драматического театра в Петербурге выступила с проектом конуса-музея в Салехарде.
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia
При этом не так много идей заимствуется из мировой архитектурной практики – архитекторы как будто больше оглядываются на собственную, ленинградскую школу архитектуры и градпланирования. Аллюзии на сталинский ампир или функционализм соседствуют со стремлением переосмыслить мировые тенденции с учетом российской ментальности и даже отрицанием интернационального стиля.

Сергей Орешкин:
«Качество работ сильно поднялось, появилась философская подложка. До кризиса люди зарабатывали деньги, почти не думали об истории и контексте места и проектировали квадратные метры, но сейчас мастерам жалко на это сил, они стараются углубиться. Много появилось эклектики, псевдоисторицизма. На это есть спрос, есть и желание пойти по тому пути, который кажется наиболее удачным и инвестору и архитектору. Возникает неоклассика, неосталинский ампир. Интерстиль, который используют западные коллеги, у нас неприемлем на интуитивном уровне».

Пожалуй, за счет того, что на биеннале было представлено достаточно много работ, посвященных застройке центра города, внимание оказалось сосредоточенным на теме отношения к традициям, к тому, насколько важно сегодня для общественности и закона сохранение исторически сложившегося городского пространства. Впрочем, это стало результатом того, как смело обращались с исторической частью города с начала двухтысячных. Сегодня напуганный обыватель при словосочетании «современная архитектура» вздрагивает и домысливает градостроительные ошибки.

По словам архитекторов, сейчас «любое историческое здание объявлено священной коровой». С другой стороны, это позволяет перейти на качественно другой уровень проектов. Юрий Земцов считает, что сейчас стало меньше «экстравагантных проектов», город дисциплинирует авторов: «Архитекторы, находясь в петербургской среде с ее регламентированностью и строгостью, вынуждены поддерживать этот уровень».

Никита Явейн:
«Мне кажется, что средняя температура по больнице осталась прежней, но происходит поляризация между тем, что делается плохо и хорошо. Сегодня стало много больше откровенно плохого, но вместе с тем и стало больше хорошего. Массовая архитектура ужасна. Архитектура развивается за счет двух вещей: умный заказчик и бюджет стройки. В центре заказчика заставляют быть умным, потому что иначе сложно реализовать проект. В массовом строительстве тоже можно найти много интересного, но мало кто удосуживается это искать, 80% проектов делается самими строителями, дома просто набирают из типовых секций».

Впрочем, о том, как изменилось отношение архитекторов и общественности, авторы проектов расскажут сами в рамках лекций и круглых столов на биеннале, которые в этом году организовал журнал «Проект Балтия».

Выставка работает до 20 апреля. 


16 Апреля 2015

Автор текста:

Анастасия Пальчик
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.