Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.04.2015

Биеннале Петербурга: отчет за пятнадцать лет

Анастасия Пальчик

В Мраморном зале этнографического музея в пятый раз открылась биеннале «Архитектура Петербурга».

Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia

Ядром фестиваля стала выставка бюро, входящих в Объединение архитектурных мастерских (ОАМ), причем помимо проектов последних двух лет впервые в истории петербургской архитектурной биеннале посетителям предложено также оценить постройки, реализованные за предыдущие пятнадцать лет существования ассоциации.

На открытии президент петербургского союза архитекторов Олег Романов сказал, что главной целью биеннале становится не только презентация достижений петербургских архитекторов, но и диалог с горожанами. «Необходим обмен мнениями, ведь не все воспринимают современную архитектуру. Такие биеннале предназначены для того, чтобы мы смогли рассказать, что такое современная архитектура и какие тенденции есть в городе», – отметил Романов.
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia

Большинство из представленных работ уже хорошо известны горожанам. Речь, например, идет о реконструированном Главном штабе Никиты и Олега Явейнов, новой сцене Александринского театра Юрия Земцова и Михаила Кондиайна, проекте депозитария Этнографического музея Михаила Мамошина, концепции застройки намывной территории Васильевского острова от бюро «Союз 55». Впрочем, можно было взглянуть и на проекты, реализация которых проходила более спокойно, без столь пристального внимания общественности. На выставке также фигурируют проекты крупных конкурсов, к примеру таких, как Судебный квартал, Музей Гуггенхайма в Хельсинки.

Михаил Мамошин:
«Мне кажется, что строительство в Петербурге, особенно в исторической части города, всегда имело свою отличительную особенность. Мы видим совершенно разные работы, но в них есть что-то общее – в подтексте каждой из них мы считываем Петербург. Архитектура в целом стала умнее, более содержательной и качественной, более интегрированной в диалог с городом. Мало осталось пятен в центре, поэтому много внимания уделено реконструкции – архитектура становится более интровертной».


И если организаторы дали мастерским некоторую свободу в выборе того, что будет представлено к этому диалогу на биеннале, то отбор для «Архитектурного ежегодника 2015», презентованного на открытии мероприятия, был куда более тщательным. В него вошли лучшие, по мнению ассоциации, работы ее членов за минувший год – всего 91 проект.
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia

Важное отличие юбилейного биеннале в том, что гостей на этот раз решили погрузить в экскурс того, что ассоциация успела сделать за пятнадцать лет своего существования – на втором этаже представлен краткий фото-отчет о проделанной работе. Это дает прекрасную возможность проследить, как менялось отношение к архитектуре города с 2000 года по наши дни.

Евгений Подгорнов:
«Многие здания, которые здесь представлены из ретроспективы, раньше они вызывали нарекания, но мы видим, что эти проекты прижились в городе. Между тем сегодня создание смелого проекта, о котором все будут говорить, не является главной задачей архитектора. Смелый проект должен быть к месту, особенно это касается центра. Должна присутствовать тактичность застройки».
 

Глядя на ретроспективу можно заметить, как изменяются функциональные предпочтения в соответствии со временем: в сытые годы больше проектов деловых и развлекательных, офисов и торговых центров – время финансовых трудностей переносит приоритет на жильё. Впрочем, пока что мы по-прежнему видим много общественных проектов с государственным финансированием.

Многие архитектурные студии стали активнее работать на экспорт, то ли перенося петербургских дух в другие регионы страны, то ли напротив, позволяя себе выходить за рамки местной атмосферы. В частности, «Студия 44» представила свои монументальные проекты Театра хореографии и здания Минобороны в Астане, концепцию развития исторического центра Калининграда, похвастала сделанным в режиме цейтнота железнодорожным вокзалом в олимпийском Сочи. Мастерская Б-2 Феликса Бунова подготовила проект целого курортного города в горах Италии, бюро Мамошина кроме презентации новой сцены Малого драматического театра в Петербурге выступила с проектом конуса-музея в Салехарде.
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia
Биеннале архитектуры Петербурга, 2015. Фотографии предоставлены Project Baltia

При этом не так много идей заимствуется из мировой архитектурной практики – архитекторы как будто больше оглядываются на собственную, ленинградскую школу архитектуры и градпланирования. Аллюзии на сталинский ампир или функционализм соседствуют со стремлением переосмыслить мировые тенденции с учетом российской ментальности и даже отрицанием интернационального стиля.

Сергей Орешкин:
«Качество работ сильно поднялось, появилась философская подложка. До кризиса люди зарабатывали деньги, почти не думали об истории и контексте места и проектировали квадратные метры, но сейчас мастерам жалко на это сил, они стараются углубиться. Много появилось эклектики, псевдоисторицизма. На это есть спрос, есть и желание пойти по тому пути, который кажется наиболее удачным и инвестору и архитектору. Возникает неоклассика, неосталинский ампир. Интерстиль, который используют западные коллеги, у нас неприемлем на интуитивном уровне».

Пожалуй, за счет того, что на биеннале было представлено достаточно много работ, посвященных застройке центра города, внимание оказалось сосредоточенным на теме отношения к традициям, к тому, насколько важно сегодня для общественности и закона сохранение исторически сложившегося городского пространства. Впрочем, это стало результатом того, как смело обращались с исторической частью города с начала двухтысячных. Сегодня напуганный обыватель при словосочетании «современная архитектура» вздрагивает и домысливает градостроительные ошибки.

По словам архитекторов, сейчас «любое историческое здание объявлено священной коровой». С другой стороны, это позволяет перейти на качественно другой уровень проектов. Юрий Земцов считает, что сейчас стало меньше «экстравагантных проектов», город дисциплинирует авторов: «Архитекторы, находясь в петербургской среде с ее регламентированностью и строгостью, вынуждены поддерживать этот уровень».

Никита Явейн:
«Мне кажется, что средняя температура по больнице осталась прежней, но происходит поляризация между тем, что делается плохо и хорошо. Сегодня стало много больше откровенно плохого, но вместе с тем и стало больше хорошего. Массовая архитектура ужасна. Архитектура развивается за счет двух вещей: умный заказчик и бюджет стройки. В центре заказчика заставляют быть умным, потому что иначе сложно реализовать проект. В массовом строительстве тоже можно найти много интересного, но мало кто удосуживается это искать, 80% проектов делается самими строителями, дома просто набирают из типовых секций».

Впрочем, о том, как изменилось отношение архитекторов и общественности, авторы проектов расскажут сами в рамках лекций и круглых столов на биеннале, которые в этом году организовал журнал «Проект Балтия».

Выставка работает до 20 апреля.