28.05.2008

Балконы и лождии, контекст и природа

Кристиан Суми прочел на московской биеннале лекцию о простой швейцарской архитектуре

информация:

Кристиан Суми. Фотографии Ю.Тарабариной
Кристиан Суми. Фотографии Ю.Тарабаринойоткрыть большое изображение

Барт Голдхорн, куратор первой московской биеннале вообще и программы лекций иностранных архитекторов о жилье в частности, предварил первую лекцию объяснением своего выбора приглашенных лекторов. Куратор пригласил архитекторов из 15 стран, тех, кто строит жилье и развивает тему жилой архитектуры. Он также выбрал мастерские «с разным характером», таким образом, чтобы показанные вещи были разнообразными и демонстрировали возможно более широкую палитру решений. Первым в программе лекций «Арх Москвы» выступил швейцарский архитектор Кристиан Суми, один из двух партнеров бюро «Буркхалтэр и Суми».

Дом с верандами
Дом с верандамиоткрыть большое изображение

Барт Голдхорн охарактеризовал швейцарскую жилую архитектуру как тяготеющую к 2-3 этажным многоквартирным домам, стоящим в свободном пространстве, что вскоре и подтвердилось – во всяком случае, на примере проектов Кристиана Суми.

Дом с галереями и маленькими вернадами
Дом с галереями и маленькими вернадамиоткрыть большое изображение

Архитектор показал проекты, которые можно было бы описать как очень сдержанные и очень простые, объединив их в восемь блоков по типологии. Все восемь звучат так: дома с верандами, дома с галереями, лофты, башни, смешанная типология, 'as found' (под этим словосочетанием скрываются реконструкции), большие, квадратные. Невооруженным глазом видно, что типология эта не очень ясная – как можно сравнивать квадратные дома и дома с галереями? Почему не может быть квадратных с галереями? Могут! Словом, с распределением задний по типам очевидна некоторая путаница, но с другой стороны понятно, что если автору так удобнее, то значит, так и будет яснее. Любопытно, что типов жилья во различным признакам набралось целых восемь, а внешне они довольно-таки похожи. Очень, очень просты и невелики, но в то же время привлекательны.

«Изрезанные» лофты
«Изрезанные» лофтыоткрыть большое изображение

Обаяние многоквартирных домов Суми во многом связано с обилием в этих домах глубоких лоджий и внутренних дворов, буквально «врезанных» в тело дома. Недаром на первое место в своем списке он поставил два очень близких понятия – веранды и галереи. Веранда – большой балкон, целиком принадлежащий хозяевам квартиры. Галерея – проходная веранда; внешне они выглядят почти одинаково. Но Суми старается даже в домах с галереями, где возможно соседское хождение мимо окон туда-сюда выгородить хотя бы небольшую верандочку – для приватности, которую он очень ценит в своих много квартирных, но как правило небольших домах. Все эти веранды и галереи, говорит архитектор, позволяют создать промежуточное пространство между внешним миром и домом. Что точно замечено, не поспоришь. Добавим, что разлинованные верандами дома выглядят более объемно, пластично, да и для чаепитий предоставляют несравненные возможности.

«Изрезанный» лофт – 3D
«Изрезанный» лофт – 3Dоткрыть большое изображение

Тип «лофта» архитектор иллюстрировал своим нью-йоркским проектом, в котором бывшее заводское здание прорезано узкими дворами таким образом, что в плане оно напоминает угловатую змейку, недоделанный меандр. Дворы увиты вьющимися растениями и тоже как и веранды, «принадлежат» одной – двум квартирам, умножают ощущения, усиливают уют внутреннего пространства через его связь с полузакрытым двориком.

Новые дома на бывшей заводской терртиории
Новые дома на бывшей заводской терртиорииоткрыть большое изображение

О типе башен – которые, как сказал Суми, «я знаю, что много строят у вас» - архитектор отозвался крайне неодобрительно. Башня, сказал он – это проблема и мы в Швейцарии считаем проблемой даже 7 этажный дом.

Внутренний дворик
Внутренний дворикоткрыть большое изображение

Затем он показал смешанную типологию, совмещающую апартаменты с отдельными входами в нижней части и блокированные квартиры в верхней. Внешне они представляют из себя конгломерат местами цветных кубиков, которые внизу выступают вперед, а вверху выстраиваются в общую крупно-клетчатую массу.

Дома с глубокими лоджиями
Дома с глубокими лоджиямиоткрыть большое изображение

К этой же смешанной типологии относятся здания, которые «Буркхалтэр и Суми» украсили крупными полупрозрачными панелями с фотографиями цветов – по убеждению архитектора, крупная картинка не только украшает и напоминает о природе, но и «съедает» масштаб.

Смешанная типология
Смешанная типологияоткрыть большое изображение

Кристиан Суми также показал несколько вариантов реконструкций зданий 1960-х гг., прокомментировав, что это, вероятно, тот путь, который нам в России может быть особенно интересен. В одном случае он к довольно-таки крупному, кургузому и на вид почти родному дому пристроил с одной стороны уплощенный объем, расширив его и выиграв новые метры, не надстраивая. А внутри распределил лестницы в шахматном порядке, используя принцип «Марсельской единицы» опять же чтобы выиграть дополнительные метры. В другом случае – убрал старые маленькие балконы и заменил их новыми большими, отделанными деревом. От этой не слишком дорогой процедуры дома приобрели совершенно свежий вид.

Смешанная типология
Смешанная типологияоткрыть большое изображение

Единственное, помимо лофтов, «большое» (это определение условно) здание – стелется по земле и оно было бы подобно горизонтальному небоскребу, если бы не было в двух местах изломано под несильным углом. Каждый из отрезков имеет свою планировку квартир и входных холлов, обусловленную контекстом - где-то жилые помещения выходят на одну сторону, т.к. с другой – неуютно, и там собраны коммуникации. Вход в одном из торцов дома утроен так, что перед входящим раскрывается эффектный пейзаж окрестностей.

Экраны с фотографиями цветов
Экраны с фотографиями цветовоткрыть большое изображение

Кстати сказать, слово контекст Кристиан Суми употребляет очень часто и считает связь с окружением, учет его особенностей едва ли не главным в строительстве жилых домов. Контекст нередко сливается с понятием природного окружения и небольшие дома, изготовленные из фабричных деревянных панелей, но с массой модификаций и вариантов планировок, буквально утопают в обильной зелени, напоминая швейцарскому архитектору подмосковную дачу.

Реконстрцкция здания 1960-х. Справа - пристроенный объем
Реконстрцкция здания 1960-х. Справа - пристроенный объемоткрыть большое изображение
Реконструкция здания 1960-х. Пристроены новые большие галереи, облицованныве деревом
Реконструкция здания 1960-х. Пристроены новые большие галереи, облицованныве деревомоткрыть большое изображение
Варианты планировок внутри типовых домов на 1, 2 и 3 семьи
Варианты планировок внутри типовых домов на 1, 2 и 3 семьиоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Яр-Скрябин
  • Шимон Матковски
  • Наталия Шилова
  • Владимир Плоткин
  • Даниил Лоренц
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Надточий
  • Николай Переслегин
  • Сергей Переслегин
  • Екатерина Грень
  • Магда Кмита
  • Евгений Герасимов
  • Илья Машков
  • Сергей Чобан
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Биндеман
  • Павел Андреев
  • Никита Токарев
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Антон Лукомский
  • Петр Фонфара
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Александр Попов
  • Константин Ходнев
  • Станислав Белых
  • Олег Шапиро
  • Всеволод Медведев
  • Роман Леонидов
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Асадов
  • Алексей Иванов
  • Александра Кузьмина
  • Георгий Трофимов
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Скокан
  • Полина Воеводина
  • Тотан Кузембаев
  • Валерия Преображенская
  • Никита Бирюков
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Валерий Лукомский
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Труханов
  • Лукаш Качмарчик
  • Николай Миловидов
  • Игорь Шварцман
  • Зураб Басария
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Ковалёв
  • Магда Чихонь
  • Александр Бровкин
  • Никита Явейн
  • Сергей Кузнецов
  • Вера Бутко
  • Олег Карлсон
  • Наталья Сидорова
  • Михаил Канунников
  • Екатерина Кузнецова
  • Иван Кожин
  • Карен Сапричян
  • Сергей  Орешкин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи