28.05.2008

Балконы и лождии, контекст и природа

Кристиан Суми прочел на московской биеннале лекцию о простой швейцарской архитектуре

информация:

Кристиан Суми. Фотографии Ю.Тарабариной
Кристиан Суми. Фотографии Ю.Тарабаринойоткрыть большое изображение

Барт Голдхорн, куратор первой московской биеннале вообще и программы лекций иностранных архитекторов о жилье в частности, предварил первую лекцию объяснением своего выбора приглашенных лекторов. Куратор пригласил архитекторов из 15 стран, тех, кто строит жилье и развивает тему жилой архитектуры. Он также выбрал мастерские «с разным характером», таким образом, чтобы показанные вещи были разнообразными и демонстрировали возможно более широкую палитру решений. Первым в программе лекций «Арх Москвы» выступил швейцарский архитектор Кристиан Суми, один из двух партнеров бюро «Буркхалтэр и Суми».

Барт Голдхорн охарактеризовал швейцарскую жилую архитектуру как тяготеющую к 2-3 этажным многоквартирным домам, стоящим в свободном пространстве, что вскоре и подтвердилось – во всяком случае, на примере проектов Кристиана Суми.

Архитектор показал проекты, которые можно было бы описать как очень сдержанные и очень простые, объединив их в восемь блоков по типологии. Все восемь звучат так: дома с верандами, дома с галереями, лофты, башни, смешанная типология, 'as found' (под этим словосочетанием скрываются реконструкции), большие, квадратные. Невооруженным глазом видно, что типология эта не очень ясная – как можно сравнивать квадратные дома и дома с галереями? Почему не может быть квадратных с галереями? Могут! Словом, с распределением задний по типам очевидна некоторая путаница, но с другой стороны понятно, что если автору так удобнее, то значит, так и будет яснее. Любопытно, что типов жилья во различным признакам набралось целых восемь, а внешне они довольно-таки похожи. Очень, очень просты и невелики, но в то же время привлекательны.

Обаяние многоквартирных домов Суми во многом связано с обилием в этих домах глубоких лоджий и внутренних дворов, буквально «врезанных» в тело дома. Недаром на первое место в своем списке он поставил два очень близких понятия – веранды и галереи. Веранда – большой балкон, целиком принадлежащий хозяевам квартиры. Галерея – проходная веранда; внешне они выглядят почти одинаково. Но Суми старается даже в домах с галереями, где возможно соседское хождение мимо окон туда-сюда выгородить хотя бы небольшую верандочку – для приватности, которую он очень ценит в своих много квартирных, но как правило небольших домах. Все эти веранды и галереи, говорит архитектор, позволяют создать промежуточное пространство между внешним миром и домом. Что точно замечено, не поспоришь. Добавим, что разлинованные верандами дома выглядят более объемно, пластично, да и для чаепитий предоставляют несравненные возможности.

Тип «лофта» архитектор иллюстрировал своим нью-йоркским проектом, в котором бывшее заводское здание прорезано узкими дворами таким образом, что в плане оно напоминает угловатую змейку, недоделанный меандр. Дворы увиты вьющимися растениями и тоже как и веранды, «принадлежат» одной – двум квартирам, умножают ощущения, усиливают уют внутреннего пространства через его связь с полузакрытым двориком.

О типе башен – которые, как сказал Суми, «я знаю, что много строят у вас» - архитектор отозвался крайне неодобрительно. Башня, сказал он – это проблема и мы в Швейцарии считаем проблемой даже 7 этажный дом.

Затем он показал смешанную типологию, совмещающую апартаменты с отдельными входами в нижней части и блокированные квартиры в верхней. Внешне они представляют из себя конгломерат местами цветных кубиков, которые внизу выступают вперед, а вверху выстраиваются в общую крупно-клетчатую массу.

К этой же смешанной типологии относятся здания, которые «Буркхалтэр и Суми» украсили крупными полупрозрачными панелями с фотографиями цветов – по убеждению архитектора, крупная картинка не только украшает и напоминает о природе, но и «съедает» масштаб.

Кристиан Суми также показал несколько вариантов реконструкций зданий 1960-х гг., прокомментировав, что это, вероятно, тот путь, который нам в России может быть особенно интересен. В одном случае он к довольно-таки крупному, кургузому и на вид почти родному дому пристроил с одной стороны уплощенный объем, расширив его и выиграв новые метры, не надстраивая. А внутри распределил лестницы в шахматном порядке, используя принцип «Марсельской единицы» опять же чтобы выиграть дополнительные метры. В другом случае – убрал старые маленькие балконы и заменил их новыми большими, отделанными деревом. От этой не слишком дорогой процедуры дома приобрели совершенно свежий вид.

Единственное, помимо лофтов, «большое» (это определение условно) здание – стелется по земле и оно было бы подобно горизонтальному небоскребу, если бы не было в двух местах изломано под несильным углом. Каждый из отрезков имеет свою планировку квартир и входных холлов, обусловленную контекстом - где-то жилые помещения выходят на одну сторону, т.к. с другой – неуютно, и там собраны коммуникации. Вход в одном из торцов дома утроен так, что перед входящим раскрывается эффектный пейзаж окрестностей.

Кстати сказать, слово контекст Кристиан Суми употребляет очень часто и считает связь с окружением, учет его особенностей едва ли не главным в строительстве жилых домов. Контекст нередко сливается с понятием природного окружения и небольшие дома, изготовленные из фабричных деревянных панелей, но с массой модификаций и вариантов планировок, буквально утопают в обильной зелени, напоминая швейцарскому архитектору подмосковную дачу.

Реконстрцкция здания 1960-х. Справа - пристроенный объем
Реконстрцкция здания 1960-х. Справа - пристроенный объемоткрыть большое изображение
Реконструкция здания 1960-х. Пристроены новые большие галереи, облицованныве деревом
Реконструкция здания 1960-х. Пристроены новые большие галереи, облицованныве деревомоткрыть большое изображение
Варианты планировок внутри типовых домов на 1, 2 и 3 семьи
Варианты планировок внутри типовых домов на 1, 2 и 3 семьиоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Михаил Канунников
  • Даниил Лоренц
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Барклянский
  • Александр Бровкин
  • Илья Уткин
  • Илья Машков
  • Никита Явейн
  • Сергей Скуратов
  • Рустам Керимов
  • Андрей Гнездилов
  • Полина Воеводина
  • Наталия Шилова
  • Арсений Леонович
  • Павел Андреев
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Орешкин
  • Юрий Сафронов
  • Василий Крапивин
  • Сергей Труханов
  • Антон Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Биндеман
  • Александра Кузьмина
  • Валерия Преображенская
  • Юлий Борисов
  • Николай Миловидов
  • Наталия Зайченко
  • Всеволод Медведев
  • Роман Леонидов
  • Александр Асадов
  • Антон Бондаренко
  • Олег Мединский
  • Антон Надточий
  • Александр Попов
  • Никита Бирюков
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Чобан
  • Иван Рубежанский
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Асадов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Зураб Басария
  • Иван Кожин
  • Александр Скокан
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Токарев
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Герасимов
  • Олег Шапиро
  • Константин Ходнев
  • Марк Сафронов
  • Станислав Белых
  • Екатерина Грень
  • Карен Сапричян
  • Андрей Романов
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Кузнецов
  • Юлия Тряскина
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Карлсон
  • Тотан Кузембаев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Кампус МГУ
  • Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса в Сетуньском проезде
  • Многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой на Киевской улице
  • Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
  • ЖК «Николаевский»
  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
другие статьи