Современная стилизация Третьяковской галереи

Объявлены победители конкурса на разработку концепции фасадов нового корпуса Третьяковской галереи. Публикуем проекты, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.

mainImg
Сегодня в большом зале архитектурного совета Москвы были подведены итоги конкурса на разработку концепции фасадов нового музейного комплекса государственной Третьяковской галереи. Победителем назван проект, разработанный архитектурной мастерской SPEECH под руководством Сергея Чобана. Второе место члены жюри присудили проекту архитектурного бюро «Тотемент/Пейпер». На третьем месте оказалась концепция Владимира Плоткина и Елены Кузнецовой, ТПО «Резерв».

Всего в закрытом конкурсе, объявленном в конце мая, приняли участие шесть команд. В тройку лидеров не вошли проекты АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры», UNK Project и АБ «Остоженка».

Сроки на разработку были очень сжатыми (фактически месяц; старт конкурсу был дан в конце мая), а задача перед участниками стояла более чем сложная – при сохранении всех основных параметров имеющегося проекта переработать образное решение здания. Особенность музея заключается в том, что он возник на базе частного дома Павла Третьякова (где поначалу хранилась его коллекция), неприспособленного для музейного использования, и затем постоянно перестраивался и расширялся. Последним в 1980-е в Лаврушинском был построен Инженерный корпус ГТГ (см. этапы развития квартала ГТГ). Сейчас, со строительством нового корпуса, должен быть завершен масштабный, задуманный еще в 1930-е гг. проект формирования большого музейного квартала.
Первое место. Архитектурная мастерская SPEECH. Авторы проекта: Чобан С., Членов И.; ведущий архитектор Дигилева М.; визуализаторы: Злобина Н., Захаров А.
zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012

Проект нового корпуса музейного комплекса Третьяковской галереи был разработан более шести лет назад организациями «Зарубежпроект» и «Моспроект-4» во главе с Андреем Боковым. Поясняя сам факт проведения подобного не вполне стандартного конкурса, направленного на поиск образного решения, генеральный директор галереи Ирина Лебедева отметила, что организаторам хотелось, прежде всего, понять, в каком направлении должен развиваться проект – либо это четкое следование традициям и истории, либо совершенно новая архитектура XXI века, либо некая современная стилизация. Конкурс должен был привлечь к этому по-настоящему знаковому проекту внимание как профессионалов, так и общественности, и подсказать правильный курс развития.

В итоге в ходе жарких дебатов, о которых на пресс-конференции рассказали главный архитектор города и жюри, в состав которого вошли члены архсовета, а также представители заказчика, в качестве приоритетного направления был выбран довольно компромиссный вариант. Главными достоинствами проекта-победителя Сергей Кузнецов назвал уважительное отношение к контексту и одновременно его свежесть и современность: «Нет никаких сомнений, что это здание нашего времени, проект не пытается мимикрировать под историческую среду, но при этом он узнаваем как часть галереи – и по материалам, и по цвету, и по характеру архитектуры. К тому же, это единственная работа, которая максимально соответствует всем требованиям технического задания конкурса».
Первое место. Архитектурная мастерская SPEECH. Авторы проекта: Чобан С., Членов И.; ведущий архитектор Дигилева М.; визуализаторы: Злобина Н., Захаров А.

Андрей Боков отметил схожесть решения, предложенного Сергеем Чобаном, с его собственным вариантом. Это, по словам Бокова, должно способствовать облегчению дальнейшей работы над проектом, а кроме того такое совпадение свидетельствует о правильности найденного решения. Ханс Штимманн, один из представителей судейства, посоветовал Андрею Бокову и Сергею Чобану совместно продолжить работу над проектом, поскольку новый корпус должен стать лицом Третьяковской галереи, подчеркнуть значимость музея в мировом контексте. Это предложение поддержала и Ирина Лебедева.

Все представленные на конкурс концепции были довольно контрастными. Некоторые проекты предлагали смелые и радикальные решения, другие, наоборот – совсем аскетичные. Все это вкупе с живейшим интересом к работам и активному их обсуждению, по словам Сергея Кузнецова, свидетельствует о высокой планке, заданной участниками, и о качестве конкурса в целом.

Также в отдельной категории рассматривались студенческие работы на заданную тему. Главный архитектор города обещал и в дальнейшем привлекать студентов к работе над знаковыми проектами с возможностью получить оценку профессионального жюри.

Первое место
SPEECH. С. Чобан, И. Членов; ведущий архитектор М. Дигилева; визуализаторы: Н. Злобина, А. Захаров
Первое место. Архитектурная мастерская SPEECH. Авторы проекта: Чобан С., Членов И.; ведущий архитектор Дигилева М.; визуализаторы: Злобина Н., Захаров А.
Первое место. Архитектурная мастерская SPEECH. Авторы проекта: Чобан С., Членов И.; ведущий архитектор Дигилева М.; визуализаторы: Злобина Н., Захаров А.

Второе место
«Тотемент/Пейпер». Л. Айрапетов, В. Преображенская, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Ю. Преснякова, А. Ривкина
zooming
Второе место. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Авторский коллектив: Айрапетов Л., Преображенская В., Грекова Д., Косцов Е., Легков Е., Преснякова Ю., Ривкина А.
zooming
Второе место. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Авторский коллектив: Айрапетов Л., Преображенская В., Грекова Д., Косцов Е., Легков Е., Преснякова Ю., Ривкина А.
zooming
Второе место. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Авторский коллектив: Айрапетов Л., Преображенская В., Грекова Д., Косцов Е., Легков Е., Преснякова Ю., Ривкина А.
zooming
Второе место. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Авторский коллектив: Айрапетов Л., Преображенская В., Грекова Д., Косцов Е., Легков Е., Преснякова Ю., Ривкина А.

Третье место
ТПО «Резерв». В. Плоткин, Е. Кузнецова
Третье место. ТПО «Резерв»: Плоткин В., Кузнецова Е.
Третье место. ТПО «Резерв»: Плоткин В., Кузнецова Е.
Третье место. ТПО «Резерв»: Плоткин В., Кузнецова Е.
Третье место. ТПО «Резерв»: Плоткин В., Кузнецова Е.

Состав жюри (Архитектурный совет Москвы):
С. Кузнецов – главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
А. Антипов – и.о. председателя комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
М. Посохин – президент общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение проектировщиков», генеральный директор «Моспроекта-2» им. М.В. Посохина
А. Кудрявцев – президент РААСН
Г. Ревзин – архитектурный критик, искусствовед
А. Кибовский – и.о. руководителя департамента культурного наследия Москвы
Х. Штимманн – архитектор, постоянный секретарь и директор по строительству и городскому развитию муниципалитета Берлина (с 1991 по 2007 год)
Н. Шумаков – президент Союза Московских архитекторов
Е. Асс – ректор архитектурной школы «МАРШ»
А. Воронцов – министр правительства Московской области по архитектуре и градостроительству
В. Мурадян – и.о. директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики
И. Лебедева – генеральный директор государственной Третьяковской галереи
Б. Портнов – президент группы компаний «Главзарубежстрой»
А. Абадеев – генеральный директор ООО «Зарубежпроект»

Эксперт:
А. Боков – автор проекта нового музейного комплекса государственной Третьяковской галереи, генеральный директор ГУП « Моспроект-4»

03 Июля 2013

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сейчас на главной
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.