Современная стилизация Третьяковской галереи

Объявлены победители конкурса на разработку концепции фасадов нового корпуса Третьяковской галереи. Публикуем проекты, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.

mainImg
Сегодня в большом зале архитектурного совета Москвы были подведены итоги конкурса на разработку концепции фасадов нового музейного комплекса государственной Третьяковской галереи. Победителем назван проект, разработанный архитектурной мастерской SPEECH под руководством Сергея Чобана. Второе место члены жюри присудили проекту архитектурного бюро «Тотемент/Пейпер». На третьем месте оказалась концепция Владимира Плоткина и Елены Кузнецовой, ТПО «Резерв».

Всего в закрытом конкурсе, объявленном в конце мая, приняли участие шесть команд. В тройку лидеров не вошли проекты АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры», UNK Project и АБ «Остоженка».

Сроки на разработку были очень сжатыми (фактически месяц; старт конкурсу был дан в конце мая), а задача перед участниками стояла более чем сложная – при сохранении всех основных параметров имеющегося проекта переработать образное решение здания. Особенность музея заключается в том, что он возник на базе частного дома Павла Третьякова (где поначалу хранилась его коллекция), неприспособленного для музейного использования, и затем постоянно перестраивался и расширялся. Последним в 1980-е в Лаврушинском был построен Инженерный корпус ГТГ (см. этапы развития квартала ГТГ). Сейчас, со строительством нового корпуса, должен быть завершен масштабный, задуманный еще в 1930-е гг. проект формирования большого музейного квартала.
Первое место. Архитектурная мастерская SPEECH. Авторы проекта: Чобан С., Членов И.; ведущий архитектор Дигилева М.; визуализаторы: Злобина Н., Захаров А.
zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012

Проект нового корпуса музейного комплекса Третьяковской галереи был разработан более шести лет назад организациями «Зарубежпроект» и «Моспроект-4» во главе с Андреем Боковым. Поясняя сам факт проведения подобного не вполне стандартного конкурса, направленного на поиск образного решения, генеральный директор галереи Ирина Лебедева отметила, что организаторам хотелось, прежде всего, понять, в каком направлении должен развиваться проект – либо это четкое следование традициям и истории, либо совершенно новая архитектура XXI века, либо некая современная стилизация. Конкурс должен был привлечь к этому по-настоящему знаковому проекту внимание как профессионалов, так и общественности, и подсказать правильный курс развития.

В итоге в ходе жарких дебатов, о которых на пресс-конференции рассказали главный архитектор города и жюри, в состав которого вошли члены архсовета, а также представители заказчика, в качестве приоритетного направления был выбран довольно компромиссный вариант. Главными достоинствами проекта-победителя Сергей Кузнецов назвал уважительное отношение к контексту и одновременно его свежесть и современность: «Нет никаких сомнений, что это здание нашего времени, проект не пытается мимикрировать под историческую среду, но при этом он узнаваем как часть галереи – и по материалам, и по цвету, и по характеру архитектуры. К тому же, это единственная работа, которая максимально соответствует всем требованиям технического задания конкурса».
Первое место. Архитектурная мастерская SPEECH. Авторы проекта: Чобан С., Членов И.; ведущий архитектор Дигилева М.; визуализаторы: Злобина Н., Захаров А.

Андрей Боков отметил схожесть решения, предложенного Сергеем Чобаном, с его собственным вариантом. Это, по словам Бокова, должно способствовать облегчению дальнейшей работы над проектом, а кроме того такое совпадение свидетельствует о правильности найденного решения. Ханс Штимманн, один из представителей судейства, посоветовал Андрею Бокову и Сергею Чобану совместно продолжить работу над проектом, поскольку новый корпус должен стать лицом Третьяковской галереи, подчеркнуть значимость музея в мировом контексте. Это предложение поддержала и Ирина Лебедева.

Все представленные на конкурс концепции были довольно контрастными. Некоторые проекты предлагали смелые и радикальные решения, другие, наоборот – совсем аскетичные. Все это вкупе с живейшим интересом к работам и активному их обсуждению, по словам Сергея Кузнецова, свидетельствует о высокой планке, заданной участниками, и о качестве конкурса в целом.

Также в отдельной категории рассматривались студенческие работы на заданную тему. Главный архитектор города обещал и в дальнейшем привлекать студентов к работе над знаковыми проектами с возможностью получить оценку профессионального жюри.

Первое место
SPEECH. С. Чобан, И. Членов; ведущий архитектор М. Дигилева; визуализаторы: Н. Злобина, А. Захаров
Первое место. Архитектурная мастерская SPEECH. Авторы проекта: Чобан С., Членов И.; ведущий архитектор Дигилева М.; визуализаторы: Злобина Н., Захаров А.
Первое место. Архитектурная мастерская SPEECH. Авторы проекта: Чобан С., Членов И.; ведущий архитектор Дигилева М.; визуализаторы: Злобина Н., Захаров А.

Второе место
«Тотемент/Пейпер». Л. Айрапетов, В. Преображенская, Д. Грекова, Е. Косцов, Е. Легков, Ю. Преснякова, А. Ривкина
zooming
Второе место. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Авторский коллектив: Айрапетов Л., Преображенская В., Грекова Д., Косцов Е., Легков Е., Преснякова Ю., Ривкина А.
zooming
Второе место. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Авторский коллектив: Айрапетов Л., Преображенская В., Грекова Д., Косцов Е., Легков Е., Преснякова Ю., Ривкина А.
zooming
Второе место. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Авторский коллектив: Айрапетов Л., Преображенская В., Грекова Д., Косцов Е., Легков Е., Преснякова Ю., Ривкина А.
zooming
Второе место. Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер». Авторский коллектив: Айрапетов Л., Преображенская В., Грекова Д., Косцов Е., Легков Е., Преснякова Ю., Ривкина А.

Третье место
ТПО «Резерв». В. Плоткин, Е. Кузнецова
Третье место. ТПО «Резерв»: Плоткин В., Кузнецова Е.
Третье место. ТПО «Резерв»: Плоткин В., Кузнецова Е.
Третье место. ТПО «Резерв»: Плоткин В., Кузнецова Е.
Третье место. ТПО «Резерв»: Плоткин В., Кузнецова Е.

Состав жюри (Архитектурный совет Москвы):
С. Кузнецов – главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
А. Антипов – и.о. председателя комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
М. Посохин – президент общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение проектировщиков», генеральный директор «Моспроекта-2» им. М.В. Посохина
А. Кудрявцев – президент РААСН
Г. Ревзин – архитектурный критик, искусствовед
А. Кибовский – и.о. руководителя департамента культурного наследия Москвы
Х. Штимманн – архитектор, постоянный секретарь и директор по строительству и городскому развитию муниципалитета Берлина (с 1991 по 2007 год)
Н. Шумаков – президент Союза Московских архитекторов
Е. Асс – ректор архитектурной школы «МАРШ»
А. Воронцов – министр правительства Московской области по архитектуре и градостроительству
В. Мурадян – и.о. директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики
И. Лебедева – генеральный директор государственной Третьяковской галереи
Б. Портнов – президент группы компаний «Главзарубежстрой»
А. Абадеев – генеральный директор ООО «Зарубежпроект»

Эксперт:
А. Боков – автор проекта нового музейного комплекса государственной Третьяковской галереи, генеральный директор ГУП « Моспроект-4»

03 Июля 2013

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.