Пространство для творческих людей

Сформирован шорт-лист весеннего этапа открытого международного архитектурного конкурса «Творческая Москва». Часть арт-объектов, разработанных номинантами, можно будет увидеть с 17 по 21 мая на выставке в московском «Манеже».

mainImg
Конкурс идей и арт-объектов «Творческая Москва/Creative Moscow» был организован информационным агентством «Архитектор». Перед участниками было поставлено три задачи: во-первых, разработать концепцию-манифест – пример архитектурного решения пространства для культурной институции. Во-вторых, авторы должны были сделать это на примере пространства двора ЦДА (Центральный дом архитектора, Москва, Гранатный, 9) и пристройки к ресторану «Архитектор». И наконец, частью предложенного решения должен был стать один или несколько арт-объектов, способные украсить подобное культурное пространство в целом и двор ЦДА – в частности. Одним из требований к авторам было: предложить решения, связанные с мультимедийными технологиями.

В конце апреля жюри выбрало из всех предложенных архитектурных решений семь лучших проектов – вариантов решения пространства двора и пристройки к ресторану.

С другой стороны, шесть предложенных номинантами арт-объектов будут реализованы и показаны в рамках экологической недели «Зеленый город будущего», которая начнется в «Большом Манеже» 17 мая. А именно:
  • Инсталляция «Дерево 8 бит». Илья Копычина, Александра Гладышева.
  • Инсталляции «Стена», «Северное сияние», «Пластилиновый город». Александра Гладышева.
  • Инсталляция «Quorum». Михаил Топоров.
  • Инсталляция «Природогород». Вера Колгашкина
Инсталляцию «Дерево 8 бит» Ильи Копычина и Александры Гладышевой планируется установить во дворе ЦДА под крышей пристройки к ресторану «Архитектор». «Дерево» включает множество экранов, на которые может транслироваться любая информация. На данный момент это единственный объект, который намечен к реализации по результатам конкурса.

Ниже мы публикуем семь проектов шорт-листа, включая предложенные авторами арт-объекты.

1. Печка 
Автор: Александра Гладышева
Проект inFA (factory of Architecture) Авторы: Анастасия Пуртова, Юлия Баранова, Екатерина Широкова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект Печка. Автор: Александра Гладышева. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Своей задачей автор называет создание среды для неформального и тёплого общения двух поколений архитекторов: преподователей и студентов. Единение символизирует русская печь, материальное воплощение тепла; печь становится центральным организующим элементом двора. Раз в Доме (архитектора) есть печь, то должна быть и Кухня, считает автор. Кухня архитектора – это метафоричное название пространства внутри двора ЦДА, где возможно было бы «здоровое, свободное от предрассудков непринуждённое общение».
Проект Печка. Автор: Александра Гладышева. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект Печка. Автор: Александра Гладышева. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Александра Гладышева предложила несколько вариантов арт-объектов, один из которых, напомним – «Дерево 8 бит» (на картинке слева), планируется реализовать во дворе ЦДА.
Проект Печка. Инсталляции «Дерево 8 бит» (авторы: Илья Копычина, Александра Гладышева), «Северное сияние», «Стена» (автор: Александра Гладышева). Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Гладышева Александра. Пластилиновый город


2. Точка взаимодействия

Автор: Вера Колгашкина
Проект Точка взаимодействия. Автор: Вера Колгашкина. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

По словам автора, «архитектурным выражением этой концепции может стать многофункциональный павильон-инсталляция, который включает в себя террасированный подиум, где можно сидеть, общаться слушать лекцию или участвовать в мероприятии и вертикальные плоскости для выставок и медиа-проекций». Важную роль в формировании образа объекта играет медийное оборудование и различная подсветка. Объект инсталляция «Природогород» также выбрана для реализации в Манеже.
Проект Точка взаимодействия. Инсталляция «Природогород». Автор: Вера Колгашкина. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект Точка взаимодействия. Инсталляция «Природогород». Автор: Вера Колгашкина. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект Точка взаимодействия. Автор: Вера Колгашкина. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.


3. Quorum
Автор: Михаил Топоров
Проект Quorum. Инсталляция. Автор: Михаил Топоров. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Михаил Топоров преставил на конкурс только арт-объект, выбранный для показа в Манеже.

Лавка, похожая на детскую карусель образца 1980-х представляет собой металлическую стойку с подшипником, на которую устанавливается круглый щит из простейших деревянных досок, диаметр которого позволяет уложить на помосте одновременно до нескольких человек. Круглый щит вращается вокруг собственной оси при малейшем приложении энергии (раскручивании). Сюжеты раскручиваний разнообразны и ограничены фантазией участников: можно лежать, вращаться и смотреть в небо; щит можно использовать как подставку для шахмат, книг, бутылок, стаканов.

По словам автора, ретроспективный взгляд показывает, что лавка использовалась для философических бесед, чтений, винопития, упражнений в изящной словесности, культурного досуга, игры в шахматы, шашки и пр. Каждое из данных мероприятий не может проводиться без должного кворума (в обратном переводе с латыни на русский язык фраза «quorum praesentia sufficit» означает «которых присутствие достаточно»). Необходимый кворум набирается исходя из каждого конкретного случая.
Проект Quorum. Инсталляция. Автор: Михаил Топоров. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
zooming
Проект Quorum. Инсталляция. Автор: Михаил Топоров. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект Quorum. Инсталляция. Автор: Михаил Топоров. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.


4. ArtYard
Авторы проекта: Алеся Медведева, Валерия Буторина, Полина Цветкова, Алина Владимирова
Проект ArtYard. Авторы проекта: Алеся Медведева, Валерия Буторина, Полина Цветкова, Алина Владимирова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

По мнению авторов, двор ЦДА мог бы стать «своим местом» для молодых архитекторов, художников и дизайнеров – территорией, где творческие люди могли бы заниматься любимым делом или просто общаться в комфортной обстановке. Арт-объект представляет собой каркас, формирующий объем обтекаемой формы. Внутри легкого полупрозрачного объема несколько уровней-ступеней, на которых можно отдыхать или заниматься творчеством.
Проект ArtYard. Авторы проекта: Алеся Медведева, Валерия Буторина, Полина Цветкова, Алина Владимирова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект ArtYard. Инсталляция. Авторы проекта: Алеся Медведева, Валерия Буторина, Полина Цветкова, Алина Владимирова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.


5. inFA (factory of Architecture)

Авторы: Анастасия Пуртова, Юлия Баранова, Екатерина Широкова
Проект inFA (factory of Architecture). Авторы: Анастасия Пуртова, Юлия Баранова, Екатерина Широкова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Авторы предложили использовать на территории двора только интеллектуальную валюту: почасовое пребывание, поиск информации или использование ресурсов любой желающий может оплатить вкладом в общий фонд определенного количества той или иной полезной информации (чертежей, курсовых, фотографий и т.д.).
Проект inFA (factory of Architecture). Авторы: Анастасия Пуртова, Юлия Баранова, Екатерина Широкова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект inFA (factory of Architecture). Авторы: Анастасия Пуртова, Юлия Баранова, Екатерина Широкова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект inFA (factory of Architecture) Инсталляция. Авторы: Анастасия Пуртова, Юлия Баранова, Екатерина Широкова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект inFA (factory of Architecture). Авторы: Анастасия Пуртова, Юлия Баранова, Екатерина Широкова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Амфитеатр может использоваться как лекторий, кинотеатр или просто быть место для общения. Позади амфитеатра расположены более приватные капсулы-инсталляции. Инсталляция – перевернутый полый цилиндр, внутри которого, по словам авторов, при помощи медийных технологий возможно создать ощущение присутствия в любой выбранной ситуации.

6. Бесконечность

Авторы: Анастасия Юхневич, Кристина Кордюкова
zooming
Проект Бесконечность. Авторы: Анастасия Юхневич, Кристина Кордюкова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

По мнению авторов, бесконечность – «это стремление, постоянное движение, изменчивость, пластичность, неиссякаемый источник идей». Именно такими характеристиками и должна обладать среда для творческого человека. В проекте «Бесконечность» двор ЦДА решен в виде функционального и при этом мобильного пространства – посетители смогут трансформировать среду в соответствии со своими нуждами. Еще одна задача, которую ставят перед собой авторы – сочетание экологичных, «зеленых» решений и современных мультимедийных возможностей.
zooming
Проект Бесконечность. Инсталляция. Авторы: Анастасия Юхневич, Кристина Кордюкова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
zooming
Проект Бесконечность. Инсталляция. Авторы: Анастасия Юхневич, Кристина Кордюкова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.


7. Архитектурные поля

Автор: Карина Бронникова
Проект Архитектурные поля. Автор: Карина Бронникова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Концепция информационных полей основана на утверждении, что каждая активная зона в общественном пространстве и есть информационное поле деятельности и знаний. Оно выполняет полярные функции: с одной стороны ограждает творческого человека от назойливого информационного шума, а с другой создает собственные информационные потоки и помогает скоординировать мысли и действия.
Проект Архитектурные поля. Автор: Карина Бронникова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект Архитектурные поля. Автор: Карина Бронникова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проект Архитектурные поля. Автор: Карина Бронникова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

На основе вышеизложенных принципов предлагаются концепции двух пространств. Первое из них – двор ЦДА. Здесь есть лекционное пространство, места для отдыха, рабочие места, место для мозгового штурма, трехмерные галереи, небольшая библиотека, озеленение. В зимнее время система может трансформироваться в закрытую.

На основе концепции пространства игры предложен к рассмотрению арт-объект. Это универсальная площадка размером 12х12 метров, состоящая из отдельных блоков. Они выполняются из дерева или экологически чистого пластика и заполняются легким строительным мусором или отходами производств (стружка и т.д.) для утяжеления и упрочнения всей конструкции. В зимнее время можно создать отапливаемое пространство, перекрытое навесом.
Проект Архитектурные поля. Автор: Карина Бронникова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.

Жюри конкурса:
  • Юрий Платонов – президент Международной академии архитектуры (МААМ);
  • Николай Шумаков – президент Союза московских архитекторов;
  • Марк Гурари – председатель совета по градостроительству СМА;
  • Юрий Виссарионов – академик МААМ;
  • Михаил Хазанов – вице-президент МААМ по молодежной работе;
  • Екатерина Чугунова – директор Информагентства СА «Архитектор».

15 Мая 2013

comments powered by HyperComments
Пространство для творческих людей
Сформирован шорт-лист весеннего этапа открытого международного архитектурного конкурса «Творческая Москва». Часть арт-объектов, разработанных номинантами, можно будет увидеть с 17 по 21 мая на выставке в московском «Манеже».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Пресса: Финалисты конкурса на метро: PRIDE + A+3
Консорциум PRIDE + A+3, прошедший в финал международного конкурса на станции метрополитена «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка», отвечает на наш опросник про основные вызовы дизайна современных станций. Среди них — нормальная доступность, максимально подробная навигация и информации для туристов.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.