Пользователи сети негодуют по поводу сноса старинного собора во французском городе Абвиль, обсуждают интерьеры второй сцены Мариинского театра в Петербурге и рекламную кампанию Музея архитектуры им. Щусева.
Аудитория Фейсбука возмущена беспрецедентным актом вандализма во французском Абвиле: местные власти, выполняя решение Евросоюза, снесли памятник неоготики – собор Святого Иакова. Art-Blog уточняет, что «на его месте планируется строительство комплекса зданий казино с фешенебельным борделем для вип-персон Европарламента и Евросоюза». Блоггеры, тем временем, выяснили, что собор ещё в 2010 году был полностью заброшен и никому, как пишет пользователь Иван Черепухин, «не охота было вбухивать кучу денег в его реставрацию, вот ведь, никому не нужный собор, удивительно!»
В сети бытует версия, что сильно поврежденное в обе мировые войны здание потребовало срочного ремонта, на который у муниципалитета не оказалось четырех миллионов евро; по собору пошла трещина, и он грозил рухнуть в любой момент. На это, к примеру, указывает пользователь Иван Потапов, по мнению которого Сен-Жак ко всему прочему «ничем не примечательная неоготическая церковь, какая есть в каждом втором французском городе». По мнению блоггера, имеются гораздо более возмутительные примеры сносов из того, что было построено за последние 130 лет (время существования Сен-Жака): «Это шедевры северного модерна в Хельсинки или Дворец Пятилетки в Санкт-Петербурге, на месте которого построили ТРК «Мариинский», – уточняет Иван Потапов. А вот по версии блоггера Misha Most, происшествие в Абвилле – часть целенаправленной политики «по опустошению европейских церквей, подмены морали и традиций», в результате которой многие храмы сдают свои помещения в аренду, либо попросту заброшены.
Тем временем, на сайте упомянутого выше Мариинского театра появились фотографии интерьеров второй сцены. После скандала, который вызвал облик нового здания, худрук театра Валерий Гергиев обещал на этот раз в хорошем смысле удивить всех внутренним дизайном и акустикой зала. Мнения блоггеров на этот счет разделились: вот, например, дизайнер Анатолий Сноп, комментируя свои фотографии порталу art1.ru, заметил, что внутри «все разрознено и не связано ни по архитектуре, ни по пространствам. Эта самопальщина попахивает советским «Домом быта»». Другие, напротив, нашли, что все гармонично и даже «по-бунтарски». Особенно впечатлило блоггеров обилие светящегося оникса. А Анатолий Белов в своем блоге написал, что после посещения второй сцены вместе с Джеком Даймондом, остался весьма доволен: «Не понимаю, чего все так возмущаются – любимый всеми Григорян делает примерно тоже самое». И пусть архитектурный образ получился «никакой», добавляет Белов, «он все-таки лучше, чем мусорные мешки или золотая черепаха». Пользователь Александр Вайсфельд в ответ не нашел в интерьерах ничего по-настоящему «театрального», зато Михаил Белов с автором поста вполне согласен и свою лояльную к Мариинке позицию не изменил: «Совершенно прибалтийский театр с янтарным интерьером. Полагаю, что оперы тут ставить будут с размахом и большим культурным резонансом», – добавил архитектор.
Лучшие и худшие проекты, реализованные в последние годы в центре Санкт-Петербурга, между тем, выбрали читатели питерского портала Карповка.нет. Лучшим сетевые пользователи назвали бизнес-центр «Сенатор» на Большом проспекте Васильевского острова, а самыми неудачными – первый корпус жилого комплекса «Классика» на углу Малой и Глухой Зелениных улиц и реконструкцию Смольнинских бань. При этом сами блоггеры итогами голосования недовольны: в Петербурге, по их мнению, есть куда более серьезные «градостроительные преступления», к примеру, скандальные высотки жилых комплексов «Монблан» или «Финансист». Последний, как пишет Денис Садовский, «испоганил питерские панорамы не меньше – особенно эта жуть видна от Медного Всадника». А вот пользователь Гиппогриф не считает оба здания уродливыми: они не соответствуют окружению, но сами по себе сделаны добротно, считает блоггер, чего как раз не скажешь о нынешнем победителе: «Сенатор», по его словам, неинтересное, эпигонское здание, «усредненный такой какбэ классицизм без какой-либо искры творчества».
В Фейсбуке, тем временем, с интересом обсуждают новую рекламную кампанию московского Музея архитектуры им. Щусева. Кто-то в восторге и в архитектурных «айсбергах» ищет «скрытые смыслы», кто-то, напротив, называет ее «апофеозом пошлости». Впрочем, несмотря на критику, своей главной цели музей достиг – о нем вспомнили. Как пишет в своем блоге Андрей Логвин, «в нашем контексте эта достаточно «потная» реклама с плохой типографикой воспринимается как нечто выдающееся. Манит она в музей. Больше, чем вся вместе взятая реклама МУАРа, которую я видел до этого». – «Выглядит неплохо, – замечает, в свою очередь, Alexey V. Petrov, – но удручает следующая тенденция: мы настолько пресытились вау-факторами современной постмодернистской культуры, что прошлое и реальность кажутся нам слишком пресными, и мы выдумываем и напластовываем новые этажи, громоздим башенку за башенкой на то, в чем мы перестали видеть чудо».
«О каких таких скрытых смыслах поведает нам музей? – интересуется Елена Рымшина. – О правде Манежа? О правде архитектурных реставраций? О правде настоящей охраны памятников? Судя по этому плакату – наша с вами реальность, которая в подлинных памятниках не так хорошо изучена, представляется чем-то таким вялым и скучным, /…/ что нужно придумывать некую потаенность, искать янтарные комнаты в бункерах, чтобы оправдать существование музея, грустно все это...». А пользователь Алексей Михайлов растолковал принты так: «Вам кажется, что шедевры архитектуры – это нечто величественное, благородное и очень, очень гармоничное. Но на самом деле – это полная нелепица, тупое нагромождение бессмысленных архитектурных деталей и бездарный хаос. И все это мы вам растолкуем в нашем музее!».
Сергей Эстрин в своем блоге, тем временем, раскрыл одну из тайн рождения архитектурных набросков: оказывается, часть из них архитектор делает по время деловых переговоров в качестве своеобразного расслабления: «Мозг переключается с одной утомительной задачи (совещание) на задачу приятную (рисунок) и таким образом уменьшает утомление». По опубликованным в блоге рисункам можно с уверенностью сказать, что выходит вдвойне продуктивно.
А Михаил Белов в недавних постах снова вернулся к теме архитектурных советов, о которых не так давно писал. Несмотря на попытки Сергея Кузнецова обновить совет, разбавив его состав людьми «с очень неплохой профессиональной репутацией», ситуация, в которой, словами Михаила Белова, одни профессиональные архитекторы судят проекты других профессиональных архитекторов, по-прежнему вызывает «оторопь и недоумение»: «Рынок он на то и рынок, чтобы зачищать его под «кого-то», и этот «кто-то» совершенно не обязательно окажется способным поднять уровень московского зодчества до высокого уровня, скорее он просто совместит этот уровень со своим», – заключает архитектор.
Завершим обзор многолюдной дискуссией в блоге Александра Шумского (proboknet), опубликовавшего, по его словам, «самую наглядную версию возможного будущего Ленинского проспекта». В интернете появилось уже несколько альтернативных вариантов реконструкции, к примеру, с приоритетом общественному транспорту и трамвайной линией по центру у «Городских проектов». Особенность проекта у proboknet в том, что дорога в бортах остается на том же расстоянии от жилых домов, а улучшение трафика достигается не за счет расширения проспекта, а за счет строительства тоннелей и одной эстакады (там, где под землей проходит линия метро), отмечает блоггер. Впрочем, даже одной достаточно, чтобы испортить жизнь жителям соседних домов, заметили пользователи, которым также не понравилось отсутствие на картинках полос для общественного транспорта. А блоггер sopass предложил вообще оставить Ленинский в покое и использовать в качестве скоростной магистрали предусмотренный Генпланом дублёр между улицами Вавилова и Профсоюзной.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Архитектура управления. Как цифровая доска Futurello экономит...
Современное архитектурное бюро тонет в коммуникационном хаосе: тысячи писем, задачи в мессенджерах, замечания в PDF. Российская разработка Futurello предлагает решение – единое пространство для управления проектом.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Никита Явейн возглавляет «Студию 44 — одну из немногих российских мастерских, чьи проекты знают по всей стране. Он рассказал ДП, какие принципы заменяют ему стиль и почему ИИ — не конкурент зодчим.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Городской интерфейс для скейтбординга
Скейт-парк Moreprk Skyline от бюро AAN Architects в Шанхае расположен в ТЦ и потому поднят над землей на 20 метров: сквозь его панорамные окна открываются виды города.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.