Блоги: 11–17 апреля

Пользователи сети негодуют по поводу сноса старинного собора во французском городе Абвиль, обсуждают интерьеры второй сцены Мариинского театра в Петербурге и рекламную кампанию Музея архитектуры им. Щусева.

Аудитория Фейсбука возмущена беспрецедентным актом вандализма во французском Абвиле: местные власти, выполняя решение Евросоюза, снесли памятник неоготики – собор Святого Иакова. Art-Blog уточняет, что «на его месте планируется строительство комплекса зданий казино с фешенебельным борделем для вип-персон Европарламента и Евросоюза». Блоггеры, тем временем, выяснили, что собор ещё в 2010 году был полностью заброшен и никому, как пишет пользователь Иван Черепухин, «не охота было вбухивать кучу денег в его реставрацию, вот ведь, никому не нужный собор, удивительно!»

В сети бытует версия, что сильно поврежденное в обе мировые войны здание потребовало срочного ремонта, на который у муниципалитета не оказалось четырех миллионов евро; по собору пошла трещина, и он грозил рухнуть в любой момент. На это, к примеру, указывает пользователь Иван Потапов, по мнению которого Сен-Жак ко всему прочему «ничем не примечательная неоготическая церковь, какая есть в каждом втором французском городе». По мнению блоггера, имеются гораздо более возмутительные примеры сносов из того, что было построено за последние 130 лет (время существования Сен-Жака): «Это шедевры северного модерна в Хельсинки или Дворец Пятилетки в Санкт-Петербурге, на месте которого построили ТРК «Мариинский», – уточняет Иван Потапов. А вот по версии блоггера Misha Most, происшествие в Абвилле – часть целенаправленной политики «по опустошению европейских церквей, подмены морали и традиций», в результате которой многие храмы сдают свои помещения в аренду, либо попросту заброшены.

Тем временем, на сайте упомянутого выше Мариинского театра появились фотографии интерьеров второй сцены. После скандала, который вызвал облик нового здания, худрук театра Валерий Гергиев обещал на этот раз в хорошем смысле удивить всех внутренним дизайном и акустикой зала. Мнения блоггеров на этот счет разделились: вот, например, дизайнер Анатолий Сноп, комментируя свои фотографии порталу art1.ru, заметил, что внутри «все разрознено и не связано ни по архитектуре, ни по пространствам. Эта самопальщина попахивает советским «Домом быта»». Другие, напротив, нашли, что все гармонично и даже «по-бунтарски». Особенно впечатлило блоггеров обилие светящегося оникса. А Анатолий Белов в своем блоге написал, что после посещения второй сцены вместе с Джеком Даймондом, остался весьма доволен:  «Не понимаю, чего все так возмущаются – любимый всеми Григорян делает примерно тоже самое». И пусть архитектурный образ получился «никакой», добавляет Белов, «он все-таки лучше, чем мусорные мешки или золотая черепаха». Пользователь Александр Вайсфельд в ответ не нашел в интерьерах ничего по-настоящему «театрального», зато Михаил Белов с автором поста вполне согласен и свою лояльную к Мариинке позицию не изменил: «Совершенно прибалтийский театр с янтарным интерьером. Полагаю, что оперы тут ставить будут с размахом и большим культурным резонансом», – добавил архитектор.

Лучшие и худшие проекты, реализованные в последние годы в центре Санкт-Петербурга, между тем, выбрали читатели питерского портала Карповка.нет. Лучшим сетевые пользователи назвали бизнес-центр «Сенатор» на Большом проспекте Васильевского острова, а самыми неудачными – первый корпус жилого комплекса «Классика» на углу Малой и Глухой Зелениных улиц и реконструкцию Смольнинских бань. При этом сами блоггеры итогами голосования недовольны: в Петербурге, по их мнению, есть куда более серьезные «градостроительные преступления», к примеру, скандальные высотки жилых комплексов «Монблан» или «Финансист». Последний, как пишет Денис Садовский, «испоганил питерские панорамы не меньше – особенно эта жуть видна от Медного Всадника». А вот пользователь Гиппогриф не считает оба здания уродливыми: они не соответствуют окружению, но сами по себе сделаны добротно, считает блоггер, чего как раз не скажешь о нынешнем победителе: «Сенатор», по его словам, неинтересное, эпигонское здание, «усредненный такой какбэ классицизм без какой-либо искры творчества».

В Фейсбуке, тем временем, с интересом обсуждают новую рекламную кампанию московского Музея архитектуры им. Щусева. Кто-то в восторге и в архитектурных «айсбергах» ищет «скрытые смыслы», кто-то, напротив, называет ее «апофеозом пошлости». Впрочем, несмотря на критику, своей главной цели музей достиг – о нем вспомнили. Как пишет в своем блоге Андрей Логвин, «в нашем контексте эта достаточно «потная» реклама с плохой типографикой воспринимается как нечто выдающееся. Манит она в музей. Больше, чем вся вместе взятая реклама МУАРа, которую я видел до этого». – «Выглядит неплохо, – замечает, в свою очередь, Alexey V. Petrov, – но удручает следующая тенденция: мы настолько пресытились вау-факторами современной постмодернистской культуры, что прошлое и реальность кажутся нам слишком пресными, и мы выдумываем и напластовываем новые этажи, громоздим башенку за башенкой на то, в чем мы перестали видеть чудо».

«О каких таких скрытых смыслах поведает нам музей? – интересуется Елена Рымшина. – О правде Манежа? О правде архитектурных реставраций? О правде настоящей охраны памятников? Судя по этому плакату – наша с вами реальность, которая в подлинных памятниках не так хорошо изучена, представляется чем-то таким вялым и скучным, /…/ что нужно придумывать некую потаенность, искать янтарные комнаты в бункерах, чтобы оправдать существование музея, грустно все это...». А пользователь Алексей Михайлов растолковал принты так: «Вам кажется, что шедевры архитектуры – это нечто величественное, благородное и очень, очень гармоничное. Но на самом деле – это полная нелепица, тупое нагромождение бессмысленных архитектурных деталей и бездарный хаос. И все это мы вам растолкуем в нашем музее!».

Сергей Эстрин в своем блоге, тем временем, раскрыл одну из тайн рождения архитектурных набросков: оказывается, часть из них архитектор делает по время деловых переговоров в качестве своеобразного расслабления: «Мозг переключается с одной утомительной задачи (совещание) на задачу приятную (рисунок) и таким образом уменьшает утомление». По опубликованным в блоге рисункам можно с уверенностью сказать, что выходит вдвойне продуктивно.

А Михаил Белов в недавних постах снова вернулся к теме архитектурных советов, о которых не так давно писал. Несмотря на попытки Сергея Кузнецова обновить совет, разбавив его состав людьми «с очень неплохой профессиональной репутацией», ситуация, в которой, словами Михаила Белова, одни профессиональные архитекторы судят проекты других профессиональных архитекторов, по-прежнему вызывает «оторопь и недоумение»: «Рынок он на то и рынок, чтобы зачищать его под «кого-то», и этот «кто-то» совершенно не обязательно окажется способным поднять уровень московского зодчества до высокого уровня, скорее он просто совместит этот уровень со своим», – заключает архитектор.

Завершим обзор многолюдной дискуссией в блоге Александра Шумского (proboknet), опубликовавшего, по его словам, «самую наглядную версию возможного будущего Ленинского проспекта». В интернете появилось уже несколько альтернативных вариантов реконструкции, к примеру, с приоритетом общественному транспорту и трамвайной линией по центру у «Городских проектов». Особенность проекта у proboknet в том, что дорога в бортах остается на том же расстоянии от жилых домов, а улучшение трафика достигается не за счет расширения проспекта, а за счет строительства тоннелей и одной эстакады (там, где под землей проходит линия метро), отмечает блоггер. Впрочем, даже одной достаточно, чтобы испортить жизнь жителям соседних домов, заметили пользователи, которым также не понравилось отсутствие на картинках полос для общественного транспорта. А блоггер sopass предложил вообще оставить Ленинский в покое и использовать в качестве скоростной магистрали предусмотренный Генпланом дублёр между улицами Вавилова и Профсоюзной.

17 Апреля 2013

Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.