Блоги: 11–17 апреля

Пользователи сети негодуют по поводу сноса старинного собора во французском городе Абвиль, обсуждают интерьеры второй сцены Мариинского театра в Петербурге и рекламную кампанию Музея архитектуры им. Щусева.

Аудитория Фейсбука возмущена беспрецедентным актом вандализма во французском Абвиле: местные власти, выполняя решение Евросоюза, снесли памятник неоготики – собор Святого Иакова. Art-Blog уточняет, что «на его месте планируется строительство комплекса зданий казино с фешенебельным борделем для вип-персон Европарламента и Евросоюза». Блоггеры, тем временем, выяснили, что собор ещё в 2010 году был полностью заброшен и никому, как пишет пользователь Иван Черепухин, «не охота было вбухивать кучу денег в его реставрацию, вот ведь, никому не нужный собор, удивительно!»

В сети бытует версия, что сильно поврежденное в обе мировые войны здание потребовало срочного ремонта, на который у муниципалитета не оказалось четырех миллионов евро; по собору пошла трещина, и он грозил рухнуть в любой момент. На это, к примеру, указывает пользователь Иван Потапов, по мнению которого Сен-Жак ко всему прочему «ничем не примечательная неоготическая церковь, какая есть в каждом втором французском городе». По мнению блоггера, имеются гораздо более возмутительные примеры сносов из того, что было построено за последние 130 лет (время существования Сен-Жака): «Это шедевры северного модерна в Хельсинки или Дворец Пятилетки в Санкт-Петербурге, на месте которого построили ТРК «Мариинский», – уточняет Иван Потапов. А вот по версии блоггера Misha Most, происшествие в Абвилле – часть целенаправленной политики «по опустошению европейских церквей, подмены морали и традиций», в результате которой многие храмы сдают свои помещения в аренду, либо попросту заброшены.

Тем временем, на сайте упомянутого выше Мариинского театра появились фотографии интерьеров второй сцены. После скандала, который вызвал облик нового здания, худрук театра Валерий Гергиев обещал на этот раз в хорошем смысле удивить всех внутренним дизайном и акустикой зала. Мнения блоггеров на этот счет разделились: вот, например, дизайнер Анатолий Сноп, комментируя свои фотографии порталу art1.ru, заметил, что внутри «все разрознено и не связано ни по архитектуре, ни по пространствам. Эта самопальщина попахивает советским «Домом быта»». Другие, напротив, нашли, что все гармонично и даже «по-бунтарски». Особенно впечатлило блоггеров обилие светящегося оникса. А Анатолий Белов в своем блоге написал, что после посещения второй сцены вместе с Джеком Даймондом, остался весьма доволен:  «Не понимаю, чего все так возмущаются – любимый всеми Григорян делает примерно тоже самое». И пусть архитектурный образ получился «никакой», добавляет Белов, «он все-таки лучше, чем мусорные мешки или золотая черепаха». Пользователь Александр Вайсфельд в ответ не нашел в интерьерах ничего по-настоящему «театрального», зато Михаил Белов с автором поста вполне согласен и свою лояльную к Мариинке позицию не изменил: «Совершенно прибалтийский театр с янтарным интерьером. Полагаю, что оперы тут ставить будут с размахом и большим культурным резонансом», – добавил архитектор.

Лучшие и худшие проекты, реализованные в последние годы в центре Санкт-Петербурга, между тем, выбрали читатели питерского портала Карповка.нет. Лучшим сетевые пользователи назвали бизнес-центр «Сенатор» на Большом проспекте Васильевского острова, а самыми неудачными – первый корпус жилого комплекса «Классика» на углу Малой и Глухой Зелениных улиц и реконструкцию Смольнинских бань. При этом сами блоггеры итогами голосования недовольны: в Петербурге, по их мнению, есть куда более серьезные «градостроительные преступления», к примеру, скандальные высотки жилых комплексов «Монблан» или «Финансист». Последний, как пишет Денис Садовский, «испоганил питерские панорамы не меньше – особенно эта жуть видна от Медного Всадника». А вот пользователь Гиппогриф не считает оба здания уродливыми: они не соответствуют окружению, но сами по себе сделаны добротно, считает блоггер, чего как раз не скажешь о нынешнем победителе: «Сенатор», по его словам, неинтересное, эпигонское здание, «усредненный такой какбэ классицизм без какой-либо искры творчества».

В Фейсбуке, тем временем, с интересом обсуждают новую рекламную кампанию московского Музея архитектуры им. Щусева. Кто-то в восторге и в архитектурных «айсбергах» ищет «скрытые смыслы», кто-то, напротив, называет ее «апофеозом пошлости». Впрочем, несмотря на критику, своей главной цели музей достиг – о нем вспомнили. Как пишет в своем блоге Андрей Логвин, «в нашем контексте эта достаточно «потная» реклама с плохой типографикой воспринимается как нечто выдающееся. Манит она в музей. Больше, чем вся вместе взятая реклама МУАРа, которую я видел до этого». – «Выглядит неплохо, – замечает, в свою очередь, Alexey V. Petrov, – но удручает следующая тенденция: мы настолько пресытились вау-факторами современной постмодернистской культуры, что прошлое и реальность кажутся нам слишком пресными, и мы выдумываем и напластовываем новые этажи, громоздим башенку за башенкой на то, в чем мы перестали видеть чудо».

«О каких таких скрытых смыслах поведает нам музей? – интересуется Елена Рымшина. – О правде Манежа? О правде архитектурных реставраций? О правде настоящей охраны памятников? Судя по этому плакату – наша с вами реальность, которая в подлинных памятниках не так хорошо изучена, представляется чем-то таким вялым и скучным, /…/ что нужно придумывать некую потаенность, искать янтарные комнаты в бункерах, чтобы оправдать существование музея, грустно все это...». А пользователь Алексей Михайлов растолковал принты так: «Вам кажется, что шедевры архитектуры – это нечто величественное, благородное и очень, очень гармоничное. Но на самом деле – это полная нелепица, тупое нагромождение бессмысленных архитектурных деталей и бездарный хаос. И все это мы вам растолкуем в нашем музее!».

Сергей Эстрин в своем блоге, тем временем, раскрыл одну из тайн рождения архитектурных набросков: оказывается, часть из них архитектор делает по время деловых переговоров в качестве своеобразного расслабления: «Мозг переключается с одной утомительной задачи (совещание) на задачу приятную (рисунок) и таким образом уменьшает утомление». По опубликованным в блоге рисункам можно с уверенностью сказать, что выходит вдвойне продуктивно.

А Михаил Белов в недавних постах снова вернулся к теме архитектурных советов, о которых не так давно писал. Несмотря на попытки Сергея Кузнецова обновить совет, разбавив его состав людьми «с очень неплохой профессиональной репутацией», ситуация, в которой, словами Михаила Белова, одни профессиональные архитекторы судят проекты других профессиональных архитекторов, по-прежнему вызывает «оторопь и недоумение»: «Рынок он на то и рынок, чтобы зачищать его под «кого-то», и этот «кто-то» совершенно не обязательно окажется способным поднять уровень московского зодчества до высокого уровня, скорее он просто совместит этот уровень со своим», – заключает архитектор.

Завершим обзор многолюдной дискуссией в блоге Александра Шумского (proboknet), опубликовавшего, по его словам, «самую наглядную версию возможного будущего Ленинского проспекта». В интернете появилось уже несколько альтернативных вариантов реконструкции, к примеру, с приоритетом общественному транспорту и трамвайной линией по центру у «Городских проектов». Особенность проекта у proboknet в том, что дорога в бортах остается на том же расстоянии от жилых домов, а улучшение трафика достигается не за счет расширения проспекта, а за счет строительства тоннелей и одной эстакады (там, где под землей проходит линия метро), отмечает блоггер. Впрочем, даже одной достаточно, чтобы испортить жизнь жителям соседних домов, заметили пользователи, которым также не понравилось отсутствие на картинках полос для общественного транспорта. А блоггер sopass предложил вообще оставить Ленинский в покое и использовать в качестве скоростной магистрали предусмотренный Генпланом дублёр между улицами Вавилова и Профсоюзной.

17 Апреля 2013

Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.