Блоги: 21–27 марта

Блоггеры спорят о модернизации советских микрорайонов и ценностях квартальной застройки, размышляют о самоуправлении городских сообществ и ищут способ навести порядок во дворах многоэтажек.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

27 Марта 2013
mainImg
На прошедшей неделе в блогах много рассуждали о проблемах российской урбанистики. Антон Шаталов, к примеру, затеял в своем журнале любопытную дискуссию на тему городских пространств. Дефицитом мест коммуникации людей, вроде классических площадей, скверов и улиц, жители российских городов, по мнению блоггера, обязаны советским градостроителям, не делавшим различия между частным и общественным: «Свободная планировка городов дала волю фантазии архитектора, и мы получили причудливые рисунки на земле (в народе «колбаски», «закорючки», «червячки») и полное отсутствие классических пространств, – замечает автор блога. – То, что по определению было частным – стало общественным, а то, что было общественным – стало ничьим».
 
zooming
Микрорайонная застройка Строгино. Фото: townplanner.livejournal.com
Фото: die-morda-die.livejournal.com

Навести порядок во дворах многоквартирных домов, таким образом, можно лишь внушив их жителям, что двор – это их частное пространство, заключает Антон Шаталов. А вот пользователь Александр Антонов в сообществе RUPA замечает, что пока эта теория работает лишь в исторической квартальной застройке; население модернистских микрорайонов «реквартализации» активно сопротивляется: «Я думаю, надо в наших городах разрешить ничье пространство между домами нарезать на участки по 2 сотки и делать огородики с заборчиками – вот это пойдет на ура, свободная низкоплотная 5-тиэтажная застройка, а внутри нее заборчики, сарайчики, погреба, кошары с овечками». Александр Ложкин отмечает в комментариях, что именно квартал является «наиболее разумным инструментом, позволяющим разграничить частное и общественное». Границы, добавляет Антон Шаталов, нужно отметить средствами дизайна, взяв за образец, к примеру, практичных немцев, у которых, как пишет блоггер, «хорошо получается репарцелляция и гуманизация старых ГДРвских микрорайонов».

Подробнее о том, как в Европе научились реконструировать типовые микрорайоны, пишет автор блога townplanner.livejournal.com. Осознав, что утверждение микрорайона в качестве базовой единицы городского расселения – прошлый век, европейцы, пишет townplanner, тем не менее, не стали сносить под корень все наследие модернизма. Вместо этого, они перестраивают панельные многоэтажки и меняют планировку типовых кварталов. Нечто подобное, отмечает автор блога, предлагали, в частности, авторы пермского мастер-плана бюро KCAP. Впрочем, как комментирует Александр Ложкин, модернизация типового жилья в России – дело будущего; пока более насущным для муниципалитетов остается расселение бараков и частного сектора.
zooming
Реконструкция типового панельного жилья. Штефан Форстер, Ляйнефельде. Фото: townplanner.livejournal.com

В отличие от урбанистов, обыкновенные жители далеко не всегда понимают ценность низкоплотной квартальной застройки. Вот, например, часть жильцов Буденновского рабочего поселка, который московские власти наметили к сносу, не возражает променять его на панельную многоэтажку. В Европе такой поселок с уникальным для мегаполиса расселением в 20 человек на один квадратный километр давно бы сделали элитным кварталом. А в Москве бесспорный памятник конструктивизма, в защиту которого в своем блоге на Сноб.ру пишет Петр Налич, теперь вполне может стать жертвой тех, кто специально довел свое жилье до аварийного состояния в надежде на переселение из коммуналки в отдельную квартиру.
zooming
Буденновский поселок. Фото: gazeta.ru

Низкой плотностью, в свою очередь, ценен и частный сектор, сохраняющийся до сих пор в черте многих крупных городов. Правда, как показывает интернет голосование на портале onliner.by по поводу Минска, многие с недоумением смотрят на «деревеньки» в центре города. «Частный сектор – это не зелёные оазисы, а огороженные заборами унылые полуразвалившиеся строения, вокруг которых навалено грязи и мусора», – пишет, к примеру, Yurand2. – Я всецело за парки, но против этих гнойников». В то же время в сети нашлось и немало противников уплотнения и «панельных гетто»; по их мнению, нужно сохранить сам принцип усадебной застройки, но «не со свиньями в сарайчике, а вполне себе ухоженный».
zooming
Минск. Частный сектор. Фото: realt.onliner.by

Блоггер Илья Варламов посвятил отдельный пост дворам многоквартирных домов. Ростки самоуправления тут довольно трудно пробивают себе дорогу, во всяком случае, как отмечает Варламов, абсолютное большинство дворов в Москве – это хаотичная парковка, где все свободное место занимают автомобили и небольшой кусочек выделяется для детской площадки. Некоторые жители, впрочем, отмечают пользователи, создают вполне успешное ТСЖ, наводят во дворе порядок, но при этом вынуждены отгородиться забором. Их, правда меньшинство, а вот большинство либо не готово тратить на благоустройство свои деньги, либо считает эту идею изначально провальной.
Фото: zyalt.livejournal.com

Федор Новиков в блоге радиостанции «Эхо Москвы» уверен, что городское сообщество не просто способно навести порядок в своем дворе, но и управлять целым городом. В будущем мэр и администрация будут не нужны, считает блоггер: именно от жителей, которых урбанистика прошлого века считала неспособными к самоуправлению, «в значительной мере будет зависеть комфортность городской среды и способность города быстро реагировать на проблемы и разрешать их». Для начала жителям нужно хотя бы «научиться выбирать старшего по лестничной площадке», – парирует автору пользователь lebedev_64. Vadimp считает, что в постиндустриальную эпоху мегаполисы вообще ожидает дезурбанизация, а вот pavel_liberal вполне верит в то, что мэр в скором будущем «будет не какой-то сакральной властью, а реально технической фигурой – сити-менеджером, избираемым на прозрачных конкурсных условиях».

В блоге «Архнадзора» в это время обсуждали опубликованный на сайте эскизный проект планировки территории ЗИЛа. Бывший промышленный гигант собираются перестроить либо в технополис, либо в т.н. «mixed-use», снеся при этом большую часть производственных корпусов, которым не нашли применения. Сохранению подлежит лишь «ядро охраны», чему аудитория «Архнадзора» не на шутку возмутилась: «Позор. Теперь «Архнадзор» публикует статьи оправдывающие сносы, – комментирует, к примеру, пользователь Сергей. – Не рассказывая подробно о том, что сносят, не рассказывая об альтернативах и способах спасения».
ЗИЛ. Фото: archnadzor.ru

Тем временем, еще один спор развернулся между «Архнадзором» и РЖД вокруг проекта реставрации Кругового депо. Как пишет в своем блоге президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, к реализации утвердили вариант, «максимально приближенный к историческому облику здания, но предполагающий демонтаж девяти радиусных ячеек-стойл со стороны проектируемых железнодорожных путей». В «Архнадзоре» это расценили как уничтожение половины вновь обретённого памятника. Блоггеры в свою очередь гадают, для чего будет использоваться перестроенное локомотивное депо и критикуют РЖД за многочисленные сносы старых вокзалов и станций, на месте которых, как пишет, к примеру, пользователь Сергей Головков,«появляются какие-то «модули», напоминающие контейнеры (вагончики)». Между тем, в блоге novser.livejournal.com нынешний спор стал поводом для интернет опроса: пользователи голосуют за и против реконструкции.
Проект реконструкции Кругового депо, ОАО «РЖД». Изображение: v-yakunin.livejournal.com

Возвращаясь в конце к главной теме обзора – судьбе микрорайонной застройки, приведем оригинальное мнение Михаила Белова. В своей недавней заметке про римский Пантеон архитектор заметил: «Когда у власти условный демос, все разворовывается и строят панельные трущобы; когда приходит тиран – то пирамиды и монументы среди этих трущоб». Современность навязывает модернистские ценности и в ней вот уже сто лет не появляются новые Пантеоны, замечает архитектор: «Так и живем. Рождаемся в черт знает каких зданиях; живем, правда, в разных; а болеем и умираем снова черт знает в чем. Хороним друг друга в ужасной и безобразной, и хуже всего, безвкусной и не умеющей стареть обстановке».

27 Марта 2013

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Геометрические игры
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, архитекторы Studio Ardete снабдили офисное здание выразительным фасадом с асимметричными балконами, оставшись в жестких рамках бюджета.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.