Блоги: 14–20 февраля

Авторы блогов пишут о вреде архитектурных советов и согласований, критикуют типовые проекты, спорят о хорошей современной архитектуре и ищут новые формы урбанизации мегаполисов.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

20 Февраля 2013
mainImg
При главном архитекторе Москвы реанимировали архитектурный совет: на прошлой неделе в мэрии, наконец, утвердили его состав, в сравнении с предшествующим несколько более прогрессивный. Теперь в его рядах появились архитектурный критик, иностранный специалист и ряд практикующих архитекторов с хорошей репутацией. Никто не ожидал, что реакция на новый состав совета будет целиком и полностью положительной, такого не бывает попросту никогда. В сети новость появились прохладные отзывы, посвященные, впрочем, не столько составу совета, сколько самому факту его существования как согласующей инстанции. Например, Михаил Белов в своем блоге заметил, что чем больше советов и согласований, тем больше развала и неразберихи, уродливых и бесполезных зданий. Как объясняет архитектор, львиная доля проектов на совет не попадает, а рассасывается на всевозможных регламентных комиссиях. При этом они оказываются в руках «эффективных менеджеров», которые, по словам автора блога, начинают чувствовать себя творческими личностями и «на авансцену выходит г-н «Средний уровень»». Михаил Белов сурово критикует «средний уровень» и противопоставляет ему «творческое лицо», пассионария с талантом и интеллектом, которого, впрочем, «еще надо вырастить».

Участники дискуссии, как и сам Белов, уверены, что Москве нужен не очередной совет, а жесткий регламент: «Если есть регламент (в Европе он формализуется мастер-планом), – пишет Евгений Зыков , – градостроительный совет нужен только для того, чтобы оценить, соответствует ли разработанный проект мастер-плану. Но для этого совет не нужен. Нужен один компетентный специалист…». – «Коллеги-конкуренты, люди с которыми ты делишь рынок, которые порой рисуют, мягко говоря, черте что, но при этом считают себя законодателями моды, и попавшие в этот совет не понятно по каким параметрам, имеют право вынести приговор, быть или не быть твоему проекту в жизни», – замечает Андрей Никитин. – Регламенту – да, вкусовщине, мне кажется, нет!»
zooming
Бангкок. Фото: raskalov-vit.livejournal.com
Изображение: facebook.com

В сообществе RUPA, тем временем, обсуждали любопытное интервью мексиканского урбаниста Мигеля Робле-Дюрана, изучающего развитие современных городов с позиции «марксизма-урбанизма». Робле-Дюран, в частности, ищет альтернативы «неолиберальной урбанизации» мегаполисов с их разгулом спекулятивного девелопмента. Такими, по его мнению, могли бы быть форматы, при которых сами жители участвуют в создании собственного города, в частности сообщества, которые занимаются строительством жилья для себя на неспекулятивных условиях, развитые, в частности, в США. Многие в сообществе с этим согласны, вот что пишет, к примеру, Александр Ложкин: «От директивного планирования пора переходить к индикативному и выстраивать рамки системы, в которой могли бы происходить органические, а не саморазрушающие города, как сейчас, процессы». Одним из таких новых форматов пользователь Евгений Тарло назвал линейный город вдоль суперсовременной транспортной линии с островками небольших центров, например Москва–Петербург. Впрочем, в ответ на это Александр Антонов предостерег от придумывания новых типов урбанизации там, где их нет.

Неплохой иллюстрацией на тему гиперурбанизации современных мегаполисов мог бы послужить фотоотчет в популярном блоге raskalov-vit.livejournal.com, запечатлевший столицу Таиланда Бангкок с высоты его многочисленных небоскребов. Виталий Раскалов нашел здесь «настоящий городской скайлайн», бассейны на крышах большинства гостиниц и фантастические развязки высотой с 10-тиэтажные здания. Некоторый скепсис в эту красочную картину пришлось внести в комментариях пользователям, которые напомнили, что на уровне пешеходов «красоты хай-тека» сменяются узкими тротуарами, трущобами, пробками и бетонными стенами.
zooming
Бангкок. Фото: raskalov-vit.livejournal.com

В сообществе moya-moskva.livejournal.com на днях изучали большой транспортный проект реконструкции Ленинского проспекта, который по замыслу его инициаторов должен стать одной из главных магистралей разросшейся Москвы. «Нам упорно утверждают, что Новая Москва будет ехать по новым хордам до ближайших станций железной дороги, где можно будет пересесть на электричку и добраться в центр», – пишут в блоге. Однако пользователи сомневаются, чего ждать от проекта больше – улучшения трафика или экологической катастрофы. Вот, например, блоггер lepestriny считает намеченную реконструкцию исключительно вредной, поскольку она никак не развивает общественный транспорт, а «обслуживает только задачу 15-20% увеличения автотранзитной пропускной способности участков, оставляя за кадром простой факт, что это не загородное шоссе, а густонаселенный проспект, имеющий множество примыканий…». Другие называют проект хорошим и щадящим и предлагают дополнить его скоростным трамваем по центру проспекта. Правда, несогласных все-таки больше, недавно они создали целое сообщество len_prospekt, где предполагают совместными усилиями бороться за отмену проекта.
zooming
Скоростной трамвай на Ленинском проспекте. Изображение: moya-moskva.livejournal.com

А на портале the-village.ru блоггеры прокомментировали новую концепцию развития московских бульваров, разработанную бюро Wowhaus. Сделать их более привлекательными для москвичей архитекторы предлагают при помощи мобильных конструкций – магазинчиков, велопрокатов, кофеен и инфоцентров. Впрочем, по мнению блоггеров, к пешеходным зонам нужно подходить более фундаментально. Например, пользователь Sandro Sherents замечает, что «отношение у мэрии слишком формальное, учитывая, что даже конкурса на эту тему не было никакого. Палатки снесли, палатки поставили – круговорот палаток в природе». – «Лавочки и магазинчики – это, конечно, прекрасно, но к проблеме надо шире подходить», – соглашается lena_lena. – У нас сейчас проблемы всех мест притяжения для гуляющих заключаются в том, что все объекты разрознены и не соединены никак между собой. Самый кричащий пример – с Артплеем или Винзаводом…».
Деревянный пешеходный мост на Трубной площади. Бюро Wowhaus. Изображение: the-village.ru

Блоггерские круги Питера, тем временем, расшевелила очередная градостроительная инициатива местных властей, которые решили внести ограничения в градкодекс по высотности зданий в радиусе 10 км от границ города. Так, в Ленобласти предложено не строить выше 40 метров, т.е. 12-ти этажей. Впрочем, в блоге Фонтанки эту идею нашли утопичной: как пишет, к примеру, Stroischik, чтобы сохранить «небесную линию» Петербурга, «нужен единый генплан развития города и области, в пределах, скажем, 50 км. Тогда, есть какой-то шанс, что мы получим настоящий мегаполис, вроде Иль-де-франс». Пользователь max21 добавляет, что если застройщик захочет построить кучу высоток, то он их все равно построит, даже с нынешними поправками, просто за одобрением на «отклонение» он пойдет не в муниципалитет, а в правительство области.

А на сайте Москомархитектуры недавно появились новые типовые проекты для разнообразных городских объектов – от детских садиков и школ до парковок и пешеходных переходов. Главный столичный архитектор Сергей Кузнецов считает, что сделать типовые объекты интересными и удобными вполне реально, правда, у сетевой аудитории Архи.ру такая позиция одобрения не нашла: «Советский опыт в полной мере доказал неэффективность типового проектирования, как с точки зрения создания однообразной среды, пагубно влияющей на человека, так и с экономической точки зрения, – пишет, к примеру, Иван Перминов. – Стоимость привязки типового объекта доходила до 70% от индивидуального…». – Как их не разукрашивай, в типовых проектах нет смысла, соглашается Дмитрий Хмельницкий. Тем более когда в них также отсутствуют новые идеи и современные строительные материалы, добавляет пользователь Alexander Neizvestnyi.
zooming
Дошкольное образовательное учреждение на 5 групп (120 мест) для затеснённых условий застройки VI-70. Варианты фасадных решений к утвержденному проекту. МНИИТЭП. Изображение: Архи.ру

Очередной урок «хорошей архитектуры», между тем, своим читателям устроил популярный блоггер Илья Варламов, предложив прокомментировать отобранные им в Европе образцовые современные здания. Большинство из них находится в Голландии, но есть также Копенгаген, Мехико, Валенсия и др. Нет только российских примеров – как пишет Варламов, на «хорошую качественную современную архитектуру у нас просто нет заказчика». Впрочем, хорошей, как заметили блоггеры, у Варламова всегда оказывается ультрасовременная архитектура, а судит автор исключительно по внешнему виду: «Нравится – не нравится, это пожалуйста, но архитектура помимо фасада имеет еще много чего внутри и вокруг», возражает пользователь Олег Семёнов. – Квадратные курятники в исторической застройке ничуть не лучше, новый Райт или Корбюзье ещё не родился». – «Нельзя согласится с тем что все, что сейчас строится классического, это подделки, – добавляет ytimchuk. – Филиппов строит вполне себе классику, и не он один. Я бы хотел жить в городе, который он и его единомышленники построили бы целиком».
zooming
Квартал Фуненпарк в Амстердаме. Фото zyalt.livejournal.com

И напоследок о победителе конкурса на павильон Беларуси к грядущей выставке EXPO-2015 в Милане: на днях его обсуждали в блоге darriuss.livejournal.com и на портале onliner.by. На заявленную для EXPO тему «Накормить планету» коллектив победителей ответил весьма оригинальной конструкцией павильона в виде искусственного холма, разрезанного гигантским деревянным колесом. Впрочем, блоггеров более заинтересовали проекты, не попавшие в финал, к примеру, «концептуальный павильон Беларуси» в виде участка, плотно засаженного картофелем.
zooming
Победители конкурса на проект павильона Беларуси для EXPO-2015 - авторская группа в составе И.Козюлькова, Д.Беляковича, А.Шипилова. Изображение: darriuss.livejournal.com

20 Февраля 2013

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни