Блоги: 14–20 февраля

Авторы блогов пишут о вреде архитектурных советов и согласований, критикуют типовые проекты, спорят о хорошей современной архитектуре и ищут новые формы урбанизации мегаполисов.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

20 Февраля 2013
mainImg
При главном архитекторе Москвы реанимировали архитектурный совет: на прошлой неделе в мэрии, наконец, утвердили его состав, в сравнении с предшествующим несколько более прогрессивный. Теперь в его рядах появились архитектурный критик, иностранный специалист и ряд практикующих архитекторов с хорошей репутацией. Никто не ожидал, что реакция на новый состав совета будет целиком и полностью положительной, такого не бывает попросту никогда. В сети новость появились прохладные отзывы, посвященные, впрочем, не столько составу совета, сколько самому факту его существования как согласующей инстанции. Например, Михаил Белов в своем блоге заметил, что чем больше советов и согласований, тем больше развала и неразберихи, уродливых и бесполезных зданий. Как объясняет архитектор, львиная доля проектов на совет не попадает, а рассасывается на всевозможных регламентных комиссиях. При этом они оказываются в руках «эффективных менеджеров», которые, по словам автора блога, начинают чувствовать себя творческими личностями и «на авансцену выходит г-н «Средний уровень»». Михаил Белов сурово критикует «средний уровень» и противопоставляет ему «творческое лицо», пассионария с талантом и интеллектом, которого, впрочем, «еще надо вырастить».

Участники дискуссии, как и сам Белов, уверены, что Москве нужен не очередной совет, а жесткий регламент: «Если есть регламент (в Европе он формализуется мастер-планом), – пишет Евгений Зыков , – градостроительный совет нужен только для того, чтобы оценить, соответствует ли разработанный проект мастер-плану. Но для этого совет не нужен. Нужен один компетентный специалист…». – «Коллеги-конкуренты, люди с которыми ты делишь рынок, которые порой рисуют, мягко говоря, черте что, но при этом считают себя законодателями моды, и попавшие в этот совет не понятно по каким параметрам, имеют право вынести приговор, быть или не быть твоему проекту в жизни», – замечает Андрей Никитин. – Регламенту – да, вкусовщине, мне кажется, нет!»
zooming
Бангкок. Фото: raskalov-vit.livejournal.com
Изображение: facebook.com

В сообществе RUPA, тем временем, обсуждали любопытное интервью мексиканского урбаниста Мигеля Робле-Дюрана, изучающего развитие современных городов с позиции «марксизма-урбанизма». Робле-Дюран, в частности, ищет альтернативы «неолиберальной урбанизации» мегаполисов с их разгулом спекулятивного девелопмента. Такими, по его мнению, могли бы быть форматы, при которых сами жители участвуют в создании собственного города, в частности сообщества, которые занимаются строительством жилья для себя на неспекулятивных условиях, развитые, в частности, в США. Многие в сообществе с этим согласны, вот что пишет, к примеру, Александр Ложкин: «От директивного планирования пора переходить к индикативному и выстраивать рамки системы, в которой могли бы происходить органические, а не саморазрушающие города, как сейчас, процессы». Одним из таких новых форматов пользователь Евгений Тарло назвал линейный город вдоль суперсовременной транспортной линии с островками небольших центров, например Москва–Петербург. Впрочем, в ответ на это Александр Антонов предостерег от придумывания новых типов урбанизации там, где их нет.

Неплохой иллюстрацией на тему гиперурбанизации современных мегаполисов мог бы послужить фотоотчет в популярном блоге raskalov-vit.livejournal.com, запечатлевший столицу Таиланда Бангкок с высоты его многочисленных небоскребов. Виталий Раскалов нашел здесь «настоящий городской скайлайн», бассейны на крышах большинства гостиниц и фантастические развязки высотой с 10-тиэтажные здания. Некоторый скепсис в эту красочную картину пришлось внести в комментариях пользователям, которые напомнили, что на уровне пешеходов «красоты хай-тека» сменяются узкими тротуарами, трущобами, пробками и бетонными стенами.
zooming
Бангкок. Фото: raskalov-vit.livejournal.com

В сообществе moya-moskva.livejournal.com на днях изучали большой транспортный проект реконструкции Ленинского проспекта, который по замыслу его инициаторов должен стать одной из главных магистралей разросшейся Москвы. «Нам упорно утверждают, что Новая Москва будет ехать по новым хордам до ближайших станций железной дороги, где можно будет пересесть на электричку и добраться в центр», – пишут в блоге. Однако пользователи сомневаются, чего ждать от проекта больше – улучшения трафика или экологической катастрофы. Вот, например, блоггер lepestriny считает намеченную реконструкцию исключительно вредной, поскольку она никак не развивает общественный транспорт, а «обслуживает только задачу 15-20% увеличения автотранзитной пропускной способности участков, оставляя за кадром простой факт, что это не загородное шоссе, а густонаселенный проспект, имеющий множество примыканий…». Другие называют проект хорошим и щадящим и предлагают дополнить его скоростным трамваем по центру проспекта. Правда, несогласных все-таки больше, недавно они создали целое сообщество len_prospekt, где предполагают совместными усилиями бороться за отмену проекта.
zooming
Скоростной трамвай на Ленинском проспекте. Изображение: moya-moskva.livejournal.com

А на портале the-village.ru блоггеры прокомментировали новую концепцию развития московских бульваров, разработанную бюро Wowhaus. Сделать их более привлекательными для москвичей архитекторы предлагают при помощи мобильных конструкций – магазинчиков, велопрокатов, кофеен и инфоцентров. Впрочем, по мнению блоггеров, к пешеходным зонам нужно подходить более фундаментально. Например, пользователь Sandro Sherents замечает, что «отношение у мэрии слишком формальное, учитывая, что даже конкурса на эту тему не было никакого. Палатки снесли, палатки поставили – круговорот палаток в природе». – «Лавочки и магазинчики – это, конечно, прекрасно, но к проблеме надо шире подходить», – соглашается lena_lena. – У нас сейчас проблемы всех мест притяжения для гуляющих заключаются в том, что все объекты разрознены и не соединены никак между собой. Самый кричащий пример – с Артплеем или Винзаводом…».
Деревянный пешеходный мост на Трубной площади. Бюро Wowhaus. Изображение: the-village.ru

Блоггерские круги Питера, тем временем, расшевелила очередная градостроительная инициатива местных властей, которые решили внести ограничения в градкодекс по высотности зданий в радиусе 10 км от границ города. Так, в Ленобласти предложено не строить выше 40 метров, т.е. 12-ти этажей. Впрочем, в блоге Фонтанки эту идею нашли утопичной: как пишет, к примеру, Stroischik, чтобы сохранить «небесную линию» Петербурга, «нужен единый генплан развития города и области, в пределах, скажем, 50 км. Тогда, есть какой-то шанс, что мы получим настоящий мегаполис, вроде Иль-де-франс». Пользователь max21 добавляет, что если застройщик захочет построить кучу высоток, то он их все равно построит, даже с нынешними поправками, просто за одобрением на «отклонение» он пойдет не в муниципалитет, а в правительство области.

А на сайте Москомархитектуры недавно появились новые типовые проекты для разнообразных городских объектов – от детских садиков и школ до парковок и пешеходных переходов. Главный столичный архитектор Сергей Кузнецов считает, что сделать типовые объекты интересными и удобными вполне реально, правда, у сетевой аудитории Архи.ру такая позиция одобрения не нашла: «Советский опыт в полной мере доказал неэффективность типового проектирования, как с точки зрения создания однообразной среды, пагубно влияющей на человека, так и с экономической точки зрения, – пишет, к примеру, Иван Перминов. – Стоимость привязки типового объекта доходила до 70% от индивидуального…». – Как их не разукрашивай, в типовых проектах нет смысла, соглашается Дмитрий Хмельницкий. Тем более когда в них также отсутствуют новые идеи и современные строительные материалы, добавляет пользователь Alexander Neizvestnyi.
zooming
Дошкольное образовательное учреждение на 5 групп (120 мест) для затеснённых условий застройки VI-70. Варианты фасадных решений к утвержденному проекту. МНИИТЭП. Изображение: Архи.ру

Очередной урок «хорошей архитектуры», между тем, своим читателям устроил популярный блоггер Илья Варламов, предложив прокомментировать отобранные им в Европе образцовые современные здания. Большинство из них находится в Голландии, но есть также Копенгаген, Мехико, Валенсия и др. Нет только российских примеров – как пишет Варламов, на «хорошую качественную современную архитектуру у нас просто нет заказчика». Впрочем, хорошей, как заметили блоггеры, у Варламова всегда оказывается ультрасовременная архитектура, а судит автор исключительно по внешнему виду: «Нравится – не нравится, это пожалуйста, но архитектура помимо фасада имеет еще много чего внутри и вокруг», возражает пользователь Олег Семёнов. – Квадратные курятники в исторической застройке ничуть не лучше, новый Райт или Корбюзье ещё не родился». – «Нельзя согласится с тем что все, что сейчас строится классического, это подделки, – добавляет ytimchuk. – Филиппов строит вполне себе классику, и не он один. Я бы хотел жить в городе, который он и его единомышленники построили бы целиком».
zooming
Квартал Фуненпарк в Амстердаме. Фото zyalt.livejournal.com

И напоследок о победителе конкурса на павильон Беларуси к грядущей выставке EXPO-2015 в Милане: на днях его обсуждали в блоге darriuss.livejournal.com и на портале onliner.by. На заявленную для EXPO тему «Накормить планету» коллектив победителей ответил весьма оригинальной конструкцией павильона в виде искусственного холма, разрезанного гигантским деревянным колесом. Впрочем, блоггеров более заинтересовали проекты, не попавшие в финал, к примеру, «концептуальный павильон Беларуси» в виде участка, плотно засаженного картофелем.
zooming
Победители конкурса на проект павильона Беларуси для EXPO-2015 - авторская группа в составе И.Козюлькова, Д.Беляковича, А.Шипилова. Изображение: darriuss.livejournal.com


20 Февраля 2013

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.