Пресса: 3–8 декабря

В Петербурге продолжается обсуждение программы развития исторического центра. А в Москве – вопросов развития промышленных зон. Об этих и других новостях – в нашем новом обзоре прессы.


На прошедшей неделе в Санкт-Петербурге вновь разгорелись споры вокруг Программы сохранения и развития исторического центра. 6 декабря Концепцию обсуждали на заседании Совета по культурному наследию. Без недоразумений не обошлось. Как рассказал ИА REGNUM депутат фракции «Яблоко» Борис Вишневский, его вместе с коллегой из «ЛДПР» не пустили на заседание. Это было сделано по распоряжению главы КГИОП Александра Макарова, заявившего, что «ему скандал не нужен». На мероприятии не было и членов комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) – ведомства, собственно и занимавшегося разработкой Программы. В ходе заседания, по информации «Карповки», архитектор Никита Явейн представил разработанный его студией и занявший первое место на конкурсе проект развития двух территорий исторического центра – «Конюшенной» и «Северной Коломны – Новой Голландии». На замечания горожан о том, что заложенные в проекте изменения противоречат закону, архитектор ответил: с таким законом «город будет медленно и спокойно умирать», – и предложил сформировать в Петербурге новый градсовет, который бы разрешал отклоняться от существующего градостроительного законодательства.

После выступления Явейна, как пишет ИА REGNUM, благодаря сопредседателю ВООПИиК Александру Марголису, выяснилось, что проект «Студии 44» и Программа развития не согласованы между собой. Более того, в Концепции нет ни слова о реставрации, а только о реконструкции и капитальном ремонте. Подводя итоги заседания, члены Совета приняли решение обратиться к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой передать разработку программы от КЭРППиТ к профильным ведомствам – КГИОП и КГА.

Интересную статью, посвящённую всё той же животрепещущей теме развития исторического центра, разместила «Новая газета СПб». Оказывается, подобная программа уже была разработана, ни много ни мало – 25 лет назад. Создававшаяся неспешно, в течение семи лет, коллективом специалистов во главе с градостроителем Валерием Назаровым, она подразумевала гораздо более бережное отношение к исторической застройке города.

Архитектор Юрий Земцов (один из руководителей бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры») в интервью «Карповке» сказал: «К массовой реконструкции я отношусь отрицательно. Для сохранения центра реконструкцию надо вести по отдельным земельным участкам, отдельным домам». Он также заметил, что относится скептически к попыткам современных зодчих строить здания в стиле ушедших эпох: «Каждое время оставляло и оставляет в Петербурге свои следы. И в этой исторической глубине <...> заключается интерес города. И сейчас делать так, чтобы никто не догадался, когда это построено, неправильно».

Проблему сохранения исторических зданий Санкт-Петербурга исследовал на неделе «Мой район». Приводя очень меткие слова главного редактора «Карповки» Дмитрия Ратникова: «У любого здания должен быть владелец, который может закрыть окна, соорудить крышу и так далее», – издание рассказывает о том, что существует как минимум 5 вариантов приспособления таких построек к современному использованию: в качестве доходных домов для работников ЖКХ, социального жилья для молодёжи, бизнес-офисов, бюджетных гостиниц и, наконец, учреждений культуры. Причём некоторые из вариантов уже успешно реализуются в Петербурге.

Но перейдём к столичным новостям. В Москве 4 и 5 декабря прошёл международный урбанистический форум. Одной из главных тем для обсуждения стали промышленные зоны города. Как пишет РБК Daily, мэрия озвучила стратегию развития промзон для Москвы и присоединённых территорий. Согласно этому плану, в пределах МКАД будут создавать по одному индустриальному парку каждые два года, а в «новой Москве» появятся четыре новые промзоны. В качестве резидентов туда привлекут «высокотехнологичные компании с высококвалифицированным персоналом». Также на форуме прошла презентация обновлённого проекта реконструкции ЗИЛ. Как пишет «Афиша», согласно новой концепции, территорию полуострова разделят на 4 части: парк Нагатинская пойма дополнят инфраструктурой для отдыхающих, треть территории оставят под промышленную функцию – здесь продолжат производство автомобилей, ещё одну часть займёт технопарк, куда входит развивающийся «Нагатино I-Land» и, наконец, оставшиеся площади отдадут под застройку жилыми и офисными помещениями. Памятники архитектуры, расположенные на территории завода, планируется сохранить.

«Афиша» также приводит слова главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова о том, что развивать юго-восточные регрессирующие промышленные территории жизненно необходимо: «На юго-востоке целый конгломерат промышленных зон, которые перестали исполнять свою основную функцию – обеспечение людей работой, возможностью зарабатывать деньги и жить, не перемещаясь постоянно по городу. <...> Надо уравновешивать ситуацию, приводить туда интересные проекты». По информации «Вестей», проект реконструкции ЗИЛ уже назван уникальным, поскольку нигде в мире опыта преобразования промзон такого масштаба ещё не было.

Помимо обсуждения вопросов «серых поясов» на форуме поговорили о генплане и о разрабатываемом в данный момент мастер-плане Москвы. РИА Новости опубликовало высказывание Сергея Кузнецова, заявившего, что некоторые из участников конкурса на концепцию развития московской агломерации будут привлечены к разработке мастер-плана. А «Московские новости» представили читателям выдержки из выступления главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина. Он рассказал об отличиях генплана и мастер-плана, об ошибках в существующем Генплане, грядущем развитии транспортной инфраструктуры и о том, будут ли застраивать исторический центр.

Как известно, вопросы преобразования промзон актуальны сейчас не только для Москвы, но и для Петербурга. На прошедшем форуме «Будущий Петербург» четыре группы студентов-архитекторов, работая в экспериментальной мастерской, подготовили проекты развития «серого пояса», а именно: Балтийского вокзала и площади в радиусе километра вокруг него. О проектах рассказал The Village. В первом предлагается развивать территорию точечно, путём создания в бывших промышленных зданиях так называемых «центров притяжения». Второй подразумевает комплексное и поэтапное преобразование, с постепенным переходом от малозатратных проектов к крупному строительству. Согласно третьей концепции, промзоны сделают достопримечательностями. И, наконец, четвёртый вариант – создание на территории центра мебельного дизайна и производства, что, как предполагается, объединит район.

«Известия» на прошедшей неделе познакомили читателей сразу с несколькими инициативами московских властей. Пешеходные переходы на крупных столичных магистралях будут убирать под землю. Пешеходные пространства планируют разделить на внутреннюю зону, где приоритет отдадут пешеходам, и внешнюю. Общественные пространства Москвы могут накрыть прозрачными крышами, пропускающими ультрафиолетовые лучи и задерживающими холод. Также издание пишет о возможном обустройстве подводных парковок в Москве и о том, что в спальных районах столицы появится новый вид социального жилья – так называемые дома-«кукурузы» с округлыми формами и парковками на двух нижних этажах.

Как всегда, на этой неделе не обошлось и без разговоров о наследии. «Архнадзор» с осторожной надеждой написал о работах, проводимых сейчас на Круговом депо: «Это начало – как мы надеемся – реставрационных работ…». Историческую постройку XIX века освобождают от более поздних наслоений, и, вероятно, совсем скоро во всей красе предстанет «первое паровозное депо Москвы». Вместе с тем, судьба здания ещё окончательно не определена, угроза сноса почти половины постройки до сих пор реальна. Хотя, как отмечают градозащитники, РЖД готово к диалогу, что позволяет надеяться на сохранение постройки целиком.

Из Великого Новгорода новости, напротив, пришли не столь радостные. В репортаже телеканала «ТВ центр» рассказывается о плачевном состоянии церкви Петра и Павла на Синичьей горе – уникального памятника русского зодчества XII века, охраняемого ЮНЕСКО. «За 900 лет своего существования церковь пережила пожары, наводнения, нашествия иноземцев, две мировых войны и революции и, вот, рискует развалиться в год, когда празднуется 1150-я годовщина основания русского государства».

08 Декабря 2012

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.