В Петербурге продолжается обсуждение программы развития исторического центра. А в Москве – вопросов развития промышленных зон. Об этих и других новостях – в нашем новом обзоре прессы.
На прошедшей неделе в Санкт-Петербурге вновь разгорелись споры вокруг Программы сохранения и развития исторического центра. 6 декабря Концепцию обсуждали на заседании Совета по культурному наследию. Без недоразумений не обошлось. Как рассказал ИА REGNUM депутат фракции «Яблоко» Борис Вишневский, его вместе с коллегой из «ЛДПР» не пустили на заседание. Это было сделано по распоряжению главы КГИОП Александра Макарова, заявившего, что «ему скандал не нужен». На мероприятии не было и членов комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) – ведомства, собственно и занимавшегося разработкой Программы. В ходе заседания, по информации «Карповки», архитектор Никита Явейн представил разработанный его студией и занявший первое место на конкурсе проект развития двух территорий исторического центра – «Конюшенной» и «Северной Коломны – Новой Голландии». На замечания горожан о том, что заложенные в проекте изменения противоречат закону, архитектор ответил: с таким законом «город будет медленно и спокойно умирать», – и предложил сформировать в Петербурге новый градсовет, который бы разрешал отклоняться от существующего градостроительного законодательства.
После выступления Явейна, как пишет ИА REGNUM, благодаря сопредседателю ВООПИиК Александру Марголису, выяснилось, что проект «Студии 44» и Программа развития не согласованы между собой. Более того, в Концепции нет ни слова о реставрации, а только о реконструкции и капитальном ремонте. Подводя итоги заседания, члены Совета приняли решение обратиться к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой передать разработку программы от КЭРППиТ к профильным ведомствам – КГИОП и КГА.
Интересную статью, посвящённую всё той же животрепещущей теме развития исторического центра, разместила «Новая газета СПб». Оказывается, подобная программа уже была разработана, ни много ни мало – 25 лет назад. Создававшаяся неспешно, в течение семи лет, коллективом специалистов во главе с градостроителем Валерием Назаровым, она подразумевала гораздо более бережное отношение к исторической застройке города.
Архитектор Юрий Земцов (один из руководителей бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры») в интервью «Карповке» сказал: «К массовой реконструкции я отношусь отрицательно. Для сохранения центра реконструкцию надо вести по отдельным земельным участкам, отдельным домам». Он также заметил, что относится скептически к попыткам современных зодчих строить здания в стиле ушедших эпох: «Каждое время оставляло и оставляет в Петербурге свои следы. И в этой исторической глубине <...> заключается интерес города. И сейчас делать так, чтобы никто не догадался, когда это построено, неправильно».
Проблему сохранения исторических зданий Санкт-Петербурга исследовал на неделе «Мой район». Приводя очень меткие слова главного редактора «Карповки» Дмитрия Ратникова: «У любого здания должен быть владелец, который может закрыть окна, соорудить крышу и так далее», – издание рассказывает о том, что существует как минимум 5 вариантов приспособления таких построек к современному использованию: в качестве доходных домов для работников ЖКХ, социального жилья для молодёжи, бизнес-офисов, бюджетных гостиниц и, наконец, учреждений культуры. Причём некоторые из вариантов уже успешно реализуются в Петербурге.
Но перейдём к столичным новостям. В Москве 4 и 5 декабря прошёл международный урбанистический форум. Одной из главных тем для обсуждения стали промышленные зоны города. Как пишет РБК Daily, мэрия озвучила стратегию развития промзон для Москвы и присоединённых территорий. Согласно этому плану, в пределах МКАД будут создавать по одному индустриальному парку каждые два года, а в «новой Москве» появятся четыре новые промзоны. В качестве резидентов туда привлекут «высокотехнологичные компании с высококвалифицированным персоналом». Также на форуме прошла презентация обновлённого проекта реконструкции ЗИЛ. Как пишет «Афиша», согласно новой концепции, территорию полуострова разделят на 4 части: парк Нагатинская пойма дополнят инфраструктурой для отдыхающих, треть территории оставят под промышленную функцию – здесь продолжат производство автомобилей, ещё одну часть займёт технопарк, куда входит развивающийся «Нагатино I-Land» и, наконец, оставшиеся площади отдадут под застройку жилыми и офисными помещениями. Памятники архитектуры, расположенные на территории завода, планируется сохранить.
«Афиша» также приводит слова главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова о том, что развивать юго-восточные регрессирующие промышленные территории жизненно необходимо: «На юго-востоке целый конгломерат промышленных зон, которые перестали исполнять свою основную функцию – обеспечение людей работой, возможностью зарабатывать деньги и жить, не перемещаясь постоянно по городу. <...> Надо уравновешивать ситуацию, приводить туда интересные проекты». По информации «Вестей», проект реконструкции ЗИЛ уже назван уникальным, поскольку нигде в мире опыта преобразования промзон такого масштаба ещё не было.
Помимо обсуждения вопросов «серых поясов» на форуме поговорили о генплане и о разрабатываемом в данный момент мастер-плане Москвы. РИА Новости опубликовало высказывание Сергея Кузнецова, заявившего, что некоторые из участников конкурса на концепцию развития московской агломерации будут привлечены к разработке мастер-плана. А «Московские новости» представили читателям выдержки из выступления главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина. Он рассказал об отличиях генплана и мастер-плана, об ошибках в существующем Генплане, грядущем развитии транспортной инфраструктуры и о том, будут ли застраивать исторический центр.
Как известно, вопросы преобразования промзон актуальны сейчас не только для Москвы, но и для Петербурга. На прошедшем форуме «Будущий Петербург» четыре группы студентов-архитекторов, работая в экспериментальной мастерской, подготовили проекты развития «серого пояса», а именно: Балтийского вокзала и площади в радиусе километра вокруг него. О проектах рассказал The Village. В первом предлагается развивать территорию точечно, путём создания в бывших промышленных зданиях так называемых «центров притяжения». Второй подразумевает комплексное и поэтапное преобразование, с постепенным переходом от малозатратных проектов к крупному строительству. Согласно третьей концепции, промзоны сделают достопримечательностями. И, наконец, четвёртый вариант – создание на территории центра мебельного дизайна и производства, что, как предполагается, объединит район.
Проект развития промзоны №2, подготовленный одной из четырёх групп архитекторов-студентов в рамках форума «Будущий Петербург». Изображение с сайта the-village.ru
«Известия» на прошедшей неделе познакомили читателей сразу с несколькими инициативами московских властей. Пешеходные переходы на крупных столичных магистралях будут убирать под землю. Пешеходные пространства планируют разделить на внутреннюю зону, где приоритет отдадут пешеходам, и внешнюю. Общественные пространства Москвы могут накрыть прозрачными крышами, пропускающими ультрафиолетовые лучи и задерживающими холод. Также издание пишет о возможном обустройстве подводных парковок в Москве и о том, что в спальных районах столицы появится новый вид социального жилья – так называемые дома-«кукурузы» с округлыми формами и парковками на двух нижних этажах.
Как всегда, на этой неделе не обошлось и без разговоров о наследии. «Архнадзор» с осторожной надеждой написал о работах, проводимых сейчас на Круговом депо: «Это начало – как мы надеемся – реставрационных работ…». Историческую постройку XIX века освобождают от более поздних наслоений, и, вероятно, совсем скоро во всей красе предстанет «первое паровозное депо Москвы». Вместе с тем, судьба здания ещё окончательно не определена, угроза сноса почти половины постройки до сих пор реальна. Хотя, как отмечают градозащитники, РЖД готово к диалогу, что позволяет надеяться на сохранение постройки целиком.
Из Великого Новгорода новости, напротив, пришли не столь радостные. В репортаже телеканала «ТВ центр» рассказывается о плачевном состоянии церкви Петра и Павла на Синичьей горе – уникального памятника русского зодчества XII века, охраняемого ЮНЕСКО. «За 900 лет своего существования церковь пережила пожары, наводнения, нашествия иноземцев, две мировых войны и революции и, вот, рискует развалиться в год, когда празднуется 1150-я годовщина основания русского государства».