Стеклянный век архитектуры

15 июня в Экспоцентре на Красной Пресне в рамках 14-й международной выставки «Мир стекла» состоялось подведение итогов второго архитектурного конкурса «Стекло в архитектуре», организованного Союзом архитекторов России.

Автор текста:
Алла Павликова

18 Июня 2012
mainImg
По словам организаторов, в этом году в конкурсе участвовало много молодежи. Также много участников из регионов России: Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Пскова, Южно-Сахалинска и даже из ближнего зарубежья – из Астаны. Конкурс проходил в два этапа. Полуфиналисты были названы в конце апреля, на международной конференции «Стекло в архитектуре: возможности инноваций». В итоге ко второму туру подошли 4 проекта и 8 реализаций.

Экспозиция работ участников конкурса «Стекло в архитектуре» разместилась вокруг фонтана, в центре павильона «Форум», где с 13 по 16 июня проходила ежегодная выставка «Мир стекла». Здесь же, у фонтана, состоялась и торжественная церемония награждения победителей.

Открытие церемонии награждения лауреатов конкурса «Стекло в архитектуре». У микрофона – вице-президент САР Вячеслав Осипов. Фотографии А.Павликовой.
Вручение Гран-при представителю АБ «Земцов, Кондиайн и партнеры» за жилой комплекс «Diadema Club House».

Гран-при получил жилой комплекс «Diadema Club House» бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», не так давно сданный в эксплуатацию. Это пример элитной петербургской застройки на Крестовском острове. Расположенный на берегу реки Средней Невки комплекс разбит на несколько отдельных объемов, что придает ему соизмеримый среде масштаб. Открывающиеся из окон квартир виды объясняют обилие стекла на фасадах. Но самый показательный пример грамотного и одновременно зрелищного использования стекла – огромный светопрозрачный фонарь атриума длиной около 100 м, объединяющий все четыре башни комплекса. В нем устроен зимний сад.

Основным критерием оценки жюри была функциональная обоснованность употребления стекла в архитектуре. По словам члена жюри Владимира Юдинцева, архитекторы в отношениях со стеклом, наконец, пережили медовый месяц, длившийся более 25 лет, и вступили в фазу зрелости. Сегодня использование этого материала становится все более и более осмысленным. Именно поэтому результаты награждения не должны были никого удивить. Детище Юрия Земцова и Михаила Кондиайна демонстрирует не только обоснованность применения стекла, но и архитектурный смысл, воплощенный в форме и деталях, рождающих тот эффект, которого с другими материалами достичь невозможно.

zooming
Гран-при конкурса. Жилой комплекс «Diadema Clab House», Санкт-Петербург. ЗАО Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Авторский коллектив: Ю.Земцов (руководитель), М.Кондиайн, М.Веснина, А.Глазова. Фото www.mirstekla.ru
zooming
Гран-при конкурса. Зимний сад в жилом комплексе «Diadema Clab House», Санкт-Петербург. ЗАО Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Фото www.mirstekla.ru

В разделе «Постройки» золотой диплом был вручен архитекторам «Студии 44» и ТОО «Базис-Проект LTD» за Дворец творчества школьников в Астане. Эта работа в числе номинантов выглядела, пожалуй, наиболее выигрышно. Здание полностью выполнено из стекла, которое здесь проявляет себя практически во всех ипостасях: традиционное прозрачное, декоративное, стекло с цветной подложкой, гнутое, а также высокопрочное стекло с нанесением традиционных казахских орнаментов.

Золотой диплом. Дворец творчества школьников в Астане. Архитектурная мастерская «Студия 44» совместно с ТОО «Базис-Проект LTD». Авторский коллектив: Н.Явейн, С.Аксёнов, Д.Гордина, М.Замёлова, В.Зенкевич, И.Кожин, Д.Насонова, Н.Познянская, Н.Смолин, Я.Смолина, Г.Снежкин, при участии Н.Архиповой, И.Бритикова, М.Виноградовой, И.Григорьева, Н.Жукова, В.Жуковой, Е.Купцовой, Е.Логиновой, Н.Новоточинова, К.Счастливцевой, А.Яр-Скрябина. Фото www.mirstekla.ru

Помимо основной награды, Дворец школьников был еще дважды отмечен премиями партнеров конкурса. Представители компании «Астарта» даже придумали название этому проекту – «Экология души» и подарили расшитое панно в русском стиле, выполненное руками детей.

«Астарта» вручает подарки за Дворец творчества школьников в Астане.

Серебряные награды достались петербуржской мастерской «ППФ «А.Лен» за котельную стадиона «Зенит» и Тотану Кузембаеву за его стеклянную оранжерею в Пирогово. По словам организаторов, весьма показательно, что призовые места в этом году получили не только масштабные, но и совсем небольшие постройки и даже, казалось бы, такой совершенно утилитарный по определению проект, как котельная.

zooming
Серебряный диплом. Котельная стадиона «Зенит», Санкт-Петербург. ООО «ППФ «А.Лен». Авторский коллектив: С.Орешкин (руководитель), А.Никандров (ГАП), Е.Клименко, А.Сидорков (ГИП). Фото www.mirstekla.ru
Серебряный диплом. Оранжерея, Курорт Пирогово, Московская область. ООО «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева». Авторский коллектив: Т.Кузембаев (руководитель), А.Первенцев (ГАП), архитектор А.Измакова, конструктор С.Пенский. Фото www.mirstekla.ru

Иные весовые категории – у обладателей бронзовых дипломов. Здесь отличились высотный жилой комплекс «Ворота Прикамья», построенный в Перми по проекту бюро «Сатурн-Р», а рядом с ним интерьерная работа – офис компании «Аэроэкспресс» в Шереметьево.

Что касается первого бронзового призера, то здесь прозрачно все: это многофункциональный комплекс на левобережье Камы с панорамными жилыми квартирами за двойным вентилируемым фасадом из высокопрочного стекла.
А вот интерьер «Аэроэкспресса» привлек жюри другими качествами. Архитекторы Михаил Крымов и Алексей Горяинов вдохновились динамичной красно-серой символикой компании «Аэроэкспресс». А изогнутые стеклянные перегородки без видимых конструктивных элементов сделали пространство офиса легким и целостным.

Бронзовый диплом. Высотный жилой комплекс «Ворота Прикамья», Пермь. ООО «Сатурн-Р». Авторский коллектив: И.Луговой (руководитель), Л.Мельникова, А.Сабирянова. Фото www.mirstekla.ru
zooming
Бронзовый диплом. Офис компании «Аэроэкспресс» в международном аэропорту «Шереметьево». ООО «Арх групп». Авторский коллектив: М.Крымов, А.Горяинов. Фото www.mirstekla.ru

В разделе «Проекты» золотой диплом получил детский развлекательный центр «Два капитана» в Южно-Сахалинске (авторы проекта – компания «СЕВ.Р.ПРОЕКТ»), удививший жюри своей многоплановостью и многоцветием. Стекло здесь  доминирует, а цветовая палитра стеклянных поверхностей, по словам авторов, основана на теории Иоханнеса Иттена из книги «Искусство цвета».

Вручение золотого диплома в номинации «Проекты» компании «ООО «СЕВ.Р.ПРОЕКТ».
zooming
Золотой диплом. Проект детского развлекательного центра «Два капитана» в Южно-Сахалинске. СЕВЕРИН ПРОЕКТ «ООО «СЕВ.Р.ПРОЕКТ». Авторский коллектив: А.Балабин, Е.Аскарова, Т.Смекалина, Д.Сорокина. Фото www.mirstekla.ru

Научно-исследовательский корпус в Перми занял в конкурсе второе место. Фасады его геометрически правильного объема покрыты стеклом, укрепленным на сотообразной конструкции. Входной портал тоже выполнен из стекла и похож на небольшое отверстие в цельном объеме здания.

zooming
Серебряный диплом. Проект научно-исследовательского корпуса в Перми. ИП «Тарасенко В.С., ООО «ПСФ «Финист». Авторский коллектив: В.Тарасенко, С.Субботин, С.Ширяев. Фото www.mirstekla.ru

Бронзовый диплом получили архитекторы «Псковгражданпроекта», которые представили проект реконструкции заброшенной водонапорной башни конца XIX века в Печоре. Наделив здание новыми функциями (музей, смотровые площадки, кафе и др.), авторы создали и новый образ, в котором уживаются традиционный красный кирпич и стеклянный объем лестнично-лифтовой группы.

Бронзовый диплом. Проект реконструкции водонапорной башни в Печоре. ОАО институт «Псковгражданпроект». Авторский коллектив: Ю.Ширяев, Р.Юндин. Фото www.mirstekla.ru

Завершали победное шествие архитекторы фирмы «ИТАКА-Архитектура и дизайн», также награжденные бронзовым дипломом в номинации «Проекты». Их армянская церковь, в отличие от других представленных на конкурс работ, не изобилует стеклянными поверхностями. Однако стекло здесь имеет сакральный смысл. Три яруса окон располагаются на коническом теле здания таким образом, чтобы обеспечить круглогодичное освещение алтарной зоны. Есть и еще один секрет – стеклянные треугольные призмы, которые преломляют солнечные лучи, окрашивая белые стены храма всеми цветами радужного спектра.

zooming
Бронзовый диплом. Проект армянской церкви Св. Таркманчац. Республика Армения, Ереван. ООО «ИТАКА-Архитектура и дизайн». Авторский коллектив: Т.Ананян, В.Гоар, Б.Айк. Фото www.mirstekla.ru

Союз архитекторов России не обошел вниманием и другие конкурсные работы. Дипломы участников вручались всем конкурсантам без исключения. Были и специальные призы. Так, за оригинальное объемно-пространственное решение комплекса с функционально-обоснованным применением стекла награды получили МФК «Атлантик-сити» бюро «Студия 17» из Санкт-Петербурга и Бизнес-центр «Белоостровская 6» от «Архитектурной фабрики «32 Декабря» – оба проекта вошли в число полуфиналистов конкурса.

Еще два специальных диплома достались «НижегородгражданНИИпроекту» за реконструкцию Нижегородского Дворца спорта профсоюзов и проекту реконструкции здания аэровокзала ОАО «Аэропорт Ульяновск», авторы «Симбирскпроект».

Открывая церемонию награждения, Вячеслав Осипов заметил, что еще 20 лет назад архитектура переживала «каменный» век, так как основным строительным материалом оставался камень. Архитекторам приходилось «прыгать выше головы», чтобы создавать современные объекты. Сейчас стекло – удобное, безопасное, неприхотливое в эксплуатации, пластичное и эстетичное – значительно облегчило им жизнь, обозначив начало стеклянного века: «Мы говорим стекло – подразумеваем новая архитектура, говорим новая архитектура – подразумеваем стекло».

18 Июня 2012

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.