Стеклянный век архитектуры

15 июня в Экспоцентре на Красной Пресне в рамках 14-й международной выставки «Мир стекла» состоялось подведение итогов второго архитектурного конкурса «Стекло в архитектуре», организованного Союзом архитекторов России.

mainImg
По словам организаторов, в этом году в конкурсе участвовало много молодежи. Также много участников из регионов России: Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Пскова, Южно-Сахалинска и даже из ближнего зарубежья – из Астаны. Конкурс проходил в два этапа. Полуфиналисты были названы в конце апреля, на международной конференции «Стекло в архитектуре: возможности инноваций». В итоге ко второму туру подошли 4 проекта и 8 реализаций.

Экспозиция работ участников конкурса «Стекло в архитектуре» разместилась вокруг фонтана, в центре павильона «Форум», где с 13 по 16 июня проходила ежегодная выставка «Мир стекла». Здесь же, у фонтана, состоялась и торжественная церемония награждения победителей.

Открытие церемонии награждения лауреатов конкурса «Стекло в архитектуре». У микрофона – вице-президент САР Вячеслав Осипов. Фотографии А.Павликовой.
Вручение Гран-при представителю АБ «Земцов, Кондиайн и партнеры» за жилой комплекс «Diadema Club House».

Гран-при получил жилой комплекс «Diadema Club House» бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», не так давно сданный в эксплуатацию. Это пример элитной петербургской застройки на Крестовском острове. Расположенный на берегу реки Средней Невки комплекс разбит на несколько отдельных объемов, что придает ему соизмеримый среде масштаб. Открывающиеся из окон квартир виды объясняют обилие стекла на фасадах. Но самый показательный пример грамотного и одновременно зрелищного использования стекла – огромный светопрозрачный фонарь атриума длиной около 100 м, объединяющий все четыре башни комплекса. В нем устроен зимний сад.

Основным критерием оценки жюри была функциональная обоснованность употребления стекла в архитектуре. По словам члена жюри Владимира Юдинцева, архитекторы в отношениях со стеклом, наконец, пережили медовый месяц, длившийся более 25 лет, и вступили в фазу зрелости. Сегодня использование этого материала становится все более и более осмысленным. Именно поэтому результаты награждения не должны были никого удивить. Детище Юрия Земцова и Михаила Кондиайна демонстрирует не только обоснованность применения стекла, но и архитектурный смысл, воплощенный в форме и деталях, рождающих тот эффект, которого с другими материалами достичь невозможно.

zooming
Гран-при конкурса. Жилой комплекс «Diadema Clab House», Санкт-Петербург. ЗАО Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Авторский коллектив: Ю.Земцов (руководитель), М.Кондиайн, М.Веснина, А.Глазова. Фото www.mirstekla.ru
zooming
Гран-при конкурса. Зимний сад в жилом комплексе «Diadema Clab House», Санкт-Петербург. ЗАО Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Фото www.mirstekla.ru

В разделе «Постройки» золотой диплом был вручен архитекторам «Студии 44» и ТОО «Базис-Проект LTD» за Дворец творчества школьников в Астане. Эта работа в числе номинантов выглядела, пожалуй, наиболее выигрышно. Здание полностью выполнено из стекла, которое здесь проявляет себя практически во всех ипостасях: традиционное прозрачное, декоративное, стекло с цветной подложкой, гнутое, а также высокопрочное стекло с нанесением традиционных казахских орнаментов.

Золотой диплом. Дворец творчества школьников в Астане. Архитектурная мастерская «Студия 44» совместно с ТОО «Базис-Проект LTD». Авторский коллектив: Н.Явейн, С.Аксёнов, Д.Гордина, М.Замёлова, В.Зенкевич, И.Кожин, Д.Насонова, Н.Познянская, Н.Смолин, Я.Смолина, Г.Снежкин, при участии Н.Архиповой, И.Бритикова, М.Виноградовой, И.Григорьева, Н.Жукова, В.Жуковой, Е.Купцовой, Е.Логиновой, Н.Новоточинова, К.Счастливцевой, А.Яр-Скрябина. Фото www.mirstekla.ru

Помимо основной награды, Дворец школьников был еще дважды отмечен премиями партнеров конкурса. Представители компании «Астарта» даже придумали название этому проекту – «Экология души» и подарили расшитое панно в русском стиле, выполненное руками детей.

«Астарта» вручает подарки за Дворец творчества школьников в Астане.

Серебряные награды достались петербуржской мастерской «ППФ «А.Лен» за котельную стадиона «Зенит» и Тотану Кузембаеву за его стеклянную оранжерею в Пирогово. По словам организаторов, весьма показательно, что призовые места в этом году получили не только масштабные, но и совсем небольшие постройки и даже, казалось бы, такой совершенно утилитарный по определению проект, как котельная.

zooming
Серебряный диплом. Котельная стадиона «Зенит», Санкт-Петербург. ООО «ППФ «А.Лен». Авторский коллектив: С.Орешкин (руководитель), А.Никандров (ГАП), Е.Клименко, А.Сидорков (ГИП). Фото www.mirstekla.ru
Серебряный диплом. Оранжерея, Курорт Пирогово, Московская область. ООО «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева». Авторский коллектив: Т.Кузембаев (руководитель), А.Первенцев (ГАП), архитектор А.Измакова, конструктор С.Пенский. Фото www.mirstekla.ru

Иные весовые категории – у обладателей бронзовых дипломов. Здесь отличились высотный жилой комплекс «Ворота Прикамья», построенный в Перми по проекту бюро «Сатурн-Р», а рядом с ним интерьерная работа – офис компании «Аэроэкспресс» в Шереметьево.

Что касается первого бронзового призера, то здесь прозрачно все: это многофункциональный комплекс на левобережье Камы с панорамными жилыми квартирами за двойным вентилируемым фасадом из высокопрочного стекла.
А вот интерьер «Аэроэкспресса» привлек жюри другими качествами. Архитекторы Михаил Крымов и Алексей Горяинов вдохновились динамичной красно-серой символикой компании «Аэроэкспресс». А изогнутые стеклянные перегородки без видимых конструктивных элементов сделали пространство офиса легким и целостным.

Бронзовый диплом. Высотный жилой комплекс «Ворота Прикамья», Пермь. ООО «Сатурн-Р». Авторский коллектив: И.Луговой (руководитель), Л.Мельникова, А.Сабирянова. Фото www.mirstekla.ru
zooming
Бронзовый диплом. Офис компании «Аэроэкспресс» в международном аэропорту «Шереметьево». ООО «Арх групп». Авторский коллектив: М.Крымов, А.Горяинов. Фото www.mirstekla.ru

В разделе «Проекты» золотой диплом получил детский развлекательный центр «Два капитана» в Южно-Сахалинске (авторы проекта – компания «СЕВ.Р.ПРОЕКТ»), удививший жюри своей многоплановостью и многоцветием. Стекло здесь  доминирует, а цветовая палитра стеклянных поверхностей, по словам авторов, основана на теории Иоханнеса Иттена из книги «Искусство цвета».

Вручение золотого диплома в номинации «Проекты» компании «ООО «СЕВ.Р.ПРОЕКТ».
zooming
Золотой диплом. Проект детского развлекательного центра «Два капитана» в Южно-Сахалинске. СЕВЕРИН ПРОЕКТ «ООО «СЕВ.Р.ПРОЕКТ». Авторский коллектив: А.Балабин, Е.Аскарова, Т.Смекалина, Д.Сорокина. Фото www.mirstekla.ru

Научно-исследовательский корпус в Перми занял в конкурсе второе место. Фасады его геометрически правильного объема покрыты стеклом, укрепленным на сотообразной конструкции. Входной портал тоже выполнен из стекла и похож на небольшое отверстие в цельном объеме здания.

zooming
Серебряный диплом. Проект научно-исследовательского корпуса в Перми. ИП «Тарасенко В.С., ООО «ПСФ «Финист». Авторский коллектив: В.Тарасенко, С.Субботин, С.Ширяев. Фото www.mirstekla.ru

Бронзовый диплом получили архитекторы «Псковгражданпроекта», которые представили проект реконструкции заброшенной водонапорной башни конца XIX века в Печоре. Наделив здание новыми функциями (музей, смотровые площадки, кафе и др.), авторы создали и новый образ, в котором уживаются традиционный красный кирпич и стеклянный объем лестнично-лифтовой группы.

Бронзовый диплом. Проект реконструкции водонапорной башни в Печоре. ОАО институт «Псковгражданпроект». Авторский коллектив: Ю.Ширяев, Р.Юндин. Фото www.mirstekla.ru

Завершали победное шествие архитекторы фирмы «ИТАКА-Архитектура и дизайн», также награжденные бронзовым дипломом в номинации «Проекты». Их армянская церковь, в отличие от других представленных на конкурс работ, не изобилует стеклянными поверхностями. Однако стекло здесь имеет сакральный смысл. Три яруса окон располагаются на коническом теле здания таким образом, чтобы обеспечить круглогодичное освещение алтарной зоны. Есть и еще один секрет – стеклянные треугольные призмы, которые преломляют солнечные лучи, окрашивая белые стены храма всеми цветами радужного спектра.

zooming
Бронзовый диплом. Проект армянской церкви Св. Таркманчац. Республика Армения, Ереван. ООО «ИТАКА-Архитектура и дизайн». Авторский коллектив: Т.Ананян, В.Гоар, Б.Айк. Фото www.mirstekla.ru

Союз архитекторов России не обошел вниманием и другие конкурсные работы. Дипломы участников вручались всем конкурсантам без исключения. Были и специальные призы. Так, за оригинальное объемно-пространственное решение комплекса с функционально-обоснованным применением стекла награды получили МФК «Атлантик-сити» бюро «Студия 17» из Санкт-Петербурга и Бизнес-центр «Белоостровская 6» от «Архитектурной фабрики «32 Декабря» – оба проекта вошли в число полуфиналистов конкурса.

Еще два специальных диплома достались «НижегородгражданНИИпроекту» за реконструкцию Нижегородского Дворца спорта профсоюзов и проекту реконструкции здания аэровокзала ОАО «Аэропорт Ульяновск», авторы «Симбирскпроект».

Открывая церемонию награждения, Вячеслав Осипов заметил, что еще 20 лет назад архитектура переживала «каменный» век, так как основным строительным материалом оставался камень. Архитекторам приходилось «прыгать выше головы», чтобы создавать современные объекты. Сейчас стекло – удобное, безопасное, неприхотливое в эксплуатации, пластичное и эстетичное – значительно облегчило им жизнь, обозначив начало стеклянного века: «Мы говорим стекло – подразумеваем новая архитектура, говорим новая архитектура – подразумеваем стекло».

18 Июня 2012

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.