Прошлое недавнее. Еще не прошедшее

В рамках цикла дискуссий «Хранители», организованного Мосгорнаследием и институтом «Стрелка», 18 мая состоялась очередная встреча, посвященная архитектуре постсоветского периода. В беседе приняли участие архитекторы Борис Левянт, Сергей Скуратов, Сергей Ткаченко, коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов и главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов.

Автор текста:
Татьяна Шовская

mainImg
Попытки выявить среди архитектуры периода строительного бума 90-2000-х годов наиболее достойные объекты предпринимались и раньше. Свой рейтинг составлял журнал «Проект Россия»: туда вошли такие объекты как Московский Международный Банк на Пречистенской набережной и здание Макдональдса в Газетном переулке. Три известных архитектурных критика Николай Малинин, Григорий Ревзин и Елена Гонсалес в течение двух лет вели в Музее архитектуры проект «Строение номер...», в рамках которого каждый месяц выставлялось одно новое здание. В число избранных попали, в частности, торговый центр «Гвоздь» и дом «Патриарх». Другие эксперты составляли список из пяти лучших зданий, где фигурировал «Помпейский дом» Михаила Белова. Однако прежде чем пытаться подвести архитектурные итоги двадцатилетия, когда только в центре Москвы было построено примерно столько же, сколько за все время советской власти, необходимо выработать критерии, по которым будет оцениваться эта архитектура. С попытки их найти и началась дискуссия.

Алексей Муратов сказал, что в последнее время при обсуждении подобных тем произошла как будто малозаметная, но, тем не менее, очень значимая замена: вместо термина «памятники» все чаще употребляется слово «наследие». Таким образом на первый план выходит не память, а наследство, т.е. «добро», «имущество». Экономическая составляющая становится главной, и из классической триады Витрувия «польза-прочность-красота» предпочтения переходят к пользе. Действительно, приспособляемость и полифункциональность зданий – вот наиболее востребованный критерий, а красота как универсальное понятие не существует. Сергей Скуратов согласился с ним в том, что только способное к развитию – будь то здание или человек – может прожить долгую в своих масштабах и красивую жизнь. Уместность и качественность должны стать основными требованиями к архитектуре, ее адаптированность к городу, что в свою очередь должно регулироваться и контролироваться гражданским обществом, которое полностью отсутствовало в течение всего ушедшего двадцатилетия, отсюда и результат – только три, максимум пять сооружений рассматриваемого периода, по мнению Скуратова, удовлетворяют этим требованиям. На это Борис Левянт заметил, что по статистике во всем мире в категорию выдающихся попадает 3-5% от возводимых сооружений, и это нормально, ведь у практикующего архитектора таких амбиций может вообще не быть, он просто решает конкретную задачу. Гораздо важнее с точки зрения Левянта то, что эти двадцать лет изменили сознание архитекторов, пришло понимание архитектуры как социальной среды, открытой городу и включенной в происходящее вокруг. Сергей Ткаченко был еще более оптимистичен, высказавшись в том духе, что Москва – не Питер, и здесь приживается любая архитектура, и даже вторичное становится на московской почве актуальным. Все согласились, что хотя в мировом архитектурном процессе наши достижения пока более чем скромные, такое количество возводимых сооружений не может не перерасти в качество, и, возможно, «разогнавшись», нам удастся совершить некий прорыв.
Цикл дискуссий «Хранители» проходит в Белых палатах на Пречистенке
Борис Левянт, Сергей Скуратов, Александр Змеул, Алексей Белоусов, Сергей Ткаченко, Алексей Муратов

Все архитекторы, участвовавшие в дискуссии, оказались солидарны в низкой оценке качества современного российского строительства. Мировой тренд состоит в том, чтобы ничего не сносить, а адаптировать и приспосабливать, но для этого здания должны быть надежными и долговечными, должны красиво стареть. Современные же технологии строительства, которые Скуратов обозначил как «вульгарные инновации», особенно навесные фасады, приведут к сокращению периода рециклинга, что пагубно скажется не только на экологии, но и на идеях – новаторства будет все меньше и меньше. Тема художественной идеи также затронула всех присутствующих. Архитекторы объяснили, что уникальными объектами могут быть музей или театр, школа, наконец, у нас же кроме жилья и офисов практически ничего не строится. Кроме того, инаковость мышления, способного породить новые идеи, которые в свою очередь, безусловно, являются товаром, нужно взращивать с детства. Художник должен обладать собственной программой, собственной идентичностью, и подобные проявления нужно оберегать и лелеять, а наше общество не только не ждет таких людей, но и борется с ними.

В целом же, отвечая на основной вопрос дискуссии о ценности архитектуры недавнего прошлого, все участники переложили решение на плечи будущих поколений; хотя их рекомендации, конечно же, не следует принимать слишком серьезно. Борис Левянт высказался в том смысле, что даже если придется снести все построенное в постсоветский период, ничего страшного не произойдет: «а то, что случайно останется – станет памятником эпохи». Сергей Скуратов предложил подождать, пока все нынешние авторы умрут, а потом уж думать, что делать с их творениями. Сергей Ткаченко в более мягкой форме согласился с ним: «принял ли город эту архитектуру, будет видно потом». Алексей Муратов, наблюдающий за процессом извне, тактично сказал, что у каждого периода есть свои вершины, и все они обязательно будут каталогизированы. Впрочем, мы знаем, что самое заметное из этого периода уже каталогизировано в путеводителе Николая Малинина по архитектуре Москвы 1989-2009 годов и еще в нескольких книгах. Так что у интересующихся потомков будет возможность вынести свое мнение об архитектуре нашего нового прошлого.
zooming
Международный Московский Банк на Пречистенской набережной. Бюро «Остоженка»
zooming
Торговый центр «Гвоздь» на Волоколамском шоссе. Бюро «Остоженка»
Дом «Патриарх». Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко
«Помпейский» дом Михаила Белова
zooming
Жилой дом в Тессинском переулке. Сергей Скуратов ARCHITECTS
zooming
Коммерческий деловой центр «Белая площадь». ABD architects


20 Мая 2012

Автор текста:

Татьяна Шовская
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.