06.01.2012

«Сачок» для нового человека

В конце декабря во дворе института «Стрелка» открылась инсталляция Александра Бродского «Тепляки».

информация:

«Тепляки» (Александр Бродский, Надежда Корбут, Кирилл Асс и Дарья Парамонова). Фотографии Юлии Тарабариной.
«Тепляки» (Александр Бродский, Надежда Корбут, Кирилл Асс и Дарья Парамонова). Фотографии Юлии Тарабариной.
Инсталляция должна стать первой в ряду зимних программ «Стрелки» – как справедливо заметил, анонсируя выставку, президент института Илья Околков-Ценциппер, летом его двор используется эффективнее любого другого пространства в стране, «за исключением, может быть, таможенных коридоров». Летом бесконечной чередой идут лекции, кинопоказы и прочие тусовки. Зимой же эта бурная деятельность замирает: «Стрелка» учится, а двор остается под дождем и снегом. В этот момент его пространство неизбежно и прискорбно проигрывает таможенным коридорам, и, очевидно, чтобы как-то компенсировать сезонную несправедливость, на «Стрелке» придумали очень правильную вещь: каждый год приглашать одного автора, предлагая ему придумать для стрелкиного двора «символ русской зимы». Проект назвали «Летоисчисление» (здесь начинается путаница, считают вроде бы зимы, а в названии лето, но эта проблема языковая – раньше люди больше работали летом, и считали годы «летами», теперь наоборот, а язык не изменился). Начали с приглашения Александра Бродского – тоже безусловно правильная идея и совершенно верное решение.

Бродский вместе с коллегами из его мастерской (Надеждой Корбут, Кирилом Ассом и Дарьей Парамоновой) сделали для «Стрелки» инсталляцию «Тепляки». Ее уютное название происходит от очень прозаичного предмета – от современной стройки, где сейчас принято укрывать фасады и фундаменты зданий специальными тканями, для того, чтобы работать круглый год. Тема зимнего укрытия должна быть близка архитекторам-практикам, и задачу специфически «зимней» инсталляции решает идеально и гуманно. Как правило архитекторы и художники, если им почему-либо нужно высказаться на тему зимы, строят ледяные скульптуры и снежные домики, повторяя ошибку Анны Иоанновны. Бродский поступил человечнее: его домики теплые и светятся в темноте.

Перед тремя входами в классы «Стрелки» он соорудил три довольно-таки крупных тамбура, натянув несколько слоев полиэтилена на деревянный каркас. Внутри каждого из получившихся «притворов» установлен фанерный ящик с искусственным костром из кусочков белой материи, подсвеченных цветными лампами и поддуваемых теплым воздухом. Воздух заодно обогревает помещения. Любому, кто когда-либо где-либо учился, вестибюльчики «тепляков» должны напомнить курилку-«сачок» – самое приятное место в любом учебном заведении. Там можно и выпить, что было доказано на открытии инсталляции 27 декабря, когда один из соавторов, Кирилл Асс, собственноручно варил и разливал гостям медовуху при фиолетовом свете тряпичного костра. Бродский как будто бы собрал всю «тусовочность» летнего двора в три домика, и тем самым выполнил главную задачу – создал альтернативу летнему времяпрепровождению. Кино там посмотреть вряд ли получится, но пообщаться – запросто.

Надо сказать, что прозрачные светящиеся домики это одна из любимых тем Александра Бродского: очевидный предшественник «Тепляков» – Ледяной бар на Пироговском водохранилище (холодная разновидность зимней темы); менее очевидный – «Павильон для водочных церемоний» (не такой зимний, но замечательно светится в ночи). Искусственный костер тоже время от времени у Бродского встречается – например, он был в глиняной инсталляции на выставке «Персимфанс» в Музее архитектуры. Свет и очаг у Бродского, которого называют то лиричным, то камерным, то домашним, встречаются почти все время, в том или ином виде. Он как будто ищет этот свет, зажигает его везде, где может, как турист костер в лесу, пытаясь согреться. В данном случае свет получился приглушенным: то ли московские огни затмили (вокруг «Стрелки», надо сказать, сплошная иллюминация), то ли пространство тамбуры оказалось большим. У этой инсталляции нет одной, как правило характерной для Бродского, вещи – рукотворности. У Бродского везде встречаются следы жизни: в лепной глине и пакетиках выпитого чая, в старых кастрюлях и велосипедных колесах, разбросанных в венском Архитектурцентре, и даже в нефепродуктах, которыми он нет-нет, да и зальет свои произведения (хоть и древняя, а жизнь). Работы Бродского это бесконечное vanitas, он заставляет вспоминать, замечать свидетельства чего-то бывшего, и в его инсталляциях оно продолжает ускользать, обостряя чувство утраты. В этом смысле он художник почти уникальный для современной Москвы, бесконечно стремящейся не к запоминанию, а к обновлению.

А для Стрелки он сделал исключение. Здесь почему-то следов жизни не ощущается (полиэтилен не в счет, он слишком переработанный нефтепродукт для того, чтобы сохранять следы жизни). Все новенькое, никаких намеков – но может быть, это не случайность, может быть, здесь все наоборот – и «тепляки» только ждут того, чтобы наполниться жизнью, впустить в себя новые разговоры и людей. Людей, для которых архитекторы так заботливо соорудили костры, чтобы те могли согреться, придя из холодной зимней Москвы.
Александр Бродский (на открытии инсталляции)
Александр Бродский (на открытии инсталляции)
Вид с амфитеатра «Стрелки»
Вид с амфитеатра «Стрелки»
Вид из глубины двора
Вид из глубины двора
Костер внутри «Тепляков»
Костер внутри «Тепляков»
Костер внутри «Тепляков»
Костер внутри «Тепляков»
Стена из полиэтилена - крупно
Стена из полиэтилена - крупно
Кирилл Асс варит медовуху на открытии инсталляции - прямо внутри «тепляка»
Кирилл Асс варит медовуху на открытии инсталляции - прямо внутри «тепляка»

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Иван Рубежанский
  • Александр Порошкин
  • Наталия Шилова
  • Арсений Леонович
  • Карен Сапричян
  • Наталия Порошкина
  • Сергей Кузнецов
  • Василий Крапивин
  • Константин Ходнев
  • Евгений Подгорнов
  • Зураб Басария
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Карлсон
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Скуратов
  • Николай Миловидов
  • Александр Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Катерина Грень
  • Илья Уткин
  • Никита Токарев
  • Юлия Тряскина
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский
  • Всеволод Медведев
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Олег Шапиро
  • Вероника Дубовик
  • Антон Лукомский
  • Станислав Белых
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Гнездилов
  • Наталия Зайченко
  • Иван Кожин
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Бровкин
  • Левон Айрапетов
  • Михаил Канунников
  • Павел Андреев
  • Андрей Асадов
  • Роман Леонидов
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Реутт
  • Кристина Павлова
  • Тотан Кузембаев
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Чобан
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Ликин
  • Евгений Герасимов
  • Никита Явейн
  • Анатолий Столярчук
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Сергей Орешкин
  • Антон Надточий
  • Илья Машков
  • Александра Кузьмина
  • Вера Бутко
  • Юлий Борисов
  • Александр Попов

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК RiverSky
  • Особняк Данилова
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
  • Жилой комплекс «Счастье на Серпуховке»
  • Торговый центр Brosko Mall
  • Павильон в Днепропетровской области
  • Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»
  • Общественное пространство «Презервация тишины»
  • Дворец единоборств в Лужниках

Технологии:

19.08.2019

Tejas Borja. Революция в керамической черепице

Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Компания «Красные крыши»
14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
02.08.2019

Живой дизайн для фасадов

Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.
RHEINZINK
другие статьи