06.01.2012

«Сачок» для нового человека

В конце декабря во дворе института «Стрелка» открылась инсталляция Александра Бродского «Тепляки».

информация:

«Тепляки» (Александр Бродский, Надежда Корбут, Кирилл Асс и Дарья Парамонова). Фотографии Юлии Тарабариной.
«Тепляки» (Александр Бродский, Надежда Корбут, Кирилл Асс и Дарья Парамонова). Фотографии Юлии Тарабариной.
Инсталляция должна стать первой в ряду зимних программ «Стрелки» – как справедливо заметил, анонсируя выставку, президент института Илья Околков-Ценциппер, летом его двор используется эффективнее любого другого пространства в стране, «за исключением, может быть, таможенных коридоров». Летом бесконечной чередой идут лекции, кинопоказы и прочие тусовки. Зимой же эта бурная деятельность замирает: «Стрелка» учится, а двор остается под дождем и снегом. В этот момент его пространство неизбежно и прискорбно проигрывает таможенным коридорам, и, очевидно, чтобы как-то компенсировать сезонную несправедливость, на «Стрелке» придумали очень правильную вещь: каждый год приглашать одного автора, предлагая ему придумать для стрелкиного двора «символ русской зимы». Проект назвали «Летоисчисление» (здесь начинается путаница, считают вроде бы зимы, а в названии лето, но эта проблема языковая – раньше люди больше работали летом, и считали годы «летами», теперь наоборот, а язык не изменился). Начали с приглашения Александра Бродского – тоже безусловно правильная идея и совершенно верное решение.

Бродский вместе с коллегами из его мастерской (Надеждой Корбут, Кирилом Ассом и Дарьей Парамоновой) сделали для «Стрелки» инсталляцию «Тепляки». Ее уютное название происходит от очень прозаичного предмета – от современной стройки, где сейчас принято укрывать фасады и фундаменты зданий специальными тканями, для того, чтобы работать круглый год. Тема зимнего укрытия должна быть близка архитекторам-практикам, и задачу специфически «зимней» инсталляции решает идеально и гуманно. Как правило архитекторы и художники, если им почему-либо нужно высказаться на тему зимы, строят ледяные скульптуры и снежные домики, повторяя ошибку Анны Иоанновны. Бродский поступил человечнее: его домики теплые и светятся в темноте.

Перед тремя входами в классы «Стрелки» он соорудил три довольно-таки крупных тамбура, натянув несколько слоев полиэтилена на деревянный каркас. Внутри каждого из получившихся «притворов» установлен фанерный ящик с искусственным костром из кусочков белой материи, подсвеченных цветными лампами и поддуваемых теплым воздухом. Воздух заодно обогревает помещения. Любому, кто когда-либо где-либо учился, вестибюльчики «тепляков» должны напомнить курилку-«сачок» – самое приятное место в любом учебном заведении. Там можно и выпить, что было доказано на открытии инсталляции 27 декабря, когда один из соавторов, Кирилл Асс, собственноручно варил и разливал гостям медовуху при фиолетовом свете тряпичного костра. Бродский как будто бы собрал всю «тусовочность» летнего двора в три домика, и тем самым выполнил главную задачу – создал альтернативу летнему времяпрепровождению. Кино там посмотреть вряд ли получится, но пообщаться – запросто.

Надо сказать, что прозрачные светящиеся домики это одна из любимых тем Александра Бродского: очевидный предшественник «Тепляков» – Ледяной бар на Пироговском водохранилище (холодная разновидность зимней темы); менее очевидный – «Павильон для водочных церемоний» (не такой зимний, но замечательно светится в ночи). Искусственный костер тоже время от времени у Бродского встречается – например, он был в глиняной инсталляции на выставке «Персимфанс» в Музее архитектуры. Свет и очаг у Бродского, которого называют то лиричным, то камерным, то домашним, встречаются почти все время, в том или ином виде. Он как будто ищет этот свет, зажигает его везде, где может, как турист костер в лесу, пытаясь согреться. В данном случае свет получился приглушенным: то ли московские огни затмили (вокруг «Стрелки», надо сказать, сплошная иллюминация), то ли пространство тамбуры оказалось большим. У этой инсталляции нет одной, как правило характерной для Бродского, вещи – рукотворности. У Бродского везде встречаются следы жизни: в лепной глине и пакетиках выпитого чая, в старых кастрюлях и велосипедных колесах, разбросанных в венском Архитектурцентре, и даже в нефепродуктах, которыми он нет-нет, да и зальет свои произведения (хоть и древняя, а жизнь). Работы Бродского это бесконечное vanitas, он заставляет вспоминать, замечать свидетельства чего-то бывшего, и в его инсталляциях оно продолжает ускользать, обостряя чувство утраты. В этом смысле он художник почти уникальный для современной Москвы, бесконечно стремящейся не к запоминанию, а к обновлению.

А для Стрелки он сделал исключение. Здесь почему-то следов жизни не ощущается (полиэтилен не в счет, он слишком переработанный нефтепродукт для того, чтобы сохранять следы жизни). Все новенькое, никаких намеков – но может быть, это не случайность, может быть, здесь все наоборот – и «тепляки» только ждут того, чтобы наполниться жизнью, впустить в себя новые разговоры и людей. Людей, для которых архитекторы так заботливо соорудили костры, чтобы те могли согреться, придя из холодной зимней Москвы.
Александр Бродский (на открытии инсталляции)
Александр Бродский (на открытии инсталляции)
Вид с амфитеатра «Стрелки»
Вид с амфитеатра «Стрелки»
Вид из глубины двора
Вид из глубины двора
Костер внутри «Тепляков»
Костер внутри «Тепляков»
Костер внутри «Тепляков»
Костер внутри «Тепляков»
Стена из полиэтилена - крупно
Стена из полиэтилена - крупно
Кирилл Асс варит медовуху на открытии инсталляции - прямо внутри «тепляка»
Кирилл Асс варит медовуху на открытии инсталляции - прямо внутри «тепляка»

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Зайченко
  • Андрей Романов
  • Владимир Ковалёв
  • Роман Леонидов
  • Илья Уткин
  • Константин Ходнев
  • Даниил Лоренц
  • Наталия Порошкина
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Илья Машков
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Кузнецов
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Мединский
  • Владимир Плоткин
  • Карен Сапричян
  • Никита Явейн
  • Наталья Сидорова
  • Валерий Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Юрий Сафронов
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Реутт
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Евгений Герасимов
  • Полина Воеводина
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Скуратов
  • Антон Лукомский
  • Александр Порошкин
  • Кристина Павлова
  • Дмитрий Васильев
  • Катерина Грень
  • Вера Бутко
  • Андрей Асадов
  • Сергей Труханов
  • Михаил Канунников
  • Наталия Шилова
  • Александра Кузьмина
  • Николай Миловидов
  • Вероника Дубовик
  • Александр Попов
  • Екатерина Кузнецова
  • Станислав Белых
  • Евгений Подгорнов
  • Олег Шапиро
  • Тотан Кузембаев
  • Марк Сафронов
  • Никита Токарев
  • Иван Кожин
  • Василий Крапивин
  • Сергей Чобан
  • Сергей Орешкин
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Игорь Шварцман
  • Иван Рубежанский
  • Юлия Тряскина
  • Рустам Керимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

22.07.2019

Фасадные панели KMEW в современной архитектуре: загородный поселок премиум-класса

Японские панели из фиброцемента выбрали для ключевых объектов закрытого поселка «Горки-1»: лаконичных коттеджей, необычного моста и детского клуба.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
21.07.2019

«Зеленые» крыши по-гречески

Новый культурный центр Фонда Ставоса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
17.07.2019

Mriya Resort: спроектировано Фостером

Mriya Resort – новый отель, спроектированный и построенный бюро Нормана Фостера в 2010-2014, успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
другие статьи