Почему мы идем на проспект Сахарова 24 декабря?

Вместо анонса событий.

mainImg
Архитектурных событий в ближайшие дни предвидится очень мало, зато в субботу предстоит одно очень важное общегражданское событие – митинг на площади Сахарова. Мы задали нескольким архитекторам и архкритикам два похожих вопроса: «Почему Вы идете на этот митинг?» и «Почему туда надо идти?», попросив – не то, чтобы поагитировать, а скорее высказать свою позицию.

Юрий Аввакумов, архитектор, куратор:
С ними давно всё ясно, осталось прояснить, что с нами.


Елена Гонсалес, архитектурный критик:
Я слышала и читала много рассуждений, почему не надо идти на митинг. Отвечать тем, кто делает это по политическим убеждениям в формате фейсбук невозможно. Троллям почасовикам – бессмысленно. Остаются те, кто «не видит смысла». Но здесь я целиком и полностью согласна с Леонидом Федоровым – не терплю насилия, а настойчивая (более того – назойливая) агитация и есть насилие. Поэтому не буду никого агитировать, убеждать, «служить примером» и давить «авторитетом», на что, очевидно, рассчитаны такие опросы; вместо этого помещу тут кусок переписки на фейсбуке молодого человека (моей дочери, студентки МАрхИ, поклонницы Федорова), с «не видящим смысла» другом:

«Привет. Пытаясь объяснить себе позицию типа федоровской, набрела на принципы даосизма. «Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии «Чжуан…-цзы», а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции» – здесь Федоров – яркий этой традиции последователь. Я не согласна с таким взглядом на события, (я правильно поняла, что именно эту идею – о бессмысленности любой борьбы – ты разделяешь?), потому что вижу, в конкретном случае, в этой вере в предначертанность и обреченность отрицание здорового европейского рационализма и нежелание, подкрепленное убежденностью в дао, которое само выведет, принять личную ответственность в случае, когда эту ответственность принять необходимо. Аргументация у Федорова, когда он пытается поставить рассуждения на логическую основу, хромает. Например, зачем он упоминает «гениального Сахарова» в контексте: «ну, и чего он добился, что из этого вышло, и зачем вообще…». Правда, нафиг он там суетился, будучи не в курсе о бессмысленности происходящего. И почему, говоря о 91-м, он вычленяет из определения «рухнуть» протестные движения? Они, как и нелюбимая Федоровым агитация, – неотъемлемая часть этого процесса, фактор, который нельзя вырезать и поставить отдельно, стоящий наряду с другими такими же, характеризующими произошедшее, событиями, а не просто «рухает», потому что «должно». «Думаю, что кончится, как в прошлый раз, ничем» – я вижу движение вперед, волнообразное и поступательное, но все-таки развитие.

Николай Малинин, архитектурный критик:
Все три дня августа 91-го я честно провел там, где мой народ, к счастью, был. Ну, не совсем там, но рядом –в редакции своей газеты, которая официально была закрыта, но продолжала денно и нощно делаться, печатаясь в подпольной типографии. Но, честно сказать, вместо полагавшегося воодушевления больше всего я переживал в те дни, что гора моих недоштудированных книжек в Ленинке будет сброшена. Выданные книги хранились тогда ровно три дня, а дальше надо было перезаказывать и долго ждать их возвращения. Так оно и вышло. Я проклял политику и 20 лет никуда не ходил, считая, что больше пользы принесу на своем рабочем месте.

Но сегодня я – человек эпохи «москвошвея», т.е. – фэйсбука. Благодаря торчанию в котором несказанно воодушевился и на Болотную пошел. Придя же туда, растерялся. Ведь в чем трагическое несоответствие? Фэйсбук позволяет нам радостно сливаться в едином порыве, но при этом оставаться личностями. Его структура дает возможность разнообразно выражать свое мнение (лайкать, комментировать, постить, вступать в группы) – и тем самым оставаться собою (ну, почти собою) внутри любого коллективного экстаза. Выйдя же на площадь, ты опять оказываешься толпою, а своё драгоценное особое мнение можешь засунуть, куда полагается.

Мне совсем не хотелось скандировать, мутируя в футбольного фаната. Но что еще делать – было решительно непонятно. Мучительно не хватало неких «портов», куда бы приложиться и как-то зафиксировать – не только своё тут наличие, но и то самое «особое» мнение(пусть бы даже оно не было особо особым – но сохранить хотя бы эту иллюзию). В результате же пришлось слоняться, на каждом шагу встречать знакомых и обсуждать уже не только актуальное (тема-то, в общем, быстро исчерпывалась), но и всякое.И митинг сам собою перетёк в тот самый «пикник афиши», неловкий привкус которого ощутил, наверное, каждый.

Это, конечно, вековечный вопрос о месте гнилого интеллигента в общем строю. И он никуда не девается, даже когда весь строй состоит из таких же, как ты. И ответы по-прежнему просты: конечно, идти, конечно, засунуть своё драгоценное куда подальше. И терпеливо ждать, когда технологии позволят нам прямо на площади не только зачекиниться, но и, не сходя с места, послать электронным образом куда подальше уже всех тех, кто мешает нам спокойно сидеть над своими книжками.

Илья Мукосей, архитектор:
Как архитектор, я принципиально вне политики. На митинги я хожу как просто человек. Потому что чувствую, что на последних выборах меня обокрали. Мне и прежде казалось, что обкрадывают, но сейчас я в этом УВЕРЕН. Слишком уж все очевидно. Эти митинги для меня – альтернатива нечестным выборам, возможность поучаствовать в голосовании против мошенников. Я не читаю лозунгов. Мне все равно, что говорят с трибуны и кто стоит рядом со мной, либерал или националист. Как это ни смешно, такой митинг – не место для дискуссий. Сейчас все мы, как звери в засуху у водопоя, должны соблюдать перемирие. Вот когда пройдут честные выборы, пусть честно избранные депутаты в думе дискутируют. А мы будем заниматься своим делом.

Иван Овчинников, архитектор, автор идеи акции «Нарисуй свой выбор для 24 декабря»:
Я иду на митинг, потому что без свободы выбора не может быть и свободы творчества, а нас сейчас оставили без выбора. Еще я верю в то, что даже скромным участием в митинге можно хоть что-то изменить в России к лучшему, а я люблю эту страну, как бы громко это не звучало.

Идея с акцией «нарисуй свой выбор» возникла у нас с Никитой Асадовым, когда он меня отговаривал идти на митинг 10 декабря, аргументируя это тем, что творческий акт против ситуации в стране может быть намного продуктивнее, чем простое участие в митинге. Что получится из акции – посмотрим в субботу! До встречи 24 декабря.

Сергей Скуратов, архитектор:
В трудные минуты надо быть с народом. На эти митинги приходят люди, которых оскорбляет сложившаяся ситуация. Мне стыдно, что нашей страной руководит такая чудовищная коалиция. Путин за те четыре часа, пока он вел свой «мастер-класс по телевизору», даже ни на один вопрос не смог толком ответить. Я не хочу, чтобы нами руководили такие люди.

Юлия Тарабарина, архитектурный критик :
После некоторых раздумий мне удалось понять, что моя личная мотивация – прежде всего, эмоциональная. Мне очень нравится атмосфера «декабрьской весны», так похожая на начало 90-х, а еще больше на конец 80-х. Внезапное исчезновение мутной сероватой безнадеги, скопившейся в мозгах за последние 10 лет. Приятно видеть, что людей, которым тоже-все-это-не-нравится, десятки тысяч, и что среди них много друзей. Приятно ощущение надежды-на-то-что-все-изменится, и в том числе надежды на выход из российского колеса перерождений бунт-тирания-застой (пусть даже маленькая тирания и маленький застой). И особенно радостно внезапно (опять!) возникшее у многих людей понимание того, что (как сказала Алиса), никакие они не короли и не королевы, а просто колода карт.

Если же рассуждать более-менее рационально, то можно согласиться с тем, что да, это только самое начало, что «они» уже опомнились и еще найдут массу решений, способов и наймут много троллей. Что до 4 марта очень сложно успеть. Но опять же, если рассуждать рационально, то: если ничего не делать, ничего и никогда не изменится. А так можно быть причастным к происходящему. Сейчас, по-моему, тот момент, когда порыв должен превратиться в движение, закрепиться, чтобы не исчезнуть (на что, прямо скажем, «они» наверняка надеются). Именно поэтому я думаю, что идти надо. Чтобы справедливый протест окончательно (или хотя бы надолго) перестал быть делом героев-одиночек. И никакая мы не толпа. Толпа мы тогда, когда сидим дома и говорим, что рассуждать о политике – отстой, а заниматься надо своими делами. Это тоже наше дело. Иначе что-то портится в душе.

Мария Фадеева, архитектурный критик:
Для меня поход митинг 24 декабря – это, наверное, проявление любви к своей стране, уж простите за громкое слово. Те кто приходит к власти используя обман, а не реальные дела, за которые им доверили бы управление, очевидно не способны этим заниматься, просто потому что у них нету любви к данной работе. Они подобны мужу-садисту, изощренно избивающему свою жену так, что синяков не видно на первый взгляд. Очень важно вскрыть это и прекратить, так меня воспитали. И я хочу, чтобы также воспитаны были мои дети и дети моих друзей в этой стране. Митинг для меня – способ защиты себя от тех, кто пытается изуродовать страну, в которой я живу, не оставив от нее в итоге ни следа.

В Москве митинг пройдет на проспекте Сахарова с 14:00 до 18:00. Митинг разрешен на 50 000 человек. Вход со стороны Каланчевской улицы. С собой можно брать термосы и воду в пластиковых бутылках. Информацию о митингах и акциях в других городах России, которые тоже состоятся 24 декабря, можно найти здесь.


zooming
Схема организации митинга на проспекте Сахарова. © организаторов.

23 Декабря 2011

Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.