Почему мы идем на проспект Сахарова 24 декабря?

Вместо анонса событий.

mainImg
Архитектурных событий в ближайшие дни предвидится очень мало, зато в субботу предстоит одно очень важное общегражданское событие – митинг на площади Сахарова. Мы задали нескольким архитекторам и архкритикам два похожих вопроса: «Почему Вы идете на этот митинг?» и «Почему туда надо идти?», попросив – не то, чтобы поагитировать, а скорее высказать свою позицию.

Юрий Аввакумов, архитектор, куратор:
С ними давно всё ясно, осталось прояснить, что с нами.


Елена Гонсалес, архитектурный критик:
Я слышала и читала много рассуждений, почему не надо идти на митинг. Отвечать тем, кто делает это по политическим убеждениям в формате фейсбук невозможно. Троллям почасовикам – бессмысленно. Остаются те, кто «не видит смысла». Но здесь я целиком и полностью согласна с Леонидом Федоровым – не терплю насилия, а настойчивая (более того – назойливая) агитация и есть насилие. Поэтому не буду никого агитировать, убеждать, «служить примером» и давить «авторитетом», на что, очевидно, рассчитаны такие опросы; вместо этого помещу тут кусок переписки на фейсбуке молодого человека (моей дочери, студентки МАрхИ, поклонницы Федорова), с «не видящим смысла» другом:

«Привет. Пытаясь объяснить себе позицию типа федоровской, набрела на принципы даосизма. «Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии «Чжуан…-цзы», а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции» – здесь Федоров – яркий этой традиции последователь. Я не согласна с таким взглядом на события, (я правильно поняла, что именно эту идею – о бессмысленности любой борьбы – ты разделяешь?), потому что вижу, в конкретном случае, в этой вере в предначертанность и обреченность отрицание здорового европейского рационализма и нежелание, подкрепленное убежденностью в дао, которое само выведет, принять личную ответственность в случае, когда эту ответственность принять необходимо. Аргументация у Федорова, когда он пытается поставить рассуждения на логическую основу, хромает. Например, зачем он упоминает «гениального Сахарова» в контексте: «ну, и чего он добился, что из этого вышло, и зачем вообще…». Правда, нафиг он там суетился, будучи не в курсе о бессмысленности происходящего. И почему, говоря о 91-м, он вычленяет из определения «рухнуть» протестные движения? Они, как и нелюбимая Федоровым агитация, – неотъемлемая часть этого процесса, фактор, который нельзя вырезать и поставить отдельно, стоящий наряду с другими такими же, характеризующими произошедшее, событиями, а не просто «рухает», потому что «должно». «Думаю, что кончится, как в прошлый раз, ничем» – я вижу движение вперед, волнообразное и поступательное, но все-таки развитие.

Николай Малинин, архитектурный критик:
Все три дня августа 91-го я честно провел там, где мой народ, к счастью, был. Ну, не совсем там, но рядом –в редакции своей газеты, которая официально была закрыта, но продолжала денно и нощно делаться, печатаясь в подпольной типографии. Но, честно сказать, вместо полагавшегося воодушевления больше всего я переживал в те дни, что гора моих недоштудированных книжек в Ленинке будет сброшена. Выданные книги хранились тогда ровно три дня, а дальше надо было перезаказывать и долго ждать их возвращения. Так оно и вышло. Я проклял политику и 20 лет никуда не ходил, считая, что больше пользы принесу на своем рабочем месте.

Но сегодня я – человек эпохи «москвошвея», т.е. – фэйсбука. Благодаря торчанию в котором несказанно воодушевился и на Болотную пошел. Придя же туда, растерялся. Ведь в чем трагическое несоответствие? Фэйсбук позволяет нам радостно сливаться в едином порыве, но при этом оставаться личностями. Его структура дает возможность разнообразно выражать свое мнение (лайкать, комментировать, постить, вступать в группы) – и тем самым оставаться собою (ну, почти собою) внутри любого коллективного экстаза. Выйдя же на площадь, ты опять оказываешься толпою, а своё драгоценное особое мнение можешь засунуть, куда полагается.

Мне совсем не хотелось скандировать, мутируя в футбольного фаната. Но что еще делать – было решительно непонятно. Мучительно не хватало неких «портов», куда бы приложиться и как-то зафиксировать – не только своё тут наличие, но и то самое «особое» мнение(пусть бы даже оно не было особо особым – но сохранить хотя бы эту иллюзию). В результате же пришлось слоняться, на каждом шагу встречать знакомых и обсуждать уже не только актуальное (тема-то, в общем, быстро исчерпывалась), но и всякое.И митинг сам собою перетёк в тот самый «пикник афиши», неловкий привкус которого ощутил, наверное, каждый.

Это, конечно, вековечный вопрос о месте гнилого интеллигента в общем строю. И он никуда не девается, даже когда весь строй состоит из таких же, как ты. И ответы по-прежнему просты: конечно, идти, конечно, засунуть своё драгоценное куда подальше. И терпеливо ждать, когда технологии позволят нам прямо на площади не только зачекиниться, но и, не сходя с места, послать электронным образом куда подальше уже всех тех, кто мешает нам спокойно сидеть над своими книжками.

Илья Мукосей, архитектор:
Как архитектор, я принципиально вне политики. На митинги я хожу как просто человек. Потому что чувствую, что на последних выборах меня обокрали. Мне и прежде казалось, что обкрадывают, но сейчас я в этом УВЕРЕН. Слишком уж все очевидно. Эти митинги для меня – альтернатива нечестным выборам, возможность поучаствовать в голосовании против мошенников. Я не читаю лозунгов. Мне все равно, что говорят с трибуны и кто стоит рядом со мной, либерал или националист. Как это ни смешно, такой митинг – не место для дискуссий. Сейчас все мы, как звери в засуху у водопоя, должны соблюдать перемирие. Вот когда пройдут честные выборы, пусть честно избранные депутаты в думе дискутируют. А мы будем заниматься своим делом.

Иван Овчинников, архитектор, автор идеи акции «Нарисуй свой выбор для 24 декабря»:
Я иду на митинг, потому что без свободы выбора не может быть и свободы творчества, а нас сейчас оставили без выбора. Еще я верю в то, что даже скромным участием в митинге можно хоть что-то изменить в России к лучшему, а я люблю эту страну, как бы громко это не звучало.

Идея с акцией «нарисуй свой выбор» возникла у нас с Никитой Асадовым, когда он меня отговаривал идти на митинг 10 декабря, аргументируя это тем, что творческий акт против ситуации в стране может быть намного продуктивнее, чем простое участие в митинге. Что получится из акции – посмотрим в субботу! До встречи 24 декабря.

Сергей Скуратов, архитектор:
В трудные минуты надо быть с народом. На эти митинги приходят люди, которых оскорбляет сложившаяся ситуация. Мне стыдно, что нашей страной руководит такая чудовищная коалиция. Путин за те четыре часа, пока он вел свой «мастер-класс по телевизору», даже ни на один вопрос не смог толком ответить. Я не хочу, чтобы нами руководили такие люди.

Юлия Тарабарина, архитектурный критик :
После некоторых раздумий мне удалось понять, что моя личная мотивация – прежде всего, эмоциональная. Мне очень нравится атмосфера «декабрьской весны», так похожая на начало 90-х, а еще больше на конец 80-х. Внезапное исчезновение мутной сероватой безнадеги, скопившейся в мозгах за последние 10 лет. Приятно видеть, что людей, которым тоже-все-это-не-нравится, десятки тысяч, и что среди них много друзей. Приятно ощущение надежды-на-то-что-все-изменится, и в том числе надежды на выход из российского колеса перерождений бунт-тирания-застой (пусть даже маленькая тирания и маленький застой). И особенно радостно внезапно (опять!) возникшее у многих людей понимание того, что (как сказала Алиса), никакие они не короли и не королевы, а просто колода карт.

Если же рассуждать более-менее рационально, то можно согласиться с тем, что да, это только самое начало, что «они» уже опомнились и еще найдут массу решений, способов и наймут много троллей. Что до 4 марта очень сложно успеть. Но опять же, если рассуждать рационально, то: если ничего не делать, ничего и никогда не изменится. А так можно быть причастным к происходящему. Сейчас, по-моему, тот момент, когда порыв должен превратиться в движение, закрепиться, чтобы не исчезнуть (на что, прямо скажем, «они» наверняка надеются). Именно поэтому я думаю, что идти надо. Чтобы справедливый протест окончательно (или хотя бы надолго) перестал быть делом героев-одиночек. И никакая мы не толпа. Толпа мы тогда, когда сидим дома и говорим, что рассуждать о политике – отстой, а заниматься надо своими делами. Это тоже наше дело. Иначе что-то портится в душе.

Мария Фадеева, архитектурный критик:
Для меня поход митинг 24 декабря – это, наверное, проявление любви к своей стране, уж простите за громкое слово. Те кто приходит к власти используя обман, а не реальные дела, за которые им доверили бы управление, очевидно не способны этим заниматься, просто потому что у них нету любви к данной работе. Они подобны мужу-садисту, изощренно избивающему свою жену так, что синяков не видно на первый взгляд. Очень важно вскрыть это и прекратить, так меня воспитали. И я хочу, чтобы также воспитаны были мои дети и дети моих друзей в этой стране. Митинг для меня – способ защиты себя от тех, кто пытается изуродовать страну, в которой я живу, не оставив от нее в итоге ни следа.

В Москве митинг пройдет на проспекте Сахарова с 14:00 до 18:00. Митинг разрешен на 50 000 человек. Вход со стороны Каланчевской улицы. С собой можно брать термосы и воду в пластиковых бутылках. Информацию о митингах и акциях в других городах России, которые тоже состоятся 24 декабря, можно найти здесь.


zooming
Схема организации митинга на проспекте Сахарова. © организаторов.

23 Декабря 2011

Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.