Галерею выкуривают ладаном

В блогах снова заговорили о Перми: на этот раз скандал разгорелся вокруг местной художественной галереи, которую православная церковь пытается вытеснить из Спасо-Преображенского собора. В Твери актуальное искусство выселяют из аварийного здания Речного вокзала, а Москва продолжает дискутировать о перспективах расширения мегаполиса. Обо всем этом читайте в нашем новом обзоре блогов.

mainImg
С тех пор, как Пермь сделалась столицей актуального искусства, вопрос о размещении местной художественной галереи является для города одним из самых острых. В 2008 году состоялся громкий международный конкурс на проект нового здания для галереи, который, напомним, выиграли сразу два предложения – Валерио Олджиати и Бориса Бернаскони, – с течением времени, увы, благополучно забытые. Снова о галерее заговорили в прошлом году, когда в Перми по приглашению краевых властей появился гуру современной архитектуры Петер Цумтор. И пока швейцарец, совместно с тем же Борисом Бернаскони, работает над проектом, галерея продолжает занимать здание Спасо-Преображенского собора, в котором поселилась, разумеется, еще при советской власти. И вот недавно РПЦ, видимо, подхлестываемая вступившим в силу законом о реституции и уже который год обсуждающимися планами по переезду галереи, решила форсировать события и выступила с инициативой проведения служб в Преображенском храме.

По этому поводу в Перми разразился грандиозный скандал. Как пишут в блоге Мнения.ру, «портреты Аргунова, Боровиковского, Каравакка, Рокотова окружены священниками со свечами и молящимися прихожанами, а художественная галерея пропитана запахом ладана». «Чтобы освободить место для служб, пришлось урезать экспозицию: сегодня музей начинается с XIX века – собрание картин XVIII века и коллекцию икон пришлось убрать», – комментирует газета «Коммерсант». Краевой министр культуры Борис Мильграм в том же блоге Мнения.ру заверил: «Мы не дадим разрушить коллекцию, хотя речь идет именно о выселении галереи, наша цель – отдать Церкви это здание». Кстати «Коммерсант», со слов замминистра культуры Вероники Вайсман, пишет, что Мильграм до конца сентября обязался-таки заключить официальный договор с Петером Цумтором. Тогда, видимо, наконец, станут ясны и сроки переезда.

Директор музея Надежда Беляева, продолжая дискуссию на Мнения.ру, напротив, отметила, что «речь о выселении галереи пока не идет. Пока стоит вопрос только о безопасности», – имеется в виду, в первую очередь, угроза возгорания, многократно возрастающая при использовании в музее зажженных свечей. По мнению руководителя фонда «Новая коллекция» Надежды Агишевой, вся беда в том, что решения до сих пор принимались кулуарно: «При общественной поддержке легче будет изыскивать средства, общественный контроль обеспечит преемственность идеи нового строительства вне зависимости от личностей на разных уровнях власти и политических раскладов». Глава комиссии по культуре в краевой Общественной палате Павел Печенкин подтверждает: «Сотрудники музея никак не были предупреждены о вторжении, все делалось кулуарно, в Москве. Росимущество, видимо, договорились об этом с патриархом». Сотрудник галереи Нина Казаринова уточняет: «Вход в собор отдан в аренду РПЦ. Они арендуют три зала сразу при входе в Галерею и проводят здесь службы каждое воскресенье и все двунадесятые праздники».

Как бы быстро ни работал Цумтор, понятно, что здание галереи вряд ли может быть построено за ближайший год. А значит, какое-то время церкви и музею неизбежно придется сосуществовать. «Сейчас есть закон, тихо вползать уже не надо. Церковь должна сама уйти из этого конфликта. Бонус она уже получила, остальное получит в 2015 году», – прокомментировал ситуацию «Коммерсанту» пермский правозащитник Денис Галицкий. А в своем блоге он отметил, что «нецелевое» использование культовых зданий в Западной Европе давно имеет место быть, и в качестве примера привел французский Дижон, где в двух старых костелах разместились муниципальная библиотека и театр. «Наши церковники удавятся, но не отдадут здания. Они скорее позволят им разрушиться, чем разместят там что-то общественно-полезное», – соглашается kostyanus. Галицкий уверен: за ускорением передачи недвижимости РПЦ стоит попросту имущественный интерес. И хуже всего, что нынешний скандал выходит боком и культуре, и церкви. sputnik_perm замечает: «Не впервые уже это происходит. Вспомните скандальный переезд Краеведческого музея в Дом Мешкова. Можно сказать, повезло, что туда, а не в полуаварийное здание речного вокзала (которое предлагали чиновники), где в принципе нельзя ни экспонировать, ни хранить коллекции...».

Однако красиво и концептуально совместить храм и искусство, оказывается, все же можно, причем, не только размещая в старых костелах разнообразные культурные институции, о которых писал Галицкий. Молодые бельгийские архитекторы Pieterjan Gijs и Arnout Van Vaerenbergh, например, саму архитектуру и типологию церковного здания превратили в художественное произведение – их проект прозрачной церкви с символичным названием «Читая между строк» теперь активно обсуждается в блогах. Бельгийцы, может, и не обошли в оригинальности и изяществе того же Петера Цумтора, известного подобными проектами, но и их концепция красива в своей простоте: церковь сложена из 100 слоев железных лент-пластин, пробелы между которыми позволяют посетителям в прямом смысле смотреть сквозь стены. «Вместе с прихожанами здесь обитают рассвет, закат и все четыре времени года», – цитирует описание проекта автор блога asaratov.

Сетевому сообществу проект, в основном, понравился. По словам voevodina_s, это «завораживает». arskvv добавил скепсиса: «Очень похоже на домик из доминошек, но надеюсь прочней».  «Красиво, но не ново. По такой технологии беседки сейчас модно строить (только деревянные)», – заметил anatoly_sidorov. А govorikrasivo считает, что «смотреть сквозь стены» для церкви вообще не подходит: «Церковь ведь таинство.... Вот для Госдумы – самое оно». Но oldsibiryak возражает: «Вы уж извините, но здание церкви – не таинство. Таинство – Церковь, в духовном смысле этого слова. Остальное – архитектура».

В блоге Марата Гельмана проект также вызвал живую дискуссию. pino_noir интерьер церкви напомнил «дырявый сарай» Юрия Григоряна, построенный в рамках одного из «Архстояний». А bagdasarov_lj увидел в нем  воплощение возможностей, «дремавших в деревянной клетской архитектуре, например, соборе в Кижах». «Однако чтобы храм был действующим, должно быть соответствующее облачение священника, внутреннее убранство, может быть, зеркальные стены или что-то в этом роде», – говорит автор. chertiayka, напротив, считает, что присутствие людей тут вообще необязательно, если рассматривать сооружение как часовню: «В последней вообще допускалось длительное отсутствие людей.... Здание замещало присутствие человека в природе...» И продолжает: «Даже интересно, как бы оно смотрелось в разные сезоны в Сибири, покрываясь инеем, наледью, снегом зимой, может, даже ржавея».

Еще одна неприятная для культурных идеологов новость пришла из Твери: тамошний Речной вокзал, который тот же Марат Гельман отвоевал весной под выставочный центр «Тверца», в будущем году может быть снесен. Об этом сообщили ряд СМИ. На фоне перестановок в тверской администрации резко закончились деньги на восстановление памятника: в итоге деятели актуального искусства не успели закончить даже ремонт контура здания, а встречать зиму в таком состоянии для него совсем не благоприятно. immortaz в блоге Гельмана советует, как отстоять Речной: «Художественными средствами – сделав конкурс короткометражных фильмов, связанный с ним. Коммерческими средствами – переведя туда какие-то культурные или образовательные программы, под которые уже (а не под само здание) можно получать средства». Есть, правда, мнение, что сумма, необходимая для спасения памятника нереальна: «А про ремонт и зиму – это вообще из серии предыдущих «экспертиз», когда 1.5 млрд просили, «иначе никак, типа только снос». Врут все – вредители».

Пока пермская аудитория ищет компромиссы между духовным и мирским, основным поводом для обсуждения в Москве по-прежнему остается удвоение столичных территорий в юго-западном направлении. На этот раз мы приведем мнения известных людей, журналистов и экспертов, высказавшихся в блоге Общественной Палаты РФ. «Есть вещи, которые нельзя не делать, расширение границ Москвы – как раз такая вещь», – уверен Вячеслав Глазычев, правда, добавляя, что «наступления новой эры» ждать раньше, чем лет через пять, не стоит. Сергей Доренко рад, что такому «абсолютно антигуманному городу» как Москва дали шанс на развитие. Рад и Зураб Церетели: «Все прогрессивные художники, прогрессивные искусствоведы очень рады, что Москва расширяется. Расширение Москвы решит проблемы с дорогами, проблемы с жильем – это счастье для москвичей. Если нас привлекут к участию в этом проекте – будет сказка». Более сдержан в прогнозах Дмитрий Глуховский: «Неплоха идея вынести властные структуры куда-нибудь подальше, огородить их чугунным забором, чтобы они прекратили разъезжать по городу на автомобилях с мигалками. Другое дело, что инициатива явно поспешна, а значит, найдутся желающие воспользоваться «мутными водами», чтобы закинуть свою удочку в бюджет». Алексей Левинсон подметил, что по результатам опросов сами москвичи ехать работать на периферию не хотят, зато активно приветствуют переезд чиновников. Но по опыту Казахстана, уедут в итоге «какие-то отдельные министерства, которые не имеют сил сопротивляться», считает Левинсон. Так что единственную пользу из этого проекта можно извлечь, разве что сделав Москву «локомотивом развития регионов, а не только своей ближайшей периферии».
zooming
Пермская художественная галерея. Проект-победитель Бориса Бернаскони © Бюро Bernaskoni

21 Сентября 2011

Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.