Галерею выкуривают ладаном

В блогах снова заговорили о Перми: на этот раз скандал разгорелся вокруг местной художественной галереи, которую православная церковь пытается вытеснить из Спасо-Преображенского собора. В Твери актуальное искусство выселяют из аварийного здания Речного вокзала, а Москва продолжает дискутировать о перспективах расширения мегаполиса. Обо всем этом читайте в нашем новом обзоре блогов.

mainImg
С тех пор, как Пермь сделалась столицей актуального искусства, вопрос о размещении местной художественной галереи является для города одним из самых острых. В 2008 году состоялся громкий международный конкурс на проект нового здания для галереи, который, напомним, выиграли сразу два предложения – Валерио Олджиати и Бориса Бернаскони, – с течением времени, увы, благополучно забытые. Снова о галерее заговорили в прошлом году, когда в Перми по приглашению краевых властей появился гуру современной архитектуры Петер Цумтор. И пока швейцарец, совместно с тем же Борисом Бернаскони, работает над проектом, галерея продолжает занимать здание Спасо-Преображенского собора, в котором поселилась, разумеется, еще при советской власти. И вот недавно РПЦ, видимо, подхлестываемая вступившим в силу законом о реституции и уже который год обсуждающимися планами по переезду галереи, решила форсировать события и выступила с инициативой проведения служб в Преображенском храме.

По этому поводу в Перми разразился грандиозный скандал. Как пишут в блоге Мнения.ру, «портреты Аргунова, Боровиковского, Каравакка, Рокотова окружены священниками со свечами и молящимися прихожанами, а художественная галерея пропитана запахом ладана». «Чтобы освободить место для служб, пришлось урезать экспозицию: сегодня музей начинается с XIX века – собрание картин XVIII века и коллекцию икон пришлось убрать», – комментирует газета «Коммерсант». Краевой министр культуры Борис Мильграм в том же блоге Мнения.ру заверил: «Мы не дадим разрушить коллекцию, хотя речь идет именно о выселении галереи, наша цель – отдать Церкви это здание». Кстати «Коммерсант», со слов замминистра культуры Вероники Вайсман, пишет, что Мильграм до конца сентября обязался-таки заключить официальный договор с Петером Цумтором. Тогда, видимо, наконец, станут ясны и сроки переезда.

Директор музея Надежда Беляева, продолжая дискуссию на Мнения.ру, напротив, отметила, что «речь о выселении галереи пока не идет. Пока стоит вопрос только о безопасности», – имеется в виду, в первую очередь, угроза возгорания, многократно возрастающая при использовании в музее зажженных свечей. По мнению руководителя фонда «Новая коллекция» Надежды Агишевой, вся беда в том, что решения до сих пор принимались кулуарно: «При общественной поддержке легче будет изыскивать средства, общественный контроль обеспечит преемственность идеи нового строительства вне зависимости от личностей на разных уровнях власти и политических раскладов». Глава комиссии по культуре в краевой Общественной палате Павел Печенкин подтверждает: «Сотрудники музея никак не были предупреждены о вторжении, все делалось кулуарно, в Москве. Росимущество, видимо, договорились об этом с патриархом». Сотрудник галереи Нина Казаринова уточняет: «Вход в собор отдан в аренду РПЦ. Они арендуют три зала сразу при входе в Галерею и проводят здесь службы каждое воскресенье и все двунадесятые праздники».

Как бы быстро ни работал Цумтор, понятно, что здание галереи вряд ли может быть построено за ближайший год. А значит, какое-то время церкви и музею неизбежно придется сосуществовать. «Сейчас есть закон, тихо вползать уже не надо. Церковь должна сама уйти из этого конфликта. Бонус она уже получила, остальное получит в 2015 году», – прокомментировал ситуацию «Коммерсанту» пермский правозащитник Денис Галицкий. А в своем блоге он отметил, что «нецелевое» использование культовых зданий в Западной Европе давно имеет место быть, и в качестве примера привел французский Дижон, где в двух старых костелах разместились муниципальная библиотека и театр. «Наши церковники удавятся, но не отдадут здания. Они скорее позволят им разрушиться, чем разместят там что-то общественно-полезное», – соглашается kostyanus. Галицкий уверен: за ускорением передачи недвижимости РПЦ стоит попросту имущественный интерес. И хуже всего, что нынешний скандал выходит боком и культуре, и церкви. sputnik_perm замечает: «Не впервые уже это происходит. Вспомните скандальный переезд Краеведческого музея в Дом Мешкова. Можно сказать, повезло, что туда, а не в полуаварийное здание речного вокзала (которое предлагали чиновники), где в принципе нельзя ни экспонировать, ни хранить коллекции...».

Однако красиво и концептуально совместить храм и искусство, оказывается, все же можно, причем, не только размещая в старых костелах разнообразные культурные институции, о которых писал Галицкий. Молодые бельгийские архитекторы Pieterjan Gijs и Arnout Van Vaerenbergh, например, саму архитектуру и типологию церковного здания превратили в художественное произведение – их проект прозрачной церкви с символичным названием «Читая между строк» теперь активно обсуждается в блогах. Бельгийцы, может, и не обошли в оригинальности и изяществе того же Петера Цумтора, известного подобными проектами, но и их концепция красива в своей простоте: церковь сложена из 100 слоев железных лент-пластин, пробелы между которыми позволяют посетителям в прямом смысле смотреть сквозь стены. «Вместе с прихожанами здесь обитают рассвет, закат и все четыре времени года», – цитирует описание проекта автор блога asaratov.

Сетевому сообществу проект, в основном, понравился. По словам voevodina_s, это «завораживает». arskvv добавил скепсиса: «Очень похоже на домик из доминошек, но надеюсь прочней».  «Красиво, но не ново. По такой технологии беседки сейчас модно строить (только деревянные)», – заметил anatoly_sidorov. А govorikrasivo считает, что «смотреть сквозь стены» для церкви вообще не подходит: «Церковь ведь таинство.... Вот для Госдумы – самое оно». Но oldsibiryak возражает: «Вы уж извините, но здание церкви – не таинство. Таинство – Церковь, в духовном смысле этого слова. Остальное – архитектура».

В блоге Марата Гельмана проект также вызвал живую дискуссию. pino_noir интерьер церкви напомнил «дырявый сарай» Юрия Григоряна, построенный в рамках одного из «Архстояний». А bagdasarov_lj увидел в нем  воплощение возможностей, «дремавших в деревянной клетской архитектуре, например, соборе в Кижах». «Однако чтобы храм был действующим, должно быть соответствующее облачение священника, внутреннее убранство, может быть, зеркальные стены или что-то в этом роде», – говорит автор. chertiayka, напротив, считает, что присутствие людей тут вообще необязательно, если рассматривать сооружение как часовню: «В последней вообще допускалось длительное отсутствие людей.... Здание замещало присутствие человека в природе...» И продолжает: «Даже интересно, как бы оно смотрелось в разные сезоны в Сибири, покрываясь инеем, наледью, снегом зимой, может, даже ржавея».

Еще одна неприятная для культурных идеологов новость пришла из Твери: тамошний Речной вокзал, который тот же Марат Гельман отвоевал весной под выставочный центр «Тверца», в будущем году может быть снесен. Об этом сообщили ряд СМИ. На фоне перестановок в тверской администрации резко закончились деньги на восстановление памятника: в итоге деятели актуального искусства не успели закончить даже ремонт контура здания, а встречать зиму в таком состоянии для него совсем не благоприятно. immortaz в блоге Гельмана советует, как отстоять Речной: «Художественными средствами – сделав конкурс короткометражных фильмов, связанный с ним. Коммерческими средствами – переведя туда какие-то культурные или образовательные программы, под которые уже (а не под само здание) можно получать средства». Есть, правда, мнение, что сумма, необходимая для спасения памятника нереальна: «А про ремонт и зиму – это вообще из серии предыдущих «экспертиз», когда 1.5 млрд просили, «иначе никак, типа только снос». Врут все – вредители».

Пока пермская аудитория ищет компромиссы между духовным и мирским, основным поводом для обсуждения в Москве по-прежнему остается удвоение столичных территорий в юго-западном направлении. На этот раз мы приведем мнения известных людей, журналистов и экспертов, высказавшихся в блоге Общественной Палаты РФ. «Есть вещи, которые нельзя не делать, расширение границ Москвы – как раз такая вещь», – уверен Вячеслав Глазычев, правда, добавляя, что «наступления новой эры» ждать раньше, чем лет через пять, не стоит. Сергей Доренко рад, что такому «абсолютно антигуманному городу» как Москва дали шанс на развитие. Рад и Зураб Церетели: «Все прогрессивные художники, прогрессивные искусствоведы очень рады, что Москва расширяется. Расширение Москвы решит проблемы с дорогами, проблемы с жильем – это счастье для москвичей. Если нас привлекут к участию в этом проекте – будет сказка». Более сдержан в прогнозах Дмитрий Глуховский: «Неплоха идея вынести властные структуры куда-нибудь подальше, огородить их чугунным забором, чтобы они прекратили разъезжать по городу на автомобилях с мигалками. Другое дело, что инициатива явно поспешна, а значит, найдутся желающие воспользоваться «мутными водами», чтобы закинуть свою удочку в бюджет». Алексей Левинсон подметил, что по результатам опросов сами москвичи ехать работать на периферию не хотят, зато активно приветствуют переезд чиновников. Но по опыту Казахстана, уедут в итоге «какие-то отдельные министерства, которые не имеют сил сопротивляться», считает Левинсон. Так что единственную пользу из этого проекта можно извлечь, разве что сделав Москву «локомотивом развития регионов, а не только своей ближайшей периферии».
zooming
Пермская художественная галерея. Проект-победитель Бориса Бернаскони © Бюро Bernaskoni

21 Сентября 2011

Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.