Галерею выкуривают ладаном

В блогах снова заговорили о Перми: на этот раз скандал разгорелся вокруг местной художественной галереи, которую православная церковь пытается вытеснить из Спасо-Преображенского собора. В Твери актуальное искусство выселяют из аварийного здания Речного вокзала, а Москва продолжает дискутировать о перспективах расширения мегаполиса. Обо всем этом читайте в нашем новом обзоре блогов.

mainImg
С тех пор, как Пермь сделалась столицей актуального искусства, вопрос о размещении местной художественной галереи является для города одним из самых острых. В 2008 году состоялся громкий международный конкурс на проект нового здания для галереи, который, напомним, выиграли сразу два предложения – Валерио Олджиати и Бориса Бернаскони, – с течением времени, увы, благополучно забытые. Снова о галерее заговорили в прошлом году, когда в Перми по приглашению краевых властей появился гуру современной архитектуры Петер Цумтор. И пока швейцарец, совместно с тем же Борисом Бернаскони, работает над проектом, галерея продолжает занимать здание Спасо-Преображенского собора, в котором поселилась, разумеется, еще при советской власти. И вот недавно РПЦ, видимо, подхлестываемая вступившим в силу законом о реституции и уже который год обсуждающимися планами по переезду галереи, решила форсировать события и выступила с инициативой проведения служб в Преображенском храме.

По этому поводу в Перми разразился грандиозный скандал. Как пишут в блоге Мнения.ру, «портреты Аргунова, Боровиковского, Каравакка, Рокотова окружены священниками со свечами и молящимися прихожанами, а художественная галерея пропитана запахом ладана». «Чтобы освободить место для служб, пришлось урезать экспозицию: сегодня музей начинается с XIX века – собрание картин XVIII века и коллекцию икон пришлось убрать», – комментирует газета «Коммерсант». Краевой министр культуры Борис Мильграм в том же блоге Мнения.ру заверил: «Мы не дадим разрушить коллекцию, хотя речь идет именно о выселении галереи, наша цель – отдать Церкви это здание». Кстати «Коммерсант», со слов замминистра культуры Вероники Вайсман, пишет, что Мильграм до конца сентября обязался-таки заключить официальный договор с Петером Цумтором. Тогда, видимо, наконец, станут ясны и сроки переезда.

Директор музея Надежда Беляева, продолжая дискуссию на Мнения.ру, напротив, отметила, что «речь о выселении галереи пока не идет. Пока стоит вопрос только о безопасности», – имеется в виду, в первую очередь, угроза возгорания, многократно возрастающая при использовании в музее зажженных свечей. По мнению руководителя фонда «Новая коллекция» Надежды Агишевой, вся беда в том, что решения до сих пор принимались кулуарно: «При общественной поддержке легче будет изыскивать средства, общественный контроль обеспечит преемственность идеи нового строительства вне зависимости от личностей на разных уровнях власти и политических раскладов». Глава комиссии по культуре в краевой Общественной палате Павел Печенкин подтверждает: «Сотрудники музея никак не были предупреждены о вторжении, все делалось кулуарно, в Москве. Росимущество, видимо, договорились об этом с патриархом». Сотрудник галереи Нина Казаринова уточняет: «Вход в собор отдан в аренду РПЦ. Они арендуют три зала сразу при входе в Галерею и проводят здесь службы каждое воскресенье и все двунадесятые праздники».

Как бы быстро ни работал Цумтор, понятно, что здание галереи вряд ли может быть построено за ближайший год. А значит, какое-то время церкви и музею неизбежно придется сосуществовать. «Сейчас есть закон, тихо вползать уже не надо. Церковь должна сама уйти из этого конфликта. Бонус она уже получила, остальное получит в 2015 году», – прокомментировал ситуацию «Коммерсанту» пермский правозащитник Денис Галицкий. А в своем блоге он отметил, что «нецелевое» использование культовых зданий в Западной Европе давно имеет место быть, и в качестве примера привел французский Дижон, где в двух старых костелах разместились муниципальная библиотека и театр. «Наши церковники удавятся, но не отдадут здания. Они скорее позволят им разрушиться, чем разместят там что-то общественно-полезное», – соглашается kostyanus. Галицкий уверен: за ускорением передачи недвижимости РПЦ стоит попросту имущественный интерес. И хуже всего, что нынешний скандал выходит боком и культуре, и церкви. sputnik_perm замечает: «Не впервые уже это происходит. Вспомните скандальный переезд Краеведческого музея в Дом Мешкова. Можно сказать, повезло, что туда, а не в полуаварийное здание речного вокзала (которое предлагали чиновники), где в принципе нельзя ни экспонировать, ни хранить коллекции...».

Однако красиво и концептуально совместить храм и искусство, оказывается, все же можно, причем, не только размещая в старых костелах разнообразные культурные институции, о которых писал Галицкий. Молодые бельгийские архитекторы Pieterjan Gijs и Arnout Van Vaerenbergh, например, саму архитектуру и типологию церковного здания превратили в художественное произведение – их проект прозрачной церкви с символичным названием «Читая между строк» теперь активно обсуждается в блогах. Бельгийцы, может, и не обошли в оригинальности и изяществе того же Петера Цумтора, известного подобными проектами, но и их концепция красива в своей простоте: церковь сложена из 100 слоев железных лент-пластин, пробелы между которыми позволяют посетителям в прямом смысле смотреть сквозь стены. «Вместе с прихожанами здесь обитают рассвет, закат и все четыре времени года», – цитирует описание проекта автор блога asaratov.

Сетевому сообществу проект, в основном, понравился. По словам voevodina_s, это «завораживает». arskvv добавил скепсиса: «Очень похоже на домик из доминошек, но надеюсь прочней».  «Красиво, но не ново. По такой технологии беседки сейчас модно строить (только деревянные)», – заметил anatoly_sidorov. А govorikrasivo считает, что «смотреть сквозь стены» для церкви вообще не подходит: «Церковь ведь таинство.... Вот для Госдумы – самое оно». Но oldsibiryak возражает: «Вы уж извините, но здание церкви – не таинство. Таинство – Церковь, в духовном смысле этого слова. Остальное – архитектура».

В блоге Марата Гельмана проект также вызвал живую дискуссию. pino_noir интерьер церкви напомнил «дырявый сарай» Юрия Григоряна, построенный в рамках одного из «Архстояний». А bagdasarov_lj увидел в нем  воплощение возможностей, «дремавших в деревянной клетской архитектуре, например, соборе в Кижах». «Однако чтобы храм был действующим, должно быть соответствующее облачение священника, внутреннее убранство, может быть, зеркальные стены или что-то в этом роде», – говорит автор. chertiayka, напротив, считает, что присутствие людей тут вообще необязательно, если рассматривать сооружение как часовню: «В последней вообще допускалось длительное отсутствие людей.... Здание замещало присутствие человека в природе...» И продолжает: «Даже интересно, как бы оно смотрелось в разные сезоны в Сибири, покрываясь инеем, наледью, снегом зимой, может, даже ржавея».

Еще одна неприятная для культурных идеологов новость пришла из Твери: тамошний Речной вокзал, который тот же Марат Гельман отвоевал весной под выставочный центр «Тверца», в будущем году может быть снесен. Об этом сообщили ряд СМИ. На фоне перестановок в тверской администрации резко закончились деньги на восстановление памятника: в итоге деятели актуального искусства не успели закончить даже ремонт контура здания, а встречать зиму в таком состоянии для него совсем не благоприятно. immortaz в блоге Гельмана советует, как отстоять Речной: «Художественными средствами – сделав конкурс короткометражных фильмов, связанный с ним. Коммерческими средствами – переведя туда какие-то культурные или образовательные программы, под которые уже (а не под само здание) можно получать средства». Есть, правда, мнение, что сумма, необходимая для спасения памятника нереальна: «А про ремонт и зиму – это вообще из серии предыдущих «экспертиз», когда 1.5 млрд просили, «иначе никак, типа только снос». Врут все – вредители».

Пока пермская аудитория ищет компромиссы между духовным и мирским, основным поводом для обсуждения в Москве по-прежнему остается удвоение столичных территорий в юго-западном направлении. На этот раз мы приведем мнения известных людей, журналистов и экспертов, высказавшихся в блоге Общественной Палаты РФ. «Есть вещи, которые нельзя не делать, расширение границ Москвы – как раз такая вещь», – уверен Вячеслав Глазычев, правда, добавляя, что «наступления новой эры» ждать раньше, чем лет через пять, не стоит. Сергей Доренко рад, что такому «абсолютно антигуманному городу» как Москва дали шанс на развитие. Рад и Зураб Церетели: «Все прогрессивные художники, прогрессивные искусствоведы очень рады, что Москва расширяется. Расширение Москвы решит проблемы с дорогами, проблемы с жильем – это счастье для москвичей. Если нас привлекут к участию в этом проекте – будет сказка». Более сдержан в прогнозах Дмитрий Глуховский: «Неплоха идея вынести властные структуры куда-нибудь подальше, огородить их чугунным забором, чтобы они прекратили разъезжать по городу на автомобилях с мигалками. Другое дело, что инициатива явно поспешна, а значит, найдутся желающие воспользоваться «мутными водами», чтобы закинуть свою удочку в бюджет». Алексей Левинсон подметил, что по результатам опросов сами москвичи ехать работать на периферию не хотят, зато активно приветствуют переезд чиновников. Но по опыту Казахстана, уедут в итоге «какие-то отдельные министерства, которые не имеют сил сопротивляться», считает Левинсон. Так что единственную пользу из этого проекта можно извлечь, разве что сделав Москву «локомотивом развития регионов, а не только своей ближайшей периферии».
zooming
Пермская художественная галерея. Проект-победитель Бориса Бернаскони © Бюро Bernaskoni

21 Сентября 2011

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.