Темные ночи в зодчестве Сочи

В разгар летнего сезона самые жаркие дискуссии в блогосфере посвящены градостроительным проблемам курортного Сочи. В нынешний обзор блогов также вошли рейтинг высотных зданий Перми и дискуссии о музеефикаций Зарядья и Охтинского мыса.

mainImg
Довольно редко наш обзор начинается с немосковских тем, но в этот раз мы решили сделать исключение: даже решение о расширении границ Москвы не вызвало среди сетевых авторов такого волнения, как пост блогера finskirobot, поделившегося своими наблюдениями о том, что сегодня происходит в Сочи – городе, которому в 2014 году предстоит стать лицом всей страны. По мнению блогера (в блоге «Частного корреспондента» эссе finskirobot  перепостили с фотографиями), «лицо» рискует оказаться, мягко говоря, недостойным. «Когда-то здесь царила сталинская архитектура – дворцы, бабы с веслами, фонтаны и колосья. Это было вполне себе лицо города, но сегодня нет ни единого стиля, ни какого-либо генплана, ни какого-то хотя бы общего решения. Повсюду, как плесень, произрастают самые разные строения, причем все, что построено морально устарело еще в процессе стройки». Обиднее всего, пожалуй, звучит вот это меткое сравнение: «Больше всего Сочи напоминает вокзал любого крупного города – где беляши соседствуют с яркой рекламой Евросети, тут же банк, аптека, игровые автоматы, обмен валюты, сосиски, кафе «У Лёвы», бутик «Анжелла», пацаны с семками и пр». Finskirobot недоумевает, кому пришла идея делать в Сочи Олимпиаду, поскольку изменить его архитектурный облик можно «только путем прямого попадания ракеты в город и полной отстройки заново!»

Среди блогеров нашлось немало сочувствующих. Единственно возможным вариантом развития событий некоторые видят размещение олимпийцев где-то рядом с Сочи, что, впрочем, и так недалеко от истины. Вот что пишет kostya_moskowit: «Олимпиада пройдет не в Сочи, а в адлерском районе, практически в 5 метрах от границы с Абхазией и где-то в горах, куда среднестатистический сочинец никогда не поднимался». Finskirobot согласен: Игры приехали и уехали, а Сочи останется со своей градостроительной анархией, как и прежде. «Да, деревня и стадионы запланированы разборные, как балаган, цирк-шапито – приедут и уедут еще до наступления летнего сезона». Анонимный комментатор, видимо, сочинец, пишет: «Город Сочи превратили в ужасное место, не только для отдыха, но и для проживания. Вы думаете, что местные жители рады, что вместо пивоваренного завода стоят высотки, что вместо молочного комбината стоят высотки, что вместо рыбного завода будут стоять высотки или уж, что там по генеральному плану – Олимпийская высотка, что вместо прекрасной дубовой рощи и прекрасных парков – опять стоят высотки и т.д. А где работать?!» Kalkenberg видит корень зла в несамостоятельности местных архитекторов: «Сочи – это город? где безразличие и бездарность слились воедино. Сочи никогда не был самостоятелен, им всегда управляли из Москвы, и строили в Сочи не «местные», а из Москвы». Впрочем, есть и такое мнение, что Сочи – это всего на всего небольшая Москва, комментирует i_cherski: «Абсолютно такие же ощущения от этого прекрасного города. Но если заменить слово «Сочи» на слово «Москва», остальные слова по-прежнему останутся верными».

Хаотично наставленные высотки стали частью архитектурного пейзажа, разумеется, не только в Сочи. Вот, например, в Перми среди них сейчас выбирают «Лучшее здание XXI века» – голосование на форуме проводят сами местные архитекторы. Авторы небоскребов голосуют друг за друга и пишут друг другу разные комплименты. Разговор, однако, редко заходит об уместности высотки в градостроительном контексте – и это возмущает архитектора Александра Рогожникова: http://ar-chitect.livejournal.com/231003.html «Как бы ни был изобретательно решен объем, если здание взрывает и ломает городскую среду, говорить о нем как о творческой удаче затруднительно. Однако у нас сегодня о таких зданиях принято говорить как о «доминантах застройки». Рогожников, постоянно пишущий о достоинствах малоэтажной застройки и европейских принципах планирования, уверен: «Эти «небоскребы» в 20 этажей, натыканные в самых неподходящих местах – не более чем следствие глубокого кризиса в градостроительстве и управлении городом. А их архитектура, т.е. именно фасады и объемная композиция – лет через 20 они устареют на 100%».

Сейчас в рейтинге лидирует комплекс «Ворота Прикамья» – по мнению Рогожникова, они «ни сейчас не организовывают ничего, ни в будущем не будут никак организовывать пространство у камского моста». «Это провинциальная неинтересная архитектура, а если точнее, то попросту стройдизайн. <…> Халтуры и уродства такого масштаба в центре Перми, пожалуй, еще не было», – считает архитектор. Более спокоен в своих оценках Crixus, который проголосовал за комплекс «Театральный» и уже упомянутые «Ворота» (Saturn-R Towers): «Первому за попытку не испортить исторический центр, второму за смелость, масштабность и новизну».

Такой рейтинг, конечно, любопытно было бы провести и в Москве, но столица сейчас куда больше озабочена сменой градостроительной стратегии: к обсуждению «горячей» темы о расширении столицы активно подключились блогеры. Так, к статье Григория Ревзина в «Коммерсанте», которую мы анонсировали в недавнем обзоре прессы, появились занимательные комментарии. Напомним, Ревзин прогнозирует развитие Большой Москвы с правительственным центром где-то в районе Песье, Ознобишино и Колотилово – «эти поселения со звучными именами могли бы стать новыми центрами исполнительной, законодательной и судебной власти», – иронизирует критик. mm888_2 уверен: «Дальше планов дело не пойдет – нет ни денег, ни ума, ни политической воли. Это будет классический котлован, зарытые в землю (точнее, уведенные в оффшоры) деньги. Разумные правители, которые придут после этих, столицу перенесут в Сибирь или на Дальний Восток, и вопрос отомрет сам собой». А вот Viktorya Ln, напротив, подозревает всю серьезность намерений: «Массовая застройка данных территорий идет полным ходом, только в районе Коммунарки стоят МИЦ, Крост, Август, такое ощущение, что все-таки утечка была – иначе массовой застройки, которая ведется безумными темпами, не было бы». По мнению Vlad Batou, «лучше бы организовали новый федеральный центр в одной точке вокруг Нового-Иерусалима (как вокруг Кремля), во всех вариантах и политическом и экономическом и транспортном (от Рублевки в противоположную сторону) и других было бы выигрышно! Не надо портить Звенигород или другие Подмосковные городки!» А по большому счету, строить город-спутник можно где угодно, поскольку, по мнению автора комментария, «все территории до Бетонки (ЦКАД) и центрального железнодорожного кольца во всех направлениях в будущем по мере освоения территорий будут присоединены к мегаполису».

Следующие два поста, которые мы отобрали для нынешнего обзора, посвящены наследию, точнее музеефикации двух важнейших исторических территорий. В питерской Академии Художеств сейчас проходит выставка дипломных работ на тему «Археологический музей «Ниеншанц» в Петербурге». Alert_dog выложил фото некоторых проектов в блоге «Живого города» – члены сообщества отнеслись к дипломам настороженно. Сам автор тоже не в восторге: «Один напоминал Мавзолей, другой – набившие оскомину хай-тековские стекляхи, третий был близок к монументальным советским мемориалам.... К сожалению, ландшафтная архитектура у нас не в ходу, а ведь именно так сохраняют старые крепости в Европе». Dmtrs согласен: «Н-да. В качестве дипломных работ, наверное, годится. Но надо как-то донести до авторов, что «археологический музей» дерево-земляных сооружений негоже сооружать из камня и бетона?» В студенческих проектах, действительно, об археологии напоминает разве что пятиконечная форма Ниеншанца, остальное похоже иногда на крематорий. Andrey Muratov это расстроило: «Воевать за Ниеншанц, чтобы построить там вот что-нибудь из этого? Стоило ли?»

Глядя на дипломы, Roman Zhirnov вообще усомнился в самой идее музеефикации: «Представленные варианты предлагают позаигрывать со звездной формой Ниеншанца, точно так же угробливая раскопки. <…> Создать там тематический парк-новодел по мотивам допетровского приневья – так лучше что-то социально полезное построить». Но south_thungus уверен: «Как минимум часть найденных фрагментов крепости представляет значительную ценность и нуждается в музеефикации». Просто для музея тут нужно что-то более традиционное, как заметила анонимный комментатор: «Может быть, отправить в Голландию в командировку кое- кого из молодых архитекторов? Как они умеют красиво все сделать!»

В блоге «Архнадзора», тем временем, развернулось обсуждение уже упомянутой нами в одном из прошлых обзоров статьи Петра Мирошника, посвященной музеефикации части Зарядья на месте гостиницы «Россия». Напомним, что автор предложил оставить место нетронутым и лишь озеленить его. Отнюдь не всех устроила такая позиция. Вот что пишет Erk61: «Город и городские строения должны служить людям. «Красивые виды» нужны в 99% случаев тем, кто в городе не живет или работает, а прохлаждается…. Снос «России» есть натуральное вредительство, так как в Москве нет абсолютно необходимого количества хотя бы относительно дешевых гостиниц». Ирина Трубецкая считает, что «ставить вопрос – история или функция – радикализм …. Мы готовы уместить функцию в здание с уважением к этим старым стенам. То же относится к городским пространствам». По мнению автора, здесь уместнее всего создать доступное и зеленое городское пространство с частичной музеефикацией места. Однако многие рассматривают парк в Зарядье всего лишь как временную меру перед восстановлением исторической застройки. Например, некто Валерий настаивает на полной реконструкции исторических зданий по старым фото, включая части разрушенной китайгородской стены. Alexander его поддерживает: «Было бы счастьем увидеть воочию, к примеру, воссозданную Сухаревскую башню, либо дворец в Лефортово и т.д. Эти сокровища еще более бы приукрасили и сделали самобытной Москву, в том числе и в глазах туристов».

Среди краеведов, конечно, редко услышишь похвалы в адрес современных зданий. Тем интереснее, что в блоге питерского краеведа babs71, недавно посетившего Москву, в ряд столичных достопримечательностей, наряду с объектами Константина Мельникова и ДК им. Зуева, неожиданно попала «Туполев-плаза», построенная в 2000-е гг. Д.Б. Бархиным. Обсуждение этой постройки вышло любопытным. В комплиментах постмодернистскому творению известного неоклассика babs71 не поскупился: тут и «детали декора вылеплены с большим изяществом», и «зеркальные стены, в которых отражается «вилла», добавляющие очарования ансамблю», и «тройная арка с венчающими колонны фигурами любого питерца сразу заставит вспомнить дом Мертенса». В общем, все «остроумно, изящно и весело». В дискуссию тут же вмешались защитники «чистой неоклассики», пишет Boris Vorobyev: «Все-таки московский разухабистый купеческий стиль трудно сравнить с величавой строгостью дома Мертенса.... Лишний раз это сравнение позволило убедиться, что наша питерская архитектура – это что-то изысканное и элегантное. А тут типа кич вместо искусства, набор архитектурно-скульптурных цитат из палаццо в сочетании со стеклянными стенами». «Стараниями товарища Герасимова у нас скоро тоже будет до черта этой разухабистости», – замечает moskalevski. Однако babs71 не согласен: «Герасимов куда скучнее. Бархин – «теплый» и с юмором, явно чувствуется, что ему все это нравится делать, а Герасимов «холодный» и серьезный». А вот il_ducess совсем иного мнения о доме Бархина: «Да это стиль современного поколения семьи Бархиных. Они все свои работы в этом стиле делают. Очень красиво, узнаваемо. Побольше бы им дали строить и отделывать. На Бутырском валу они сделали конфетку Бейкер-Плаза из совкового хлебного комбината ужасного просто». Более осторожен в похвалах hebemoth: «Ну да, не безусловный шедевр. Но, думаю, возможно, лучшая судьба для объекта в наше варварское время». Наконец, в дискуссию вмешался сам представитель семьи, Андрей Бархин: «Это произведение своего времени, но в нем очевидно стремление вырваться к культуре прошлого, к архитектурному языку античности и неоклассики начала 20 века, и в этом оно уникально и даже революционно, потому что теперь у московской неоклассики есть пример, планка римского богатства и сложности».

Закончим наш обзор другим не менее известном произведением своего времени. Блог evge-chesnokov  на портале yamoskva.com начинает публиковать серию подробных сюжетов об архитектуре готовящегося к реконструкции ВВЦ. С деталями помогает историк и активист «Архнадзора» Борис Бочарников, в чьем блоге, кстати, написано очень много про этот ансамбль. Подробные описания павильонов и хороший фоторяд вполне могут заменить пешую экскурсию. В первом посте этой серии много внимания уделено Главному павильону и его варварскому разорению: «Такое ощущение что из здания за 1990-2000-е вынесли весь цветмет – уцелели всего несколько оригинальных латунных решёток на полуподвальных окнах, остальные – стыдливо заменены фанерными покрашенными копиями, бесследно исчезли роскошные люстры и светильники-торшеры». Остается надеяться, что при реконструкции все это богатство будет воссоздано.
zooming
Современный Сочи. Фото: А.В.Соломин, Wikimedia Commons
zooming
Современный Сочи. Фото: А.В.Соломин, Wikimedia Commons
zooming
Современный Сочи. Фото: А.В.Соломин, Wikimedia Commons
zooming
Карта расширения границ Москвы. http://www.itar-tass.com

22 Июля 2011

Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.