Темные ночи в зодчестве Сочи

В разгар летнего сезона самые жаркие дискуссии в блогосфере посвящены градостроительным проблемам курортного Сочи. В нынешний обзор блогов также вошли рейтинг высотных зданий Перми и дискуссии о музеефикаций Зарядья и Охтинского мыса.

mainImg
Довольно редко наш обзор начинается с немосковских тем, но в этот раз мы решили сделать исключение: даже решение о расширении границ Москвы не вызвало среди сетевых авторов такого волнения, как пост блогера finskirobot, поделившегося своими наблюдениями о том, что сегодня происходит в Сочи – городе, которому в 2014 году предстоит стать лицом всей страны. По мнению блогера (в блоге «Частного корреспондента» эссе finskirobot  перепостили с фотографиями), «лицо» рискует оказаться, мягко говоря, недостойным. «Когда-то здесь царила сталинская архитектура – дворцы, бабы с веслами, фонтаны и колосья. Это было вполне себе лицо города, но сегодня нет ни единого стиля, ни какого-либо генплана, ни какого-то хотя бы общего решения. Повсюду, как плесень, произрастают самые разные строения, причем все, что построено морально устарело еще в процессе стройки». Обиднее всего, пожалуй, звучит вот это меткое сравнение: «Больше всего Сочи напоминает вокзал любого крупного города – где беляши соседствуют с яркой рекламой Евросети, тут же банк, аптека, игровые автоматы, обмен валюты, сосиски, кафе «У Лёвы», бутик «Анжелла», пацаны с семками и пр». Finskirobot недоумевает, кому пришла идея делать в Сочи Олимпиаду, поскольку изменить его архитектурный облик можно «только путем прямого попадания ракеты в город и полной отстройки заново!»

Среди блогеров нашлось немало сочувствующих. Единственно возможным вариантом развития событий некоторые видят размещение олимпийцев где-то рядом с Сочи, что, впрочем, и так недалеко от истины. Вот что пишет kostya_moskowit: «Олимпиада пройдет не в Сочи, а в адлерском районе, практически в 5 метрах от границы с Абхазией и где-то в горах, куда среднестатистический сочинец никогда не поднимался». Finskirobot согласен: Игры приехали и уехали, а Сочи останется со своей градостроительной анархией, как и прежде. «Да, деревня и стадионы запланированы разборные, как балаган, цирк-шапито – приедут и уедут еще до наступления летнего сезона». Анонимный комментатор, видимо, сочинец, пишет: «Город Сочи превратили в ужасное место, не только для отдыха, но и для проживания. Вы думаете, что местные жители рады, что вместо пивоваренного завода стоят высотки, что вместо молочного комбината стоят высотки, что вместо рыбного завода будут стоять высотки или уж, что там по генеральному плану – Олимпийская высотка, что вместо прекрасной дубовой рощи и прекрасных парков – опять стоят высотки и т.д. А где работать?!» Kalkenberg видит корень зла в несамостоятельности местных архитекторов: «Сочи – это город? где безразличие и бездарность слились воедино. Сочи никогда не был самостоятелен, им всегда управляли из Москвы, и строили в Сочи не «местные», а из Москвы». Впрочем, есть и такое мнение, что Сочи – это всего на всего небольшая Москва, комментирует i_cherski: «Абсолютно такие же ощущения от этого прекрасного города. Но если заменить слово «Сочи» на слово «Москва», остальные слова по-прежнему останутся верными».

Хаотично наставленные высотки стали частью архитектурного пейзажа, разумеется, не только в Сочи. Вот, например, в Перми среди них сейчас выбирают «Лучшее здание XXI века» – голосование на форуме проводят сами местные архитекторы. Авторы небоскребов голосуют друг за друга и пишут друг другу разные комплименты. Разговор, однако, редко заходит об уместности высотки в градостроительном контексте – и это возмущает архитектора Александра Рогожникова: http://ar-chitect.livejournal.com/231003.html «Как бы ни был изобретательно решен объем, если здание взрывает и ломает городскую среду, говорить о нем как о творческой удаче затруднительно. Однако у нас сегодня о таких зданиях принято говорить как о «доминантах застройки». Рогожников, постоянно пишущий о достоинствах малоэтажной застройки и европейских принципах планирования, уверен: «Эти «небоскребы» в 20 этажей, натыканные в самых неподходящих местах – не более чем следствие глубокого кризиса в градостроительстве и управлении городом. А их архитектура, т.е. именно фасады и объемная композиция – лет через 20 они устареют на 100%».

Сейчас в рейтинге лидирует комплекс «Ворота Прикамья» – по мнению Рогожникова, они «ни сейчас не организовывают ничего, ни в будущем не будут никак организовывать пространство у камского моста». «Это провинциальная неинтересная архитектура, а если точнее, то попросту стройдизайн. <…> Халтуры и уродства такого масштаба в центре Перми, пожалуй, еще не было», – считает архитектор. Более спокоен в своих оценках Crixus, который проголосовал за комплекс «Театральный» и уже упомянутые «Ворота» (Saturn-R Towers): «Первому за попытку не испортить исторический центр, второму за смелость, масштабность и новизну».

Такой рейтинг, конечно, любопытно было бы провести и в Москве, но столица сейчас куда больше озабочена сменой градостроительной стратегии: к обсуждению «горячей» темы о расширении столицы активно подключились блогеры. Так, к статье Григория Ревзина в «Коммерсанте», которую мы анонсировали в недавнем обзоре прессы, появились занимательные комментарии. Напомним, Ревзин прогнозирует развитие Большой Москвы с правительственным центром где-то в районе Песье, Ознобишино и Колотилово – «эти поселения со звучными именами могли бы стать новыми центрами исполнительной, законодательной и судебной власти», – иронизирует критик. mm888_2 уверен: «Дальше планов дело не пойдет – нет ни денег, ни ума, ни политической воли. Это будет классический котлован, зарытые в землю (точнее, уведенные в оффшоры) деньги. Разумные правители, которые придут после этих, столицу перенесут в Сибирь или на Дальний Восток, и вопрос отомрет сам собой». А вот Viktorya Ln, напротив, подозревает всю серьезность намерений: «Массовая застройка данных территорий идет полным ходом, только в районе Коммунарки стоят МИЦ, Крост, Август, такое ощущение, что все-таки утечка была – иначе массовой застройки, которая ведется безумными темпами, не было бы». По мнению Vlad Batou, «лучше бы организовали новый федеральный центр в одной точке вокруг Нового-Иерусалима (как вокруг Кремля), во всех вариантах и политическом и экономическом и транспортном (от Рублевки в противоположную сторону) и других было бы выигрышно! Не надо портить Звенигород или другие Подмосковные городки!» А по большому счету, строить город-спутник можно где угодно, поскольку, по мнению автора комментария, «все территории до Бетонки (ЦКАД) и центрального железнодорожного кольца во всех направлениях в будущем по мере освоения территорий будут присоединены к мегаполису».

Следующие два поста, которые мы отобрали для нынешнего обзора, посвящены наследию, точнее музеефикации двух важнейших исторических территорий. В питерской Академии Художеств сейчас проходит выставка дипломных работ на тему «Археологический музей «Ниеншанц» в Петербурге». Alert_dog выложил фото некоторых проектов в блоге «Живого города» – члены сообщества отнеслись к дипломам настороженно. Сам автор тоже не в восторге: «Один напоминал Мавзолей, другой – набившие оскомину хай-тековские стекляхи, третий был близок к монументальным советским мемориалам.... К сожалению, ландшафтная архитектура у нас не в ходу, а ведь именно так сохраняют старые крепости в Европе». Dmtrs согласен: «Н-да. В качестве дипломных работ, наверное, годится. Но надо как-то донести до авторов, что «археологический музей» дерево-земляных сооружений негоже сооружать из камня и бетона?» В студенческих проектах, действительно, об археологии напоминает разве что пятиконечная форма Ниеншанца, остальное похоже иногда на крематорий. Andrey Muratov это расстроило: «Воевать за Ниеншанц, чтобы построить там вот что-нибудь из этого? Стоило ли?»

Глядя на дипломы, Roman Zhirnov вообще усомнился в самой идее музеефикации: «Представленные варианты предлагают позаигрывать со звездной формой Ниеншанца, точно так же угробливая раскопки. <…> Создать там тематический парк-новодел по мотивам допетровского приневья – так лучше что-то социально полезное построить». Но south_thungus уверен: «Как минимум часть найденных фрагментов крепости представляет значительную ценность и нуждается в музеефикации». Просто для музея тут нужно что-то более традиционное, как заметила анонимный комментатор: «Может быть, отправить в Голландию в командировку кое- кого из молодых архитекторов? Как они умеют красиво все сделать!»

В блоге «Архнадзора», тем временем, развернулось обсуждение уже упомянутой нами в одном из прошлых обзоров статьи Петра Мирошника, посвященной музеефикации части Зарядья на месте гостиницы «Россия». Напомним, что автор предложил оставить место нетронутым и лишь озеленить его. Отнюдь не всех устроила такая позиция. Вот что пишет Erk61: «Город и городские строения должны служить людям. «Красивые виды» нужны в 99% случаев тем, кто в городе не живет или работает, а прохлаждается…. Снос «России» есть натуральное вредительство, так как в Москве нет абсолютно необходимого количества хотя бы относительно дешевых гостиниц». Ирина Трубецкая считает, что «ставить вопрос – история или функция – радикализм …. Мы готовы уместить функцию в здание с уважением к этим старым стенам. То же относится к городским пространствам». По мнению автора, здесь уместнее всего создать доступное и зеленое городское пространство с частичной музеефикацией места. Однако многие рассматривают парк в Зарядье всего лишь как временную меру перед восстановлением исторической застройки. Например, некто Валерий настаивает на полной реконструкции исторических зданий по старым фото, включая части разрушенной китайгородской стены. Alexander его поддерживает: «Было бы счастьем увидеть воочию, к примеру, воссозданную Сухаревскую башню, либо дворец в Лефортово и т.д. Эти сокровища еще более бы приукрасили и сделали самобытной Москву, в том числе и в глазах туристов».

Среди краеведов, конечно, редко услышишь похвалы в адрес современных зданий. Тем интереснее, что в блоге питерского краеведа babs71, недавно посетившего Москву, в ряд столичных достопримечательностей, наряду с объектами Константина Мельникова и ДК им. Зуева, неожиданно попала «Туполев-плаза», построенная в 2000-е гг. Д.Б. Бархиным. Обсуждение этой постройки вышло любопытным. В комплиментах постмодернистскому творению известного неоклассика babs71 не поскупился: тут и «детали декора вылеплены с большим изяществом», и «зеркальные стены, в которых отражается «вилла», добавляющие очарования ансамблю», и «тройная арка с венчающими колонны фигурами любого питерца сразу заставит вспомнить дом Мертенса». В общем, все «остроумно, изящно и весело». В дискуссию тут же вмешались защитники «чистой неоклассики», пишет Boris Vorobyev: «Все-таки московский разухабистый купеческий стиль трудно сравнить с величавой строгостью дома Мертенса.... Лишний раз это сравнение позволило убедиться, что наша питерская архитектура – это что-то изысканное и элегантное. А тут типа кич вместо искусства, набор архитектурно-скульптурных цитат из палаццо в сочетании со стеклянными стенами». «Стараниями товарища Герасимова у нас скоро тоже будет до черта этой разухабистости», – замечает moskalevski. Однако babs71 не согласен: «Герасимов куда скучнее. Бархин – «теплый» и с юмором, явно чувствуется, что ему все это нравится делать, а Герасимов «холодный» и серьезный». А вот il_ducess совсем иного мнения о доме Бархина: «Да это стиль современного поколения семьи Бархиных. Они все свои работы в этом стиле делают. Очень красиво, узнаваемо. Побольше бы им дали строить и отделывать. На Бутырском валу они сделали конфетку Бейкер-Плаза из совкового хлебного комбината ужасного просто». Более осторожен в похвалах hebemoth: «Ну да, не безусловный шедевр. Но, думаю, возможно, лучшая судьба для объекта в наше варварское время». Наконец, в дискуссию вмешался сам представитель семьи, Андрей Бархин: «Это произведение своего времени, но в нем очевидно стремление вырваться к культуре прошлого, к архитектурному языку античности и неоклассики начала 20 века, и в этом оно уникально и даже революционно, потому что теперь у московской неоклассики есть пример, планка римского богатства и сложности».

Закончим наш обзор другим не менее известном произведением своего времени. Блог evge-chesnokov  на портале yamoskva.com начинает публиковать серию подробных сюжетов об архитектуре готовящегося к реконструкции ВВЦ. С деталями помогает историк и активист «Архнадзора» Борис Бочарников, в чьем блоге, кстати, написано очень много про этот ансамбль. Подробные описания павильонов и хороший фоторяд вполне могут заменить пешую экскурсию. В первом посте этой серии много внимания уделено Главному павильону и его варварскому разорению: «Такое ощущение что из здания за 1990-2000-е вынесли весь цветмет – уцелели всего несколько оригинальных латунных решёток на полуподвальных окнах, остальные – стыдливо заменены фанерными покрашенными копиями, бесследно исчезли роскошные люстры и светильники-торшеры». Остается надеяться, что при реконструкции все это богатство будет воссоздано.
zooming
Современный Сочи. Фото: А.В.Соломин, Wikimedia Commons
zooming
Современный Сочи. Фото: А.В.Соломин, Wikimedia Commons
zooming
Современный Сочи. Фото: А.В.Соломин, Wikimedia Commons
zooming
Карта расширения границ Москвы. http://www.itar-tass.com

22 Июля 2011

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.