Хроники непостроенных городов

В прошедшие две недели блогосфера активно обсуждала статью Григория Ревзина «Москва уже построилась» и градостроительную политику российской столицы в целом. Поводом для не менее жарких дискуссий также стали довольно спорный рейтинг лучших современных зданий Петербурга и пермский мастер-план, а защитники наследия забили тревогу по поводу реставрации древнейшей деревянной церкви из села Бородава. Подробнее об этих и других новостях читайте в нашем обзоре блогов.

mainImg
В июне в журнале «Коммерсант Деньги» вышла острая статья Григория Ревзина под названием «Москва уже построилась», посвященная градостроительной политике Сергея Собянина. Почему мэр решил запретить строить в центре? И почему сегодня «любое новое здание воспринимается как зло»? Ревзин считает это «платой за лужковские 20 лет», в течение которых на московском строительном рынке сформировался такой бизнес, которому не выгодно реставрировать старое, а потом его продавать. На такой нездоровой почве расцвели градозащитные движения, вроде «Архнадзора» с лозунгами «сохранить все, что осталось» – отказ от строительства представляется критику мерой скорее политической, но градостроительно неверной: «Париж, Рим, Флоренция, Мюнхен, Лозанна, Лондон, Вена и т. д. – города построенные. А Москва – нет».

В блоге Андрея Бархина с этим выводом согласились. Комментирует sergeykostikov: «У меня после возвращения из этих городов, ну, из тех, где был, возникало аналогичное чувство. Проходя по ним, я мыслил, как архитектор: что бы я сделал здесь, на этом конкретном месте, чтобы оно стало лучше. И понимал, что я не способен ни на что вообще. А вот в Москве <…> даже если и есть такие места, то в двух-трех шагах от них уже надо что-то делать.<…> Многие архитекторы старшего поколения считают, что Москва – «несобранный» город, и для того, чтобы он стал лучше, его надо лишь «подсобрать» ансамблями площадей. Но, я понимаю, что фасады – это лишь декорация, задник сцены. У нас нет более важного и существенного, вокруг чего строится город». По мнению shurikbarne, проблема кроется в отчуждении самих  жителей: «Не в ансамблях дело, кто вообще сказал, что город должен застыть – это же скучно! Местные жители его ненавидят, вот и вся разница. Целая субкультура ненависти москвичей к Москве.<…> На мой взгляд, процентов двадцать – не собственные недостатки Москвы, а приписанные ей, мифология, которой люди практически вынужденно подчиняют свою жизнь».

С критикой ревзинской статьи на сайте самого «Коммерсанта» выступил градозащитник Сергей Агеев: «Москва еще не построена, с этим можно согласиться. Все остальное – передергивание. <…> Памятниками являются чуть более 3% всех зданий города, и мало кто согласится, что именно из-за них Москва не имеет римской завершенности. Да, есть рваные куски и в центре. Но их нужно внимательно заштопывать, а не сносить кварталами», – считает активист. – «Новая администрация пока не ввела никаких драконовских правил, а просто решила проверить насколько соблюдаются существующие». Любовь к старым баракам Агеев, в отличие от Ревзина, противоестественной не считает: «Никто не говорит, что «наше все» – это барак, где пил Ерофеев. Но, вероятно, многие согласятся, что народный музей дачного Царицыно и Ерофеева лучше, чем стоянка уборочной техники».

В контексте вышеописанной дискуссии отметим еще один любопытный пост в блоге Андрея Жвирблиса. Автор решил проверить, так ли необходим снос «ветхого» фонда исторической застройки во имя развития современной инфраструктуры. В ходе небольшой прогулки по центру Москвы выяснилось, что сносить предпочитают то, что могло бы стоять, тогда как пустыри и заброшенные стройки по-прежнему никого не интересуют. Например, за новым зданием ТЦ «Цветной», который встроили на месте Центрального рынка, до сих пор замусоренный пустырь. Город застраивается явно не из градостроительных соображений, так стоит ли продолжать, задается вопросом автор блога.

Проблемы современной застройки исторического города, тем временем, стали предметом жаркого обсуждения и среди питерских блогеров. Поводом послужил рейтинг новых зданий, авторы которых, по мнению блогера holicin, «проявили себя как подлинные художники <…> и в отличие от бесчисленных бездарей и закомплексованных на мании собственного величия снобов (вроде М. Рейнберга или Ю. Земцова), не стали противопоставлять себя историческому городу, а сумели тактично включить свои здания в уникальную среду Старого Петербурга». В этот рейтинг вошли в основном жилые дома, стилизованные под северный модерн и неоклассику. Под номерами 6, 7 и 8, которые вызвали наименьшую симпатию публики, оказались два жилых дома на Знаменской улице, имитирующие модерн и неоклассическая гостиница на Лиговском, 61. В список вошла и известная гостиница на площади Островского Евгения Герасимова.

Пишет katkout: «Номер 6 – редкостная гадость. Равно как и 7 и 8. Про 6: Мне не нравятся эти барельефы, я видела, как этот дом строили, там под ними все криво-косо, а их налепили и все прикрыли». Pomortzeff согласен: «Никакими «архитектурным искусством» и «подлинными художниками» тут и не пахло. <…> Авторы зданий продемонстрировали лишь свои способности имитировать (местами умело, местами не очень) стили ушедших эпох. <…> Строить такие дома в начале 21-го столетия, тем более в таком городе, как Питер, просто неприлично... Хотя, возможно, это и лучше других построек последних лет». Очевидный традиционалист, Holicin своих позиций не сдает и единственным недостатком, например, у № 7 видит «гипертрофированную нижнюю часть, выполненную в виде галереи высотой в 2 этажа, что сильно напоминает корбюзианские извращения с «домами на ножках». Насчет последнего m_mbembe уверен, что это вынужденное, «в соответствии с современными требованиями, под каждым современным приличным домом должен быть подземный гараж». В пух и прах раскритиковал стилизаторство av_otus: налепленный декор, по его мнению, никак не соотносится с фасадными осями, цитаты плохо «содраны» с исторических доходных домов, «высокий уровень детализации ничем не обусловлен, это некая аппликация, наложенная на стандартную постмодернистскую болванку». Против псевдостилей выступил и shurikbarne: «Я просто не верю, что у нас люди смогут так же жить в больших исторических городах, как европейцы в своих, и максимум, что можно сделать, не скатившись в лицемерие – это сохранять подлинники и не добавлять новых смыслов. Потом, когда-нибудь – может быть. Египтяне сейчас не строят новых пирамид». А вот у il_ducess иное мнение: «Если так сейчас строят в Питере, то вам, питерцы, очень повезло. В Москве то, что сейчас строят, вообще архитектурой назвать нельзя». Сам Holicin добавляет, что одним из главных критериев для отбора в его обзор было то, что все, за исключением № 7, были построены без сноса исторической застройки. Мол, спасибо им хотя бы за это.

По части градостроительных споров не отстает от столиц Пермь: здесь все еще продолжаются дискуссии между сторонниками и противниками принципов нового мастерплана, который лоббирует губернатор. Недавно блоггер Денис Галицкий выступил с критикой в адрес стратегии развития города, предложенной KCAP. Галицкий возмущен тем, что губернатор «продавливает» строительство заложенных в мастерплане «идеальных кварталов» малоэтажного жилья, абсолютно не подходящих к местным условиям: «Абсурдна сама идея впихнуть весь спектр жилищных предпочтений пермяков в один тип городского жилья. Если появление «хрущевок» было оправдано экономически и социально – после войны <…>, то такая стандартизация, причем в центральных районах Перми, является уже вполне клиническим признаком». «Такие «идеальные кварталы», – продолжает Галицкий, – являются вполне типичной застройкой юга Европы». Для них характерны все минусы питерских «дворов-колодцев», выходы подъездов сделаны не во двор, а прямо на тротуар улицы, а его внутреннее пространство делится между всеми владельцами квартир 1 этажа.

Архитектор Александр Ложкин встает на защиту мастер-плана: «Денис, ну что вы ерунду-то пишите? Загляните в мастер-план, и вы увидите, что речь идет о повышении разнообразия типов жилья, и восстановлении типологического дисбаланса в городе, где исчезли как минимум два типа жилых домов из строительной практики в последние два десятилетия: M и L. Если же вы посмотрите, что предлагают на продажу послекризисные девелоперы, хрущевка вам покажется шикарным домом. 6-этажный дом имеет высоту около 20 метров, так что двор 30х30 метров будет инсолироваться в любом случае». А sinkey утешает Галицкого: «Денис, не переживай, ни один более менее вменяемый застройщик, если он не является «поставушкой-из банка кредиты за откат выводилкой» не будет браться за подобный проект и сто раз подумает о перспективе продажи т.н. чиркуновок... Все косяки в генплане превратятся в незастроенные дыры. Не более».

Откликнулся на пост Галицкого и архитектор Александр Рогожников. Блоггер возмущен настойчивым неприятием у пермяков цивилизованных принципов жилой застройки как альтернативы спальным районам: «В результате имеем тот самый, продолжающий агонизировать уже в пригородных поселках, советский подход к застройке, отягощенный сегодняшними экономическими условиями: втыкание в маленький участок многоэтажных коробок, отсутствие паркингов, отсутствие инфраструктуры, маятниковые миграции…. Так вот – спальный район на окраине города – депрессивная среда. Там нечего делать, там криминал, там помойка».

Наряду с градостроительством архитектурное сообщество до сих пор обсуждает политику – напомним, что эта тема захватила профессиональный цех пару недель назад после известия о вступлении Союза архитекторов России в партию «Народный фронт» без согласия его членов. Любопытный комментарий оставил в своем блоге Александр Ложкин.  Поводом стало официальное заявление президента СА Андрея Бокова, в котором он объяснил это решение необходимостью влиять на действующие законы. Ложкин не согласен: «А Вы на 100% уверены, что вся эта совокупность актов губительна для профессии? Она была предметом обсуждений, круглых столов, конференций? Не обсуждений на бюро президиума, или конференциях с крайне странным и ограниченным по мировоззрениям и возрасту составом участников, <…> а действительно широкой дискуссии - в интернете, в профессиональной печати?» С Ложкиным согласен dmitrij_sergeev: «У меня создалось впечатление, что письмо Бокова – лихорадочная попытка придумать объяснение проколу». Продолжает padunskiy: «Сомневаюсь я, что ВСТУПИВ, Союз получит возможность достучаться. Не для того эта организация создана. И Боков не может этого не понимать». Сам же Ложкин уверен: «взаимодействие СА и власти может быть исключительно в виде полного одобрения первым всей деятельности второй». Идея каким-то образом влиять на законы кажется архитектору надуманной: «Власти градостроительная регламентация вообще не нужна, она и так прекрасно знает, что, где и почем надо строить; проектировщики рисуют то, что умеют. Эти двое замечательно между собой договорились, и мы имеем в итоге документы терпланирования очень сомнительной практической ценности. А градкодекс, да, поправили только что, с целью упрощения ручного управления».

В завершение нашего обзора обратимся к острой, но мало освещаемой в прессе теме – проблемам реставрации деревянных памятников архитектуры. Среди архитекторов-реставраторов часто нет согласия в методике проведения таких работ, в результате одни обвиняют других в экспериментах над живыми зданиями и даже их уничтожении. Самым ярким примером последних лет стала Преображенская церковь в Кижах. Теперь в блогах активно обсуждают реставрацию древнейшего деревянного памятника России – церкви Ризположения из села Бородава. Руководит ею архитектор-реставратор Александр Попов. Как сообщает блог «Архнадзора», «Попов восстановил первоначальную архитектуру церкви. То есть вместо привычного для нескольких поколений, совершенно традиционного образа, миру явилось сооружение, вообще мало похожее на церковь – без главы и креста». Некоторые обвинили архитектора в «необузданных творческих амбициях». Попов терпеливо отвечает на критику. Помимо вопросов по поводу переборки и переделки памятника, экспертов обеспокоила идея спрятать его для сохранности во временный павильон. По мнению Натальи Самовер, это будет вторжением в ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря: «В отечественной практике никогда еще целую церковь под стекло не прятали <…>. На мой взгляд, лучше бы все-таки вынести будущий павильон с территории монастыря. <…> На этом можно построить роскошный современный музей, а павильон с древнейшей церковью России будет его жемчужиной. Кстати, на территории такого парка под охраной павильон будет в большей безопасности».

Жертвой неуемной реставрации называют и еще один древний памятник –  церковь Ильи Пророка 1696 года постройки в Белозерске. Тревожное заявление появилось в сообществе «Архитектурное наследие». В этой истории снова фигурирует известный реставратор Александр Попов: именно его команда прошлым летом разобрала церковь. Как пишет grus57, «лучше тех, кто разобрал, его никто в мире не соберет», что логично. Однако собирать будет другая строительная фирма, выигравшая в мае соответствующий конкурс. Причем собрать обещали всего за 4.5 месяца, «так что очень велика вероятность, что фирма эта бросит церковь недоделав. Или не бросит, но такого наворотит в отпущенный ей срок на совершенно незнакомом объекте...», – уверен grus57 Сам Александр Попов уже написал протест в Минкульт, но ответа пока не получил. У anton_p_maltsev можно почитать хронику событий, а в блоге seredina77 – дискуссию по этому поводу.
zooming
Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова, 1860-е годы
zooming
Реставрация церкви Ризположения из села Бородава. фото: http://www.archnadzor.ru/

08 Июля 2011

Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.