Хроники непостроенных городов

В прошедшие две недели блогосфера активно обсуждала статью Григория Ревзина «Москва уже построилась» и градостроительную политику российской столицы в целом. Поводом для не менее жарких дискуссий также стали довольно спорный рейтинг лучших современных зданий Петербурга и пермский мастер-план, а защитники наследия забили тревогу по поводу реставрации древнейшей деревянной церкви из села Бородава. Подробнее об этих и других новостях читайте в нашем обзоре блогов.

mainImg
В июне в журнале «Коммерсант Деньги» вышла острая статья Григория Ревзина под названием «Москва уже построилась», посвященная градостроительной политике Сергея Собянина. Почему мэр решил запретить строить в центре? И почему сегодня «любое новое здание воспринимается как зло»? Ревзин считает это «платой за лужковские 20 лет», в течение которых на московском строительном рынке сформировался такой бизнес, которому не выгодно реставрировать старое, а потом его продавать. На такой нездоровой почве расцвели градозащитные движения, вроде «Архнадзора» с лозунгами «сохранить все, что осталось» – отказ от строительства представляется критику мерой скорее политической, но градостроительно неверной: «Париж, Рим, Флоренция, Мюнхен, Лозанна, Лондон, Вена и т. д. – города построенные. А Москва – нет».

В блоге Андрея Бархина с этим выводом согласились. Комментирует sergeykostikov: «У меня после возвращения из этих городов, ну, из тех, где был, возникало аналогичное чувство. Проходя по ним, я мыслил, как архитектор: что бы я сделал здесь, на этом конкретном месте, чтобы оно стало лучше. И понимал, что я не способен ни на что вообще. А вот в Москве <…> даже если и есть такие места, то в двух-трех шагах от них уже надо что-то делать.<…> Многие архитекторы старшего поколения считают, что Москва – «несобранный» город, и для того, чтобы он стал лучше, его надо лишь «подсобрать» ансамблями площадей. Но, я понимаю, что фасады – это лишь декорация, задник сцены. У нас нет более важного и существенного, вокруг чего строится город». По мнению shurikbarne, проблема кроется в отчуждении самих  жителей: «Не в ансамблях дело, кто вообще сказал, что город должен застыть – это же скучно! Местные жители его ненавидят, вот и вся разница. Целая субкультура ненависти москвичей к Москве.<…> На мой взгляд, процентов двадцать – не собственные недостатки Москвы, а приписанные ей, мифология, которой люди практически вынужденно подчиняют свою жизнь».

С критикой ревзинской статьи на сайте самого «Коммерсанта» выступил градозащитник Сергей Агеев: «Москва еще не построена, с этим можно согласиться. Все остальное – передергивание. <…> Памятниками являются чуть более 3% всех зданий города, и мало кто согласится, что именно из-за них Москва не имеет римской завершенности. Да, есть рваные куски и в центре. Но их нужно внимательно заштопывать, а не сносить кварталами», – считает активист. – «Новая администрация пока не ввела никаких драконовских правил, а просто решила проверить насколько соблюдаются существующие». Любовь к старым баракам Агеев, в отличие от Ревзина, противоестественной не считает: «Никто не говорит, что «наше все» – это барак, где пил Ерофеев. Но, вероятно, многие согласятся, что народный музей дачного Царицыно и Ерофеева лучше, чем стоянка уборочной техники».

В контексте вышеописанной дискуссии отметим еще один любопытный пост в блоге Андрея Жвирблиса. Автор решил проверить, так ли необходим снос «ветхого» фонда исторической застройки во имя развития современной инфраструктуры. В ходе небольшой прогулки по центру Москвы выяснилось, что сносить предпочитают то, что могло бы стоять, тогда как пустыри и заброшенные стройки по-прежнему никого не интересуют. Например, за новым зданием ТЦ «Цветной», который встроили на месте Центрального рынка, до сих пор замусоренный пустырь. Город застраивается явно не из градостроительных соображений, так стоит ли продолжать, задается вопросом автор блога.

Проблемы современной застройки исторического города, тем временем, стали предметом жаркого обсуждения и среди питерских блогеров. Поводом послужил рейтинг новых зданий, авторы которых, по мнению блогера holicin, «проявили себя как подлинные художники <…> и в отличие от бесчисленных бездарей и закомплексованных на мании собственного величия снобов (вроде М. Рейнберга или Ю. Земцова), не стали противопоставлять себя историческому городу, а сумели тактично включить свои здания в уникальную среду Старого Петербурга». В этот рейтинг вошли в основном жилые дома, стилизованные под северный модерн и неоклассику. Под номерами 6, 7 и 8, которые вызвали наименьшую симпатию публики, оказались два жилых дома на Знаменской улице, имитирующие модерн и неоклассическая гостиница на Лиговском, 61. В список вошла и известная гостиница на площади Островского Евгения Герасимова.

Пишет katkout: «Номер 6 – редкостная гадость. Равно как и 7 и 8. Про 6: Мне не нравятся эти барельефы, я видела, как этот дом строили, там под ними все криво-косо, а их налепили и все прикрыли». Pomortzeff согласен: «Никакими «архитектурным искусством» и «подлинными художниками» тут и не пахло. <…> Авторы зданий продемонстрировали лишь свои способности имитировать (местами умело, местами не очень) стили ушедших эпох. <…> Строить такие дома в начале 21-го столетия, тем более в таком городе, как Питер, просто неприлично... Хотя, возможно, это и лучше других построек последних лет». Очевидный традиционалист, Holicin своих позиций не сдает и единственным недостатком, например, у № 7 видит «гипертрофированную нижнюю часть, выполненную в виде галереи высотой в 2 этажа, что сильно напоминает корбюзианские извращения с «домами на ножках». Насчет последнего m_mbembe уверен, что это вынужденное, «в соответствии с современными требованиями, под каждым современным приличным домом должен быть подземный гараж». В пух и прах раскритиковал стилизаторство av_otus: налепленный декор, по его мнению, никак не соотносится с фасадными осями, цитаты плохо «содраны» с исторических доходных домов, «высокий уровень детализации ничем не обусловлен, это некая аппликация, наложенная на стандартную постмодернистскую болванку». Против псевдостилей выступил и shurikbarne: «Я просто не верю, что у нас люди смогут так же жить в больших исторических городах, как европейцы в своих, и максимум, что можно сделать, не скатившись в лицемерие – это сохранять подлинники и не добавлять новых смыслов. Потом, когда-нибудь – может быть. Египтяне сейчас не строят новых пирамид». А вот у il_ducess иное мнение: «Если так сейчас строят в Питере, то вам, питерцы, очень повезло. В Москве то, что сейчас строят, вообще архитектурой назвать нельзя». Сам Holicin добавляет, что одним из главных критериев для отбора в его обзор было то, что все, за исключением № 7, были построены без сноса исторической застройки. Мол, спасибо им хотя бы за это.

По части градостроительных споров не отстает от столиц Пермь: здесь все еще продолжаются дискуссии между сторонниками и противниками принципов нового мастерплана, который лоббирует губернатор. Недавно блоггер Денис Галицкий выступил с критикой в адрес стратегии развития города, предложенной KCAP. Галицкий возмущен тем, что губернатор «продавливает» строительство заложенных в мастерплане «идеальных кварталов» малоэтажного жилья, абсолютно не подходящих к местным условиям: «Абсурдна сама идея впихнуть весь спектр жилищных предпочтений пермяков в один тип городского жилья. Если появление «хрущевок» было оправдано экономически и социально – после войны <…>, то такая стандартизация, причем в центральных районах Перми, является уже вполне клиническим признаком». «Такие «идеальные кварталы», – продолжает Галицкий, – являются вполне типичной застройкой юга Европы». Для них характерны все минусы питерских «дворов-колодцев», выходы подъездов сделаны не во двор, а прямо на тротуар улицы, а его внутреннее пространство делится между всеми владельцами квартир 1 этажа.

Архитектор Александр Ложкин встает на защиту мастер-плана: «Денис, ну что вы ерунду-то пишите? Загляните в мастер-план, и вы увидите, что речь идет о повышении разнообразия типов жилья, и восстановлении типологического дисбаланса в городе, где исчезли как минимум два типа жилых домов из строительной практики в последние два десятилетия: M и L. Если же вы посмотрите, что предлагают на продажу послекризисные девелоперы, хрущевка вам покажется шикарным домом. 6-этажный дом имеет высоту около 20 метров, так что двор 30х30 метров будет инсолироваться в любом случае». А sinkey утешает Галицкого: «Денис, не переживай, ни один более менее вменяемый застройщик, если он не является «поставушкой-из банка кредиты за откат выводилкой» не будет браться за подобный проект и сто раз подумает о перспективе продажи т.н. чиркуновок... Все косяки в генплане превратятся в незастроенные дыры. Не более».

Откликнулся на пост Галицкого и архитектор Александр Рогожников. Блоггер возмущен настойчивым неприятием у пермяков цивилизованных принципов жилой застройки как альтернативы спальным районам: «В результате имеем тот самый, продолжающий агонизировать уже в пригородных поселках, советский подход к застройке, отягощенный сегодняшними экономическими условиями: втыкание в маленький участок многоэтажных коробок, отсутствие паркингов, отсутствие инфраструктуры, маятниковые миграции…. Так вот – спальный район на окраине города – депрессивная среда. Там нечего делать, там криминал, там помойка».

Наряду с градостроительством архитектурное сообщество до сих пор обсуждает политику – напомним, что эта тема захватила профессиональный цех пару недель назад после известия о вступлении Союза архитекторов России в партию «Народный фронт» без согласия его членов. Любопытный комментарий оставил в своем блоге Александр Ложкин.  Поводом стало официальное заявление президента СА Андрея Бокова, в котором он объяснил это решение необходимостью влиять на действующие законы. Ложкин не согласен: «А Вы на 100% уверены, что вся эта совокупность актов губительна для профессии? Она была предметом обсуждений, круглых столов, конференций? Не обсуждений на бюро президиума, или конференциях с крайне странным и ограниченным по мировоззрениям и возрасту составом участников, <…> а действительно широкой дискуссии - в интернете, в профессиональной печати?» С Ложкиным согласен dmitrij_sergeev: «У меня создалось впечатление, что письмо Бокова – лихорадочная попытка придумать объяснение проколу». Продолжает padunskiy: «Сомневаюсь я, что ВСТУПИВ, Союз получит возможность достучаться. Не для того эта организация создана. И Боков не может этого не понимать». Сам же Ложкин уверен: «взаимодействие СА и власти может быть исключительно в виде полного одобрения первым всей деятельности второй». Идея каким-то образом влиять на законы кажется архитектору надуманной: «Власти градостроительная регламентация вообще не нужна, она и так прекрасно знает, что, где и почем надо строить; проектировщики рисуют то, что умеют. Эти двое замечательно между собой договорились, и мы имеем в итоге документы терпланирования очень сомнительной практической ценности. А градкодекс, да, поправили только что, с целью упрощения ручного управления».

В завершение нашего обзора обратимся к острой, но мало освещаемой в прессе теме – проблемам реставрации деревянных памятников архитектуры. Среди архитекторов-реставраторов часто нет согласия в методике проведения таких работ, в результате одни обвиняют других в экспериментах над живыми зданиями и даже их уничтожении. Самым ярким примером последних лет стала Преображенская церковь в Кижах. Теперь в блогах активно обсуждают реставрацию древнейшего деревянного памятника России – церкви Ризположения из села Бородава. Руководит ею архитектор-реставратор Александр Попов. Как сообщает блог «Архнадзора», «Попов восстановил первоначальную архитектуру церкви. То есть вместо привычного для нескольких поколений, совершенно традиционного образа, миру явилось сооружение, вообще мало похожее на церковь – без главы и креста». Некоторые обвинили архитектора в «необузданных творческих амбициях». Попов терпеливо отвечает на критику. Помимо вопросов по поводу переборки и переделки памятника, экспертов обеспокоила идея спрятать его для сохранности во временный павильон. По мнению Натальи Самовер, это будет вторжением в ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря: «В отечественной практике никогда еще целую церковь под стекло не прятали <…>. На мой взгляд, лучше бы все-таки вынести будущий павильон с территории монастыря. <…> На этом можно построить роскошный современный музей, а павильон с древнейшей церковью России будет его жемчужиной. Кстати, на территории такого парка под охраной павильон будет в большей безопасности».

Жертвой неуемной реставрации называют и еще один древний памятник –  церковь Ильи Пророка 1696 года постройки в Белозерске. Тревожное заявление появилось в сообществе «Архитектурное наследие». В этой истории снова фигурирует известный реставратор Александр Попов: именно его команда прошлым летом разобрала церковь. Как пишет grus57, «лучше тех, кто разобрал, его никто в мире не соберет», что логично. Однако собирать будет другая строительная фирма, выигравшая в мае соответствующий конкурс. Причем собрать обещали всего за 4.5 месяца, «так что очень велика вероятность, что фирма эта бросит церковь недоделав. Или не бросит, но такого наворотит в отпущенный ей срок на совершенно незнакомом объекте...», – уверен grus57 Сам Александр Попов уже написал протест в Минкульт, но ответа пока не получил. У anton_p_maltsev можно почитать хронику событий, а в блоге seredina77 – дискуссию по этому поводу.
zooming
Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова, 1860-е годы
zooming
Реставрация церкви Ризположения из села Бородава. фото: http://www.archnadzor.ru/

08 Июля 2011

Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».