Хроники непостроенных городов

В прошедшие две недели блогосфера активно обсуждала статью Григория Ревзина «Москва уже построилась» и градостроительную политику российской столицы в целом. Поводом для не менее жарких дискуссий также стали довольно спорный рейтинг лучших современных зданий Петербурга и пермский мастер-план, а защитники наследия забили тревогу по поводу реставрации древнейшей деревянной церкви из села Бородава. Подробнее об этих и других новостях читайте в нашем обзоре блогов.

mainImg
В июне в журнале «Коммерсант Деньги» вышла острая статья Григория Ревзина под названием «Москва уже построилась», посвященная градостроительной политике Сергея Собянина. Почему мэр решил запретить строить в центре? И почему сегодня «любое новое здание воспринимается как зло»? Ревзин считает это «платой за лужковские 20 лет», в течение которых на московском строительном рынке сформировался такой бизнес, которому не выгодно реставрировать старое, а потом его продавать. На такой нездоровой почве расцвели градозащитные движения, вроде «Архнадзора» с лозунгами «сохранить все, что осталось» – отказ от строительства представляется критику мерой скорее политической, но градостроительно неверной: «Париж, Рим, Флоренция, Мюнхен, Лозанна, Лондон, Вена и т. д. – города построенные. А Москва – нет».

В блоге Андрея Бархина с этим выводом согласились. Комментирует sergeykostikov: «У меня после возвращения из этих городов, ну, из тех, где был, возникало аналогичное чувство. Проходя по ним, я мыслил, как архитектор: что бы я сделал здесь, на этом конкретном месте, чтобы оно стало лучше. И понимал, что я не способен ни на что вообще. А вот в Москве <…> даже если и есть такие места, то в двух-трех шагах от них уже надо что-то делать.<…> Многие архитекторы старшего поколения считают, что Москва – «несобранный» город, и для того, чтобы он стал лучше, его надо лишь «подсобрать» ансамблями площадей. Но, я понимаю, что фасады – это лишь декорация, задник сцены. У нас нет более важного и существенного, вокруг чего строится город». По мнению shurikbarne, проблема кроется в отчуждении самих  жителей: «Не в ансамблях дело, кто вообще сказал, что город должен застыть – это же скучно! Местные жители его ненавидят, вот и вся разница. Целая субкультура ненависти москвичей к Москве.<…> На мой взгляд, процентов двадцать – не собственные недостатки Москвы, а приписанные ей, мифология, которой люди практически вынужденно подчиняют свою жизнь».

С критикой ревзинской статьи на сайте самого «Коммерсанта» выступил градозащитник Сергей Агеев: «Москва еще не построена, с этим можно согласиться. Все остальное – передергивание. <…> Памятниками являются чуть более 3% всех зданий города, и мало кто согласится, что именно из-за них Москва не имеет римской завершенности. Да, есть рваные куски и в центре. Но их нужно внимательно заштопывать, а не сносить кварталами», – считает активист. – «Новая администрация пока не ввела никаких драконовских правил, а просто решила проверить насколько соблюдаются существующие». Любовь к старым баракам Агеев, в отличие от Ревзина, противоестественной не считает: «Никто не говорит, что «наше все» – это барак, где пил Ерофеев. Но, вероятно, многие согласятся, что народный музей дачного Царицыно и Ерофеева лучше, чем стоянка уборочной техники».

В контексте вышеописанной дискуссии отметим еще один любопытный пост в блоге Андрея Жвирблиса. Автор решил проверить, так ли необходим снос «ветхого» фонда исторической застройки во имя развития современной инфраструктуры. В ходе небольшой прогулки по центру Москвы выяснилось, что сносить предпочитают то, что могло бы стоять, тогда как пустыри и заброшенные стройки по-прежнему никого не интересуют. Например, за новым зданием ТЦ «Цветной», который встроили на месте Центрального рынка, до сих пор замусоренный пустырь. Город застраивается явно не из градостроительных соображений, так стоит ли продолжать, задается вопросом автор блога.

Проблемы современной застройки исторического города, тем временем, стали предметом жаркого обсуждения и среди питерских блогеров. Поводом послужил рейтинг новых зданий, авторы которых, по мнению блогера holicin, «проявили себя как подлинные художники <…> и в отличие от бесчисленных бездарей и закомплексованных на мании собственного величия снобов (вроде М. Рейнберга или Ю. Земцова), не стали противопоставлять себя историческому городу, а сумели тактично включить свои здания в уникальную среду Старого Петербурга». В этот рейтинг вошли в основном жилые дома, стилизованные под северный модерн и неоклассику. Под номерами 6, 7 и 8, которые вызвали наименьшую симпатию публики, оказались два жилых дома на Знаменской улице, имитирующие модерн и неоклассическая гостиница на Лиговском, 61. В список вошла и известная гостиница на площади Островского Евгения Герасимова.

Пишет katkout: «Номер 6 – редкостная гадость. Равно как и 7 и 8. Про 6: Мне не нравятся эти барельефы, я видела, как этот дом строили, там под ними все криво-косо, а их налепили и все прикрыли». Pomortzeff согласен: «Никакими «архитектурным искусством» и «подлинными художниками» тут и не пахло. <…> Авторы зданий продемонстрировали лишь свои способности имитировать (местами умело, местами не очень) стили ушедших эпох. <…> Строить такие дома в начале 21-го столетия, тем более в таком городе, как Питер, просто неприлично... Хотя, возможно, это и лучше других построек последних лет». Очевидный традиционалист, Holicin своих позиций не сдает и единственным недостатком, например, у № 7 видит «гипертрофированную нижнюю часть, выполненную в виде галереи высотой в 2 этажа, что сильно напоминает корбюзианские извращения с «домами на ножках». Насчет последнего m_mbembe уверен, что это вынужденное, «в соответствии с современными требованиями, под каждым современным приличным домом должен быть подземный гараж». В пух и прах раскритиковал стилизаторство av_otus: налепленный декор, по его мнению, никак не соотносится с фасадными осями, цитаты плохо «содраны» с исторических доходных домов, «высокий уровень детализации ничем не обусловлен, это некая аппликация, наложенная на стандартную постмодернистскую болванку». Против псевдостилей выступил и shurikbarne: «Я просто не верю, что у нас люди смогут так же жить в больших исторических городах, как европейцы в своих, и максимум, что можно сделать, не скатившись в лицемерие – это сохранять подлинники и не добавлять новых смыслов. Потом, когда-нибудь – может быть. Египтяне сейчас не строят новых пирамид». А вот у il_ducess иное мнение: «Если так сейчас строят в Питере, то вам, питерцы, очень повезло. В Москве то, что сейчас строят, вообще архитектурой назвать нельзя». Сам Holicin добавляет, что одним из главных критериев для отбора в его обзор было то, что все, за исключением № 7, были построены без сноса исторической застройки. Мол, спасибо им хотя бы за это.

По части градостроительных споров не отстает от столиц Пермь: здесь все еще продолжаются дискуссии между сторонниками и противниками принципов нового мастерплана, который лоббирует губернатор. Недавно блоггер Денис Галицкий выступил с критикой в адрес стратегии развития города, предложенной KCAP. Галицкий возмущен тем, что губернатор «продавливает» строительство заложенных в мастерплане «идеальных кварталов» малоэтажного жилья, абсолютно не подходящих к местным условиям: «Абсурдна сама идея впихнуть весь спектр жилищных предпочтений пермяков в один тип городского жилья. Если появление «хрущевок» было оправдано экономически и социально – после войны <…>, то такая стандартизация, причем в центральных районах Перми, является уже вполне клиническим признаком». «Такие «идеальные кварталы», – продолжает Галицкий, – являются вполне типичной застройкой юга Европы». Для них характерны все минусы питерских «дворов-колодцев», выходы подъездов сделаны не во двор, а прямо на тротуар улицы, а его внутреннее пространство делится между всеми владельцами квартир 1 этажа.

Архитектор Александр Ложкин встает на защиту мастер-плана: «Денис, ну что вы ерунду-то пишите? Загляните в мастер-план, и вы увидите, что речь идет о повышении разнообразия типов жилья, и восстановлении типологического дисбаланса в городе, где исчезли как минимум два типа жилых домов из строительной практики в последние два десятилетия: M и L. Если же вы посмотрите, что предлагают на продажу послекризисные девелоперы, хрущевка вам покажется шикарным домом. 6-этажный дом имеет высоту около 20 метров, так что двор 30х30 метров будет инсолироваться в любом случае». А sinkey утешает Галицкого: «Денис, не переживай, ни один более менее вменяемый застройщик, если он не является «поставушкой-из банка кредиты за откат выводилкой» не будет браться за подобный проект и сто раз подумает о перспективе продажи т.н. чиркуновок... Все косяки в генплане превратятся в незастроенные дыры. Не более».

Откликнулся на пост Галицкого и архитектор Александр Рогожников. Блоггер возмущен настойчивым неприятием у пермяков цивилизованных принципов жилой застройки как альтернативы спальным районам: «В результате имеем тот самый, продолжающий агонизировать уже в пригородных поселках, советский подход к застройке, отягощенный сегодняшними экономическими условиями: втыкание в маленький участок многоэтажных коробок, отсутствие паркингов, отсутствие инфраструктуры, маятниковые миграции…. Так вот – спальный район на окраине города – депрессивная среда. Там нечего делать, там криминал, там помойка».

Наряду с градостроительством архитектурное сообщество до сих пор обсуждает политику – напомним, что эта тема захватила профессиональный цех пару недель назад после известия о вступлении Союза архитекторов России в партию «Народный фронт» без согласия его членов. Любопытный комментарий оставил в своем блоге Александр Ложкин.  Поводом стало официальное заявление президента СА Андрея Бокова, в котором он объяснил это решение необходимостью влиять на действующие законы. Ложкин не согласен: «А Вы на 100% уверены, что вся эта совокупность актов губительна для профессии? Она была предметом обсуждений, круглых столов, конференций? Не обсуждений на бюро президиума, или конференциях с крайне странным и ограниченным по мировоззрениям и возрасту составом участников, <…> а действительно широкой дискуссии - в интернете, в профессиональной печати?» С Ложкиным согласен dmitrij_sergeev: «У меня создалось впечатление, что письмо Бокова – лихорадочная попытка придумать объяснение проколу». Продолжает padunskiy: «Сомневаюсь я, что ВСТУПИВ, Союз получит возможность достучаться. Не для того эта организация создана. И Боков не может этого не понимать». Сам же Ложкин уверен: «взаимодействие СА и власти может быть исключительно в виде полного одобрения первым всей деятельности второй». Идея каким-то образом влиять на законы кажется архитектору надуманной: «Власти градостроительная регламентация вообще не нужна, она и так прекрасно знает, что, где и почем надо строить; проектировщики рисуют то, что умеют. Эти двое замечательно между собой договорились, и мы имеем в итоге документы терпланирования очень сомнительной практической ценности. А градкодекс, да, поправили только что, с целью упрощения ручного управления».

В завершение нашего обзора обратимся к острой, но мало освещаемой в прессе теме – проблемам реставрации деревянных памятников архитектуры. Среди архитекторов-реставраторов часто нет согласия в методике проведения таких работ, в результате одни обвиняют других в экспериментах над живыми зданиями и даже их уничтожении. Самым ярким примером последних лет стала Преображенская церковь в Кижах. Теперь в блогах активно обсуждают реставрацию древнейшего деревянного памятника России – церкви Ризположения из села Бородава. Руководит ею архитектор-реставратор Александр Попов. Как сообщает блог «Архнадзора», «Попов восстановил первоначальную архитектуру церкви. То есть вместо привычного для нескольких поколений, совершенно традиционного образа, миру явилось сооружение, вообще мало похожее на церковь – без главы и креста». Некоторые обвинили архитектора в «необузданных творческих амбициях». Попов терпеливо отвечает на критику. Помимо вопросов по поводу переборки и переделки памятника, экспертов обеспокоила идея спрятать его для сохранности во временный павильон. По мнению Натальи Самовер, это будет вторжением в ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря: «В отечественной практике никогда еще целую церковь под стекло не прятали <…>. На мой взгляд, лучше бы все-таки вынести будущий павильон с территории монастыря. <…> На этом можно построить роскошный современный музей, а павильон с древнейшей церковью России будет его жемчужиной. Кстати, на территории такого парка под охраной павильон будет в большей безопасности».

Жертвой неуемной реставрации называют и еще один древний памятник –  церковь Ильи Пророка 1696 года постройки в Белозерске. Тревожное заявление появилось в сообществе «Архитектурное наследие». В этой истории снова фигурирует известный реставратор Александр Попов: именно его команда прошлым летом разобрала церковь. Как пишет grus57, «лучше тех, кто разобрал, его никто в мире не соберет», что логично. Однако собирать будет другая строительная фирма, выигравшая в мае соответствующий конкурс. Причем собрать обещали всего за 4.5 месяца, «так что очень велика вероятность, что фирма эта бросит церковь недоделав. Или не бросит, но такого наворотит в отпущенный ей срок на совершенно незнакомом объекте...», – уверен grus57 Сам Александр Попов уже написал протест в Минкульт, но ответа пока не получил. У anton_p_maltsev можно почитать хронику событий, а в блоге seredina77 – дискуссию по этому поводу.
zooming
Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова, 1860-е годы
zooming
Реставрация церкви Ризположения из села Бородава. фото: http://www.archnadzor.ru/

08 Июля 2011

Технологии и материалы
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.