Хроники непостроенных городов

В прошедшие две недели блогосфера активно обсуждала статью Григория Ревзина «Москва уже построилась» и градостроительную политику российской столицы в целом. Поводом для не менее жарких дискуссий также стали довольно спорный рейтинг лучших современных зданий Петербурга и пермский мастер-план, а защитники наследия забили тревогу по поводу реставрации древнейшей деревянной церкви из села Бородава. Подробнее об этих и других новостях читайте в нашем обзоре блогов.

mainImg
В июне в журнале «Коммерсант Деньги» вышла острая статья Григория Ревзина под названием «Москва уже построилась», посвященная градостроительной политике Сергея Собянина. Почему мэр решил запретить строить в центре? И почему сегодня «любое новое здание воспринимается как зло»? Ревзин считает это «платой за лужковские 20 лет», в течение которых на московском строительном рынке сформировался такой бизнес, которому не выгодно реставрировать старое, а потом его продавать. На такой нездоровой почве расцвели градозащитные движения, вроде «Архнадзора» с лозунгами «сохранить все, что осталось» – отказ от строительства представляется критику мерой скорее политической, но градостроительно неверной: «Париж, Рим, Флоренция, Мюнхен, Лозанна, Лондон, Вена и т. д. – города построенные. А Москва – нет».

В блоге Андрея Бархина с этим выводом согласились. Комментирует sergeykostikov: «У меня после возвращения из этих городов, ну, из тех, где был, возникало аналогичное чувство. Проходя по ним, я мыслил, как архитектор: что бы я сделал здесь, на этом конкретном месте, чтобы оно стало лучше. И понимал, что я не способен ни на что вообще. А вот в Москве <…> даже если и есть такие места, то в двух-трех шагах от них уже надо что-то делать.<…> Многие архитекторы старшего поколения считают, что Москва – «несобранный» город, и для того, чтобы он стал лучше, его надо лишь «подсобрать» ансамблями площадей. Но, я понимаю, что фасады – это лишь декорация, задник сцены. У нас нет более важного и существенного, вокруг чего строится город». По мнению shurikbarne, проблема кроется в отчуждении самих  жителей: «Не в ансамблях дело, кто вообще сказал, что город должен застыть – это же скучно! Местные жители его ненавидят, вот и вся разница. Целая субкультура ненависти москвичей к Москве.<…> На мой взгляд, процентов двадцать – не собственные недостатки Москвы, а приписанные ей, мифология, которой люди практически вынужденно подчиняют свою жизнь».

С критикой ревзинской статьи на сайте самого «Коммерсанта» выступил градозащитник Сергей Агеев: «Москва еще не построена, с этим можно согласиться. Все остальное – передергивание. <…> Памятниками являются чуть более 3% всех зданий города, и мало кто согласится, что именно из-за них Москва не имеет римской завершенности. Да, есть рваные куски и в центре. Но их нужно внимательно заштопывать, а не сносить кварталами», – считает активист. – «Новая администрация пока не ввела никаких драконовских правил, а просто решила проверить насколько соблюдаются существующие». Любовь к старым баракам Агеев, в отличие от Ревзина, противоестественной не считает: «Никто не говорит, что «наше все» – это барак, где пил Ерофеев. Но, вероятно, многие согласятся, что народный музей дачного Царицыно и Ерофеева лучше, чем стоянка уборочной техники».

В контексте вышеописанной дискуссии отметим еще один любопытный пост в блоге Андрея Жвирблиса. Автор решил проверить, так ли необходим снос «ветхого» фонда исторической застройки во имя развития современной инфраструктуры. В ходе небольшой прогулки по центру Москвы выяснилось, что сносить предпочитают то, что могло бы стоять, тогда как пустыри и заброшенные стройки по-прежнему никого не интересуют. Например, за новым зданием ТЦ «Цветной», который встроили на месте Центрального рынка, до сих пор замусоренный пустырь. Город застраивается явно не из градостроительных соображений, так стоит ли продолжать, задается вопросом автор блога.

Проблемы современной застройки исторического города, тем временем, стали предметом жаркого обсуждения и среди питерских блогеров. Поводом послужил рейтинг новых зданий, авторы которых, по мнению блогера holicin, «проявили себя как подлинные художники <…> и в отличие от бесчисленных бездарей и закомплексованных на мании собственного величия снобов (вроде М. Рейнберга или Ю. Земцова), не стали противопоставлять себя историческому городу, а сумели тактично включить свои здания в уникальную среду Старого Петербурга». В этот рейтинг вошли в основном жилые дома, стилизованные под северный модерн и неоклассику. Под номерами 6, 7 и 8, которые вызвали наименьшую симпатию публики, оказались два жилых дома на Знаменской улице, имитирующие модерн и неоклассическая гостиница на Лиговском, 61. В список вошла и известная гостиница на площади Островского Евгения Герасимова.

Пишет katkout: «Номер 6 – редкостная гадость. Равно как и 7 и 8. Про 6: Мне не нравятся эти барельефы, я видела, как этот дом строили, там под ними все криво-косо, а их налепили и все прикрыли». Pomortzeff согласен: «Никакими «архитектурным искусством» и «подлинными художниками» тут и не пахло. <…> Авторы зданий продемонстрировали лишь свои способности имитировать (местами умело, местами не очень) стили ушедших эпох. <…> Строить такие дома в начале 21-го столетия, тем более в таком городе, как Питер, просто неприлично... Хотя, возможно, это и лучше других построек последних лет». Очевидный традиционалист, Holicin своих позиций не сдает и единственным недостатком, например, у № 7 видит «гипертрофированную нижнюю часть, выполненную в виде галереи высотой в 2 этажа, что сильно напоминает корбюзианские извращения с «домами на ножках». Насчет последнего m_mbembe уверен, что это вынужденное, «в соответствии с современными требованиями, под каждым современным приличным домом должен быть подземный гараж». В пух и прах раскритиковал стилизаторство av_otus: налепленный декор, по его мнению, никак не соотносится с фасадными осями, цитаты плохо «содраны» с исторических доходных домов, «высокий уровень детализации ничем не обусловлен, это некая аппликация, наложенная на стандартную постмодернистскую болванку». Против псевдостилей выступил и shurikbarne: «Я просто не верю, что у нас люди смогут так же жить в больших исторических городах, как европейцы в своих, и максимум, что можно сделать, не скатившись в лицемерие – это сохранять подлинники и не добавлять новых смыслов. Потом, когда-нибудь – может быть. Египтяне сейчас не строят новых пирамид». А вот у il_ducess иное мнение: «Если так сейчас строят в Питере, то вам, питерцы, очень повезло. В Москве то, что сейчас строят, вообще архитектурой назвать нельзя». Сам Holicin добавляет, что одним из главных критериев для отбора в его обзор было то, что все, за исключением № 7, были построены без сноса исторической застройки. Мол, спасибо им хотя бы за это.

По части градостроительных споров не отстает от столиц Пермь: здесь все еще продолжаются дискуссии между сторонниками и противниками принципов нового мастерплана, который лоббирует губернатор. Недавно блоггер Денис Галицкий выступил с критикой в адрес стратегии развития города, предложенной KCAP. Галицкий возмущен тем, что губернатор «продавливает» строительство заложенных в мастерплане «идеальных кварталов» малоэтажного жилья, абсолютно не подходящих к местным условиям: «Абсурдна сама идея впихнуть весь спектр жилищных предпочтений пермяков в один тип городского жилья. Если появление «хрущевок» было оправдано экономически и социально – после войны <…>, то такая стандартизация, причем в центральных районах Перми, является уже вполне клиническим признаком». «Такие «идеальные кварталы», – продолжает Галицкий, – являются вполне типичной застройкой юга Европы». Для них характерны все минусы питерских «дворов-колодцев», выходы подъездов сделаны не во двор, а прямо на тротуар улицы, а его внутреннее пространство делится между всеми владельцами квартир 1 этажа.

Архитектор Александр Ложкин встает на защиту мастер-плана: «Денис, ну что вы ерунду-то пишите? Загляните в мастер-план, и вы увидите, что речь идет о повышении разнообразия типов жилья, и восстановлении типологического дисбаланса в городе, где исчезли как минимум два типа жилых домов из строительной практики в последние два десятилетия: M и L. Если же вы посмотрите, что предлагают на продажу послекризисные девелоперы, хрущевка вам покажется шикарным домом. 6-этажный дом имеет высоту около 20 метров, так что двор 30х30 метров будет инсолироваться в любом случае». А sinkey утешает Галицкого: «Денис, не переживай, ни один более менее вменяемый застройщик, если он не является «поставушкой-из банка кредиты за откат выводилкой» не будет браться за подобный проект и сто раз подумает о перспективе продажи т.н. чиркуновок... Все косяки в генплане превратятся в незастроенные дыры. Не более».

Откликнулся на пост Галицкого и архитектор Александр Рогожников. Блоггер возмущен настойчивым неприятием у пермяков цивилизованных принципов жилой застройки как альтернативы спальным районам: «В результате имеем тот самый, продолжающий агонизировать уже в пригородных поселках, советский подход к застройке, отягощенный сегодняшними экономическими условиями: втыкание в маленький участок многоэтажных коробок, отсутствие паркингов, отсутствие инфраструктуры, маятниковые миграции…. Так вот – спальный район на окраине города – депрессивная среда. Там нечего делать, там криминал, там помойка».

Наряду с градостроительством архитектурное сообщество до сих пор обсуждает политику – напомним, что эта тема захватила профессиональный цех пару недель назад после известия о вступлении Союза архитекторов России в партию «Народный фронт» без согласия его членов. Любопытный комментарий оставил в своем блоге Александр Ложкин.  Поводом стало официальное заявление президента СА Андрея Бокова, в котором он объяснил это решение необходимостью влиять на действующие законы. Ложкин не согласен: «А Вы на 100% уверены, что вся эта совокупность актов губительна для профессии? Она была предметом обсуждений, круглых столов, конференций? Не обсуждений на бюро президиума, или конференциях с крайне странным и ограниченным по мировоззрениям и возрасту составом участников, <…> а действительно широкой дискуссии - в интернете, в профессиональной печати?» С Ложкиным согласен dmitrij_sergeev: «У меня создалось впечатление, что письмо Бокова – лихорадочная попытка придумать объяснение проколу». Продолжает padunskiy: «Сомневаюсь я, что ВСТУПИВ, Союз получит возможность достучаться. Не для того эта организация создана. И Боков не может этого не понимать». Сам же Ложкин уверен: «взаимодействие СА и власти может быть исключительно в виде полного одобрения первым всей деятельности второй». Идея каким-то образом влиять на законы кажется архитектору надуманной: «Власти градостроительная регламентация вообще не нужна, она и так прекрасно знает, что, где и почем надо строить; проектировщики рисуют то, что умеют. Эти двое замечательно между собой договорились, и мы имеем в итоге документы терпланирования очень сомнительной практической ценности. А градкодекс, да, поправили только что, с целью упрощения ручного управления».

В завершение нашего обзора обратимся к острой, но мало освещаемой в прессе теме – проблемам реставрации деревянных памятников архитектуры. Среди архитекторов-реставраторов часто нет согласия в методике проведения таких работ, в результате одни обвиняют других в экспериментах над живыми зданиями и даже их уничтожении. Самым ярким примером последних лет стала Преображенская церковь в Кижах. Теперь в блогах активно обсуждают реставрацию древнейшего деревянного памятника России – церкви Ризположения из села Бородава. Руководит ею архитектор-реставратор Александр Попов. Как сообщает блог «Архнадзора», «Попов восстановил первоначальную архитектуру церкви. То есть вместо привычного для нескольких поколений, совершенно традиционного образа, миру явилось сооружение, вообще мало похожее на церковь – без главы и креста». Некоторые обвинили архитектора в «необузданных творческих амбициях». Попов терпеливо отвечает на критику. Помимо вопросов по поводу переборки и переделки памятника, экспертов обеспокоила идея спрятать его для сохранности во временный павильон. По мнению Натальи Самовер, это будет вторжением в ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря: «В отечественной практике никогда еще целую церковь под стекло не прятали <…>. На мой взгляд, лучше бы все-таки вынести будущий павильон с территории монастыря. <…> На этом можно построить роскошный современный музей, а павильон с древнейшей церковью России будет его жемчужиной. Кстати, на территории такого парка под охраной павильон будет в большей безопасности».

Жертвой неуемной реставрации называют и еще один древний памятник –  церковь Ильи Пророка 1696 года постройки в Белозерске. Тревожное заявление появилось в сообществе «Архитектурное наследие». В этой истории снова фигурирует известный реставратор Александр Попов: именно его команда прошлым летом разобрала церковь. Как пишет grus57, «лучше тех, кто разобрал, его никто в мире не соберет», что логично. Однако собирать будет другая строительная фирма, выигравшая в мае соответствующий конкурс. Причем собрать обещали всего за 4.5 месяца, «так что очень велика вероятность, что фирма эта бросит церковь недоделав. Или не бросит, но такого наворотит в отпущенный ей срок на совершенно незнакомом объекте...», – уверен grus57 Сам Александр Попов уже написал протест в Минкульт, но ответа пока не получил. У anton_p_maltsev можно почитать хронику событий, а в блоге seredina77 – дискуссию по этому поводу.
zooming
Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова, 1860-е годы
zooming
Реставрация церкви Ризположения из села Бородава. фото: http://www.archnadzor.ru/

08 Июля 2011

Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».