Сколково под колпаком Замятина

В этом обзоре блогов мы расскажем о том, какие интересные дискуссии вызвали скандальная статья «Стиль Путин» на портале Openspace.ru и презентация концепции иннограда Сколково.

mainImg
На этой неделе состоялась презентация градостроительной концепции сколковского иннограда – ее авторы, французское бюро AREP, раскрыли некоторые детали мастер-плана, с которым они победили в международном конкурсе в марте 2011 года. Презентация не осталась незамеченной блогосферой – фотограф и популярный блоггер Илья Варламов опубликовал пост с подробнейшим анализом концепций основных участников сколковского конкурса – последнее даже заставляет предположить, не были ли заказан или написан этот текст кем-то другим. Такие материалы скорей характерны для блога skolkovo_ru, который, кстати, тоже сообщает о презентации. Впрочем, в публикации Варламова, интересны, прежде всего, комментарии – их больше пятисот. Многие сетевые авторы расхваливают Сколково из политических убеждений, не вникая в сам проект, остальные если и берутся рассуждать об архитектуре, то пишут только про проект AREP и его соперника по финалу – OMA, в концепции которого радостно узнают Новый Арбат.

Комментирует rotten_k: «Проект ОМА был офигительным; но выбрали, конечно, унылый совок образца 1970-х, больше всего напоминающий проект Светлановского проспекта в Питере». Sestra_etc не согласна: «Если честно, он меня напугал – именно так я представлял себе город под колпаком в «Мы» Замятина». Lewizz выражает мнение большинства: «Я думаю, что победитель заслуженно взял свой первый приз. Остальное – абстракции». Moskov_it напротив, считает: «Унылый городок получается. Остоженку напомнило. Вот бы как-то туда московские стекляшки свезти!» «Стекляшки – это банальность. А городок получается как раз прекрасный для работы», – возражает biblison. А bu33er сомневается в «наукоемкости» самой работы: на представленных AREP картинок выходит, что «вся «наука» выродилась у них в тыканье пальцем в айпод, и сидение на камушках с ноутом. А проекты эти вообще предусматривают места под экспериментальные установки, под хотя бы опытное производство? Любой настоящий советских времен закрытый город-наукоград – это в первую очередь полигоны, опытные установки, цеха какие-то, – удивляется bu33er. – Не помешали бы поля, питомники... А тут этого нет ничего! Только блестящие коробочки жилые и «общественные».

«Ненаучным» проект AREP показался не только bu33er; читаем у votiak: «Курорт будущего что ли, картинка на загляденье, шикарно получится, если все это воплотят в реальность» или у spulers: «Напомнило Беляевские рассказы про победивший коммунизм и космодромы в Гималаях». Некоторые блоггеры уверены, что проект не выдержит испытания российским климатом, другие недоумевают, зачем вообще понадобилось строить его с нуля, когда есть уже проверенные временем. Вот что пишет, например, dervishv: «А как же наукограды в средней полосе России – Дубна, Зеленоград, Королев, чем они не подошли? Там и завозить и строить ничего не надо было». «Конкурсанты намерены сделать из нашего Сколково какой-то супергород будущего. Лично мне так показалось – запихать все будущее к нам. Мы не против, наоборот. Но слишком много будущего не радует глаз», – считает idika_nah.

Осветил в своем блоге Илья Варламов и другие важные градостроительные события последних недель. В частности, опубликовал фотоотчет из реконструируемого Парка Горького – эта тема также собрала пару сотен комментариев. Варламов начинает с исторической справки и чудесных архивных фотографий парка со знаменитой парашютной вышкой, гуляющими и катающимися на лодках парочками и даже выставкой трофейной боевой техники в 1943 году и заканчивает недавним репортажем о том, как рабочие крушат ржавые ларьки и аттракционы. Что удивительно, аудитория комментаторов на этот раз разделилась более кардинально – у парка в стиле 1990-х нашлось немало поклонников, не желающих возвращения его исторического облика 1930-50-х. Пишет vivjen_smitsmit: «Зачем восстанавливать то, что умерло и не отвечает духу времени? Другое время, другие задачи! Сейчас не нужно никому проникаться всякой пропагандой. Для меня Парк Горького – это 90-е, это Wind of Change такой, почему бы не законсервировать лучшие моменты этого места? Вернуть первые кооперативные шашлычные и тому подобное? Вот это будет круто, если сделать грамотно». Eleeiin выразил мнение многочисленных недовольных демонтажом старых каруселей: «Такое впечатление, что ваш репортаж вообще заказной. В парке всегда все было ухоженно и красиво... Раньше парк посещал в основном средний класс, а теперь там уровень будет для более богатых людей... Убирают аттракционы, аналога которых вообще в России пока нет».

В числе посетителей блога Ильи Варламова так и не нашлось сторонников реконструкции парка в духе сталинской помпезности, но на просторах сети они, конечно же, есть. Например, блоггер dubrovsky2009 собрал материал о стоявших в парке в 1930-е гг. копиях античных статуй и скульптурных вариациях на эту тему Ивана Шадра, Матвея Манизера и др. «Жаль, что в основном они были из гипса и простояли (как пишут) от силы лет десять, не более, – сокрушается автор. – Да и сама атмосфера 30-х годов с парадами физкультурников (навевавшая мысли о греческом культе спорта, красоты и силы) тоже ушла». dma100 считает, что тут не обошлось без влияния тоталитарной Германии. Но dubrovsky2009 не согласен: «Создан он независимо и даже ДО появления нацистской скульптуры и эстетики, до Брекера. Точно так же как советские парады комсомолок-спортсменок (аналогичные тому, что показано на Олимпиаде 1936 года у Ленни Рифеншталь) были еще в 1920-е годы».

Кстати, тема об использовании тоталитарных символов нацисткой Германии внезапно всплыла в сетевых дискуссиях и благодаря порталу Openspace.ru, где недавно был опубликован скандальный материал, анализирующий стилистику вышедших накануне рекламных плакатов сочинского «Горки-города». Журналист Глеб Напреенко, напомним, нашел в этих плакатах много от немецкого искусства 1930-40-х годов и выявил новый стиль, родившийся в ходе сочинской кампании – «стиль Путин». Плакатный образ и архитектуру «Горки-города» автор называет колонизаторским – т.е. нынешние «аристократы» приходят в Сочи и создают себе курорт, абсолютно чужой местной культуре. Статья вышла странная, зато громкая – блоггеры дружно окрестили ее компроматом.

Присоединившиеся к дискуссии знатоки современного искусства, тем временем, сочли, что в этом тексте многое притянуто за уши. Пишет prussak: «Что дурного в колонизации, то есть освоении и окультуривании своей же территории? Отчего-то вам не по нраву и то, что на роликах все белокожи, и то, что черкешенки там не пляшут с бубнами? Попытка через Филиппова и иллюстраторов выйти на «стиль Путина» – грандиозна. Видимо, вам неведомо, что Филиппов далеко уже не питерский архитектор, и что неотрадиционализм, вами апострофируемый только как синоним фашизма, более всего распространен, скажем, в США или Великобритании». Vitaliy Kalashnik замечает: «Аналогии здесь уместны и это очевидно, но уж скорее с советским послевоенным агит-реализмом, а не с нацистской визуальной эстетикой. Так же в этом значительно больше античности, чем Лени Рифеншталь…» Архитектор Ефим Фрейдин тоже недоумевает: «Неужели, заказывая промо-компанию «профессиональным дизайнерам», пусть и с «неоакадемическими убеждениями», имеет значение, на какой именно реализм они ориентируются?» Фрейдин уверен, что «классика столь же интернациональна, как рационализм. Оппозицией могут выступить национальные стили, коих, вероятно на этом этапе глобализации, в Сочи почти нет. Как вы там вытащили фашистский контекст – не понимаю». Тем временем Марат Гельман, которого авторы плакатов попросили защитить от «наезда» главного редактора Openspace.ru Екатерины Деготь «за фашизм», сохранил нейтралитет: «Вообще больших стилей так мало, и мне кажется, что когда проходит время дизайнер может пользоваться им не заморачиваясь о былом значении». Гельмана большинство поддержали, пишет landsknecht83: «Нормальные симпатишные картинки. А фашизмы и прочие тоталитаризмы сейчас из пальца высасываются повсеместно. Это нынче мода такая».

Новыми сетевыми дискуссиями, как всегда, радует Пермь: правда, в этот раз блоггеры продолжили спорить уже в оффлайне, а именно в суде. Накануне газета «Коммерсант» опубликовала материал о судебном разбирательстве между пермским правозащитником Денисом Галицким и местными властями: активист требует, чтобы Марат Гельман убрал граффити, которыми Музей современного искусства PERMM полгода назад разрисовал подпорные стены у краевого заксобрания. У Галицкого есть сторонники, вот что пишет в комментариях в его блоге andrei_mex: «Граффити – слабое оружие в борьбе за красоту городского пространства. Удел слабых руководителей, занавеска для прикрытия проблем, имитация. andrei_mex добавляет: «Власть заполняет вакуум реальной политики преобразования города. Бессмысленно проектировать облик города или теоретизировать о том, как придать ему приятный и упорядоченный вид, не понимая присущего ему внутреннего, функционального порядка». Сам же Денис Галицкий признает, что отнюдь не все настенное творчество так безобразно, как хохломская роспись у Дома Советов, просто последняя «скорее подхлестывает подростков, наглядно свидетельствует, что нет запретных мест». В качестве примера уместного настенного творчества активист приводит граффити на стене Дягилевской гимназии – «вдали от «красной линии», видимое с одной из главных улиц Перми (ул.Сибирская)». Напоминающий античные изображения рисунок к тому же подходит к дореволюционному зданию по стилю.

Напоследок – обзор состояния московских площадей, опубликованный в блоге уже упоминавшегося Ильи Варламова. Пост предваряет исторический экскурс, пафос которого довольно антиисторичен: «пожар способствовал ей много к украшенью», цитирует автор Грибоедова. Про допожарную Москву Варламов пишет как про «откровенно дрянной город», что вызвало даже реплику известного градозащитника Александра Можаева: «Такого тона, знаете ли, даже советские путеводители себе не позволяли». Впрочем, не исторической точностью ценен пост Варламова, а очень выразительными фотографиями, рассказывающими о том, как столица при Юрия Лужкове лишилась нескольких важнейших площадей – Манежной, Курского вокзала, Павелецкого и проч. Любопытно, что те, кто читает и комментирует блоггера, в большинстве поддерживают антиисторический вызов автора: «Город должен развиваться! Обязательно должны строиться новые красивые дома, а ветхие и никому не нужные сноситься, Москва вообще всегда оживлялась после пожаров, политических коллизий и прочих неурядиц».
zooming
Сколково, градостроительная концепция AREP © AREP
zooming
Большая Ордынка, 47, попытка сноса. Фото Ильи Варламова, zyalt.livejournal.com
zooming
Павильон «Шестигранник». Фото Ильи Варламова, zyalt.livejournal.com
zooming
Площадь Маяковского. Фото Ильи Варламова.
zooming
Площадь перед Курским вокзалом. Фото Ильи Варламова.
zooming
Сколково, градостроительная концепция OMA © OMA
zooming
Сколково, градостроительная концепция Sweco © Sweco
zooming
Сколково, градостроительная концепция Mecanoo © Mecanoo
zooming
Рекламный плакат Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru
zooming
Горки-город. Иллюстрация: openspace.ru

20 Мая 2011

Технологии и материалы
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.