English version

Макет в соснах

Этот жилой дом, построенный в поселке «Горки-6», с первого взгляда опознается как творение архитектурной мастерской «Атриум». Складчатая оболочка, которая является одновременно и крышей, и стенами, разноплановые материалы, сложная форма – этот объект мог и должен был стать визитной карточкой Антона Надточего и Веры Бутко, будь он закончен лет на 5 раньше. Но судьба распорядилась иначе: он очень долго строился, и за это время архитекторы успели реализовать много других проектов, составивших гордость их портфолио.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

06 Июня 2011
mainImg
Мастерская:
ATRIUM
Проект:
Частный жилой дом в поселке «Горки-6»
Россия, поселок "Горки-6"

Авторский коллектив:
Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Екатерина Голованова; Конструктор: Калашников Алексей

2004 — 2005 / 2008 — 2011

Подрядчики: компании ALuTerra и «Александр Ней»

Вера Бутко вспоминает, что все началось в далеком 2004-м году, когда будущий заказчик пригласил «Атриум» участвовать в закрытом конкурсе на проект его загородного дома. Единственным пожеланием, помимо современной архитектуры, было включение в жилой объем внутреннего дворика и нескольких террас. Из него-то и родился этот необычный дом, образованный единой плоскостью, сложенной несколько раз. Поразительно, что заказчик не только согласовал, но и построил коттедж именно таким, каким увидел его на самых первых эскизах архитекторов.

Участок, на котором построен дом, примечателен своим очень активным рельефом. В отличие от большинства соседних имений, чей ландшафт носит равнинный характер, он представляет собой высокий холм, заросший соснами. Эта возвышенность позволила разместить дом наиболее выигрышно, а сосны создали необходимую «ширму», помогающую избежать прямого визуального контакта с соседями. Соответственно, архитекторы смогли максимально раскрыть жилище навстречу природе и солнцу: три фасада из четырех имеют огромные окна самой разной геометрии.

Геометризм вообще определяет суть архитектурного замысла этого дома. Плоскость кровли под острым углом ниспадает, подгибается (раз, два!), превращаясь в пол, скользит на небольшом расстоянии от земли вдоль спрятанного в холме стилобата и вновь поднимается на целый этаж, а напоследок поворачивается внутрь дома, что придает его разрезу отчетливое сходство с буквой G, только нарисованной прямыми линиями. Получившийся объем архитекторы разделили на три части и центральную отодвинули назад: благодаря этому у дома появилась ниша для двора, о котором так мечтал заказчик, а «выехавший» с обратной стороны объем идеально подошел для размещения гаража.

К дворовой нише со стороны дома обращено двусветное пространство с открытой лестницей, сюда же подведен камин – для удобства круглогодичной эксплуатации архитекторы сделали его двусторонним. «Фактически этот дом решен как набор кубиков, – говорит Вера Бутко, – и они сложены в разном порядке для заполнения большой белой складчатой структуры, образованной кровлей. При этом каждый «кубик» представлен собственным материалом – стеклом, деревом либо светло-бежевыми макс-панелями, – и является отдельной функциональной зоной. В одном случае это спальня хозяев, в другом детские комнаты».

Не забыли архитекторы и о пожелании заказчика иметь много террас, разных по площади и назначению: собственные балконы есть практически у каждой комнаты, а от осадков и летнего солнца их надежно защищают  развитые консоли кровли. Еще одна большая открытая терраса, имеющая форму многоугольника, расположена перед домом и на самом деле является крышей второго объема, который, как уже говорилось, частично врыт в холм. Он сначала задумывался как гостевой дом, но в итоге превратился в баню. Нужно отметить, что его кровля ведет себя гораздо спокойнее, но в целом дом номер два поддерживает и развивает общий архитектурный замысел: здесь также присутствуют стены с обратным наклоном, тектонические сдвиги консолей и сочетание стекла, дерева и макс-панелей. Стилистическое единство комплекса поддерживает и отдельно стоящее служебное помещение с навесом для автомобилей.

«Глядя на этот дом сегодня, возможно, не заметишь всех прогрессивных технологических приемов, которые мы использовали. Сегодня часть из них уже стала широко использоваться, – говорит Вера Бутко. – Но когда семь лет назад мы его проектировали, многое казалось почти невозможным, и каждую мелочь приходилось продумывать с нуля. Чего стоит хотя бы клееный стеклянный угол с обратным наклоном – тогда нам все говорили, что это невозможно, а теперь это почти обычное дело! Очень гордимся мы и тем, что смогли тогда убедить заказчика привлечь к реализации проекта фасадную фирму, а не комбинировать материалы прямо на стройке. Опять же, сейчас так делают почти все, а в 2004-м мы были среди первых, кто решился поручить фасады частного загородного дома профессионалам».

И все же авторы проекта скромничают: даже семь лет спустя этот неординарный дом производит очень сильное впечатление. Благодаря своей динамичной складчатой форме и ослепительно белому цвету, он больше напоминает оригами или архитектурный макет, чудом переместившийся из мастерской на вершину холма.

Частный жилой дом в поселке «Горки-6»
Частный жилой дом в поселке «Горки-6»
Частный жилой дом в поселке «Горки-6»
Частный жилой дом в поселке «Горки-6»
Частный жилой дом в поселке «Горки-6»
Частный жилой дом в поселке «Горки-6»
Частный жилой дом в поселке «Горки-6»
Частный жилой дом в поселке «Горки-6»


Мастерская:
ATRIUM
Проект:
Частный жилой дом в поселке «Горки-6»
Россия, поселок "Горки-6"

Авторский коллектив:
Архитекторы: Антон Надточий, Вера Бутко, Екатерина Голованова; Конструктор: Калашников Алексей

2004 — 2005 / 2008 — 2011

Подрядчики: компании ALuTerra и «Александр Ней»

06 Июня 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту по проекту Querkraft и Berger + Parkkinen в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.