90-летний юбилей ВХУТЕМАСа – знаменитой архитектурно-художественной школы, из которой вышли практически все лидеры русского авангарда, отмечает в эти дни МАрхИ. К знаменательной дате приурочены сразу две большие выставки – в галерее ВХУТЕМАС на Рождественке и в Музее архитектуры, – впервые представившие широкой публике свои коллекции учебных материалов легендарного вуза.
Открывают выставку директор Музея МАРХИ Иванова-Веэн и первый проректор МАРХи М.В. Шубенков. Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Как известно, Московский архитектурный институт, наряду с несколькими другими художественными ВУЗами, например, Текстильным и Полиграфическим, был образован в 1930 году при распаде ВХУТЕМАСа (в 1927 году переименованного во ВХУТЕИН) и заслуженно считается одним из его прямых наследников. Нынешний главный архитектурный ВУЗ страны даже располагается в том же комплексе зданий на Рождественке, где в 1920-е находились Основное отделение и ряд факультетов ВХУТЕМАСа. За два десятилетия Музей МАрхИ собрал значительную коллекцию учебных материалов 1920-х годов, в основном подаренных семьями бывших студентов, и эти работы и сегодня не утратили своей методической ценности и современности.
Выставка в галерее ВХУТЕМАС, прекрасно оформленная Александром Ермолаевым, руководителем «Мастерской ТАФ», погружает нас в учебную атмосферу 1920-х годов, пропитанную духом коллективизма и творческой свободы. Кураторы распределили ученические работы по факультетам и мастерским преподавателей, сопроводив графику предметами обихода студентов – чертежными инструментами, студбилетами, фотографиями. Студентов на факультеты принимали без экзаменов (за что потом ВХУТЕМАС не раз критиковали), обучение начинали с пропедевтики – общих курсов на понимание формы, цвета, конструкции, которые в 1923 году объединили в Основное отделение. Это, пожалуй, самая ценная методическая часть программы ВХУТЕМАСа, оставившая после себя самую интересную графику: в экспозиции представлены работы на выявление массы (мастерской Н. Ладовского), цвета (мастерской Г. Клуциса), конструкции (мастерской А. Родченко). Уникальность учебной программы ВХУТЕМАСа заключалась в содружестве «чистого» искусства (архфака, живфака, скульптфака), прикладного (текстильфака) и производственного (полиграффака), для которых были найдены единые основы в форме пропедевтических курсов. Так, студенты мастерской Александра Родченко изучали конструкции подъемного крана и на их основе проектировали настольные лампы.
Особое место на выставке занимают малоизученные материалы Ленинградского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНАа. В основном, это работы из архива семьи студентов архфака Ю. Великанова и Т. Тимофеевой. Если в московском ВХУТЕМАСе традиции классической школы в лице И. Жолтовского, А. Щусева и Г. Гольца свободно сосуществовали с абсолютно новыми принципами формообразования на основе т.н. психоаналитического метода Н. Ладовского, то в Ленинграде – и это видно по представленным эскизам – академическая традиция превалировала.
Выставка в Аптекарском приказе Музея архитектуры, куратором которой стала автор трудов по истории советского авангарда Ирина Чепкунова, продолжает рассказ о ВХУТЕМАСе, однако главный акцент делает на великолепную архитектурную графику. Пожалуй, впервые в рамках одной экспозиции представлено столько знаковых проектов сразу – работы Крутикова, Бурова, Коржева и других «звезд» авангарда из коллекции МУАРа, до сих пор известные лишь по репродукциям в книгах С. Хан-Магомедова или зарубежных каталогах.
Целый пласт менее значительных ученических работ до настоящего момента вообще оставался уделом только специалистов. Так, если проектная графика Ивана Леонидова широко известна (завораживает ее четкая геометрия, минимализм, граничащий с символизмом и даже некоторой сакральностью), то аналогичные проекты других студентов ВХУТЕМАСа широкая публика видит впервые. Среди них особенно хочется отметить проект санатория в Мацесте К. Афанасьева – бесконечное здание-пластину на изящных опорах, напоминающее линейный город в миниатюре, – или проект курортной гостиницы Н. Соколова с механизированными лентами общепита.
Обе выставки проходят в рамках масштабного фестиваля «Пространство ВХУТЕМАС», призванного подытожить исследования, знания и опыт уникального учебного заведения. За свое недолгое существование ВХУТЕМАС оставил значительное наследие – его студенты и преподаватели с успехом участвовали в международной выставке в Париже в 1925 году, а в 1927 году провели уже у себя знаменитую первую выставку Современной архитектуры. Но, пожалуй, главное, что хотели показать кураторы нынешних выставок – это ценный методический опыт ВХУТЕМАСа, который до сих пор не исчерпал своего потенциала.
Перформанс студентов МАРХИ «Пластический портрет руского авангарда». Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Заседание мастерской «Сохранение и реставрация памятников архитектурного авангарда». Ведущая: Н.О. Душкина (МАРХИ, ICOMOS, DOCOMOMO). Фотография предоставлена галереей ВХУТЕМАС
Директор МУАРа Ирина Коробьина и куратор выставки Ирина Чепкунова. Далее все фотографии Натальи Коряковской.
Галерея ВХУТЕМАС. Семинар в рамках выставки
Галерея ВХУТЕМАС
Галерея ВХУТЕМАС
Галерея ВХУТЕМАС
Музей архитектуры им. Щусева
Музей архитектуры им. Щусева. А. Родченко. Проект павильона «Рабочий клуб» для Международной выставки в Париже 1925 г.
Музей архитектуры им. Щусева. И. Леонидов. Дипломный проект Института Ленина
Музей архитектуры им. Щусева. М. Коржев. Ученические проекты
|