12.08.2010

Плащ-невидимка

Одним из безусловных лидеров международного закрытого конкурса на лучшее решение реконструкции стадиона «Динамо» стал вошедший в шорт-лист проект архитектурной мастерской SPEECH и немецкого бюро GMP. Футбольную арену, соответствующую всем требованиям УЕФА, архитекторы накрыли эффектной прозрачной кровлей седловидной формы.

информация:

ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)открыть большое изображение
Напомним, объединенные российско-европейские архитектурные команды были обязательным условием данного конкурса. На GMP российские архитекторы остановили свой выбор неслучайно: это бюро является одним из общепризнанных лидеров в проектировании стадионов и построило уже 19 спортивных арен. Не понаслышке von Gerkan, Marg und Partner знакомы и с проблематикой реконструкции таких сооружений – в частности, именно им принадлежит проект обновления Олимпийского стадиона Берлина. Московский «Динамо» был построен на 10 лет раньше своего немецкого «коллеги» и нуждается в реконструкции не столько по идеологическим, сколько по функциональным и коммерческим соображениям. Дело в том, что «Динамо» должен стать одним из стадионов, с которыми российская столица сможет претендовать на право проведения у себя Чемпионатов Европы и мира по футболу. Для этого спортивную арену необходимо не только кардинально обновить, но и изменить ее функциональное назначение: «Динамо» строился как стадион с дополнительными дорожками для бега и тренировок, а теперь должен стать исключительно футбольным. Также техническое задание конкурса предписывало спроектировать дополнительный многофункциональный спортивный комплекс на 10 тысяч мест, торговый и досуговый центры площадью около 20 тысяч квадратных метров. При этом конкурсантам рекомендовалось сохранить сам «Динамо» (как минимум, Южную трибуну стадиона, обращенную к Ленинградскому шоссе) и окружающий его Петровский парк, а новые объемы размещать на участке с учетом уже спроектированного по соседству высотного многофункционального комплекса (девелопером этого объекта также является ВТБ, а проектировщиками – ТПО «Резерв» и SPEECH).

Как рассказывает руководящий партнер SPEECH Сергей Кузнецов, одним из главных критериев работы над реконструкцией стадиона для архитекторов стало тактичное отношение к памятнику. «Можно было подойти к этому весьма формально – оставить кусок стены, а остальное снести, но мы решили сохранить весь исторический периметр, а также локацию и габариты старого поля, – поясняет Кузнецов. – Нам казалось принципиально важным, чтобы первая футбольная арена СССР сохранилась в своем первозданном виде».

Это решение, в свою очередь, предопределило симметричную планировку обновленного стадиона. Центром всей композиции остается футбольное поле, по его периметру на месте бывшего легкоатлетического сектора размещаются трибуны, а на месте бывших трибун располагаются фойе. Также в исторических стенах стадиона возникает «коммерческая периферия» – всевозможные магазины, кафе, офисы футбольных клубов, – которая затем «выплескивается» и в подземный уровень комплекса, и за границы памятника. Последнее возможно благодаря хитроумной конструкции кровли: она перекрывает весь амфитеатр, незначительно касаясь существующих трибун, а ее консольные арки поддержаны колоннами, стоящими по внешнему периметру существующего здания. Кровля, таким образом, значительно больше самого здания стадиона и включает в состав комплекса пространства вдоль двух его «длинных» сторон – восточного и западного фасадов.

Для того, чтобы не нарушать высотный регламент, архитекторы делают кровлю очень пологой и придают ей седловидную форму, как бы проминая ее посередине, точно над полем, для того, чтобы силуэт обновленной арены не вторгался в существующие панорамы города слишком активно. Нужно заметить, этот прием всецело себя оправдывает: и со стороны Ленинградского шоссе, и с противоположной ему Петровско-Разумовской аллеи реконструированный стадион визуально сохраняет свои прежние очертания. Единственное, что их дополняет – взлетающая над конструктивистскими пилонами плавная полупрозрачная дуга. По бокам же стеклянная кровля отступает от исторических стен ровно на то тактичное расстояние, чтобы восприниматься не как вторжение, но как новый предмет гардероба, лишь подчеркивающий достоинства существующего "тела". Эдакий плащ, причем невидимка.

Аналогичная концепция кровли используется и для многофункционального спортивного зала: основной объем арены накрывается прозрачной конструкцией, которая на первый взгляд существует от него совершенно независимо. Правда, поскольку это здание гораздо меньше по площади и высоте своего соседа, здесь архитекторы могли придать крыше не двояковогнутую, а вполне традиционную выпуклую форму. И если основной стадион с дальних ракурсов кажется летающей тарелкой с гордо вздернутыми бортами, то малая арена – это сверкающая на солнце фасолинка, аккуратно посаженная по соседству.

«Мы с самого начала решили, что не будем располагать обе арены в одном здании, – говорит Сергей Кузнецов. – История проектирования стадионов, охватывающая период с 1990 и до 2014 гг. (чемпионат FIFA в Бразилии) показывает, что стадион и малая спортивная арена всегда отделены друг от друга и что это максимально эргономичное решение как с точки зрения зрителей, так и с точки зрения вопросов эксплуатации комплекса. Два здания проще построить, а впоследствии ими проще управлять, чем одним мегасложным объектом. Кроме того, разделение стадиона и арены позволяет более эффективно использовать уличные площади для зрителей, гостей, VIP-посетителей, прессы и т.д.».

В структуру существующего парка авторы проекта вносят самые незначительные изменения. На стратегически важных направлениях – выход из станции метро и два входа на территорию комплекса со стороны Петровско-Разумовской аллеи – появляется три небольших площади, существующие дорожки заново мостятся и дополняются сетью новых пешеходных путей, позволяющих максимально быстро распределять потоки посетителей. Дополнительная озелененная зона будет создана на кровле подземной парковки, а в составе самого парка появится открытое футбольное поле, предназначенное для тренировок и любительских соревнований.

Проект реконструкции стадиона «Динамо», разработанный совместно бюро SPEECH и GMP, может быть охарактеризован как «очень немецкий», поскольку его отличают рациональность общего решения и скрупулезная продуманность всех мелочей. Впрочем, без досконального знания контекста и национальных особенностей проектирования спортивных сооружений, которым зарубежные архитекторы всецело обязаны своим российским соавторам,  этот проект вряд ли смог бы всерьез претендовать на победу в конкурсе.
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)открыть большое изображение
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)открыть большое изображение
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)открыть большое изображение
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)открыть большое изображение
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)
ВТБ Арена парк. Проект реконструкции стадиона «Динамо» (SPEECH и GMP)открыть большое изображение
Вид со стороны Ленинградского шоссе
Вид со стороны Ленинградского шоссеоткрыть большое изображение
Малая арена. Интерьер
Малая арена. Интерьероткрыть большое изображение
Малая арена
Малая аренаоткрыть большое изображение
Малая арена. Продольный разрез
Малая арена. Продольный разрезоткрыть большое изображение
Конструктивная схема
Конструктивная схемаоткрыть большое изображение
План уровня на отметке 0.000
План уровня на отметке 0.000открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Машков
  • Сергей Скуратов
  • Евгений Герасимов
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Переслегин
  • Николай Переслегин
  • Александр Попов
  • Сергей Труханов
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Чобан
  • Владимир Плоткин
  • Никита Токарев
  • Константин Ходнев
  • Полина Воеводина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Асадов
  • Антон Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Тотан Кузембаев
  • Наталья Сидорова
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Надточий
  • Иван Кожин
  • Александр Скокан
  • Валерия Преображенская
  • Олег Мединский
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Грень
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Явейн
  • Павел Андреев
  • Лукаш Качмарчик
  • Олег Шапиро
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей  Орешкин
  • Магда Чихонь
  • Михаил Канунников
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Шимон Матковски
  • Георгий Трофимов
  • Петр Фонфара
  • Владимир Биндеман
  • Юлий Борисов
  • Андрей Гнездилов
  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Никита Бирюков
  • Даниил Лоренц
  • Илья Уткин
  • Вера Бутко
  • Анатолий Столярчук
  • Карен Сапричян
  • Николай Миловидов
  • Алексей Иванов
  • Магда Кмита
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Кузнецов
  • Владимир Ковалёв
  • Арсений Леонович
  • Олег Карлсон
  • Игорь Шварцман
  • Валерий Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Зураб Басария
  • Андрей Романов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи