Открытое письмо Феликса Новикова Григорию Ревзину

По поводу интервью, данного им на «Эхе Москвы» в программе «Дорогой наш Никита Сергеевич» Виталию Дымарскому 20.06.2010

Феликс Новиков

Автор текста:
Феликс Новиков

23 Июня 2010
mainImg
0 Уважаемый Григорий Исакович!
Я случайно включил «Эхо Москвы» в момент когда Виталий Дымарский начал беседу с вами и с удовольствием ее прослушал. Как всегда, ваши суждения были содержательны и – не сомневаюсь – заинтересовали слушателей радиостанции. Но поскольку время, о котором шла речь, мне живо помнится, я хотел бы предложить вашему вниманию иную версию некоторых обстоятельств, сопутствующих хрущевской архитектурной «перестройке». Это его определение.

Сталин к этому делу не имел решительно никакого отношения. Поручение готовить Всесоюзное совещание строителей было дано соответствующему отделу ЦК Хрущевым лично. И установка на индустриализацию была дана тоже им. Что же касается письма Градова, то получение подобного документа «снизу» входило в планы подготовки мероприятия и, как вы понимаете, партийная логика в этом была. А далее возникают персональные моменты.

Учились вместе три друга архитектора – Градов (он был архитектором, а не инженером – это его псевдоним – настоящая фамилия Сутягин), Щетинин и Пожарский. Градов занимался проектированием объектов для города Сталинска Кемеровской области (позднее и теперь Новокузнецк), причем со всеми излишествами – башнями, шпилями и прочим, полагавшемся в ту пору, Пожарского помяну ниже, а Щетинин был инструктором строительного отдела ЦК партии. И когда возникла потребность в том самом письме, друзья, посоветовавшись, назначили его автором Георгия Александровича. Разумеется, это было согласовано. Он охотно взялся за это дело, не без оснований полагая, что в накладе не останется.

Прошло совещание и Градов выступил с кремлевской трибуны, за что был кооптирован в состав Правления СА СССР и назначен его секретарем. Но эта история имела интересное продолжение. Спустя год собрался II съезд архитекторов и на заседании партийной группы, определявшей списки нового правления, выступил делегат Давид Ходжаев, отвел кандидатуру Градова и открытое голосование с отводом согласилось. Спустя шесть лет Градов станет директором ЦНИИЭПа учебных зданий и тогда Пожарский займет место его зама по науке. Так было дело.

Думаю, что сравнение Градова с Тимашук безосновательно. Дело врачей было покруче. А главным на том  совещании было выступление самого Хрущева. Однако во вредительстве он нашего брата не обвинял. В расточительстве – да, о «создании памятников себе» говорил, ну, и так далее. Должно быть он слышал утверждение Наполеона о том, что архитекторы способны разорить любое государство (император тоже самое говорил еще и о женщинах, но Хрущева эта тема не интересовала). Ваш тезис об уничтожении профессии тоже слишком крут. «Дорогой наш Никита Сергеевич» сделал другое – он поставил подрядчика над архитектором, а это все-таки не одно и тоже. Конечно, заниматься новациями при необходимости согласовывать проектные решения со строителем было трудно, но тем больше чести тем, кому это удавалось.

Теперь о старых профессорах. Постановление ЦК и Совмина «Об устранении излишеств вышло спустя без малого год после совещания. И только тогда были даны установки и ориентация на передовой западный опыт. Наказаны были – Поляков, Рыбицкий, Душкин, Ефимович, главные архитекторы городов Горький и Харьков. Поляков и Захаров лишились мастерских «Моспроекта» по решению МГК партии. Не он отказался от професии, его от нее отлучили. Это дело Фурцевой – тогда 1-го секретаря МГК КПСС. Захаров пострадал за проект застройки Люсиновской улицы, где он задумал построить шесть (!) одинаковых высотных здания с каскадом этажей и шпилями подобными высотке на Кудринской площади (фото прилагается).

Григорий Алексеевич был профессором. А остальные профессора остались при своих мастерских. Я работал в мастерской Соболева, по соседству была мастерская Синявского. Их никто не трогал. Правда спустя несколько лет директор «Моспроекта» Осмер, бывший в военные годы парторгом ЦК на магнитогорском металлургическом комбинате, предложил обоим профессорам, работавшим в «Моспроекте» по совместительству, решить какая работа для них главная. Оба предпочли преподавательскую, но это, согласитесь, другая причина. Вы утверждаете, что из старшего поколения никого не осталось. Однако Владимир Георгиевич Гельфрейх, которому в 55-м было 70, продолжал руководить мастерской и спустя 10 лет в той же должности удостоился звания Героя Соцтруда. Борис Михайлович Иофан вплоть до 66-го руководил застройкой Измайлова и Марьиной Рощи.
Вскользь Вы сказали, что вместо Академии архитектуры стал Госстрой. Но это
не так – он был и вместе с ней и после нее, а вместо стала Академия Строительства и архитектуры, которую возглавил некто Бехтин, не имевший ученых званий и степеней.

Сомневаюсь в том, что Хрущев был в восторге от сталинских высоток. Это ведь  он пресек  стротельство  последней из них, чечулинской в Зарадье, хотя
каркас поднялся уже на добрые полсотни метров. А потом он был демонти-рован и металл пошел на строительство стадиона в Лужниках.
Вы говорите, что Дворец съездов был достроен при Брежневе. Но эту стройку завешили в 61-м к открытию XXII съезда партии – того самого, на котором Хрущев обещал: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Я хочу предложить вам иную версию возникновения ансамбля Нового Арбата. Прежде всего вспомним, что он был начертан планом реконструкции Москвы 1935 года, то есть Сталинским планом. И вовсе не Хрущев пленился обликом кубинской столицы, а его зять и главный редактор газеты «Известия» Аджубей. Он предложил тестю послать туда главного архитектора Москвы дабы посмотрел он на «Дом Фокса», напоминавший своей формой книгу. И Михаил Васильевич поехал. А потом, как мне помнится летом 62-го, состоялось заседание Архплана под председательством Демичева – 1-го  секретаря  МГК КПСС, на котором Посохин докладывал проект Нового Арбата и я при сем присутствовал. Сначала был представлен «Дом Фокса» – планы, разрезы, фасады, а потом «книжки» проспекта, которые тогда были жилыми. Только в Гаване планировочно разделялись господа и прислуга, а у нас, разумеется, тогда такого быть не могло. Все это вам подтвердит Михаил Михайлович Посохин. А насчет того, что проспект, явившийся как раз к празднованию 50-летия Октября, был воспринят как Америка, это вы правы. Точно так и было. И «кохиноровец» Толя Панченко пел «Песенку о двух Арбатах» на известную мелодию Окуджавы, слова которой написал ваш покорный слуга. Кончалась она так:

                             От Кремля, от Дворца ты течешь к Москва-реке,
                             Там где СЭВ свой фасад распахнул над ней.
                             Ах Арбат, New Arbat, ты моя Америка,
                             Ты Гавана моя, ты почти Broadway.
                             
Остаюсь искренним почитателем ваших текстов.
С лучшими пожеланиями
                                                                                                                    Феликс Новиков
zooming

23 Июня 2010

Феликс Новиков

Автор текста:

Феликс Новиков
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Сейчас на главной
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Уникальность — норма жизни
Жилой дом UNIC в Париже, построенный по проекту пекинского бюро MAD, предлагает действительно уникальный, качественно иной уровень взаимодействия между человеком, архитектурным объемом, природой и городом.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Блеск металла
В Чэнду завершен ансамбль Спортивного парка Дунъаньху по проекту gmp: в 2023 там пройдет 31-я Всемирная летняя универсиада.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Пещера горного короля
Офис в особняке Глазовского переулка соединяет серьезность горнодобывающей компании и креативный настрой команды: камень, дубовые столы и кожаные кресла соседствуют с невесомыми светильниками, зеленью и стеллажами для коллекций.