С третьей попытки

11 ноября Архитектурный совет с третьей попытки одобрил для дальнейшей работы, хоть и с рядом корректив, проект второй очереди многофункционального комплекса «Западные ворота» бюро ABD Architects. В целом благосклонной оказалась позиция совета и по отношению к выполненному мастерской Сергея Ткаченко проекту реконструкции территории НИИ Океанологии на Нахимовском проспекте.

mainImg

Судьбу второй очереди комплекса «Западные ворота», три корпуса которого уже выстроены на пересечении Можайского шоссе и МКАД, никак не назовешь легкой. Сначала в 2008 году на Общественном совете при мэре Москвы, а затем в апреле 2009-го уже на Архитектурном совете, концепция, подготовленная коллективом Бориса Левянта, отправлялась на доработку. Основными моментами, нуждающимися в корректировке, были названы: последовательное повышение силуэта с целью создания архитектурного более выразительного ансамбля, оформляющего въезд в город, увязка объекта с близлежащей застройкой и изменение транспортной схемы с учетом создания пешеходных связей.

Напомним, что проект многофункционального комплекса «Западные ворота» предусматривает застройку двух участков по разные стороны Можайского шоссе. По правую сторону (из центра) предполагается строительство нескольких офисных корпусов, а напротив, рядом с уже существующими тремя корпусами должна быть возведена высотная гостиница. В новом варианте, представленном Архитектурному совету, количество офисных корпусов на первом участке сократилось с 4 до 3 (общая площадь уменьшилась на 30 тыс. кв.м.), а форма зданий с эллиптической была изменена на прямоугольную. В центре каждого из параллелепипедов кровля «продавливается», и в сторону шоссе здания обращены приподнятыми скошенными торцами. Офисные здания расположены веером и воспроизводят шаг корпусов первой очереди. Оформление фасадов архитекторы выполнили в двух вариантах – структурное остекление и облицовка натуральным камнем.

Вместо планируемой ранее высотки на оконечности участка Борис Левянт предложил возвести небольшой 2-х этажный объем ресторана. А вот объем гостиницы на втором участке получил более замысловатую форму – теперь это также прямоугольник с плавно срезанной к МКАДу торцевой частью. Высота здания после обсуждения проекта с местными жителями будет уменьшена до 55 метров. Фактически, отказываясь от высотной доминанты на первом участке, архитекторы отдают эту роль расположенным по соседству жилым крестообразным в плане многоэтажкам постройки 1980-х годов. Такое решение нельзя не признать удачным компромиссом: эти здания удачно фланкируют выезд из города, а вместе с новой башней гостиницы по другую сторону шоссе будут работать как своеобразные «пропилеи».

Члены Архитектурного совета отметили определенное улучшение проекта, но обратили внимание его авторов на то, что отнюдь не все вопросы, поставленные на предыдущих рассмотрениях, сняты полностью. Транспортная схема и, в частности, организация въезда и выезда на перегруженное Можайское шоссе, несмотря на полученные согласования, экспертов не устроила. Александр Цивьян уже во второй раз предложил решить эту проблему за счет включения в состав комплекса внутриквартального проезда, фактически дублера Можайки, однако разрешение на его использование пока не получено, так как эта дорога проходит рядом с жилыми домами и мимо поста ГАИ.

Остались у членов совета и претензии к архитектурной композиции комплекса. В частности, по их мнению, проект по-прежнему не создает ансамбль, сомасштабный своему окружению, так как корпуса офисов слишком близко сдвинуты друг к другу и издалека их силуэты неизбежно будут сливаться в единое целое. Александр Кудрявцев, в свою очередь, высказал мнение, что вариант классического оформления въезда в город а ля «триумфальная арка», который члены совета столь настоятельно рекомендуют авторам проекта, будет очень сложно воплотить в жизнь, поскольку уже в первой очереди комплекса архитекторы пошли по принципиально иному пути – созданию более «демократичной» композиции въезда в эстетике модернизма 1970-х годов. Председатель совета Юрий Григорьев согласился с предложением Святослава Миндрула улучшить композицию за счет повышения «веера» корпусов к шоссе. Кроме того, не получили одобрения совета и оба варианта облицовки фасадов – и тот, и другой показались экспертам «типовыми».

В итоге проект был поддержан, однако архитекторы получили рекомендацию «довести его до ума» перед представлением на Общественном совете. В частности, в транспортной схеме необходимо предусмотреть пешеходные связи, силуэт офисных корпусов сделать более читаемым и постепенно повысить его к шоссе. Главный художник Москвы Игорь Воскресенский напомнил о необходимости подумать над более эффектным озеленением этого ответственного участка. В заключение Юрий Григорьев, отметив профессионализм коллектива Бориса Левянта в проектировании многофункциональных и офисных комплексов,  высказал предположение, что во многом причина многострадальности этого проекта кроется  и в отсутствии градостроительной документации на участки застройки.

Вторым по счету объектом повестки Архитектурного совета стал многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. Этот адрес принадлежит НИИ Океанологии им. П.П. Ширшова – эффектному квадратному в плане зданию на развитом стилобате, спроектированному Юрием Платоновым в конце 1960-х годов в рамках создания квартала научных институтов на пересечении Профсоюзной улицы и тогдашней улицы Красикова. Проект, выполненный мастерской Сергея Ткаченко «НАТАЛ», фактически является реконструкцией прилегающей к институту территории и предлагает строительство на ней апарт-отеля, офисного и торгового центров.

Архитектурное окружение 6-тиэтажного здания НИИ Океанологии формируют здания НИИ 1970-80-х, а также современные многоэтажные жилые дома. По мнению референта проекта Алексея Бавыкина, особую ценность среди первых представляет собой здание ЦЭМИ РАН (Центральный Экономико-Математический Институт)‎, построенное по проекту Леонида Павлова и расположенное напротив НИИ Океанологии, по другую сторону проспекта. На заседании совета вообще было много сказано о ценности наследия архитектуры 1970-х, однако почему-то остался в скобках тот факт, что ЦЭМИ уже несколько лет как застроен жилыми высотками, кардинально исказившими восприятие творения Павлова. Представленный на совете проект Сергея Ткаченко заставляет волноваться, чтобы похожая участь теперь не постигла и НИИ Океанологии.

Здание института планируемая реконструкция не затрагивает, но оно обстраивается с обеих сторон двумя высотными блоками – 19-ти этажным офисным комплексом (общая площадь 27 тыс. кв.м.) и 20-этажным апарт-отелем. Высота каждого здания составляет 75 метров, и между собой они объединены  пониженной торговой частью (7 700 кв. м.), которая обращена к Нахимовскому проспекту, перекрывающей парадную лестницу и акцентирующей вход в институт.

На совет авторы проекта представили 4 варианта объемно-пространственной организации нового комплекса. В первом высотные здания решены по-разному, и округлые формы одного противопоставлены геометризму вертикальной трапеции другого. Во втором варианте высотки, наоборот, представляют собой одинаковые вертикальные пластины, фасады которых украшены квадратами, столь любимыми Леонидом Павловым. В этом же варианте авторы обыгрывают излюбленный в 1970-е мотив оторванности здания от земли. Третий вариант с башнями, похожими на стопку горизонтальных бетонных пластин, также отсылают к постройкам Павлова, например, Вычислительному центру Госплана СССР на проспекте Сахарова. И, наконец, четвертый вариант с  недавним архитектурным прошлым никак не соотносится, а экспериментирует с формой зданий, решая гостиницу в виде волнообразного объема.

Основные замечания членов совета коснулись технических параметров проекта, в частности, соответствия обновленному техническому регламенту ширины пожарного объезда между существующим НИИ и новыми пристройками. Андрей Боков и Святослав Миндрул также высказали сомнения по части вместимости заложенных в проекте парковок. А по мнению Андрея Чернихова и Александра Локтева, решить вопрос парковок и подъездов помогла бы реконструкция существующего стилобата. Что же касается самой объемно-пространственной композиции, то Алексей Бавыкин высказался за 3-й вариант как наиболее соответствующий эстетике сложившейся в районе застройки. Однако совет в качестве основы для дальнейших проработок назвал также и первый вариант. Подводя итог всей дискуссии, Игорь Воскресенский отметил, что в целом совет положительно отнесся к композиции и высотным показателям проекта, однако просит учесть, что выполнение упомянутых технических требований может повлечь за собой изменение ТЭПов, а вместе с ними и всего проекта. Впрочем, градостроительные возможности, по мнению Игоря Воскресенского, для этого есть.

Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др.
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др. Варианты 3 и 4
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др. Варианты 1 и 2
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др.
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др.
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др.
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др.

23 Ноября 2009

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.