С третьей попытки

11 ноября Архитектурный совет с третьей попытки одобрил для дальнейшей работы, хоть и с рядом корректив, проект второй очереди многофункционального комплекса «Западные ворота» бюро ABD Architects. В целом благосклонной оказалась позиция совета и по отношению к выполненному мастерской Сергея Ткаченко проекту реконструкции территории НИИ Океанологии на Нахимовском проспекте.

mainImg

Судьбу второй очереди комплекса «Западные ворота», три корпуса которого уже выстроены на пересечении Можайского шоссе и МКАД, никак не назовешь легкой. Сначала в 2008 году на Общественном совете при мэре Москвы, а затем в апреле 2009-го уже на Архитектурном совете, концепция, подготовленная коллективом Бориса Левянта, отправлялась на доработку. Основными моментами, нуждающимися в корректировке, были названы: последовательное повышение силуэта с целью создания архитектурного более выразительного ансамбля, оформляющего въезд в город, увязка объекта с близлежащей застройкой и изменение транспортной схемы с учетом создания пешеходных связей.

Напомним, что проект многофункционального комплекса «Западные ворота» предусматривает застройку двух участков по разные стороны Можайского шоссе. По правую сторону (из центра) предполагается строительство нескольких офисных корпусов, а напротив, рядом с уже существующими тремя корпусами должна быть возведена высотная гостиница. В новом варианте, представленном Архитектурному совету, количество офисных корпусов на первом участке сократилось с 4 до 3 (общая площадь уменьшилась на 30 тыс. кв.м.), а форма зданий с эллиптической была изменена на прямоугольную. В центре каждого из параллелепипедов кровля «продавливается», и в сторону шоссе здания обращены приподнятыми скошенными торцами. Офисные здания расположены веером и воспроизводят шаг корпусов первой очереди. Оформление фасадов архитекторы выполнили в двух вариантах – структурное остекление и облицовка натуральным камнем.

Вместо планируемой ранее высотки на оконечности участка Борис Левянт предложил возвести небольшой 2-х этажный объем ресторана. А вот объем гостиницы на втором участке получил более замысловатую форму – теперь это также прямоугольник с плавно срезанной к МКАДу торцевой частью. Высота здания после обсуждения проекта с местными жителями будет уменьшена до 55 метров. Фактически, отказываясь от высотной доминанты на первом участке, архитекторы отдают эту роль расположенным по соседству жилым крестообразным в плане многоэтажкам постройки 1980-х годов. Такое решение нельзя не признать удачным компромиссом: эти здания удачно фланкируют выезд из города, а вместе с новой башней гостиницы по другую сторону шоссе будут работать как своеобразные «пропилеи».

Члены Архитектурного совета отметили определенное улучшение проекта, но обратили внимание его авторов на то, что отнюдь не все вопросы, поставленные на предыдущих рассмотрениях, сняты полностью. Транспортная схема и, в частности, организация въезда и выезда на перегруженное Можайское шоссе, несмотря на полученные согласования, экспертов не устроила. Александр Цивьян уже во второй раз предложил решить эту проблему за счет включения в состав комплекса внутриквартального проезда, фактически дублера Можайки, однако разрешение на его использование пока не получено, так как эта дорога проходит рядом с жилыми домами и мимо поста ГАИ.

Остались у членов совета и претензии к архитектурной композиции комплекса. В частности, по их мнению, проект по-прежнему не создает ансамбль, сомасштабный своему окружению, так как корпуса офисов слишком близко сдвинуты друг к другу и издалека их силуэты неизбежно будут сливаться в единое целое. Александр Кудрявцев, в свою очередь, высказал мнение, что вариант классического оформления въезда в город а ля «триумфальная арка», который члены совета столь настоятельно рекомендуют авторам проекта, будет очень сложно воплотить в жизнь, поскольку уже в первой очереди комплекса архитекторы пошли по принципиально иному пути – созданию более «демократичной» композиции въезда в эстетике модернизма 1970-х годов. Председатель совета Юрий Григорьев согласился с предложением Святослава Миндрула улучшить композицию за счет повышения «веера» корпусов к шоссе. Кроме того, не получили одобрения совета и оба варианта облицовки фасадов – и тот, и другой показались экспертам «типовыми».

В итоге проект был поддержан, однако архитекторы получили рекомендацию «довести его до ума» перед представлением на Общественном совете. В частности, в транспортной схеме необходимо предусмотреть пешеходные связи, силуэт офисных корпусов сделать более читаемым и постепенно повысить его к шоссе. Главный художник Москвы Игорь Воскресенский напомнил о необходимости подумать над более эффектным озеленением этого ответственного участка. В заключение Юрий Григорьев, отметив профессионализм коллектива Бориса Левянта в проектировании многофункциональных и офисных комплексов,  высказал предположение, что во многом причина многострадальности этого проекта кроется  и в отсутствии градостроительной документации на участки застройки.

Вторым по счету объектом повестки Архитектурного совета стал многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. Этот адрес принадлежит НИИ Океанологии им. П.П. Ширшова – эффектному квадратному в плане зданию на развитом стилобате, спроектированному Юрием Платоновым в конце 1960-х годов в рамках создания квартала научных институтов на пересечении Профсоюзной улицы и тогдашней улицы Красикова. Проект, выполненный мастерской Сергея Ткаченко «НАТАЛ», фактически является реконструкцией прилегающей к институту территории и предлагает строительство на ней апарт-отеля, офисного и торгового центров.

Архитектурное окружение 6-тиэтажного здания НИИ Океанологии формируют здания НИИ 1970-80-х, а также современные многоэтажные жилые дома. По мнению референта проекта Алексея Бавыкина, особую ценность среди первых представляет собой здание ЦЭМИ РАН (Центральный Экономико-Математический Институт)‎, построенное по проекту Леонида Павлова и расположенное напротив НИИ Океанологии, по другую сторону проспекта. На заседании совета вообще было много сказано о ценности наследия архитектуры 1970-х, однако почему-то остался в скобках тот факт, что ЦЭМИ уже несколько лет как застроен жилыми высотками, кардинально исказившими восприятие творения Павлова. Представленный на совете проект Сергея Ткаченко заставляет волноваться, чтобы похожая участь теперь не постигла и НИИ Океанологии.

Здание института планируемая реконструкция не затрагивает, но оно обстраивается с обеих сторон двумя высотными блоками – 19-ти этажным офисным комплексом (общая площадь 27 тыс. кв.м.) и 20-этажным апарт-отелем. Высота каждого здания составляет 75 метров, и между собой они объединены  пониженной торговой частью (7 700 кв. м.), которая обращена к Нахимовскому проспекту, перекрывающей парадную лестницу и акцентирующей вход в институт.

На совет авторы проекта представили 4 варианта объемно-пространственной организации нового комплекса. В первом высотные здания решены по-разному, и округлые формы одного противопоставлены геометризму вертикальной трапеции другого. Во втором варианте высотки, наоборот, представляют собой одинаковые вертикальные пластины, фасады которых украшены квадратами, столь любимыми Леонидом Павловым. В этом же варианте авторы обыгрывают излюбленный в 1970-е мотив оторванности здания от земли. Третий вариант с башнями, похожими на стопку горизонтальных бетонных пластин, также отсылают к постройкам Павлова, например, Вычислительному центру Госплана СССР на проспекте Сахарова. И, наконец, четвертый вариант с  недавним архитектурным прошлым никак не соотносится, а экспериментирует с формой зданий, решая гостиницу в виде волнообразного объема.

Основные замечания членов совета коснулись технических параметров проекта, в частности, соответствия обновленному техническому регламенту ширины пожарного объезда между существующим НИИ и новыми пристройками. Андрей Боков и Святослав Миндрул также высказали сомнения по части вместимости заложенных в проекте парковок. А по мнению Андрея Чернихова и Александра Локтева, решить вопрос парковок и подъездов помогла бы реконструкция существующего стилобата. Что же касается самой объемно-пространственной композиции, то Алексей Бавыкин высказался за 3-й вариант как наиболее соответствующий эстетике сложившейся в районе застройки. Однако совет в качестве основы для дальнейших проработок назвал также и первый вариант. Подводя итог всей дискуссии, Игорь Воскресенский отметил, что в целом совет положительно отнесся к композиции и высотным показателям проекта, однако просит учесть, что выполнение упомянутых технических требований может повлечь за собой изменение ТЭПов, а вместе с ними и всего проекта. Впрочем, градостроительные возможности, по мнению Игоря Воскресенского, для этого есть.

Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Бизнес-центр «Западные ворота». 2-я очередь. Можайское шоссе, 60 и 55. ABD Architects. Вариант 3
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др.
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др. Варианты 3 и 4
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др. Варианты 1 и 2
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др.
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др.
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др.
Многофункциональный комплекс на Нахимовском проспекте, 36. ООО «НАТАЛ». Арх. С. Ткаченко, В. Бельский, С. Поспелов и др.

23 Ноября 2009

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.