В рамках Фестиваля современной архитектуры Нидерландов «Lucky Dutch» ЦСА проводит цикл открытых лекций руководителей ведущих голландских бюро. Тема выступлений сформулирована как «Новые подходы к усовершенствованию архитектурного ландшафта Голландии и современного мира», и каждый докладчик рассказывает о своей работе в контексте пяти основных качеств современного нидерландского зодчества, заявленных выставкой «уDUTCHная архитектура»: плотность, искусственность, оптимизация, органичность, концептуальность. Первым перед московскими слушателями выступил Марейн Схенк, один из основателей бюро NEXT Architects.
Марейн Схенк на лекции в ЦДА
В рамках проходящей сейчас на Винзаводе выставки «уDUTCHная архитектура» NEXT Architects представляет два проекта – жилой комплекс Villa Overgooi в Алмере и мосты Glanerbeek в Энсхеде, – но в своей лекции Схенк рассказал еще о девяти работах, которые, по его мнению, отвечают концепции выставки. Расположив работы по масштабу в порядке возрастания, Схенк начал рассказ с самого маленького – объекта Fat Lamp. Это лампа с эффектом медленного накаливания, которая постепенно наполняет комнату светом и так же плавно затухает, имитируя восход и заход солнца. По мнению Схенка, это и есть принцип искусственности в действии.
Другой проект NEXT Architects носит название «Я, я сам и вы» (Me, myself and you) и исследует понятие «граница», которое в Голландии, так же как и в России, чаще всего ассоциируется с забором. Архитекторы разработали принципиально новую концепцию ограждения, наделив его не разделяющей, а объединяющей функцией. Так, побудить соседей к знакомству и налаживанию коммуникации могут двусторонняя парковка для велосипедов, забор с креплениями для общих с соседями вещей или забор в виде стола для пинг-понга. Изменение стандартных представлений о заборе на абсолютно противоположные является иллюстрацией еще одного ключевого принципа современной голландской архитектуры – концептуальности.
Еще один принцип – оптимизация, т.е. создание максимально эффективных зданий, – лег в основу проекта жилого пространства М&М в Амстердаме. Поскольку свет в квартиру попадает только с северной стороны, архитекторы решили весь интерьер в белом цвете и разделили его на четыре дополнительно освещенных кубических бокса. Внутри первого бокса заключена спальня, а снаружи размещены книжный шкаф и место для чтения, во втором находится кухня, в третьем – ванная, в четвертом – гостевая спальня внутри и два рабочих места снаружи.
Уже упомянутые мосты Glanerbeek демонстрируют реализацию принципа искусственности – конструкции имитируют природные формы лесного массива, внутри которого располагаются. А поскольку природа – это всегда свет и простор, мост был разделен островками зелени на три части, отличающиеся друг от друга по высоте. Образовавшиеся оазисы тут же заросли травами и кустарниками, а в опорах моста, выполненных из пористого камня, поселились мелкие животные. Интересно, что каждая часть моста выполняет собственную функцию – одна из них пешеходная, другая предназначена для велосипедистов, третья – для автобусов.
Еще одно необычное решение было найдено архитекторами для пригорода Роттердама. Чтобы вдохнуть в спальные районы жизнь и сделать их полноценной и эстетически привлекательной средой обитания, нужно было установить связь между людьми, живущими здесь, и историческим центром. Это помогла сделать «эластичная перспектива» – лестница, с которой открывается вид на старый город. Слово парящая в воздухе лестница, в основу композиции которой положена лента Мебиуса, огибает холм, а в ее изгибах устроены смотровые площадки.
Проектируют NEXT Architects и памятники, считая их одним из важнейших элементов создания образа того или иного района. Правда, от российских произведений монументальной пропаганды творения голландцев отличаются как небо и земля: там, где российские архитекторы стремятся к основательности и брутальности, голландцы выступают за эфемерность и едва угадываемую метафоричность. На лекции Марейн Схенк рассказал о «Памятнике текстилю», расположенном на юге Нидерландов в городе Тилбург, который за последние сто лет превратился в один из центров национальной текстильной промышленности. Монумент состоит из 250 стеклянных сегментов-«волокон», закрепленных на общем деревянном основании и увитых растениями, цветущими в разное время года и за счет этого окрашивающими композицию в различные тона. По мнению архитектора, такое решение позволило не только создать живой, постоянно изменяющийся памятник, но и запечатлеть динамику развития города и его производства.
Интерьер амстердамского офиса рекламного агентства Wieden + Kennedy воплощает теоретические разработки NEXT Architects в области организации офисного пространства. Архитекторы выступают за то, что общественное пространство офиса, где работники компании проводят брейнсторминг и совещания, должно быть полностью изолировано от кабинетов, иначе деловое общение и собственно работа будут постоянно мешать друг другу. По мнению Схенка, эти зоны недостаточно разделить перегородкой, между ними нужно разместить некое переходное пространство, и в случае с офисом Wieden + Kennedy таким пространством стали ярко оформленные переговорные.
В 2004 году NEXT Architects открыли отделение своей компании в Китае и сейчас выполняют для этой страны целый ряд проектов. Одним из них стало здание офиса и исследовательского центра компании IBM, где использован такой же подход к разделению функций рабочего пространства, как и в предыдущем проекте. Общественные места здесь открыты и окружены зелеными насаждениями, а пространства для уединенной работы сконцентрированы в секциях размером 40 кв.м. каждая. Московской аудитории китайские проекты голландского бюро оказались особенно интересны с точки зрения того, как цивилизованные принципы европейской архитектуры «приживаются» в условиях страны с бурно развивающимся девелопментом. Сам Марейн Схенк смотрит на этот процесс оптимистично, считая, что будущее архитектуры именно за концептуальными проектами, основанными на всесторонних исследованиях предшествующих строительству процессов, и что рано или поздно примеру Голландии последует большинство держав.
Лампа Fat Lamp (Slow Glow)
Проект Me, myself and you
Проект Me, myself and you. Стол для пинг-понга
Доме М&М в Амстердаме
Мосты Glanerbeek
Мост «Млечный путь»
Проект «Эластичная перспектива»
Памятник текстилю
Дом Те Вил
Вилла Overgooi
Интерьер амстердамского офиса компании Wieden + Kennedy
Офис IBM
|