«Ла Скала» в московской подворотне

Собиравшийся 19 ноября архитектурный совет в течение двух с лишним часов обсуждал проект новой сцены театра Школа современной пьесы на Трубной площади, которую предполагается уместить в узком московском дворике. Первый же вопрос повестки – жилой дом на проспекте Вернадского, был рассмотрен быстро и вызвал интерес лишь самим фактом своего появления на совете.

mainImg

Проект жилого дома на проспекте Вернадского был вынесен на совет с целью присвоения ему категории уникального объекта из-за технической сложности строительства трехэтажной подземной автостоянки на 12.4 метра. Здание, архитектура которого напоминает типовую панельную, задумано как высотная доминанта реконструируемого квартала 18,  между улицами Кравченко и Марии Ульяновой на месте сносимых панельных пятиэтажек. Делать глубокий паркинг авторы проекта решили из стремления сохранить на участке как можно больше деревьев. Обсуждение этого проекта прошло очень быстро, после чего он был отправлен на научно-технический совет, чтобы тот определил степень сложности инженерной задачи.

Вторым вопросом повестки стал популярный у москвичей театр Школа современной пьесы, который вот уже десять лет готовится к расширению. Наряду с главными архитекторами проекта Владимиром Колоснициным и Александром Кожевниковым, главным художником – известным мастером театральных декораций Дмитрием Крымовым, в процессе реализации проекта принимает активное участие художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз, присутствовавший на совете и эмоционально защищавший проект.

Территория владений театра – это довольно-таки узкий клочок земли, ограниченный Петровским бульваром и Неглинной улицей, сходящимися к Трубной площади. С запада к нему примыкают технические помещения ресторана «Узбекистан», с юга – здание Финансовой академии, выходящее фасадом на Неглинку. Наконец, с севера к нему примыкает разнородная застройка бывших доходных домов, где помещается издательство «Высшая школа».
Здания, занятые сейчас театром, имеют статус памятников истории и культуры. У него две сцены – основная на 350 мест в зале некогда известного ресторана «Оливье», выходящего углом на Трубную площадь, и малая, так называемый «Зимний сад», на 200 мест. Их интерьеры, сохранившие даже витражи по эскизам Михаила Врубеля, хотят восстановить и  реставрировать, а сцены – технически модернизировать. Проект также предполагает восстановление утраченного купола и третьего этажа с мансардой над угловым объемом ресторана – этот этаж сгорел в пожаре еще в XIX веке. В узком внутреннем дворе за театром уже разобрано находившееся там недавно строение. Его кирпичи хранят для отделки будущего здания – новой семиэтажной (!) сцены на 520 мест. Так что рядом со словом «снос» в проекте фигурирует «регенерация».

Поскольку здание новой сцены оказывается буквально «втиснутым» в окружающую застройку, вход будет сделан с Неглинки через существующий проход. Дворик, между тем, превращается в переулок, ведущий внутрь театрального комплекса, где на тесных задворках должно возникнуть рекреационное пространство.

Зал новой сцены театра спроектирован в духе классических итальянских театров – зал подковообразный, многоярусный с наклонными галереями лож. В основу проектного решения заложены идея объединения входной группы и зрительного зала в единый объем, где многосветное пространство входной группы и тыльная часть зрительного зала с открытыми конструкциями и двумя открытыми лестницами задают индивидуальный образ интерьеру театра. Внешне объем новой сцены решен в ордерной системе, повторяющей ритмы членений зданий по Петровскому бульвару. Однако показанные на макете светящиеся окна-витражи – частично декорация, поскольку сам объем глухой и имеет окна только там, где располагаются гримерные, макетные мастерские и пр. 

Первый референт Андрей Ганешин, хотя и был немногословен, указал на ключевую проблему проекта – для театрального здания этот участок очень мал. Более подробно эти проблемы обозначил Сергей Гнедовский, автор здания театра Петра Фоменко. Он счел сомнительным превращение проездного двора в переулок и ненадежным – устройство въезда с угла. Трейлеры с декорациями не смогут развернуться в отведенном пространстве, зрители будут скапливаться на узкой лестнице, а зрительный зал, похожий на уменьшенную в 4,5 раза копию «Ла Скала», имеет 5 планов и ни одного склада для декораций.

Это последнее замечание поддержал Александр Кудрявцев, заметив, что образ камерного студийного театра не вяжется с развитой сценической коробкой и напоминает неудачный проект филиала Малого театра на том же Петровском бульваре, который несколько лет назад не прошел согласования из-за преувеличенных размеров. Александр Кудрявцев указал на просчеты в ландшфтно-визуальном анализе, где не были учтены важнейшие точки зрения, в частности, с Рождественского бульвара. И для того, чтобы понять всю опасность встраивания в это место 25-тиметрового здания, посоветовал сделать макет мельче, но шире в охвате территории и четче показать его на фоне соседних зданий на развертке.

У Андрея Бокова проект вызвал сомнения по части соблюдения технических условий, в частности, он упомянул об аварийном состоянии соседних зданий, которые вместе с владениями театра находятся в зоне старого русла реки Неглинки. Архитектурное решение здания новой сцены Андрей Боков назвал «последним ударом по видовому восприятию Высокопетровского монастыря». По его словам, это «должно быть нерасчлененное, скромное и тихое сооружение. Никогда дворовые фасады так не украшались…».

Подытоживая затянувшуюся дискуссию, Юрий Григорьев подчеркнул, что предложение по расширению театра он поддерживает, и с тем, что касается реставрации и регенерации, согласен. Однако новый объем, по словам председателя совета, принять нельзя. Во-первых, требуется решить поднятые референтами вопросы транспортных и пешеходных потоков. Во-вторых, следует учесть все замечания, касающиеся комфорта зрителей и точнее изучить параметры здания новой сцены с точки зрения ландшафно-визуального анализа. Юрий Григорьев поддержал предложение Андрея Чернихова о том, чтобы привлечь к проектированию сцены иностранных или отечественных архитекторов – признанных специалистов в данной сфере.

Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Вид с Трубной площади
zooming
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Вид с Трубной площади
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Ситуационный план
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Генплан
zooming
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Ландшафтно-визуальный анализ
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Ландшафтно-визуальный анализ
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Внизу - развертка
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Разрез
zooming
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. План 1 этажа
Проект реставрации, приспособления и регенерации театра Школа современной пьесы. Неглинная ул., вл. 29/14, стр. 1. Архитектры: В. Колосницин, Л. Лазарева и др. Макет нового зала
Проект жилого дома по адресу: р-н «Ломоносовский», квартал 18, корп. 5А. Архитекторы: О. Голобоков, В. Колотов и др. ГУП «ИТЦ Москомархитектуры»
Проект жилого дома по адресу: р-н «Ломоносовский», квартал 18, корп. 5А. Архитекторы: О. Голобоков, В. Колотов и др. ГУП «ИТЦ Москомархитектуры»
Проект жилого дома по адресу: р-н «Ломоносовский», квартал 18, корп. 5А. Архитекторы: О. Голобоков, В. Колотов и др. ГУП «ИТЦ Москомархитектуры»

02 Декабря 2008

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».