Подведены итоги фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город-2020»

В этом году фестиваль, который проводится по инициативе и при поддержке главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, прошел уже в пятый раз и объединил больше 3 тысяч студентов архитектурных вузов. «Открытый город» с самого начала задумывался как открытая неформальная площадка, где встречаются и обмениваются опытом разные заинтересованные стороны – учителя и ученики, опытные маститые архитекторы, состоявшиеся бюро и начинающие специалисты, девелоперы и городские институты. Обмен знаниями, мнениями и творческой энергией предполагался по всем направлениям, и эта идея в очередной раз доказала свою жизнеспособность.

Благодаря онлайн-формату в этом году в фестивале, организованном Москомархитектурой, приняли участие студенты не только из Москвы, но и из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Казани, Воронежа, Самары, Перми. Больше 300 заявок было подано на участие в воркшопах и конкурсах фестиваля. С апреля по октябрь было проведено 6 воркшопов, 9 онлайн- и оффлайн-дискуссий.

Темой этого года стала «Устойчивая архитектура и градостроительство в условиях нестабильного мира, природных катастроф и растущих мегаполисов».

Мероприятия «Открытого города» освещали центральную тему фестиваля в разных ракурсах и аспектах – от big data и зеленого строительства до гейм-дизайна, работы с культурным наследием и адаптации городов к изменениям.

Исследования и дискуссии

Исследование, проведенное в рамках «Открытого города», было посвящено городской устойчивости. Анастасия Железнова, основатель лаборатории городских исследований и брендинга Studio Moscow, Петр Образцов, архитектор французского бюро Bouchaud Architectes, и Татьяна Орешкова, консультант по устойчивому развитию, магистр AMD Berlin, представили лучшие мировые примеры экокварталов и городских «зеленых» стратегий. Анализ открытых данных и локальных вызовов стали основой для рекомендаций по созданию стратегии устойчивого развития для Москвы. Направления, на которых, по мнению авторов исследования, стоит сфокусироваться городу, – повышение уровня осведомленности горожан о городских проблемах, создание образовательных программ по устойчивому развитию и введение методики оценки экологического следа и экоэффективности для проектов зданий и городского благоустройства.

В ходе онлайн-дискуссии Like a Nature российские и иностранные эксперты в области ландшафтной архитектуры, урбанистики и городской экологии обсудили, как закон и государство должны стимулировать жителей и девелоперов к сохранению и развитию природных оазисов в зонах застройки и сколько на самом деле стоит природа в городе.

Воркшопы. Ключи от города будущего: экологичность, резилентность, автономность, связность, открытость, технологичность

Поиску решений для перенастройки города из потребителя ресурсов в систему циркулярной экономики, устойчивых связей и процессов были посвящены и воркшопы, проходившие в рамках «Открытого города». Кураторы – Институт Генплана Москвы, архитектурные бюро ABD Architects, ARTEZA, ASADOV, Kleinewelt Architekten, Wowhaus – и участники воркшопов попытались ответить на вопрос: из какой логики сегодня должен действовать архитектор, проектируя объекты и целые города, – логики изобилия или ограниченности ресурсов?

Второе оказалось ближе всего идее воркшопа Recycle Arch бюро WOWHAUS. Привлечь внимание к проблеме строительных отходов и возобновляемых ресурсов решено было созданием интерактивной инсталляции «Мусорная Золушка». По замыслу участников воркшопа, этот проект, который планировалось реализовать к выставке «Открытого города», показал бы объем проблемы и то, что решить ее в одиночку невозможно: должны включиться все, и шаг за шагом, гранула за гранулой мусор бы постепенно исчез с лица Москвы.

Фантазийные, но остроумные идеи по адаптации городских объектов к природным и социальным катаклизмам предложили участники воркшопа ABD Architects. В частности, проект модуля, в котором сразу заложено 4 функции: кафе, музея, приюта и склада. Весь необходимый функционал – от столов со скамейками (кафе) до полок (музей) –прикреплен к вращающемуся объему, который достаточно просто провернуть в нужный момент, чтобы изменить назначение и наполнение пространства.

Связности зеленых прогулочных маршрутов и проработке проблемных зон в долине реки Яуза был посвящен воркшоп Института Генплана Москвы. Студентами были предложены решения, как открыть для сквозного движения территорию Ростокинской фабрики, включив ее в ткань города, как обыграть небезопасные пространства под мостами или рустованные бетонные заборы ПО2: либо спрятав их за растительностью и покрыв «зелеными граффити», либо, наоборот, подчеркнув ярким цветом и артом.

Заборы и «стыки территорий» современной Москвы стали объектом воркшопа компании ARTEZA. Проанализировав структуру и потенциал территорий закрытых социальных объектов, студенты попыталась разрушить границы между объектами и городом, не обособляя их, а включая в городскую ткань.

Семь автономных и непохожих друг на друга микрогородов для жизни, работы и творчества предложили участники воркшопа бюро ASADOV. Одним из самых ярких стал Memory City – плавучий город-память на месте затопленной при создании Рыбинского водохранилища Мологи, который на манер юго-восточных азиатских городов дрейфует на воде: с рынками, домами, маяком, своими силуэтами и месторасположением, отсылающими к истории.

Самым фантазийным, отменившим законы и ограничения физического мира стал воркшоп бюро Kleinewelt Artchitekten. Участники исходили из того, что все в нашем мире постоянно меняется. То, что сегодня кажется константой, в будущем, возможно, не будет существовать. Поэтому в их идеальных городах можно телепортироваться, иметь внутри города черную дыру и перемещаться сквозь пространство и время.

Новый формат

Закрытие музеев из-за пандемии помешало планам устроить выставку проектов, созданных участниками воркшопов, поэтому защита проектов и награждение победителей проходили в формате прямой трансляции из Музея архитектуры. Зрители, эксперты и часть жюри наблюдали за защитой в открытой онлайн-трансляции на YouTube-канале OpenCityFest2020.

В онлайн-формате прошли также традиционные Portfolio Review и заседание Архсовета Москвы, на которых были представлены лучшие студенческие портфолио и дипломные работы выпуска 2020 года. Темы, выбранные для дипломных работ, варьируются от реконструкции городского рынка в армянском городе Гюмри, создания музея башкирского ковроткачества и центра для беженцев на границе Мексики и США до рефлексий над архитектурным воплощением философских, религиозных и биологических концептов бессмертия и переосмысления понятия красоты.

Эксперты и жюри

В экспертный совет фестиваля в этом году вошли: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Ирина Кузнецова (Москомархитектура), Юлий Борисов (UNK projects), Елена Гонсалес (МАРШ Лаб), Александр Цимайло, Николай Ляшенко и Ольга Сытник («Цимайло, Ляшенко и партнеры»), Юлия Бурдова (Buromoscow), Михаил Бейлин (CitizenStudio), Антон Бондаренко (APEX), Рубен Аракелян (WALL), Юлия Ардабьевская (SAGA), Анастасия Железнова (StudioMoscow), а также Иван Колманок (AI-architects); Виктория Раубо и Елена Струговец (APEX); Мария Покровская (МАРШ); Мария Могилевцева-Головина («Сити XXI век»).

Победители

Победителями фестиваля по итогам защиты воркшопов стали Ксения Королева из УГАХУ (воркшопы ASADOV и Kleinewelt), Анна Егорчева и Екатерина Смирнова, МАрхИ (Kleinewelt), Елена Тюдина, НИУ МГСУ (ASADOV), Валерия Мастюкова, СПбГАСУ (Arteza), Алена Цыганова, НИУ МГСУ, Дарья Копылова и Елена Скакунова, МАрхИ (воркшоп НИИ Генплана).

Победители по итогам портфолио-ревю – Елизавета Абдуллаева и Дарья Гридина, МАрхИ.

Лучшими дипломами выпуска 2020 года признана совместная работа Анастасии Сибгатуллиной и Алексея Устинова, МАрхИ.

Победителей наградили образовательной поездкой в Краснодарский край, которая стала возможной благодаря поддержке официальных партнеров фестиваля – девелоперской компании «Сити-XXI век» и проектного бюро APEX.

Секреты успеха

Онлайн-марафон «Свое бюро», прошедший во второй день фестиваля, представил 15 молодых архитектурных практик. Успешные молодые архитекторы – Liphart Architects, Orchestra.Design, dot.bureau, А2М, аЗОН, Cedra, NZ Group, «Проектная группа 8», Vosduh, WE Architects, «Схема», «Планета 9», BuroZavod, MAParchitects, KET бюро – продемонстрировали широкий спектр интересов и областей приложения творческих сил, рассказали о своем становлении в профессии и источниках вдохновения.

К примеру, Семен Липгарт, автор таких масштабных проектов, как жилая триумфальная арка и ЖК «Ренессанс» в Санкт-Петербурге, находит вдохновение в архитектурных фантазиях 20-30-х годов прошлого века. Творческая переработка и переосмысление их стала основой узнаваемого стиля бюро Liphart Architects.

А Дмитрий Смирнов, сооснователь «Проектного бюро 8», вместе с Надеждой Снигиревой открыл, по сути, новую профессию в России – специалист по соучаствующему проектированию. Начинали ребят с небольших проектов средового активизма, сейчас у них в портфолио больше 60 городов и больше 200 проектов развития комфортной среды.

Любовь к театральному пространству у Натальи Зайченко (бюро NZ Group) вылилась в проектирование форумов, выставок и других мероприятий. Среди удачных образцов ее «интерьерного урбанизма» – фестиваль «Интермузей» в Манеже, выставка Сикорского на ВДНХ, Форум стратегических инициатив, выставка Давида Бурлюка в Музее русского импрессионизма.

По мнению участников онлайн-марафона, молодое бюро как можно чаще должно участвовать в профессиональных конкурсах, уметь разговаривать с главами территорий, с профессионалами, с простыми жителями, тщательно формировать портфолио, оттачивать стиль, учиться у более опытных коллег. Залог последующего успеха – способность реагировать на изменение экономической ситуации, гибкость, умение сменить формат, масштаб.

Паблик-ток с главным архитектором Москвы

Городская гибкость и городская устойчивость стали предметом дискуссии, завершившей фестиваль. Главный архитектор Москвы, куратор фестиваля Сергей Кузнецов, руководитель архитектурной мастерской бюро APEX Антон Бондаренко и заместитель главного редактора FORBES Russia Анастасия Карпова обсудили взаимные ожидания Москвы и москвичей: какие привычки предстоит выработать горожанам, чтобы самим быть «устойчивыми» и адаптивными к неизбежным и стремительным изменениям и интенсивному росту.

Записи всех мероприятий фестиваля доступны на YouTube, подробная программа – opencityfest.ru

Официальные партнеры фестиваля – проектное бюро APEX и девелоперская компания «Сити XXI век».

Программная дирекция фестиваля – коммуникационное агентство «Правила общения».

Фестиваль «Открытый город» проводится Москомархитектурой с 2016 года. Сегодня это крупнейший некоммерческий проект в сфере архитектурного и градостроительного образования и карьеры, включающий лекции, воркшопы, экскурсии, офлайн- и онлайн-дискуссии, конкурсы для студентов архитектурных вузов и молодых профессионалов. За 5 лет в нем приняли участие больше 8 тысяч человек из Москвы, а также Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Воронежа, Самары и других городов России.

24 Ноября 2020

Похожие статьи
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.