А. Дуднев К. Гудков

Авторы текста:
А. Дуднев, К. Гудков

Десять мифов о вологодском деревянном зодчестве

Меморандум кураторов «Дней архитектуры в Вологде» 22.04.2011 - 16.05.2011

0 1. Деревянные дома недолговечны.
При несложном уходе деревянные дома прекрасно сохраняются в странах с самым разным климатом. В Норвегии, где большую часть года влажно и холодно, деревянные церкви-ставкирки сохраняются с 12-го века. В Японии, где влажно и тепло, находится старейшая деревянная постройка мира - храмовый ансамбль Хорюдзи, созданный в 607 году! В Кижах стоит церковь Лазаря 14-го века.

2. Деревянные дома пожароопасны.
Чтобы загорелось бревно, необходим очень сильный огонь, фактически это возможно только, когда в квартире уже начался пожар. Поэтому с точки зрения пожарной безопасности деревянные дома ничем не отличаются от каменных. Даже более того, жители деревянных домов склонны внимательнее относиться к источникам огня.

3. В деревянных домах нет ничего особенного и ценного.
Деревянная архитектура Вологды - уникальное явление мирового масштаба. Нигде больше в мире нет города, основу которого составляли бы деревянные здания всех архитектурных стилей, от классицизма, ампира и эклектики до модерна и даже элементов конструктивизма! Вологодские деревянные усадьбы и доходные дома по своим архитектурным качествам значительно превосходят сохранившиеся российские и западные аналоги. К сожалению, с тех пор, как в Вологде перестали строить деревянные здания, в городе не появилось почти ничего выдающегося с точки зрения архитектуры.

4. В Вологде слишком много деревянных домов, поэтому все не отреставрируешь.
Деревянных зданий дореволюционной постройки осталось около 350. При этом количество новоделов, построенных на месте снесенных оригинальных зданий и имитирующих деревянный дом, уже приближается к 230 - Вологда превращается в город-муляж! Сохранилось всего около 100 исторических деревянных памятников архитектуры. При этом только за период с 1970-х годов утрачено 65 домов, находящихся под государственной охраной*.

5. Реставрация деревянного дома очень дорога, дешевле построить новый.
Как показал опыт Томска последних 5 лет, обычно реставрация одного 4-6-квартирного дома стоит от 600 тыс. до 6 млн рублей, а выставляемые фирмами-подрядчиками многомиллионные счета - повод для анализа, а возможно, и расследования на предмет коррупционной составляющей. Стоимость 1 кв. метра отреставрированного дома (включая замену коммуникаций, установку “всех удобств” и даже благоустройство территории!) - в полтора раза меньше, чем в новостройке. А при грамотном использовании средств федеральных программ и частных инвестиций стоимость для городского бюджета ещё ниже!

6. В деревянных домах жить непрестижно.
Непрестижность обусловлена только плохими условиями проживания. Во все времена в Москве и по всей России дворяне жили в деревянных усадьбах, а сегодня в элитном частном посёлке-курорте Пирогово под Москвой большинство домов - деревянные. В Европе жить в старинном деревянном доме - повод для особой гордости хозяина, свидетельствующий о высоте его статуса и достатка. Воодушевлённые успехами своей программы, томичи теперь отказываются уезжать из деревянных домов!

7. Деревянные дома не комфортны для проживания.
Отсутствие комфорта - не более, чем наследие коммунального прошлого, следствие “уплотнения” частного жилого фонда после 1917 года (30-40 человек вместо 15), бесхозяйственности и полного отсутствия ремонта. В современном или отремонтированном историческом доме имеются все возможные удобства, а естественные системы вентиляции и терморегуляции превосходят по качеству искусственные.

8. Деревянная архитектура морально устарела.
Дерево прекрасно подходит для создания современной архитектуры - рациональной, экономичной, экологичной, остроумной. Во всём мире строится множество интереснейших с архитектурной точки зрения деревянных зданий, как частных, так и общественных, вручаются специализированные премии (в числе которых и российская АРХИWOOD), выходят журналы и путеводители по новой деревянной архитектуре.

9. Никто в мире не живёт в деревянных домах.
Современные деревянные дома популярны в Америке, Европе и других развитых странах, где высокий средний класс сейчас выбирает стандартом жилья собственный дом. Историческая деревянная застройка больше не заповедник, а жильё наивысшей стоимости. Сотни тысяч жилых домов на деревянном каркасе (фахверк) возрастом более 300 лет можно увидеть по всей Европе, особенно в Германии и Швейцарии. В Северной Европе есть целые города с сохранившейся исторической деревянной застройкой. В качестве примеров можно привести Ророс (Норвегия), Мариен (Голландия), Кведлинбург (Германия), Экфьё (Швеция).

10. Деревянные здания - обуза для города.
Деревянные памятники и историческая деревянная застройка - фирменный бренд для города, золотое дно на будущее! В эпоху глобализации и стандартизации уникальность является бесспорным конкурентным преимуществом. В Европе десятки городов обеспечивают свой бюджет благодаря необычной для туриста из бетонных джунглей деревянной архитектуре. Так, в “деревянном городе” Ророс в Норвегии на 6 тысяч жителей приходится 1 миллион (!) туристов в год. В России осталось всего три крупных “деревянных” города - Томск, Иркутск и Вологда. Во всех этих городах деревянная архитектура вошла в программы развития туризма.

Примечание:
* Расчет проводился на основе сервиса панорамы Yandex-карт и натурного обследования 2010-2011 года в границах «Исторического
поселения Вологда» (по историко-архитектурному опорному плану проекта зон охраны памятников http://www.cultinfo.ru/nasledie/zone/
opornyy_plan.jpg). Учитывались здания различной сохранности и ценности. Под историческими деревянными зданиями понимаются
здания, построенные до 1920-х годов). Перечень сохранившихся и утраченных памятников архитектуры составлен на основе
источников: http://www.cultinfo.ru/nasledie/register.htm и http://resursy.mkrf.ru/objekty_kult_naslediya/katalog/)

19 Мая 2011

А. Дуднев К. Гудков

Авторы текста:

А. Дуднев, К. Гудков
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
Технологии и материалы
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Сейчас на главной
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.
Нет плохой погоды
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает для сибирского города Мегион всесезонный парк и необычные элементы благоустройства, отвечающие суровому климату: источники витамина D, укрытия от холода и непогоды и преобразователи ветра.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
На крутом берегу
После вручения премии АрхиWOOD 2021 начинаем вспоминать о победителях прошлого года и проектах шорт-листа этого года. Жизнь показывает, что один из основных трендов – черный или серый цвет фасадов.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
От контраста к контексту
Herzog & de Meuron расширили музей Кюпперсмюле в Дуйсбурге – комплекс индустриальной мельницы, который они сами приспособили для устройства экспозиций еще в 1999.