Автор текста:
Ю.В. Тарабарина

Церковь Никона Троице-Сергиева монастыря в контексте современного ей зодчества

Задача данного сообщения - рассмотрение архитектуры (в особенности - характерных элементов фасадной декорации) первых памятников храмового зодчества времени царствования Михаила Федоровича Романова. В качестве объектов изучения сознательно избраны только постройки, датировка которых очевидна и подтверждена источниками.

Первые известные нам памятники периода возникают в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, где в 1617-19 гг. была полностью перестроена на старом месте ц.Входа в Иерусалим. Затем последовало восстановление стен, переделка нескольких башен и возведение в 1621 г. шатровой церкви над Святыми воротами обители. С работой тех же мастеров Э.Д. Добровольская, справедливо считая этих зодчих представителями столичной традиции, связывала ц.Николы Надеина (1620-22). Храмы, построенные в Ярославле 1617-1622 гг., используют ряд художественных принципов, сложившихся в "годуновском" зодчестве к. XVI в., однако для них характерна несколько огрубленная (подчас искаженная) трактовка пропорционального строя и элементов декорации. Ярославские храмы исполнены почти полностью из кирпича, который определяет лапидарную пластику их фасадов.

Другим центром, строительная деятельность которого восстановилась сравнительно рано, был Троице-Сергиев м-рь. Вскоре после снятия осады Льва Сапеги были начаты починки разрушенных зданий. Уже в 1611 г. состоялось освящение восстановленной ц.Параскевы Пятницы на Подоле. По сведениям "Краткого летописца", в 1621 г. к старой, построенной под наблюдением В.Д. Ермолина, трапезной монастыря была пристроена ц.Михаила Малеина. Вскоре после неудачной осады монастыря королевичем Владиславом была восстановлена и освящена ц.Введения на Подоле (1622). К 1623 г. относится "расширение", т.е. строительство заново на прежнем месте с увеличением размеров, церкви преподобного Никона.

Этот памятник, сохранившийся до нашего времени относительно хорошо, позволяет судить о качественной стороне архитектуры Троице-Сергиева м-ря после Смутного времени. Высокий четверик бесстолпного храма, примыкающего к южной стене Троицкого собора, перекрыт коробовым сводом с поперечной распалубкой. Внутреннее пространство церкви воспринимается как ориентированное на вертикаль, но не лишенное объемности; пропорции храма достаточно гармоничны, однако многие особенности архитектуры церкви (решение верхней части в виде "аттика", крупная полукруглая апсида, небольшой, сравнительно с объемом четверика, диаметр главы) подтверждают принадлежность ее архитектуры первой половине 1620-х гг.

Характерный элемент декорации ц.Никона - аркатурный пояс, охватывающий апсиду и стены четверика. Можно было бы привести множество аналогий этого мотива, однако все они остаются достаточно отдаленными. Особенности аркатуры ц.Никона заключаются,

- в распространении на почти всю поверхность стен храма,

- и высоте, удлинении колонок, теряющих остатки тектоничности, и превращающихся в вертикальные тяги-валики, элемент изысканной, почти ювелирной декорации.

Все возможные аналогии аркатуры Никоновской ц-ви существенно отличаются от нее: в одних случаях они высоки, но ограничены поверхностью апсид, в других - проходят только по стенам четверика, и тогда ограничиваются по высоте, варьируясь в рамках определенных пропорций. Из-за неточности всех возможных параллелей сложно определить происхождение элемента. Можно предположить, что аркатура унаследована от предыдущей ц.Никона (1548 г.). Однако это частично опровергается отсутствием подобного мотива в построенной одновременно с ней ц.Введения на Подоле (1547), где мы встречаем прямое копирование декорации апсид Духовской ц-ви монастыря, не дающее оснований для версии о творческой переработке местных мотивов в сер. XVI в. Поэтому более верным представляется предположение о возникновении необычной аркатуры в постройке 1623 г. Стилистически она родственна зодчеству начала 1620-х гг., для которого характерна тенденция к развитию элементов, украшающих и заполняющих поверхности, "боязнь пустого пространства". В то же время мотив как таковой уникален и для зодчества 1620-х гг. Если предположение о его появлении именно в это время верно, то, возможно, это наиболее изысканная находка ранней архитектуры времени Михаила Федоровича.

Другой характерный элемент - ряд килевидных нишек тонкого трехуступчатого абриса, чьи линии вторят рисунку завершений аркатуры и форме кокошников четверика. Такими же нишками украшена верхняя часть стен Введенской ц-ви на Подоле, относящаяся, как было показано в статье В.В. Кавельмахера, ко времени перекладки сводов церкви в 1622 году. Этот элемент имеет достаточно близкие аналогии в новгородской архитектуре XVI в. (ц.Сретения Антониева м-ря 1533, трапезная ц.Варлаама Хутынского м-ря 1552). В то же время ему можно найти параллели (правда, несколько более отдаленные) в таких памятниках к.XVI столетия, как Успенская ц-вь Спасо-Евфимиева м-ря в Суздале и собор Болдин-Дорогобужского м-ря.

Оба названных элемента декорации использованы в архитектуре Успенской "Дивной" ц-ви Алексеевского м-ря в Угличе. Аркатурный пояс приобретает в Успенской ц-ви более традиционную и несколько огрубленную трактовку. Он украшает только апсиды, его структура менее ритмична - "целые" вертикальные тяги чередуются с удлиненными консолями. Кроме того, трактовка элементов представляется по сравнению с декором ц.Никона неуверенной и вялой. То же можно сказать по отношению к килевидным нишкам, которые проходят под карнизом трапезной и на фасадах приделов.

Однако связь архитектуры "Дивной" ц-ви с линией, развивающейся в начале 1620-х годов в Троице-Сергиевом м-ре, несомненна. На наш взгляд, углический храм, несмотря на его архитектурные достоинства, является представителем несколько упрощенного ответвления "троицкой" архитектуры.

Архитектура храмов Ярославского Спасского м-ря и ц.Николы Надеина, в свою очередь, возможно, получает продолжение в московской ц.Покрова в Рубцове, строительство которой, вероятно, приходится на середину 1620-х гг.

Итак, первые каменные храмы появляются после завершения Смуты в к. 1610-х - н. 1620-х гг. Центрами, в которых началось строительство, были два монастыря - Ярославский Спасский и Троице-Сергиев. Две линии, намеченные в архитектуре монастырей, в сер. - вт. пол. 1620-х годов получают развитие в постройках Москвы (ц.Покрова в Рубцове) и Углича (Успенская "Дивная" ц-вь). Таким образом, восприятие "годуновской" традиции и ее перетолкование на новый лад после Смуты начинается с монастырских построек, при этом следует признать качественное превосходство линии, представленной произведениями зодчих, работавших по заказам обители преподобного Сергия.

30 Октября 2007

Автор текста:

Ю.В. Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Технологии и материалы
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Игра в кубе
В Minecraft создана виртуальная копия двух зданий Дарвиновского музея: модернистского и постмодернистского, типично-«лужковского». Можно гулять как снаружи, так и по залам.
Зигзаг фасада
Офисное здание в Майнце защищает новый район на Рейне от шума порта. Авторы проекта – MVRDV и morePlatz.
Стальная живопись
Панели из нержавеющей стали на «Башне» Фрэнка Гери в арт-центре LUMA в Арле задуманы как мазки кисти Ван Гога.
Возгонка авангарда
В Москве завершено строительство Tatlin apartments на Бакунинской улице. Дом включает в себя фрагмент отреставрированной АТС конца 1920-х годов, заставляя это спокойное, в сущности, здание с технической функцией стать более футуристичным, чем оно было задумано когда-то.