Автор текста:
Ю.В. Тарабарина

Церковь Никона Троице-Сергиева монастыря в контексте современного ей зодчества

Задача данного сообщения - рассмотрение архитектуры (в особенности - характерных элементов фасадной декорации) первых памятников храмового зодчества времени царствования Михаила Федоровича Романова. В качестве объектов изучения сознательно избраны только постройки, датировка которых очевидна и подтверждена источниками.

0 Первые известные нам памятники периода возникают в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, где в 1617-19 гг. была полностью перестроена на старом месте ц.Входа в Иерусалим. Затем последовало восстановление стен, переделка нескольких башен и возведение в 1621 г. шатровой церкви над Святыми воротами обители. С работой тех же мастеров Э.Д. Добровольская, справедливо считая этих зодчих представителями столичной традиции, связывала ц.Николы Надеина (1620-22). Храмы, построенные в Ярославле 1617-1622 гг., используют ряд художественных принципов, сложившихся в "годуновском" зодчестве к. XVI в., однако для них характерна несколько огрубленная (подчас искаженная) трактовка пропорционального строя и элементов декорации. Ярославские храмы исполнены почти полностью из кирпича, который определяет лапидарную пластику их фасадов.

Другим центром, строительная деятельность которого восстановилась сравнительно рано, был Троице-Сергиев м-рь. Вскоре после снятия осады Льва Сапеги были начаты починки разрушенных зданий. Уже в 1611 г. состоялось освящение восстановленной ц.Параскевы Пятницы на Подоле. По сведениям "Краткого летописца", в 1621 г. к старой, построенной под наблюдением В.Д. Ермолина, трапезной монастыря была пристроена ц.Михаила Малеина. Вскоре после неудачной осады монастыря королевичем Владиславом была восстановлена и освящена ц.Введения на Подоле (1622). К 1623 г. относится "расширение", т.е. строительство заново на прежнем месте с увеличением размеров, церкви преподобного Никона.

Этот памятник, сохранившийся до нашего времени относительно хорошо, позволяет судить о качественной стороне архитектуры Троице-Сергиева м-ря после Смутного времени. Высокий четверик бесстолпного храма, примыкающего к южной стене Троицкого собора, перекрыт коробовым сводом с поперечной распалубкой. Внутреннее пространство церкви воспринимается как ориентированное на вертикаль, но не лишенное объемности; пропорции храма достаточно гармоничны, однако многие особенности архитектуры церкви (решение верхней части в виде "аттика", крупная полукруглая апсида, небольшой, сравнительно с объемом четверика, диаметр главы) подтверждают принадлежность ее архитектуры первой половине 1620-х гг.

Характерный элемент декорации ц.Никона - аркатурный пояс, охватывающий апсиду и стены четверика. Можно было бы привести множество аналогий этого мотива, однако все они остаются достаточно отдаленными. Особенности аркатуры ц.Никона заключаются,

- в распространении на почти всю поверхность стен храма,

- и высоте, удлинении колонок, теряющих остатки тектоничности, и превращающихся в вертикальные тяги-валики, элемент изысканной, почти ювелирной декорации.

Все возможные аналогии аркатуры Никоновской ц-ви существенно отличаются от нее: в одних случаях они высоки, но ограничены поверхностью апсид, в других - проходят только по стенам четверика, и тогда ограничиваются по высоте, варьируясь в рамках определенных пропорций. Из-за неточности всех возможных параллелей сложно определить происхождение элемента. Можно предположить, что аркатура унаследована от предыдущей ц.Никона (1548 г.). Однако это частично опровергается отсутствием подобного мотива в построенной одновременно с ней ц.Введения на Подоле (1547), где мы встречаем прямое копирование декорации апсид Духовской ц-ви монастыря, не дающее оснований для версии о творческой переработке местных мотивов в сер. XVI в. Поэтому более верным представляется предположение о возникновении необычной аркатуры в постройке 1623 г. Стилистически она родственна зодчеству начала 1620-х гг., для которого характерна тенденция к развитию элементов, украшающих и заполняющих поверхности, "боязнь пустого пространства". В то же время мотив как таковой уникален и для зодчества 1620-х гг. Если предположение о его появлении именно в это время верно, то, возможно, это наиболее изысканная находка ранней архитектуры времени Михаила Федоровича.

Другой характерный элемент - ряд килевидных нишек тонкого трехуступчатого абриса, чьи линии вторят рисунку завершений аркатуры и форме кокошников четверика. Такими же нишками украшена верхняя часть стен Введенской ц-ви на Подоле, относящаяся, как было показано в статье В.В. Кавельмахера, ко времени перекладки сводов церкви в 1622 году. Этот элемент имеет достаточно близкие аналогии в новгородской архитектуре XVI в. (ц.Сретения Антониева м-ря 1533, трапезная ц.Варлаама Хутынского м-ря 1552). В то же время ему можно найти параллели (правда, несколько более отдаленные) в таких памятниках к.XVI столетия, как Успенская ц-вь Спасо-Евфимиева м-ря в Суздале и собор Болдин-Дорогобужского м-ря.

Оба названных элемента декорации использованы в архитектуре Успенской "Дивной" ц-ви Алексеевского м-ря в Угличе. Аркатурный пояс приобретает в Успенской ц-ви более традиционную и несколько огрубленную трактовку. Он украшает только апсиды, его структура менее ритмична - "целые" вертикальные тяги чередуются с удлиненными консолями. Кроме того, трактовка элементов представляется по сравнению с декором ц.Никона неуверенной и вялой. То же можно сказать по отношению к килевидным нишкам, которые проходят под карнизом трапезной и на фасадах приделов.

Однако связь архитектуры "Дивной" ц-ви с линией, развивающейся в начале 1620-х годов в Троице-Сергиевом м-ре, несомненна. На наш взгляд, углический храм, несмотря на его архитектурные достоинства, является представителем несколько упрощенного ответвления "троицкой" архитектуры.

Архитектура храмов Ярославского Спасского м-ря и ц.Николы Надеина, в свою очередь, возможно, получает продолжение в московской ц.Покрова в Рубцове, строительство которой, вероятно, приходится на середину 1620-х гг.

Итак, первые каменные храмы появляются после завершения Смуты в к. 1610-х - н. 1620-х гг. Центрами, в которых началось строительство, были два монастыря - Ярославский Спасский и Троице-Сергиев. Две линии, намеченные в архитектуре монастырей, в сер. - вт. пол. 1620-х годов получают развитие в постройках Москвы (ц.Покрова в Рубцове) и Углича (Успенская "Дивная" ц-вь). Таким образом, восприятие "годуновской" традиции и ее перетолкование на новый лад после Смуты начинается с монастырских построек, при этом следует признать качественное превосходство линии, представленной произведениями зодчих, работавших по заказам обители преподобного Сергия.

30 Октября 2007

Автор текста:

Ю.В. Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
Технологии и материалы
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Сейчас на главной
Удар крученым
Тотан Кузембаев спроектировал дом из CLT-панелей в Пирогово. Он называется СЛАЙС. Предполагается, что проект стандартизированный и будет тиражироваться.
Урбанизированное междуречье
Проект-победитель конкурса Малых городов для Сызрани от творческой мастерской ТМ продолжает развитие кремлевской набережной, раскрывает живописные панорамы и способствует очищению рек.
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.