Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.10.2007

Церковь Никона Троице-Сергиева монастыря в контексте современного ей зодчества

Задача данного сообщения - рассмотрение архитектуры (в особенности - характерных элементов фасадной декорации) первых памятников храмового зодчества времени царствования Михаила Федоровича Романова. В качестве объектов изучения сознательно избраны только постройки, датировка которых очевидна и подтверждена источниками.

Первые известные нам памятники периода возникают в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, где в 1617-19 гг. была полностью перестроена на старом месте ц.Входа в Иерусалим. Затем последовало восстановление стен, переделка нескольких башен и возведение в 1621 г. шатровой церкви над Святыми воротами обители. С работой тех же мастеров Э.Д. Добровольская, справедливо считая этих зодчих представителями столичной традиции, связывала ц.Николы Надеина (1620-22). Храмы, построенные в Ярославле 1617-1622 гг., используют ряд художественных принципов, сложившихся в "годуновском" зодчестве к. XVI в., однако для них характерна несколько огрубленная (подчас искаженная) трактовка пропорционального строя и элементов декорации. Ярославские храмы исполнены почти полностью из кирпича, который определяет лапидарную пластику их фасадов.

Другим центром, строительная деятельность которого восстановилась сравнительно рано, был Троице-Сергиев м-рь. Вскоре после снятия осады Льва Сапеги были начаты починки разрушенных зданий. Уже в 1611 г. состоялось освящение восстановленной ц.Параскевы Пятницы на Подоле. По сведениям "Краткого летописца", в 1621 г. к старой, построенной под наблюдением В.Д. Ермолина, трапезной монастыря была пристроена ц.Михаила Малеина. Вскоре после неудачной осады монастыря королевичем Владиславом была восстановлена и освящена ц.Введения на Подоле (1622). К 1623 г. относится "расширение", т.е. строительство заново на прежнем месте с увеличением размеров, церкви преподобного Никона.

Этот памятник, сохранившийся до нашего времени относительно хорошо, позволяет судить о качественной стороне архитектуры Троице-Сергиева м-ря после Смутного времени. Высокий четверик бесстолпного храма, примыкающего к южной стене Троицкого собора, перекрыт коробовым сводом с поперечной распалубкой. Внутреннее пространство церкви воспринимается как ориентированное на вертикаль, но не лишенное объемности; пропорции храма достаточно гармоничны, однако многие особенности архитектуры церкви (решение верхней части в виде "аттика", крупная полукруглая апсида, небольшой, сравнительно с объемом четверика, диаметр главы) подтверждают принадлежность ее архитектуры первой половине 1620-х гг.

Характерный элемент декорации ц.Никона - аркатурный пояс, охватывающий апсиду и стены четверика. Можно было бы привести множество аналогий этого мотива, однако все они остаются достаточно отдаленными. Особенности аркатуры ц.Никона заключаются,

- в распространении на почти всю поверхность стен храма,

- и высоте, удлинении колонок, теряющих остатки тектоничности, и превращающихся в вертикальные тяги-валики, элемент изысканной, почти ювелирной декорации.

Все возможные аналогии аркатуры Никоновской ц-ви существенно отличаются от нее: в одних случаях они высоки, но ограничены поверхностью апсид, в других - проходят только по стенам четверика, и тогда ограничиваются по высоте, варьируясь в рамках определенных пропорций. Из-за неточности всех возможных параллелей сложно определить происхождение элемента. Можно предположить, что аркатура унаследована от предыдущей ц.Никона (1548 г.). Однако это частично опровергается отсутствием подобного мотива в построенной одновременно с ней ц.Введения на Подоле (1547), где мы встречаем прямое копирование декорации апсид Духовской ц-ви монастыря, не дающее оснований для версии о творческой переработке местных мотивов в сер. XVI в. Поэтому более верным представляется предположение о возникновении необычной аркатуры в постройке 1623 г. Стилистически она родственна зодчеству начала 1620-х гг., для которого характерна тенденция к развитию элементов, украшающих и заполняющих поверхности, "боязнь пустого пространства". В то же время мотив как таковой уникален и для зодчества 1620-х гг. Если предположение о его появлении именно в это время верно, то, возможно, это наиболее изысканная находка ранней архитектуры времени Михаила Федоровича.

Другой характерный элемент - ряд килевидных нишек тонкого трехуступчатого абриса, чьи линии вторят рисунку завершений аркатуры и форме кокошников четверика. Такими же нишками украшена верхняя часть стен Введенской ц-ви на Подоле, относящаяся, как было показано в статье В.В. Кавельмахера, ко времени перекладки сводов церкви в 1622 году. Этот элемент имеет достаточно близкие аналогии в новгородской архитектуре XVI в. (ц.Сретения Антониева м-ря 1533, трапезная ц.Варлаама Хутынского м-ря 1552). В то же время ему можно найти параллели (правда, несколько более отдаленные) в таких памятниках к.XVI столетия, как Успенская ц-вь Спасо-Евфимиева м-ря в Суздале и собор Болдин-Дорогобужского м-ря.

Оба названных элемента декорации использованы в архитектуре Успенской "Дивной" ц-ви Алексеевского м-ря в Угличе. Аркатурный пояс приобретает в Успенской ц-ви более традиционную и несколько огрубленную трактовку. Он украшает только апсиды, его структура менее ритмична - "целые" вертикальные тяги чередуются с удлиненными консолями. Кроме того, трактовка элементов представляется по сравнению с декором ц.Никона неуверенной и вялой. То же можно сказать по отношению к килевидным нишкам, которые проходят под карнизом трапезной и на фасадах приделов.

Однако связь архитектуры "Дивной" ц-ви с линией, развивающейся в начале 1620-х годов в Троице-Сергиевом м-ре, несомненна. На наш взгляд, углический храм, несмотря на его архитектурные достоинства, является представителем несколько упрощенного ответвления "троицкой" архитектуры.

Архитектура храмов Ярославского Спасского м-ря и ц.Николы Надеина, в свою очередь, возможно, получает продолжение в московской ц.Покрова в Рубцове, строительство которой, вероятно, приходится на середину 1620-х гг.

Итак, первые каменные храмы появляются после завершения Смуты в к. 1610-х - н. 1620-х гг. Центрами, в которых началось строительство, были два монастыря - Ярославский Спасский и Троице-Сергиев. Две линии, намеченные в архитектуре монастырей, в сер. - вт. пол. 1620-х годов получают развитие в постройках Москвы (ц.Покрова в Рубцове) и Углича (Успенская "Дивная" ц-вь). Таким образом, восприятие "годуновской" традиции и ее перетолкование на новый лад после Смуты начинается с монастырских построек, при этом следует признать качественное превосходство линии, представленной произведениями зодчих, работавших по заказам обители преподобного Сергия.