«Любимый пациент»

В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.

mainImg
Изначально открывшаяся в 1968 галерея была задумана как символ новой ФРГ: пространство для современного искусства авторства самого знаменитого немецкого архитектора. Людвиг Мис ван дер Роэ работал над этим зданием – единственным построенным им в Европе после эмиграции – вместе со своим внуком, Дирком Лоханом. Новая национальная галерея, часть комплекса Культурфорум, западноберлинского «акрополя», должна была стать знаком будущего, но, скорее, завершила эпоху, став одной из последних построек – как своего автора, так и классического модернизма.
 
Новая Национальная галерея в Берлине – реконструкция
Проект David Chipperfield Architects. Фотография © Simon Menges

В случае этого здания Мис, как и всегда, стремился к точному воплощению своего замысла – идеальной точности и завершенности форм и пропорций. Этого достигли в ущерб функциональности, что стало причиной определенных технических проблем, сделавших музей сложным в эксплуатации. Кроме того, свою роль сыграло время, расположение в центре мегаполиса, использование типичных для своего времени материалов или, напротив, новых, еще не опробованных по-настоящему методов. В начале XXI века все изначальные и возникшие постепенно проблемы требовали решения, которое и было поручено найти бюро Дэвида Чипперфильда.
 
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges

Тот сравнивает свою работу с хирургическим вмешательством, в результате чего «любимый пациент» вернулся в прежнем виде, но с лучшей работой всех систем. Подход заключался в решении технических проблем, но также в сохранении всех следов времени (более ярко такой метод проявился при работе DCA в Новом музее). Поэтому, например, гранит облицовки подиума не был очищен до состоянии новизны, а новые плиты, которыми пришлось заменить не поддающиеся реставрации, были тонированы в цвет сохранившихся. То же самое касалось бронзовых и деревянных деталей.
 
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges

Здание было поделено на две части со смысловой точки зрения. Вневременная форма храма на подиуме, сталь и бронза, стекло, древесина дуба, гранит и мрамор сочетаются со свидетельствами времени: характерными для 1960-х светильниками и дизайном санузлов, шторами, ковровым покрытием (его пришлось восстановить по фотографиям, так как его давно убрали), полимерными напольными плитами, теплым тоном освещения, фактурными обоями под покраску и т.д. Максимально сохранялось и то, и другое, даже изначальные инженерные системы, чья замена была совершенно необходима, были оставлены фрагментарно как часть подлинного памятника, уже без всякой функции. Такую же роль играют настенные телефонные аппараты и выключатели: это знаки эпохи, дополняющие образ памятника архитектуры. Вентиляционные решетки и светильники (теперь со светодиодными лампами) продолжили свою «работу», грузовой лифт для экспонатов и система крепления штор тоже сохранены и используются.
 
  • zooming
    1 / 6
    Вид Новой национальной галереи в 1968
    Фото © Archiv Neue Nationalgalerie, Nationalgalerie, Staatliche Museen zu Berlin, Reinhard Friedrich
  • zooming
    2 / 6
    Установка стальной кровли. 5 апреля 1967 года
    Фото © Landesarchiv Berlin, фотограф: Ludwig Ehlers
  • zooming
    3 / 6
    Вид Новой национальной галереи в 1968
    Фото © Landesarchiv Berlin, фотограф: Horst Siegmann
  • zooming
    4 / 6
    Вид Новой национальной галереи в 1968
    Фото © Landesarchiv Berlin, фотограф: Horst Siegmann
  • zooming
    5 / 6
    Вид Новой национальной галереи в 1968
    Фото © Staatliche Museen zu Berlin, Zentralarchiv, Reinhard Friedrich
  • zooming
    6 / 6
    Вид Новой национальной галереи в 1968
    Фото © Staatliche Museen zu Berlin, Zentralarchiv, Reinhard Friedrich

Архитекторы сохранили «кожу» и «кости», однако исчезло – незаметно для посетителей – немало «мяса»: изоляционных материалов, в том числе опасных – асбеста и искусственной минваты, стяжка, штукатурка и т.д. Инженерные системы заменены, при этом восстановлена система отопления под поверхностью пола, ныне дополненная системой охлаждения. Она стала протекать и давать сбои вскоре после сдачи здания, поэтому ее отключили и расставили в залах батареи, которые теперь убраны.
 
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges

Отдельную проблему представлял герметичный фасад, который сильно запотевал при температуре ниже 4 градусов выше нуля. Конденсат архитекторы сочли уже привычной частью памятника, поэтому он продолжит скапливаться, но в меньших количествах, и все части фасада теперь защищены от коррозии. Фасад остался герметичным с одним слоем остекления из двухслойного ламинированного безосколочного стекла (2х12 мм, вдвое толще прежнего). В прошлом стеклянные панели нередко выпадали и разбивались (опасность для публики стала одной из причин реконструкции), так как структура фасада не учитывала его сжатие и растяжение при перепадах температуры, а размеры стекла были недостаточными. Сейчас, благодаря обновленным узлам, все части фасада стали подвижными и эта проблема тоже решена.
 
  • zooming
    1 / 4
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    2 / 4
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    3 / 4
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    4 / 4
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges

Бетонный подиум покрыт гранитными плитами по схеме вентилируемого фасада: это был один из первых «каменных» примеров такой системы в Германии, поэтому было важно сохранить и ее саму. При этом были ликвидированы добавленные позже деформационные швы, их заменили стандартные по ширине, 6-миллиметровые. В ходе работ плиты были демонтированы, а затем возвращены каждая на свое прежнее место.
 
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges

Состояние здания на момент открытия восстановлено и в планировках нижнего уровня, где гардероб и книжный магазин помещены на место запасника живописи и скульптуры, а экспонаты теперь хранятся в бывших технических помещениях (где также готовят произведения к выставкам) и в новом пространстве под террасой подиума. Новое пространство получили и инженерные системы. К юго-восточной лестнице добавили пандус: теперь галерея стала безбарьерной.
 
  • zooming
    1 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    2 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    3 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    4 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    5 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    6 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges

По отношению к этому проекту бюро Дэвида Чипперфильда называет себя «невидимыми архитекторами»: они трактовали Новую национальную галерею как настоящий памятник наследия и соблюдали все принятые реставрационные нормы несмотря на то, что ее здания-ровесники чаще идут под снос, чем тщательно восстанавливаются. Проведенные работы должны обеспечить музею успешное функционирование на ближайшие 40–50 лет.
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges
  • zooming
    1 / 3
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    2 / 3
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    3 / 3
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
  • zooming
    1 / 7
    Плиты подиума после их демонтажа
    Фото © Christian Martin
  • zooming
    2 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Thomas Bruns for David Chipperfield Architects
  • zooming
    3 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    4 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    5 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    6 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    7 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung

19 Августа 2021

«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.