Светлый Нижний

В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.

mainImg
Победителя 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода определили и наградили тортом 18 февраля, почти месяц назад; а кажется, что практически вчера. В феврале мы успели рассказать о проекте-победителе и трех самых заметных, на наш взгляд, проектах рейтинга, представляющих три очень разных полюса с точки зрения образности, подходов и даже истории строительства. Но планировали рассказать больше; так что продолжаем рассказ о рейтинге 2020–2021 годов. В нем участвовало 26 построек, в короткий список, отобранный нижегородцами, попало 11.

Мы решили не привязывать свой выбор к короткому списку премии, а сделать собственный список, что-то исключить, а что-то добавить. Исключили, в частности, стилизации под классику и модерн: когда-то они в Нижнем получались очень интересно, а сейчас как будто не очень. Зато отлично удаются интерпретации наследия как конструктивизма, на этот счет у города большой опыт, так и модернизма, так называемого после<...>нного, или советского. Эту тему хорошо развивает Станислав Горшунов и АБ ГОРА. Именно его павильон №2 на Нижегородской ярмарке, похожий, как было справедливо замечено на награждении, и на Московский вокзал в Нижнем, и на московский кремлевский КДС, стал победителем по мнению жюри рейтинга. Кроме того среди 26 построек длинного листа 4 работы – Горшунова, это не рекорд, но к рекорду близко, и, повторюсь, объединено целостной образностью, притом что один из объектов – реконструкция. Словом, мы решили собрать постройки АБ ГОРА из 14 рейтинга Нижнего Новгорода в отдельном материале. 
Кафе из судейской вышки
Реновация судейской вышки на Гребном канале
Первоначальная постройка – 1986–1988 / архитекторы Юрий Карцев, Сергей Касаткин
Реновация здания – 2020–2021 / архитекторы Станислав Горшунов, Анастасия Булахова

Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
Фотография: Архи.ру

В какой-то первый момент кажется, что перед нами постройка 1920-х годов: большие витражи, белые стены, круглые красные колонны, скругленные «носы». Потом довольно быстро понимаешь, что всё сложнее: асимметричное и живо меняющееся при восприятии с разных сторон здание-павильон как будто колеблется между неоконструктивизмом и метаболизмом.
  • zooming
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов

Судейскую вышку на Гребном канале можно, вероятно, считать одной из «первых ласточек» нижегородской архитектуры, оперившихся еще в начале перестройки – в 1986–1988 году ее построили Юрий Карцев, который уже тогда работал в НижегородгражданНИИпроекте, и молодой в тот момент архитектор Сергей Касаткин, – для II Всесоюзных юношеских игр по гребному спорту. Большие витражи, в том числе один плавно изогнутый в верхнем ярусе, были призваны раскрыть для судей максимум обзора на соревнования по гребле. Фасады первоначально были белыми, «вставные» колонны красными, а переплеты витражей черными и серыми. 
zooming
Судейская вышка на Гребном канале, историческая фотография // «Сладкий Горький. Нижегородская архитектура 1985 – 2004» / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства
Фотография © Владислав Ефимов

Восстановили вышку к 800-летию города – отсюда на западном фасаде фирменная юбилейная надпись. Непосредственно перед восстановлением здание сильно обветшало и выглядело вот так.

К востоку от вышки на бетонном склоне канала теперь обустроен деревянный амфитеатр с видом на воду и на пляжи Печерских песков, над зданием проходит открытая в 2012 году канатная дорога в сторону Бора. Внутри оборудован магазин и кафе-лапшичная с (наследственным, надо думать) названием «Совок». В кафе выставлено каноэ для гребли. 
  • zooming
    1 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    4 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    5 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    6 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    7 / 7
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов

Здание вышки очень заметно в пустоватом линейном пространстве набережной канала, оно притягивает взгляд неоконструктивистской внешностью и неуловимым сходством с советским курортником в соломенной шляпе. В самом по себе восстановлении и, как следствие, актуализации одной из нижегородских построек, появившихся на грани советского и постсоветского времени, несложно увидеть – спонтанную, судя по всему, – но необходимую цикличность, взгляд архитектурной школы «в себя» или «на себя» самое. Пусть и спровоцированный юбилейными торжествами, он интересен. В конце концов, эта красно-черно(сине?)-белая гамма – одна из узнаваемых, пусть для внешнего взгляда, особенностей многих нижегородских зданий. В Москве неоконструктивизм все какой-то серый, а тут радостный, малевичевско-мондриановский. 

Для работ ГОРА неоконструктивизм не очень характерен, а вот обращение к советской эпохе и реконструкции ее зданий – очень даже, вспомним недавнюю реконструкцию концертного зала «Юпитер» в центре Нижнего (1972; 2018-2019). В данном случае – тоже реконструкция, очень аккуратная, здания более позднего, но апеллирующего к периоду более раннему; и меньшего масштаба. Так или иначе, а в портфолио Станислава Горшунова вышка-кафе, сменившая функцию, но сохранившая внешность, смотрится уместно. 
  • zooming
    1 / 5
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    2 / 5
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    3 / 5
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    4 / 5
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    5 / 5
    Реновация судейской вышки на Гребном канале в Нижнем Новгороде, 2021
    © Станислав Горшунов
   
Стена на краю
ЖК «КМ Молодежный»
2018-2020 / архитекторы С.В. Горшунов, А.Е. Шишкин, Е.А. Воробьева, Е.В. Иванчикова, М.В. Горев

ЖК «КМ Молодежный»
Фотография © Станислав Горшунов

Глазу москвича этот дом, увы, сразу и неминуемо напомнит сами знаете что: распространенную стилистику строительства относительно бюджетного жилья одной известной компании. Но он не совсем таков, а может быть, даже и совсем не таков. Дом представляет собой сумму откликов на несколько обстоятельств. Одно из них – пограничное положение в дальнем районе на окраине города; другое – бюджетность строительства; третье – близкое соседство пятиэтажного микрорайона; и, наконец, четвертое – популярность терракотовой фактуры темного кирпича, способная в наше время придать лоск и аккуратность самому недорогому дому. Примерно на грани всех этих сюжетов дом и балансирует. 

Он расположен на западной окраине Автозаводского района, развившегося вокруг того самого Горьковского автозавода, который производил машины «Волга» и до сих пор производит «Газели» и «Соболи». Недалеко аэропорт, рядом гаражи и частный сектор. Квартал пятиэтажек примыкает к дому с северной стороны и уходит вглубь – этим соседством обосновано объемное построение дворовой части с двумя крупными светло-серыми ризалитами, оштукатуренными и расчерченными попанельно, и с угольно-черной серединой коммуникационного ядра. На схеме, которую приводит автор, видно, как дом собирает окружение в себе наподобие элементов конструктора Лего, учитывая не только соседство пятиэтажек, которые как будто встают на торец, но и терракотовый оттенок соседнего дома 1990-х. 
ЖК «КМ Молодежный» / схема объемного построения
© АБ ГОРА
  • zooming
    ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Пятиэтажка, ближайший сосед ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография: Архи.ру

Коммуникационная черная часть не только выглядит шарниром на схеме, но и служит таковым на самом деле, начиная от рамки подъезда с очаровательной стеной из чистых и свежих стеклоблоков, и продолжаясь не только лестнично-лифтовой вертикалью, но и «склеивающим» жилые ячейки коридором внутри здания. На самом деле отражение функции вовне слегка нарушено: чернота в  торцевых уступах соответствует на плане не коридорам, а гостиным квартир, коридор на торец не выходит, все же жилой дом, не общежитие. Но кто будет судить строго, когда образ в целом неплохо работает на проявление структуры здания вовне.  
  • zooming
    ЖК «КМ Молодежный» / план 1 этажа
    © АБ ГОРА
  • zooming
    ЖК «КМ Молодежный» / план 2 этажа
    © АБ ГОРА
ЖК «КМ Молодежный»
Фотография: Архи.ру
ЖК «КМ Молодежный»
Фотография © Станислав Горшунов

Черная вертикаль с орнаментальным чередованием вертикальных и горизонтальных прорезей окошек выглядит самой «нижегородской»; светлые ризалиты, из-за сходства с сеткой швов соседних пятиэтажек – самые контекстуальные. 
ЖК «КМ Молодежный»
Фотография: Архи.ру
ЖК «КМ Молодежный»
Фотография: Архи.ру

И наконец, стена вдоль Молодежного проспекта. Она подхватывает и терракотовую тему, и масштаб другого соседнего дома – по красной линии, построенного в 1997 году. Он чуть меньше ростом, попроще материалами, поскольку соединяет красный кирпич с силикатным, но сложнее формой, она, хотя и не вполне верифицированно, претендует на сходство с чем-то крепостным. Новый дом идею крепости подхватывает по-своему, в виде простой стены панелей, облицованных – это авторы специально подчеркивают, «навесными трехслойными панелями, облицованными керамической плиткой под кирпич в заводских условиях», причем это первый пример применения технологии в Нижнем Новгороде, где более распространены «мокрые», то есть оштукатуренные, фасады. 
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография © Станислав Горшунов
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография © Станислав Горшунов
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «КМ Молодежный»
    Фотография © Станислав Горшунов

«Китайская стена» объема, обращенного к улице, честно не скрывая экономности, работает на компактность формы и, может быть, даже на благородную простоту. Кажется, что дом, чутко реагируя на нюансы окружения со стороны двора, с проспектом обращается намеренно сурово – то ли формирует фасад крупного масштаба, напоминающий пост-сталинское строительство, когда от излишеств уже отказались, но от кирпичных проспектов никуда не ушли. То ли отгораживается от рыхлой панорамы на противоположной стороне, поскольку она вот такая: 
Окрестности ЖК «КМ Молодежный»
Фотография: Архи.ру

Но самое интересное впечатление производит сопоставление дома с соседями, в данном случае, с востока: в целом Автозаводский район чередует разновременные кварталы второй половины XX века, но именно тут приютился район конца 1940-х, двухэтажные домики с фронтонами «бюргерского» типа; при взгляде на такие принято вспоминать пленных немцев, хотя далеко не всегда их участие подтверждается. Это удивительное и обаятельное соседство; надо сказать, что новый дом с ним каким-то образом справляется. Возможно, из-за простоты формы.
Окрестности ЖК «КМ Молодежный»
Фотография: Архи.ру
 
  
Пионерская столовая
Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
2020–2021 / архитекторы Станислав Горшунов и Александр Шишкин
Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
© Станислав Горшунов

База «Море спорта» расположена на восточном берегу так называемого «Горьковского моря», водохранилища на Волге между Юрьевцем и Городцом, у деревни Большой Суходол и примыкающих к ней коттеджных поселков. Это не первая постройка Станислава Горшунова для спортбазы: одним из двух победителей предыдущего, 13 рейтинга были корпуса детского спортивного лагеря там же. 
Юношеский спортивный лагерь «Арена»
© Архитектурное бюро С. Горшунова ГОРА

Поставленную задачу архитекторы описывают так: «нужно [было] столовку из металлокаркаса и сэндвич панели, бюджет очень небольшой». Нам, к сожалению, не удалось оценить постройку воочию, но на фотографиях она выглядит вовсе не бюджетно и напоминает о Доме пионеров на Ленинских горах. Что логично: пионерская столовая и есть. Но выглядит она внушительно, особенно – монументальный металлический коллаж на группе тонких ножек над входом, совершенно космический, как будто из «Отроков во вселенной». Да и «каннелюры» металлической поверхности фасадов добавляют и ритма, и лоска, организуя форму.
  • zooming
    1 / 5
    Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    2 / 5
    Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    3 / 5
    Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    4 / 5
    Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
    © Станислав Горшунов
  • zooming
    5 / 5
    Столовая на территории спортивной базы «Море Спорта»
    © Станислав Горшунов

Заметим, что все три объекта АБ ГОРА, как и четвертый, победивший в рейтинге павильон №2 нижегородской ярмарки, – бюджетные, недорогие, два из четырех – очень небольшие, но каждый по-своему светел и позитивен. В короткий список не попала только реновация вышки на Гребном канале – возможно потому, что сама вышка уже участвовала в самом первом рейтинге, 1997 года, когда рассматривали проекты предыдущих 10 лет. 
 

16 Марта 2022

Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Рейтинг Нижнего: три полюса
Несмотря на полное отсутствие рабочего настроения публикуем обзор результатов и части проектов короткого списка 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода. Победителей наградили в прошлую пятницу; «тортом» стал павильон №2 нижегородской ярмарки, построенный в 2021 году про проекту Станислава Горшунова. Рассматриваем три самых показательных, на наш взгляд, объекта рейтинга, включая победивший.
Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Рейтинг Нижнего: три полюса
Несмотря на полное отсутствие рабочего настроения публикуем обзор результатов и части проектов короткого списка 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода. Победителей наградили в прошлую пятницу; «тортом» стал павильон №2 нижегородской ярмарки, построенный в 2021 году про проекту Станислава Горшунова. Рассматриваем три самых показательных, на наш взгляд, объекта рейтинга, включая победивший.
Рейтинговая революция
Полуторамесячный марафон подведения итогов рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг. закончился. На этот раз целых 7 объектов были признаны равноправными лидерами, после чего, согласно традиции, воссозданы в кремо-бисквитном формате и церемониально съедены.
Грядут перемены. Подведены итоги Рейтинга архитектуры...
В пятницу, 1 февраля, в Доме архитектора прошла торжественная церемония объявления и награждения победителей, завершившаяся знаменитым поеданием «героя вечера» – огромного 40-килограмового торта в виде здания-победителя. Архитектура участвоваших в Рейтинге зданий демонстрирует, что в стилевых предпочтениях нижегородской школы намечаются существенные перемены – считает обозреватель Архи.ру Елена Петухова
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.