Рейтинг Нижнего: три полюса

Несмотря на полное отсутствие рабочего настроения публикуем обзор результатов и части проектов короткого списка 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода. Победителей наградили в прошлую пятницу; «тортом» стал павильон №2 нижегородской ярмарки, построенный в 2021 году про проекту Станислава Горшунова. Рассматриваем три самых показательных, на наш взгляд, объекта рейтинга, включая победивший.

mainImg
Нижегородский рейтинг – одна из самых давних премий современной российской архитектуры постсоветского времени, самых неформальных, я бы даже сказала, веселых и душевных, и самых «упрямых». Она существует с 1997-1998 годов, вручается приблизительно раз в 2 года. Одним из ее вдохновителей был Александр Харитонов, в 1995–1998 годах – главный архитектор Нижнего. С его влиянием и поддержкой связывают становление «нижегородской школы» и даже ее особенный «вкус» и «дух». Бессменный куратор и организатор премии, человек, который собирает экспертов, жюри, проекты, и заставляет их всех работать в унисон – журналист и критик Марина Игнатушко. В недавнем, 2020 года, интервью она подчеркивает, что рейтинг – не про абсолютные достижения. 

Сейчас куратор публикует в группе премии выдержки из оценок жюри, как по длинному, так и по короткому списку. Подборка интересна хотя бы потому, что почти на каждый объект обнаруживаются разные мнения. 

И действительно, как может быть абсолютным достижением награда, в ходе которой победивший проект съедают в качестве торта. Буквально на днях в ответ на мой пост в фейсбуке появился комментарий примерно такого содержания: «какой ужас! как можно!». Истоки возмущения его автора можно понять, а вот принять никак невозможно – любому, кто когда-либо изучал азы теории мифа, известно, что в самом архаическом формате божество надо съесть; так-то. Впрочем – не в оправдание будет сказано. Нижегородский рейтинг надежно сохраняет образ одного из самых обаятельных: несколько лет назад тортики дополнились шутливо-романтическими роликами при представлении каждого проекта шорт-листа. Все это создает некий флер, способный поглотить и нивелировать критичность – в пользу разнообразия решений, взглядов и позиций.

Что не исключает, конечно, профессиональной оценки. Объекты, завершенные (подчас не до конца) в течение двух лет – в данном случае 2020–2021 – вначале оценивают нижегородцы, в основном архитекторы города, формируя из лонг-листа шорт-лист. На этот раз в лонг-листе было 26 объектов, в короткий список прошло 11. Состав жюри, объекты короткого и длинного списка можно найти на странице рейтинга, здесь же попробуем рассказать о трех объектах, на наш взгляд, самых показательных. Два из них претендовали на победу чуть ли не в равной мере. 

Ролик церемонии вручения можно найти здесь.  
Победитель: павильон №2 на Нижегородской ярмарке
Нижегородский рейтинг – 14. Станислав Горшунов разрезает торт. 18.02.2022
Фотография: Архи.ру

О павильоне важно знать, во-первых, что он не вполне новое здание, а результат реконструкции остатков долгостроя 1990-х. Во-вторых, он состоит из двух частей: зеркальный павильон №1 облицован полированной сталью в 2020 году по проекту Владимира Пирожкова, основателя центра «АСТРАРОССА дизайн», автора фирменного стиля самолета Sukhoi Superjet 100 и дизайна олимпийского факела в Сочи.
Слева, зеркальная часть – павильон № 1, автор Владимир Пирожков, слева, белый объем – павильон №2 Нижегородской ярмарки, автор Станислав Горшунов. Благоустройство площади – megabudka
Фотография: Архи.ру

На вторую половину павильона, которая пристыкована к первой и вытянута вдоль нее со стороны Оки, архсовет Нижнего провел конкурс идей. В нем участвовало 15 эскизных предложений, причем победившая концепция Станислава Горшунова была, по слухам, самой проработанной. Сам автор на награждении описал это так: конкурс был очень быстрым, мы что-то нарисовали и уехали на байдарках, а когда вернулись, оказалось, что мы должны делать этот павильон... 

Павильон сделали и он стал одним из ключевых конференц-залов проведения юбилейных торжеств к 800-летию Нижнего Новгорода. В сущности, его можно понять как обширный светлый холл, соединенный с конференц-залом в «зеркальной» части. Протяженный юго-восточный фасад, параллельный Оке и Советской улице, решен как ряд белых пилонов и стекол, отчего ощутимо напоминает Кремлевский дворец съездов – сходство с Кремлевским контекстом подчеркивает даже само по себе соседство псевдорусского Ярмарочного дома. Но угол поворота пилонов плавно меняется, стекло они как будто «тянут» за собой: так образуется зигзагообразный ряд высоких треугольных эркеров, который в плане напоминает веер, а в объеме – волну, что придает решению, ощутимо ретроспективному, современную динамичную трактовку, если не сказать оживляж.
Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
Фотография © Станислав Горшунов / предоставлено АБ ГОРА
Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
Фотография © Станислав Горшунов / предоставлено АБ ГОРА
Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
Фотография © Станислав Горшунов / предоставлено АБ ГОРА
Павильон №2 Нижегородской ярмарки, 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон №2 Нижегородской ярмарки, 2021
Фотография: Архи.ру
  • zooming
    1 / 4
    Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
    © АБ ГОРА
  • zooming
    2 / 4
    Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
    © АБ ГОРА
  • zooming
    3 / 4
    Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
    © АБ ГОРА
  • zooming
    4 / 4
    Бар. Проект. Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
    © АБ ГОРА

Неудивительно, что ролик, представлявший проект на премии, начинался с московского КДС на известной открытке, затем показывал нижегородский Московский вокзал – тоже ужасно похожий, так же как и реконструкцию концертного зала «Юпитер», произведенную Станиславом Горшуновым в 2018–2019 годах. Все эти здания легко выстраиваются в общую линию, и павильон занимает в общем ряду свое почетное место. 

Можно было бы сказать, что пилонада КДС осмыслена здесь через ветер, который в Нижнем постоянно дует с рек, отчего ровный ряд устоев «колышется», но не по-настоящему, а визуально, как скульптура, оживающая при смене ракурсов в обходе. Однако важно, что на входном торце со стороны Ярмарочного дома четыре пилона действительно подвижны – они реализованы как «поворотные пилоны револьверного типа», причем высота каждой створки больше 10 м, вес больше 2 тонн, поворачиваются дистанционно. 
Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
предоставлено АБ ГОРА

Сам Станислав Горшунов на награждении определил свое произведение как «античный ангар с какими-то нашими выдумками», и – достаточно неожиданно – переключил внимание аудитории на здание Корнер плейс, как «гораздо более качественное и нужное для Нижнего Новгорода» и как прецедент качества, к которому надо стремиться. Что возвращает нас к другому объекту короткого списка – офисному зданию в центре города, на перекрестке улиц Алексеевской и Пискунова, – которое, по словам Марины Игнатушко, на первом этапе голосования было абсолютным лидером, затем уступив ярмарочному павильону. 
БЦ Corner place: шорт-лист
БЦ CORNER PLACE
Фотография © Александр Ивасенко, Илья Тарасов

Итак, БЦ Corner place стал главным конкурентом павильона на премии. Хотя отчасти здания может объединить тот факт, что они оба – результаты завершения долгостроев. Корнер плейс занимает место двухэтажного доходного дома конца XIX века, довольно типичного примера мещанской застройки, в советское время работавшего как областной Дом крестьянина. В 2010-е на его месте была спроектирована гостиница, начато строительство, бетонный каркас ждал какое-то время своей судьбы. Затем сменился владелец, и новый заказчик обратился к АБ «Проспект» Бориса Тарасова и Егора Рыбина с просьбой «сделать как в Лондоне». 
БЦ CORNER PLACE. Вид по улице Алексеевской
Фотография © Александр Ивасенко, Илья Тарасов
БЦ CORNER PLACE
Фотография © Александр Ивасенко, Илья Тарасов
БЦ CORNER PLACE
Фотография © Александр Ивасенко, Илья Тарасов

Итогом стало здание, скомпонованное в парадигме последних десяти, примерно, лет развития русской, да и мировой, архитектуры в целом: это имитация, как уже было сказано, брандмауэрной застройки, ряда разных фасадов, выстроенных в один ряд по красной линии. Цельность обеспечивает общая высотность, чьи небольшие перепады спланированы ради того, чтобы избежать монотонности, общий уличный фронт из полированного гранита с витринами, в основном, ресторанов, а также общий верхний этаж из имитации кортена (впрочем, при взгляде с улицы выглядит как настоящий), с отступом террас перед ним. Современность нового дома подчеркнута скруглением каменных углов – для них пришлось специальным образом обточить снаружи достаточно толстый слаб камня – и моллированным стеклом окон на тех же углах. Известняковые фасады чередуются с кирпичными, покрытыми клинкерной плиткой, которая образует немного ершистые скругления «полуколонн». С ними перекликаются полукруглые ниши на самом восточном каменном фасаде по улице Пискунова.
БЦ CORNER PLACE
Фотография: Архи.ру
БЦ CORNER PLACE
Фотография: Архи.ру

Многие сходятся в том, что фасады – а в сущности, речь в данном случае именно о них – реализованы очень тщательно. Толщина практически всех швов одинаковая, это видно при простом проходе по улице вдоль первого этажа. 

Если рассматривать павильон №2 и Corner place в контексте премии как пару конкурирующих объектов, становится заметно, что они во многом представляют противоположность друг другу. Павильон – временное сооружение, построен и быстро и относительно экономно, хотя у него есть управляемые подвижные револьверные двери и стекла высотой 4 м на псевдоструктурной системе. Несмотря на соседство ярмарочного дома, окружающий его контекст скорее советский, он расположен в дальнем углу ярмарки и окружен большим открытым пространством. БЦ – сооружение более чем капитальное, на вид очень «капиталистическое», дорогое, тщательно реализованное, хотя, насколько мне известно, часть дорогих материалов в процессе реализации все же заменили на похожие, но более экономные. Один представляет собой вариации на темы классического модернизма, «передает привет» семидесятым. Другой построен на осмыслении, если не сказать имитации, среды городского центра. Притом что такая частота фасадов не очень свойственна центру Нижнего и даже не похожа на бывший здесь Дом крестьянина – тот был «длинным». Скорее это «Лондон», чем Нижний. 

Строго говоря, две постройки оказываются на двух полюсах современности, притом что обе современны, можно заметить, что павильон лучше «укоренен» с нижегородском контексте, не говоря уже о контексте творчества автора и, возможно, более актуален. БЦ, напротив, удивителен качеством исполнения и, как было многократно сказано, может служить примером такого качества в городской среде, более архаичен не потому, что имитирует традиционный город, а скорее потому, что принадлежит к тренду, который развивается уже лет 10, если не сказать 20, и немного уже, так сказать, клонится к закату. Что не делает один из двух объектов хуже или лучше, но любопытно, какое между ними возникает напряжение – его, возможно, премия и показала. 

Третий объект еще интереснее, поскольку, во-первых, подтверждает признанное мнение о разнообразии рейтинга, а во-вторых, образует из обозначенной двухполярности треугольник. 

Собственный дом Зои Рюриковой: короткий список
«Архозавр». Собственный дом архитектора Зои Рюриковой
Фотография предоставлена Зоей Рюриковой и 14 рейтингом архитектуры Нижнего Новгорода

С этим домом все наоборот. Он спроектирован больше, чем 10 лет назад, причем по словам автора, архитектора и сейчас председателя нижегородского союза архитекторов Зои Рюриковой, через 2 года ей, автору, разонравился. То есть мы имеем дело с проектом 2010 года, а постройка не завершена до сих пор. Притом что семья строит дом своими силами – и на премии он был представлен как принципиально не завершенный «Архозавр». Видимо потому, что древний, ползущий по склону то ли крыльями птеродактиля, то ли птичьими носами. 
«Архозавр». Собственный дом архитектора Зои Рюриковой
Фотография предоставлена Зоей Рюриковой и 14 рейтингом архитектуры Нижнего Новгорода

Дом расположен крутом на склоне на краю деревни Кузьминка, которая на входит в черту города Нижнего, но от которой до центра примерно 20 минут на машине, – таким образом, что деревни из него е видно никак. Как будто он стоит «в чистом поле». Чтобы добраться до дома надо миновать несколько «деревенских» улиц, плотно заставленных крупными домами-коттеджами, в основном кирпичными, но временами обшитыми сайдингом. Морфологически дом не имеет с коттеджами в строю улицы ничего общего: он легче, тоньше, стоит на опорах-ногах (хотя часть пространства первого яруса семья все же застроила, первоначально дом был еще более тонконогим). По склону он выстраивает диагональ между острым носом-навесом над входным крыльцом и похожим треугольником с другой стороны, над открытой террасой с гамаками. Но «вползает вверх» не только дом, а и баня – расположенная выше, привязанная «ниткой» деревянной лестницы. 
«Архозавр». Собственный дом архитектора Зои Рюриковой
Фотография предоставлена Зоей Рюриковой и 14 рейтингом архитектуры Нижнего Новгорода
«Архозавр». Собственный дом архитектора Зои Рюриковой
Фотография предоставлена Зоей Рюриковой и 14 рейтингом архитектуры Нижнего Новгорода

Внутри дом закручен вокруг лестницы – железобетонной, отлитой собственноручно, безо всяких строителей, лестницей с «обратными ступенями», парящей в пространстве и поворачивающей. Она служит «сердечником», а может быть, позвоночником дома-существа.
«Архозавр». Собственный дом архитектора Зои Рюриковой. Лестница
Фотография: Архи.ру

Надеемся, что часть других объектов рейтинга нам тоже вскоре удастся описать. Но эти три, как кажется, образуют три самых интересных полюса, представляющих нам нижегородскую архитектуру и даже школу как явление по-прежнему разнообразное и живое.  

24 Февраля 2022

Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Светлый Нижний
В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.
Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Светлый Нижний
В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.
Рейтинговая революция
Полуторамесячный марафон подведения итогов рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг. закончился. На этот раз целых 7 объектов были признаны равноправными лидерами, после чего, согласно традиции, воссозданы в кремо-бисквитном формате и церемониально съедены.
Грядут перемены. Подведены итоги Рейтинга архитектуры...
В пятницу, 1 февраля, в Доме архитектора прошла торжественная церемония объявления и награждения победителей, завершившаяся знаменитым поеданием «героя вечера» – огромного 40-килограмового торта в виде здания-победителя. Архитектура участвоваших в Рейтинге зданий демонстрирует, что в стилевых предпочтениях нижегородской школы намечаются существенные перемены – считает обозреватель Архи.ру Елена Петухова
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.