Дом для друзей

Юбилейная, десяти лет от роду, премия АРХИWOOD присудила гран-при Николаю Белоусову за достижения, предложила одну нестандартную номинацию, а главная премия досталась Сергею Мишину за его собственный дом. Рассказываем о победителях и о церемонии.

mainImg
Куратор и вдохновитель премии Николай Малинин для начала определил деревянную архитектуру как #добро. Сказав, ну прямо как Бильбо Беггинс на своем столетнем дне рождения, примерно следующее: деревянную архитектуру в России делают исключительно хорошие люди, а всю остальную делают люди разные. Приветствовать собравшихся пришлось видеообращением, поскольку несмотря на приложенные усилия Николаю Малинину не удалось приехать на награждение из США, и церемонию вел, и надо признать, блестяще, Владимир Кузьмин.

Пусть не сто, а десять лет, но премия не только накопила традиции и собрала круг единомышленников, но, надо думать, послужила одним из драйверов развития отрасли, которая сейчас пребывает в совершенно ином, чем 10 лет назад, более развитом состоянии, ожидая пересмотра нормативов в сторону разрешения многоярусного деревянного строительства и в целом меньших опасений в пожароопасности материала, что позволило бы строить больше и интереснее. Увы, Олег Панитков, работавший, в частности, над пересмотром этих нормативов и входивший в экспертный совет премии, не дожил до церемонии меньше месяца.

Но вернемся к премии. Если говорить о тенденциях – значительную часть шорт-листа заняли проекты фестиваля «Древолюция», события профессионального и значимого; но ни один не получил премии, зато жюри присудило Николаю Белоусову и, как-то так получилось, всем его предприятиям в целом, гран-при за достижения «по совокупности». 

Гран-при
Бывало, гран-при доставался зданиям, вот к примеру Осташевскому терему, а теперь – человеку (так и хочется добавить «и пароходу»), со свежей, впервые появившейся в истории АРХИWOOD'a, формулировкой «за карьеру» – что-то наподобие венецианского lifetime achievement или московского «архитектора года». Владимир Кузьмин пригласил на сцену участников фестиваля «Древолюция», молодых архитекторов, студентов Николая Белоусова, и поздравил мэтра, назвав его создателем, благодетелем и праведником деревянной архитектуры. Закончилось все скромным заявлением лауреата, что награждать надо участников фестиваля, поскольку делают всё они, а он только наблюдает.
  • zooming
    1 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019. Речь по скайпу куратора Николая Малинина.
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    2 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019. Александр Львовский
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    3 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019. Владимир Кузьмин и Николай Белоусов
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    4 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019. Александр Львовский и Тотан Кузембаев
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    5 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019. Юлия Зинкевич.
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    6 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019.
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    7 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019.
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    8 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019. Алексей Розенберг.
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    9 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019. Игорь Шварцман и портрет Сергея Мишина.
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    10 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019.
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    11 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019. Стас Горшунов
    © Фото: Анна Пешкова
  • zooming
    12 / 12
    Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019.
    © Фото: Анна Пешкова
Церемония награждения премии АРХИWOOD 2019. Гран При вручен Николаю Белоусову.
© Фото: Анна Пешкова

И все-таки – Белоусов действительно мэтр деревянной архитектуры, основатель направления, соединившего современную архитектуру с традициями бревенчатого дома, учитель многих, создатель, без преувеличения, школы. В справедливости награды сомневаться не приходится, скорее она даже самоочевидна.

Спецприз жюри 
Сильная сторона хорошей премии – умение вовремя подстроиться под материал. Какое-то случилось несогласие в жюри, и оно принесло нам новую номинацию, отметившую «Братеевские телепортеры» от бюро Практика Григория Гурьянова. Никакие они не телепортеры на самом деле – название это образный ход, – а навесы, защищающие пешеходную дорожку к парку «Братеевская пойма» от ЛЭП, отвечая современным нормативам безопасности (надо же, а когда-то под ЛЭП дачные участки давали, и дети резвились там под линиями электропередач). Деревянная решетка защищает путь от несчастного случая, к примеру, если высоковольтные провода вдруг оборвутся – безусловно полезная конструкция и общественное благо: ведь кому нужен парк, если до него сложно добраться? А здесь и по прямой идти около километра, – уточняют авторы.
Братеевские телепортеры. Парк «братеевская пойма». Бюро «Практика» Григорий Гурьянов, Денис Чистов и Александрина Левандовская
© «Практика»


Загородный дом
Номинация «Загородный дом» – в сущности, главная. Многоэтажное деревянное строительство в стране не разрешено, поэтому самым крупным и, как правило, продуманным, завершенным и внушительным высказыванием в сфере деревянного строительства оказываются частные жилые дома. Хотя в последнее время их с успехом теснят общественные пространства, в которые вкладывают все больше разнообразных ресурсов, «индивидуальный дом» позиций не сдает, вот и сейчас в шорт-листе обнаружилось достаточно много – целых восемь, претендентов. Хотя в прошлом году было десять. Но очевидно, что деревянных домов современной архитектуры достаточно много, они вошли, как говорится, в тренд.

За десять лет существования премии вектор развития ее главной номинации видится такой. В ней побеждали дома четырех типов: ортогональный модернизм вроде дома Григория Дайнова в Ярославской области или Дома FAS(t); архетипический модернизм с двускатной крышей, как у Алексея Розенберга в Духанино или Бориса Бернаскони в «Волга-даче»; бревенчатый дом «Ловушка для солнца» Николая Белоусова; и, наконец, деревянная параметрика, к которой можно причислить Дом Кино от бюро Le Atelier, победившего в прошлом году, – также как и лауреата этого года, собственный дом архитектора Сергея Мишина в Вырице.
  • zooming
    1 / 3
    Дом архитектора в Вырице. STUDIO MISHIN. Арх. Сергей Мишин.
    © Фото: Юрий Пальмин
  • zooming
    2 / 3
    Дом архитектора в Вырице. STUDIO MISHIN. Арх. Сергей Мишин.
    © Фото: Юрий Пальмин
  • zooming
    3 / 3
    Дом архитектора в Вырице. STUDIO MISHIN. Арх. Сергей Мишин.
    © Фото: Юрий Пальмин

«Я, примотавши к удочке айфон, фотографировал нужные мне фрагменты пейзажей, чтоб заключить их в рамы окон, а уже после вокруг них построить тело дома», – так поясняет свой замысел автор. Так что форма дома, крышу и стены которого покрывает единая «кожа» из обожженной лиственницы, родилась из видоискательства. Эксперты моментально прозвали дом «пластилиновым», так как его родившаяся из изысканий форма была представлена, помимо собственно дома, лепным макетом отличной степени обобщения и скульптурной «мятости». Иными словами выходит, что в деревянной премии победил пластилиновый дом. Ну и отлично.

Онлайн-голосование отдало победу First House Егора Егорычева. При вручении не обошлось без дискуссии: Тотан Кузембаев, выйдя на сцену, озвучил свой любимый тезис (ну, или один из) о ненадежности результатов народного голосования, чем, будем надеяться, не испортил автору победу. Впрочем автор сам виноват – разговор-то начал он сам, буквально вызвав Тотана на спор в момент получения награды.
  • zooming
    Премия онлайн-голосования.FirstHouse. DIAGONAL. Арх. Егор Егорычев
    © Фото: Наталья Меликова
  • zooming
    Премия онлайн-голосования.FirstHouse. DIAGONAL. Арх. Егор Егорычев
    © Фото: Наталья Меликова

Дом маленький, 5х6 м, но способен вместить семью с двумя детьми и двух гостей. Несмотря на миниатюрность, в нем присутствуют все базовые составляющие современного загородного дома, даже витраж на фасаде и комната на чердаке под скосом кровли.

Малый объект
Авторы домика FLEXSE, лучшего по версии жюри, Степан Кухарский и Алине Черейская, тоже скосили крышу, но в плане у них овал, а дом сочетает гибкость, flex, с самым маленьким размером – xs. По словам авторов, он может принять множество разных функций, но на примере-образце показана баня.
  • zooming
    Flexse. Санкт-Петербург. SA Lab. Арх. Степан Кухарский, Алина Черейская
    © Фото: Екатерина Титенко
  • zooming
    Flexse. Санкт-Петербург. SA Lab. Арх. Степан Кухарский, Алина Черейская
    © Фото: Екатерина Титенко

Приз народа получил домик охранника фермы «Заазяково» в деревне Среднее Азяково под Йошкар-Олой, чей исключительно ажурный, даже кружевной образ, надо думать, призван смягчить суровую функцию. А может быть и подманить поближе: видишь, милая такая беседка, подходишь ближе, а там охрана и хорошо, если без собаки.
Дом охранника фермы Заазяково в Йошкар-Оле.
© фото Евгения Ларкина

Общественное сооружение
В этой весомой номинации мнение народа и жюри совпало. Победителем стала База отдыха в новосибирском Заельцовском бору. Надо сказать, что база выглядит довольно камерно, потому что разделена на два объекта по сторонам глубокого оврага: дом с диагональной сеткой витража и высокий узкий портал входа. В полуподземном корпусе находится пункт проката спортивного инвентаря, а на крыше можно проводить мероприятия.
  • zooming
    База отдыха в Заельцинском лесу. Архитекторы: Rizhome. Евгений Решетов, Татьяна Синельникова, Анастасия Воропаева, Илья Беляков
    © Фотограф: Дмитрий Цыренщиков
  • zooming
    База отдыха в Заельцинском лесу. Архитекторы: Rizhome. Евгений Решетов, Татьяна Синельникова, Анастасия Воропаева, Илья Беляков
    © Фотограф: Дмитрий Цыренщиков

Дерево в отделке
Номинации «Дерево в отделке» пришлось в этом году пережить встряску: экспертный совет не оставил в ней ничего, но затем жюри, приглядевшись внимательнее к объектам, перенесло трех претендентов из других разделов сюда.

Победитель номинации «Дерево в отделке» по версии жюри – павильон-гостиная «Точка на карте»
из Приозерска.
  • zooming
    1 / 3
  • zooming
    2 / 3
  • zooming
    3 / 3

В народном голосовании выиграл Павильон будущего, построенный в Выксе по результатам конкурса фестиваля «Арт-овраг». Лестница-геликоид делит пространство на две части: открытую общедоступную и закрытую всесезонную. Удивительная по красоте и динамике ротонда может одновременно функционировать как концертный и театральный зал, коворкинг, спортивная площадка и выставка. Приз вручил гуру деревянной архитектуры и многократный призер АРХИWOOD Тотан Кузембаев.
  • zooming
    1 / 3
    Павильон будущего в Выксе. Авторы: Сергей Неботов, Анастасия Грицкова, Сергей Аксенов
    © фото Илья Иванов
  • zooming
    2 / 3
    Павильон будущего в Выксе. Авторы: Сергей Неботов, Анастасия Грицкова, Сергей Аксенов
    © фото Илья Иванов
  • zooming
    3 / 3
    Павильон будущего в Выксе. Авторы: Сергей Неботов, Анастасия Грицкова, Сергей Аксенов
    © фото Илья Иванов

Который – отвлечемся на минуту – в этом году не выставил на АРХИWOOD свою орденоносную усадьбу Клаугис. На церемонии Тотан сказал: пора дать дорогу молодым, и даже – надо бы всем, кому больше сорока пяти, запретит участвовать... На что Владимир Кузьмин парировал: ну, ты же предложишь нам всем сейчас встать и выйти? Вопрос остался открытым. Но заметим, что Николай Малинин в своем обзоре шорт-листа привел иное объяснение отсутствия знаменитой виллы в списке премии, а именно: ее несущая конструкция бетонная. 

Арт-объект
По мнению жюри лучшим арт-объектом стал архитектурно-концептуальный проект Фанерный театр – вполне действующая сцена-инсталляция из БДТ имеи Г.А. Товстоногова. Это настоящий театр со сценой и гардеробной, посвященный столетию Большого драматического. Красный ледокол вклинивается\встраивается в пространство старого зала. Естественно, вспоминается 1919 год, авангард, «клином красным бей белых». Образ построен на сложных отношениях старого и нового. Проект делали архитектор, художник и режиссер.
  • zooming
    Фанерный театр в БДТ. Санкт-Петербург. Объединение АрхАтака. Архитекторы: Андрей Могучий, Александр Шишкин-Хокусай, Андрей Воронов
    © Фото Сергей Мисенко, Стас Левшин, Светлана Щагина, Виктор Бергарт
  • zooming
    Фанерный театр в БДТ. Объединение АрхАтака. Архитекторы: Андрей Могучий, Александр Шишкин-Хокусай, Андрей Воронов Объединение АрхАтака.
    © Фото Сергей Мисенко, Стас Левшин, Светлана Щагина, Виктор Бергарт

Приз народ получила Стайка 2607 Алексея Лучко в Сатке. Стайками называются местные сараи, собранные из чего попало, и тема отлично легла на любимую совриском в целом с давних времен тему objets trouvés. Казалось бы, лет сто прошло, а всё не надоедает, даже наоборот, приобретает новые ракурсы.
Стайка 2607 Челябинская область, город Сатка. Алексей Лучко
© фото Денис Шакиров, Анна Филиппова

Реставрация
Что сказать, номинация появилась в составе премии не сразу и, звучно стартовав, теперь несколько затормозила развитие: два объекта лонг-листа, браво перешедшие в короткий список, поделили между собой приз жюри и любовь народа.

Первый достался часовне Авраамия Городецкого, скромному сооружению начала XX века. Ее перебрали, сохранив 30% подлинных бревен, и перевезли к Осташевскому терему; проектом руководил ученик Александра Попова Антон Мальцев. Удивительно, сто лет назад таких часовен было много, а теперь мы реставрируем чудом (уж не молитвами ли преподобного Авраамия, славного исцелениями бесноватых?) уцелевшие крохи.
Часовня Авраамия Городецкого. Антон Мальцев
© фото Антон Мальцев

В народном голосовании победил вологодский дом Извощикова, уже похваленный Архнадзором. Городская усадьба состоит из двух частей, деревянной и каменной, и деревянную пришлось изрядно перебрать, по выражению специалистов. И между тем дом претендует на то, чтобы быть воспринят как своего рода хороший знак: в Вологде так долго заменяли деревянные дома бетонными муляжами, что восстановление в материале – уже немалая победа, хорошо бы она обозначила тенденцию. Вручая приз, Надежда Снигирева, архитектор и активист из вологодской «Проектной группы 8», определили проект словами: «сделать невозможное в невозможных условиях».
  • zooming
    Дом Извощикова в Вологде.Герман Якимов, Владимир Новоселов, Алексей Смирнов, Сергей Попов
    ©Фото В.Новоселов
  • zooming
    Дом Извощикова в Вологде.Герман Якимов, Владимир Новоселов, Алексей Смирнов, Сергей Попов
    ©Фото В.Новоселов

Что ж, согласимся, хотя хотелось бы, чтобы проектов в номинации реставрация было больше, и главное, чтобы премия не отказалось от этой, казалось бы, «несовременной» номинации – должен же кто-то отыскивать примеры по-настоящему современной реставрации, а именно ориентированной на сохранение подлинности, и показывать их людям. 

Дизайн городской среды
Приз жюри достался набережной малого города Кулебаки Нижегородской области – счастливые лауреаты пожаловались, что городу не везет, никак не удается получить министерский грант на благоустройство. И все же набережную реализовали даже без гранта. Пожелаем же городу удачи, возможно, премия ее принесет.
Набережная малого города в Кулебаки. Стас Горшунов,
© фото Стас Горшунов

В он-лайн голосовании победила Горка-Лиса из Казани, подобие оригами из дерева с прекрасным, надо сказать, металлическим скатом. Получив приз, авторы обещали «порадовать лису», сообщив ей о награде.
  • zooming
    Горка-Лиса. архбюро «Чехарда», архитекторы Дарья Бычкова, Мария Помелова, Петр
    © Фото Даниил Шведов
  • zooming
    Горка-Лиса, архбюро «Чехарда», архитекторы Дарья Бычкова, Мария Помелова, Петр
    © Фото Даниил Шведов

Интерьер
И здесь обнаружилось всего два объекта – только не сразу, как в реставрации, а после отбора, проведенного экспертным советом. Что неоднократный лауреат премии Алексей Розенберг, вручая приз, назвал тревожным симптомом. Выбирать было особенно не из чего.

Жюри наградило жилой дом «Казарма», оформленный Дмитрием Кондрашовым.
Интерьер жилого дома «Казарма». AANDDprojects Архитектор Дмитрий Кондрашов
© Фото Егор Котов

Лидером народного голосования признали хостел «Барабан» на заводе «Флакон», отмеченный ярким желтым цветом, похожим на фирменный цвет АРХИWOODа. Вокруг того сходства и крутились реплики в момент вручения приза.
  • zooming
    Hostel Baraban. Арх. Наталья и Алексей Истомины
    © Фото Юрий Гришко
  • zooming
    Hostel Baraban. Арх. Наталья и Алексей Истомины
    © Фото Юрий Гришко

Предметный дизайн
Жюри признало лучшим кресло-стол «Карл» Эдуарда Забуги, художника, который более двадцати лет проектирует деревянные объекты.
Стол-кресло «Карл». Дизайнер Эдуард Забуга
© фото Эдуард Забуга

Приз народного голосования получил светильник WOOD LINE – торшер из дуба дизайнера Вадима Голубева и инженера Евгения Голосова из Новосибирска.
Светильник WOOD LINE. Дизайнер Вадим Голубев и инженер Евгений Голосов. Новосибирск
© фото Даша Романова

Спецпризы
От шведской компании Kährs:
  • Иван Овчинников и Ольга Сандакова. Дом-мост. Дубль-дом 3-й серии;
  • Ольга Ветошева и Эдуард Захаров. Дом ЛОДЖ;
  • Архитектор Иван Шалмин. Дом «Шершавый длинный».
  • zooming
    1 / 4
    Дом-мост. Дубль-дом 3 серии. Иван Овчинников и Ольга Сандакова.
    © Фото Артем Ласовский Иван Овчинников
  • zooming
    2 / 4
    Дом-мост. Дубль-дом 3 серии. Иван Овчинников и Ольга Сандакова.
    © Фото Артем Ласовский Иван Овчинников
  • zooming
    3 / 4
    Ольга Ветошева и Эдуард Захаров. Дом ЛОДЖ
    © фото Дима Цыренщиков
  • zooming
    4 / 4
    Иван Шалмин. Дом «Шершавый длинный»
    © Фото Евгений Лучин

От компании «Русский дизайнерский дом»:
  • Ольга Ветошева и Эдуард Захаров. дом ЛОДЖ;
  • Бюро Archpoint. Wine Boutique;
  • Элина Туктамишева. Коллекция светильников «Лемех»;
  • Андрей Дойницын, Алексей Гарбузов за проект резиденции “ARK”;
  • Антон Мальцев за проект реставрации Часовни Авраамия Городецкого.
  • zooming
    1 / 3
    Ольга Ветошева и Эдуард Захаров. Дом ЛОДЖ
    © фото Дима Цыренщиков
  • zooming
    2 / 3
    Винный бутик. Бюро Archpoint. Валерий Лизунов, Виталий Чипак и Ольга Носова
    © фото Ольга Мелекесцева
  • zooming
    3 / 3
    Дизайнер Элина Туктамишева. Коллекция светильников «Лемех»
    Фото: София Декор

Ольга Захарова, экс-директор Парка Горького, премировала спецпризом за «Деревянное в городе» проект Набережной в Туле бюро Wowhous, вклад которого в этой области масштабен и хрестоматиен. И затем долго и убедительно призывала аудиторию проектировать общественные пространства, думая не только о так называемых хипстерах, но и о стариках.
Архитекторы: Wowhous Руководители бюро: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро. Михаил Козлов (ведущий арх), Мария Хохлова, Анастасия Измакова, Анна Карнеева, Марина Пахомова, Кристина Рыкова, Ян Фриз
© Wowhaus

 

24 Сентября 2019

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
АРХИWOOD: десять лет без права на приписки
Определен шорт-лист юбилейной, 10-й по счету, премии АРХИWOOD. Интернет-голосование за лучшие деревянные объекты года уже стартовало, а торжественная церемония награждения победителей состоится в этом году в Музее «Гараж» 19 сентября. О номинантах рассказывает куратор премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.